План- конспект урока изо в 3 классе на тему:"Дивный сад на подносах"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_v_3_klasse.docx | 201.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративное рисование «Дивный сад на подносах»
3-а класс учитель изо 416 школы Петродворцового района Багомолова Лидия Серафимовна
Декоративное рисование «Дивный сад на подносах»
Цель деятельности педагога: Расширить представления учащихся о жостовском промысле; ознакомить детей с историей промысла, изделиями, схемами размещениями букетов на подносе, последовательностью работы над изделиями; учить составлять композицию из цветов в стиле жостовских мастеров, выполнять элементы жостовской росписи; развивать умения анализировать изделия, самостоятельно планировать собственную деятельность, работать красками; воспитывать интерес к культуре своего народа, сокровищам народного творчества
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Методы и формы обучения: Объяснительно – иллюстративный, практический, индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия и термины: Жостовский промысел, замалевок, тенежка, пркладка, бликовка, чертежка, привязка, уборка.
Образовательные ресурсы: Единая коллекция образовательных ресурсов. Планирование к учебнику В.С. Кузина «Изобразительное искусство», 3 класс. Режим доступа: http://school-coollection.edu.ru/catalog/rubr/0000901-а000-4ddd-е2fl-4300476017е2
Наглядно - демонстрационный материал : Презентация по теме: Жостовские подносы»
Оборудование: краски, кисти, стакан с водой, салфетка, цветные карандаши, альбом.
Планируемые образовательные результаты. Предметные умения: познакомятся с историей жостовского промысла, отличительными особенностями росписи подносов жостовскими мастерами, схемами размещения букетов на подносах; научатся выполнять элементы жостовской росписи, составлять композицию из цветов для росписи подноса.
Межпредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные - научатся строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о народном промысле, осуществлять анализ предметов декоративно-прикладного искусства, выделять общее и частное; регулятивные - научатся контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике ,принимать учебную задачу, осуществлять итоговый и пооперационный контроль деятельности; коммуникативные - научаться участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые выказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культуре своего народа.
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимо- действия | Универсальные учебные действия | Формы контроля |
1.Организаци- ционный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся. - Сегодня на уроке мы совершим виртуальное путешествие в село Жостово. Цель нашего путешествия-познакомиться с известнейшим народным промыслом. Знаете – ли вы, что делают мастера жостовского промысла? Дивные подносы выходят из под их рук. | Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |||
2. Изучение нового материала | Словесно-иллюстративный рассказ «Жостовский промысел» Просмотр мультимедийной презентации. Словесно - иллюстративный рассказ с элементами беседы «Жостовская роспись». Рассматривание слайдов или изделий. Словесно - иллюстративный рассказ «Техника росписи». Просмотр мультимедийной презентации. Практическое задание. Физкультминутка | - Жостовская роспись-народный промысел художественной росписи металлических подносов, существует в селе Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине 18 века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых, и только в первой половине 19 века подносы стали изготовлять в деревнях Московской губернии. Скоро московский промысел стал ведущим. Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность без укоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Роспись является наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества. - Опишите, какое настроение вызывает у вас роспись на жостовских подносах. - Жостовская роспись - это древнее и потрясающее красивое ремесло. Отличие ее от других росписей – обилие красок, яркие ни с чем ни сравнимые тона, реалистичность цветов и птиц, других элементов. Что нарисовано на жостовских подносах? Сюжеты росписи – цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из народной жизни. Пейзажи сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространенным видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно расположенную на блестящий лаковый фон. Три четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки) окружаются россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины . растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными. Техника жостовской росписи , как и сама роспись каждого полноса, своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы ни было образцов. За подкупающей легкостью и непринужденным артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых, в прошлом безвестных крестьянских художников. Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. Рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперек подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись. Рисует свободно, быстрыми и точными масками. Даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое. - Выполняется роспись в 4 этапа. 1. Начинается с замалевки: разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалеванные подносы сушатся в печах в течении нескольких часов. 2. Следующими этапами, тенежкой и прокладкой, строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. 