Рабочая программа по ИЗО 2 кл
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального образования на основании целостного интегрированного курса программы «Изобразительное искусство и художественный труд» для 2 класса, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского //Сборник программ для 1 – 9 классов. - М.: Просвещение 2007, которая является допущенной МО РФ и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования, входит в учебный комплект «Школа России».
Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы для 2 класса и рассчитана на 2010/2011 учебный год.
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусства.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности:
- изобразительной
- декоративной
- конструктивной
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
1. овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
2. развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
- рисование с натуры (рисунок, живопись),
- рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
- декоративная работа,
- лепка,
- аппликация с элементами дизайна,
- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Художественная деятельность детей с дефектами зрения на уроках находит разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Тема 2 года обучения - "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.
В курсе освещены следующие разделы:
- Чем и как работают художники
- Реальность и фантазия.
- О чём говорит искусство.
- Как говорит искусство.
Основная задача второго года обучения – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Важно донести до детей, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. Братья – Мастера, т.е. искусство, выражает человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают. Постройкой также выражают отношение к тому. Для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональной уровне. Теперь для детей должно всё это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием.
Учебные задания предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
Программа позволяет детям с дефектами зрения освоить курс «Изобразительное искусство» в полном объёме.
Содержание курса
Изобразительное искусство
2 класс
34 часа
Ты и искусство
Тема 1. Чем и как работают художники (8ч)
Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.
Три основные краски, строящие многоцветие мира.
Пять красок – все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти).
Тема 2. Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантази
Постройка и реальность.
"Мастер Постройки" учится у природы. Красота и смысл природных конструкций – соты пчел,
Постройка и фантазия.
"Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки" всегда работают вместе (обобщение темы).
Тема 3. О чем говорит искусство (10 ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении; мужской образ.
Выражение характера человека в изображении; женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в разных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру.
Тема 4. Как говорит искусство (10 ч)
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражений.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Тема «Ты и искусство» - важнейшая для начальной школы. Она содержит основополагающие темы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребёнка. Понимание языка искусства и связей его с жизнью выстроено в чёткой методической последовательности. Нарушение её нежелательно. Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий. Изобразительное искусство 2 класс (Школа России)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | дата | Тема урока | Вид изобразительной деятельности | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания |
1 триместр | ||||||
1 | «Цветочная поляна». Три основных цвета. | Рисование по памяти и впечатлению | Знать:
Уметь: изображать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) | Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки | ||
2 | «Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь | Рисование по памяти и представлению | Иметь представление об использовании трёх основных хроматических цветов и двух ахроматических (чёрный и белый). Уметь:
| Текущий. Ответы на вопросы. | Компоновка на листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие | |
3 | «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки) | Рисование пастелью и мелками | Знать:
Уметь:
| Текущий. | Графические материалы: пастель, восковые мелки, цветные карандаши | |
4 | «Осенний листопад - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации» | Декоративно -прикладное творчество | Иметь представление о художественных материалах. Знать:
Уметь:
| Текущий. Ответы на вопросы. | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования | |
5 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов | Рисование тушью, карандашом, углём | Знать:
Уметь:
| Текущий. | Использование материалов: пера, палочки, кисти, чёрного карандаша, угля | |
6-7 | «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме | Лепка птиц и животных (работа в объёме) | Иметь представление о работе художника-скульптора, об анималистическом жанре Знать:
Уметь:
| Текущий. Ответы на вопросы. | Использование материала - пластилин | |
8 | «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги | Выполнение макета игровой площадки | Знать:
Уметь:
| Текущий. С/р | Склеивание простых объёмных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»), соотнесение по размеру объёмных форм построек с вылепленными животными | |
9 | «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность | Рисование с натуры и по памяти | Знать:
Уметь:
| Текущий. С/р | Передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, окраски предметов, их цветовой гармонии, определять пропорции | |
10 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия | Рисование по памяти и представлению | Уметь:
| Текущий. С/р | Творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные | |
11 | «Узоры и паутины». украшение и реальность, украшения в природе | Рисование узора паутинки | Иметь представление о деятельности художников по украшению, преобразованию окружающего мира на основе прообразов природы. Знать:
Уметь:
| Текущий. С/р | Центральная симметрия | |
12 | «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность | Рисование по памяти и представлению; работа по готовому трафарету, технике аппликации | Уметь:
| Текущий. Ответы на вопросы. | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования | |
2 триместр | ||||||
