Рабочая программа по ИЗО 2 кл
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Рыбакова Альбина Аркадьевна

рабочая программа по ИЗО 2 кл. Неменский. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_izo_2_kl.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального образования на основании целостного интегрированного курса программы «Изобразительное искусство и художественный труд» для 2 класса, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО  Б.М. Неменского //Сборник программ для 1 – 9 классов. -  М.: Просвещение 2007, которая является допущенной МО РФ и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования, входит в учебный комплект «Школа России».

Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы для 2 класса и рассчитана на 2010/2011 учебный год.

Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусства.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности:

  • изобразительной
  • декоративной
  • конструктивной

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»:

Формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

1. овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

2. развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись),
  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
  • декоративная работа,
  • лепка,
  • аппликация с элементами дизайна,
  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Художественная деятельность детей с дефектами зрения на уроках находит разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Тема  2 года обучения - "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.

В курсе освещены следующие разделы:

  • Чем и как работают художники
  • Реальность и фантазия.
  • О чём говорит искусство.
  • Как говорит искусство.

Основная задача второго года обучения  – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

Важно донести до детей, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. Братья – Мастера, т.е. искусство, выражает человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают. Постройкой также выражают отношение к тому. Для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональной уровне. Теперь для детей должно всё это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием.

Учебные задания предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

Программа позволяет детям с дефектами зрения освоить курс «Изобразительное искусство» в полном объёме.

 

Содержание курса

Изобразительное искусство

2 класс

34 часа

Ты и искусство

Тема 1. Чем и как работают художники (8ч)

Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.

Три основные краски, строящие многоцветие мира.

Пять красок – все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти).

Тема 2. Реальность и фантазия (7 ч)

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантази

Постройка и реальность.

"Мастер Постройки" учится у природы. Красота и смысл природных конструкций – соты пчел,

Постройка и фантазия.

"Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки" всегда работают вместе (обобщение темы).

Тема 3. О чем говорит искусство (10 ч)

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

Выражение характера человека в изображении; женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в разных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру.

Тема 4. Как говорит искусство (10 ч)

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражений.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.

Обобщающий урок года.

Тема «Ты и искусство» - важнейшая для начальной школы. Она содержит основополагающие темы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребёнка. Понимание языка искусства и связей его с жизнью выстроено в чёткой методической последовательности. Нарушение её нежелательно. Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий. Изобразительное искусство 2 класс (Школа России)

        


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

дата

Тема урока

Вид изобразительной деятельности

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

1 триместр

1

«Цветочная поляна». Три основных цвета.

Рисование по памяти и впечатлению

Знать:

  • многообразие мира – радость;
  • многообразие мира порождено тремя основными цветами;
  • весь лист бумаги занимается изображением

Уметь:

изображать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка)

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

2

«Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь

Рисование по памяти и представлению

Иметь представление об использовании трёх основных хроматических  цветов  и двух ахроматических (чёрный и белый).

Уметь:

  • изображать природные стихии без предварительного рисунка

Текущий. Ответы на вопросы.

Компоновка на листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие

3

 «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)

Рисование пастелью и мелками

Знать:

  • свойства графических материалов, их выразительные возможности;
  • конструкцию дерева, кустарника

Уметь:

  • изображать осенний лес пастелью, мелками

Текущий.

Графические материалы: пастель, восковые мелки, цветные карандаши

4

«Осенний листопад  - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации»

Декоративно -прикладное творчество

Иметь представление о художественных материалах.

Знать:

  • понятие «аппликация»

Уметь:

  • работать с различными материалами, инструментами4
  • использовать прём композиции в данном виде работы

Текущий. Ответы на вопросы.

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования

5

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов

Рисование тушью, карандашом, углём

Знать:

  • понятие «графика»;
  • две группы цветов: ахроматические и хроматические

Уметь:

  • пользоваться пером, палочкой, кистью, чёрным карандашом, углём;
  • пользоваться выразительными средствами (линией, штрихом), техникой (растушёвкой)

Текущий.

Использование материалов: пера, палочки, кисти, чёрного карандаша, угля

6-7

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме

Лепка птиц и животных (работа в объёме)

Иметь представление о работе художника-скульптора, об анималистическом жанре

Знать:

  • отличия работы в плоскости от работы в объёме
  • понятие «скульптура»

Уметь:

  • изображать животных родного края по впечатлению и памяти  из пластилина

Текущий. Ответы на вопросы.