3. После этого следует бликовка, то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объемы. 4. завершается роспись изящной графикой. чертежки и привязки. Упругие линии «чертежки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчеркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившие в промысле традиционные приемы каждый мастер использует по- своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма ( например бликовка может мягко «сплавляться» с прокладкой, а может четко выделяться на ней). В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос - это уникальная авторская работа. Наблюдает за работой учащихся. - Рассмотрите схемы размещения букетов на подносах. - определите, по какой схеме выполнена роспись представленных на выставке подносов. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся. Помогает затрудняющимся в выполнении задания. Проводит физкультминутку | Слушают учителя, рассматривают слайды, анализируют информацию. Слушают учителя, одноклассников анализируют информацию, отвечают на вопросы; рассматривают изделия. Слушают учителя, рассматривают слайды, рабо- тают с учебником, анализируют информацию. Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, анализируют информацию. Выполняют задание. | Фронтальная Фронтальная фронтальная Фронтальная Фронтальная. | Личностные: положительно относятся к занятиям предметно - практической деятельностью. Познавательные: извлекают необходимую информацию из послушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о жостовском промысле. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: Умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: проявляют терпение и доброжелательность в дискуссии. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывания в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: Участвуют в коллективных обсуждениях, умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы, описывать объект. Личностные: сориентированы На проявление интереса художественной деятельности Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике росписи. Коммуникативные: Умеют слушать учителя, инициативно Сотрудничать в поиске и сборе информации. Регулятивные принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: рассматривают изделия, рисунки с целью освоения и использования информации; осуществляют поиск информации из разных источников. Коммуникативные: Умеют формулировать ответы на вопросы. Познавательные: Осознанно читают текст, рассматривают изделия, рисунки с целью освоения и использования информации; осуществляют поиск информации из разных источников. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания. Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
| Устные ответы |
3. Творческая практическая деятельность | Организация рабочего места
Беседа «Что мы будем рисовать?
Практическое задание
| Проверяет организацию рабочего места. Руководит деятельностью учащихся: дети выбирают форму и цвет подноса, составляют последовательность выполнения росписи с опорой на памятку в учебнике. Контролирует правильность приемов работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. - Выполните цветочную композицию в технике жостовской росписи | Организуют свое рабочее место Выполняют задания | Индивидуальная Индивидуальная | Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью Познавательные: организовывают творческое пространство, знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения. Познавательные: анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы работы. Регулятивные: Умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций ( алгоритм действий). Коммуникативные: принимать учебную задачу. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения и коррективы | Выполнение цветочной композиции в технике жостовской росписи |
Итоги урока. Рефлексия. | Выставка и презентация работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. Домашнее задание | Организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание, комментирует качество выполненной работы по критериям аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д. Организует беседу по вопросам. - Что нового вы узнали? - Все ли вам удалось в этом задании? - Что не удалось? Почему? Объясняет задание. -Найдите информацию о традициях чаепития в России. | Рассматривают рисунки, представляют и оценивают их: слушают учителя, отвечают на вопросы. Слушают учителя | Фронтальная Индивидуальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: Оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: Умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу на уроке; устные ответы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока для 6го класса по теме "Королевский Лондон"
План-конспект урока для 6го класса по теме "Королевский Лондон " к учебному комплекту Афанасьевой О.В., Михеевой И.В....
План-конспект урока в 6 классе по теме "Домашние питомцы"
План-конспект урока в 6 классе по теме "Домашние питомцы"Учебник: Enjoy English 5-6кл. Биболетова...
План-конспект урока в 6 классе по теме "Рецепты различных блюд"
по учебнику Enjoy English 5-6...
План-конспект урока в 6 классе по теме: "Цвет в натюрморте".
Роль цвета в натюрморте. Цвет и настроение. Выражение чувств, эмоций через цветовую гамму....
Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс».
Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс»....
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)
Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...