13 | «Кружевные узоры». Украшение и фантазия | Работа в технике «гратташ» (процарапывание) | Иметь представление об отражении элементов природы в произведениях художников, о свободном фантазировании на тему узоров, об украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов, о народных художественно-декоративных промыслах. Знать:
Уметь:
| Текущий. С/р | Орнамент, его элементы, законы его организации (симметрия, ритм, условность цвета) | |
14 | «Подводный мир». Постройка и реальность | Конструктивное строение: объёмное изображение фигур морской фауны и флоры | Иметь представление о работе художника-строителя, о конструктивном строении предметов и созданий окружающего мира, о многообразии конструктивных форм в природе; о связях красоты и пользы, гармонии и целесообразности конструкции. Уметь:
| Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования | |
15 | Постройка и фантазия | Конструктивное строение из бумаги | Иметь представление об архитектуре, о связи формы, конструкции и назначения, функции этой формы. Знать:
Уметь:
| Текущий. Ответы на вопросы. | Архитектура, связь формы, конструкции и назначения, функции этой формы. | |
16 | «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись | Рисование по памяти и представлению | Иметь представление об анималистическом жанре, о выражении художником-анималистом характера зверя через форму тела, движение. Уметь:
| Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала | |
17 | Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Весёлый и грустный клоуны») | Рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру | Знать:
Уметь:
Иметь представление о пропорциях лица и мимике, о разновидностях портрета. | Текущий. Ответы на вопросы. | Отражение контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый, злой, коварный, благородный, сильный, слабый | |
18 | Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении | Рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру | Текущий. С/р по образцу | |||
19 | Образ сказочного героя. Художественное изображение в объёме | Изображение в объёме сказочных героев (лепка) | Знать:
Иметь представление о работе скульптора. Уметь:
| Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью пластилина | |
20 | «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях | Рисование природы по памяти | Уметь:
| Текущий. Ответы на вопросы. | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, цвета | |
21 | «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения | Декоративное конструирование | Иметь представление о связи характера человека, украшения и его назначения, о двух сторонах – практической и художественной – в украшении бытовых вещей, о прикладных видах художественного творчества, о связи формы и узора, цвета и узора, о назначении вещи. Уметь:
| Текущий. С/р | Передавать в рисунках красоту линий, формы объектов действительности, окраски предметов, их цветовой гармонии, определять пропорции | |
22 | «Морозные узоры». Украшение и реальность | Вырезание из бумаги элементов морозных узоров | Иметь представление о работе мастеров народного искусства в технике «вырезанки». Уметь:
| Текущий. С/р по образцу | Передавать в творческой работе красоту линий, формы объектов действительности, определять пропорции | |
23 | «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение | Украшение цветом, символами с выражением намерений – добрых или злых | Иметь представление о символике изображений, о произведениях изобразительного искусства в прикладных видах творчества. Уметь:
| Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, цвета | |
3 триместр | ||||||
24 - 25 | «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев | Смешанная техника (фон-пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование) | Уметь:
Иметь представление о работе архитектора, макетчика. | Текущий. С/р | Творчески преображать формы реального мира | |
26 | «Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета | Живописные упражнения, рисование по памяти и представлению (впечатлению) | Иметь представление о цвете как средстве выражения: «тёплые» и «холодные» цвета, «борьба» цветов. Уметь:
| Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета | |
27 | «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля») | Рисование по памяти и впечатлению | Иметь представление о выразительных возможностях цвета, цветоведении. Уметь:
| Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета | |
28 | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий | Графическое изображение весеннего лесного пейзажа | Иметь представление о линии как средстве художественной выразительности. Уметь:
| Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью линии | |
29 | «Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий | Рисование с натуры и по памяти (деревья в окне, комнатные растения) | Знать:
Уметь:
| Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью линии | |
30 | «Птицы». Ритм пятен как средство выражения | Рисование по памяти; декоративно-прикладное творчество | Иметь представление об объёмном моделировании, обрывной или отрезной аппликации, о композиции. Знать:
Уметь:
| Текущий. С/р по образцу | творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные | |
31 | «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация) | Рисование с натуры, по памяти; вырезание из бумаги | Уметь:
| Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, цветовых пятен | |
32 | «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка) | Конструирование из бумаги или лепка | Иметь представление об анималистке как жанре в изобразительном искусстве, о пластической анатомии. Уметь:
| Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью пропорций | |
33 | «Весна идёт». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности | Живопись с элементами аппликации | Уметь:
| Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью пропорции | |
34 | Музеи искусств | Беседа, просмотр слайдов, диафильмов, иллюстраций, репродукций, видеофильмов | Знать:
Иметь представление о художественном музее как отдельной разновидности, о важности музеев как хранилищ культурного наследия человечества, о местных художественных музеях и выставках | Текущий. Ответы на вопросы. | Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | |
35 | «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина | Игровые формы, чтение докладов, сообщений, конкурсы, соревнования, творческие задания | Знать:
Уметь:
| Фронтальный. Игровые задания | Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении |
Литература
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012
- Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2012
- Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...