Использование материала - пластилин

8

«Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги

Выполнение макета игровой площадки

Знать:

  • понятие «макет», его применение в дизайне и архитектуре

Уметь:

  • пользоваться сгибанием, разрезанием, склеиванием бумаги для выполнения макета;
  • переводить плоский лист бумаги в разнообразные формы

Текущий.

С/р

Склеивание простых объёмных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»), соотнесение по размеру объёмных форм построек с вылепленными животными

9

«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность

Рисование с натуры и по памяти

Знать:

  • понятия «анималистка», «пластическая анатомия»

Уметь:

  • передавать в рисунках красоту линий, формы объектов действительности, окраски предметов, их цветовой гармонии, определять пропорции

Текущий.

С/р

Передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, окраски предметов, их цветовой гармонии, определять пропорции

10

«Сказочная птица». Изображение и фантазия

Рисование по памяти и представлению

Уметь:

  • пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности;
  • творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные

Текущий.

С/р

Творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные

11

«Узоры и паутины». украшение и реальность, украшения в природе

Рисование узора паутинки

Иметь представление о деятельности художников по украшению, преобразованию окружающего мира на основе прообразов природы.

Знать:

  • понятие «дизайн»

Уметь:

  • выбирать единый изобразительный материал и технику изображения для фона и изображения узора;
  • использовать линейку и центральную симметрию

Текущий.

С/р

Центральная симметрия

12

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность

Рисование по памяти и представлению; работа по готовому трафарету, технике аппликации

Уметь:

  • пользоваться работой в технике аппликации;
  • владеть необходимыми инструментами

Текущий. Ответы на вопросы.

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования

2 триместр

13

«Кружевные узоры». Украшение и фантазия

Работа в технике «гратташ» (процарапывание)

Иметь представление об отражении элементов природы в произведениях художников, о свободном фантазировании на тему узоров, об украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов, о народных художественно-декоративных промыслах.

Знать:

  • понятие «орнамент», его элементы, законы его организации

Уметь:

  • придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звёздочки

Текущий.

С/р

Орнамент, его элементы, законы его организации (симметрия, ритм, условность цвета)

14

«Подводный мир». Постройка и реальность

Конструктивное строение: объёмное изображение фигур морской фауны и флоры

Иметь представление о работе художника-строителя, о конструктивном строении предметов и созданий окружающего мира, о многообразии конструктивных форм в природе; о связях красоты и пользы, гармонии и целесообразности конструкции.

Уметь:

  • использовать выразительные возможности художественных материалов (бумаги, гуаши) для создания объёмно - пространственной композиции «Подводный мир»

Текущий.

С/р

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования

15

Постройка и фантазия

Конструктивное строение из бумаги

Иметь представление об архитектуре, о связи формы, конструкции и назначения, функции этой формы.

Знать:

  • понятия «архитектура», «объёмные сооружения», «ландшафтная архитектура», «градостроительство»

Уметь:

  • создавать макеты фантастических зданий, конструкций

Текущий. Ответы на вопросы.

Архитектура, связь формы, конструкции и назначения, функции этой формы.

16

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись

Рисование по памяти и представлению

Иметь представление об анималистическом жанре, о выражении художником-анималистом характера зверя через форму тела, движение.

Уметь:

  • изобразить животное, показав его характер и настроение: весёлое, трусливое, стремительное, угрожающее, используя образы сказочных животных

Текущий.

С/р

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала

17

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Весёлый и грустный клоуны»)

Рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру

Знать:

  • понятия «портрет». «мимика»

Уметь:

  • отражать контрастные по характеру образы сказочных персонажей: добрый, злой, коварный, благородный, сильный, слабый.

Иметь представление о пропорциях лица и мимике, о разновидностях портрета.

Текущий. Ответы на вопросы.

Отражение контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый, злой, коварный, благородный, сильный, слабый

18

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении

Рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру

Текущий.

С/р по образцу

19

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объёме

Изображение в объёме сказочных героев (лепка)

Знать:

  • понятие «скульптура»

Иметь представление о работе скульптора.

Уметь:

  • работать с пластилином;
  • уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объёме;
  • смотреть на скульптуру с разных точек зрения, совмещать в одно целое детали

Текущий.

С/р

Передача настроения в творческой работе с помощью пластилина

20

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях

Рисование природы по памяти

Уметь:

  • изображать природу в разных состояниях;
  • строить пейзажное пространство с учётом знаний элементов перспективы

Текущий. Ответы на вопросы.

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, цвета

21

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения

Декоративное конструирование

Иметь представление о связи характера человека, украшения и его назначения, о двух сторонах – практической и художественной – в украшении бытовых вещей, о прикладных видах художественного творчества, о связи формы и узора, цвета и узора, о назначении вещи.

Уметь:

  • работать с чертёжными инструментами, трафаретом

Текущий.

С/р

Передавать в рисунках красоту линий, формы объектов действительности, окраски предметов, их цветовой гармонии, определять пропорции

22

«Морозные узоры». Украшение и реальность

Вырезание из бумаги элементов морозных узоров

Иметь представление о работе мастеров народного искусства в технике «вырезанки».

Уметь:

  • работать в технике аппликация;
  • вырезать элементы узора

Текущий.

С/р по образцу

Передавать в творческой работе  красоту линий, формы объектов действительности, определять пропорции

23

«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение

Украшение цветом, символами с выражением намерений – добрых или злых

Иметь представление о символике изображений, о произведениях изобразительного искусства в прикладных видах творчества.

Уметь:

  • украшать два сказочных флота – добрый и злой

Текущий.

С/р

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, цвета

3 триместр

   24 - 25

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев

Смешанная техника (фон-пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование)

Уметь:

  • конструировать из бумаги

Иметь представление о работе архитектора, макетчика.

Текущий.

С/р

Творчески преображать формы реального мира

26

«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета

Живописные упражнения, рисование по памяти и представлению (впечатлению)

Иметь представление о цвете как средстве выражения: «тёплые» и «холодные» цвета, «борьба» цветов.

Уметь:

  • пользоваться мазком, линией, пятном, светлотными и цветовыми  контрастами как средствами художественной выразительности

Текущий.

С/р

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета

27

«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»)

Рисование по памяти и впечатлению

Иметь представление о выразительных возможностях цвета, цветоведении.

Уметь:

  • определять оттенки одного цвета;
  • изображать весеннюю землю

Текущий.

С/р

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета

28

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий

Графическое изображение весеннего лесного пейзажа

Иметь представление о линии как средстве художественной выразительности.

Уметь:

  • использовать возможности линии  в собственном творчестве;
  • передавать свои наблюдения в рисунке;
  • применять приёмы композиции

Текущий.

С/р

Передача настроения в творческой работе с помощью линии

29

«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий

Рисование с натуры и по памяти (деревья в окне, комнатные растения)

Знать:

  • понятия «графика», «штрих»

Уметь:

  • чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении;
  • анализировать изображаемые предметы, выделять при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенностей цвета, распределения светотени;
  • пользоваться техникой рисования тушью и палочкой

Текущий.

С/р

Передача настроения в творческой работе с помощью линии

30

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения

Рисование по памяти; декоративно-прикладное творчество

Иметь представление об объёмном моделировании, обрывной или отрезной аппликации, о композиции.

Знать:

  • понятия «ритм», «ритмичность»

Уметь:

  • творчески преобразовывать реальные формы

Текущий.

С/р по образцу

творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные

31

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация)

Рисование с натуры,  по памяти; вырезание из бумаги

Уметь:

  • любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов;
  • рисовать цветы с натуры, по памяти, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета;
  • сравнивать свой рисунок с изображаемым объектом

Текущий.

С/р

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, цветовых пятен

32

«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка)

Конструирование из бумаги или лепка

Иметь представление об анималистке как жанре в изобразительном искусстве, о пластической анатомии.

Уметь:

  • сравнивать анатомии разных птиц: общее и индивидуальное;
  • замечать природу и восхищаться красотой окружающего мира

Текущий.

С/р

Передача настроения в творческой работе с помощью пропорций

33

«Весна идёт». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности

Живопись с элементами аппликации

Уметь:

  • использовать ритмику как средство выражения

Текущий.

С/р

Передача настроения в творческой работе с помощью пропорции

34

Музеи искусств

Беседа, просмотр слайдов, диафильмов, иллюстраций, репродукций, видеофильмов

Знать:

  • ведущие музеи России, зарубежья;
  • принципы формирования музея, историю возникновения музеев;
  • о разнообразии экспозиций музеев

Иметь представление  о художественном музее как отдельной разновидности, о важности музеев как хранилищ культурного наследия человечества, о местных художественных музеях и выставках

Текущий. Ответы на вопросы.

Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

35

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина

Игровые формы, чтение докладов, сообщений, конкурсы, соревнования, творческие задания

Знать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • ведущие художественные музеи России.

Уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передавать художник

Фронтальный.

Игровые задания

Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

Литература

  1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012
  2. Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2012
  3. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...