Открытый урок на районный конкурс "Учитель года"в 5 классе по теме: «Декоративно прикладное искусство» «Роспись глиняной посуды - украшение глиняных изделий меленковских мастеров»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Окрытый урок с использованием краеведческого материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_v_5_klasse_po_teme_otkrytyy_urok.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ИЗО в 5 классе по теме: «Декоративно прикладное искусство»
«Роспись глиняной посуды - украшение глиняных изделий меленковских мастеров»
Цель урока:
сформировать у обучающихся представление о производстве глиняной посуды и её росписи.
Задачи урока:
Обучающая:
продолжить знакомство с народными промыслами России, с гончарным мастерством умельцев из села Коровино;
Развивающая:
развивать умение видеть форму, цвет, декор посуды, учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в росписи;
Воспитывающая:
воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, прививать любовь к Родине, формировать художественный вкус, совершенствовать трудовую дисциплину.
Межпредметные связи: информатика, история, технология, музыка, литература.
Наглядные пособия: презентация, Интернет- ресурсы
Раздаточный материал: различные виды посуды, карточки - подсказки, глиняные сосуды.
Оборудование: компьютеры для учащихся и учителя, проектор.
Методы обучения: беседа, объяснение, практическая работа
Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии
Ход урока.
- Оргмомент
Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Николаевна, сегодня я проведу у вас урок рисования, давайте проверим готовы ли вы к уроку:
Всё ли на месте,
Всё ли в порядке,
Карандаши, гуашь и краски.
Проверили - садитесь,
С усердием трудитесь!
II. Основная часть урока
В начале этой четверти вы со своим учителем рисования знакомились с различными видами глиняных игрушек, узнали где и как их делали, как расписывали, а о чём сегодня пойдёт речь, вы должны догадаться сами, отгадав загадки:
Сама не ем,
А всех кормлю. (Ложка)
Она всем очень нравится
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Красивенькая………….. (Чашка)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела». (Чайник)
Она бывает глубока,
Она бывает и мелка
Однако это не река. (Тарелка)
-Ребята, вы правильно отгадали загадки. Скажите, а как одним словом можно назвать перечисленные вами предметы? (Посуда)
(Отгадки открываются на экране - первый слайд)
-Итак, ребята, мы сегодня будем говорить о посуде, побываем в мастерской и узнаем, кто её делает, из какого материала и попробуем украсить, чтобы она радовала нас.
- А из чего делали посуду?
(Из веток, из дерева, из железа, из глины….)
(Перед детьми выставка из предметов посуды: деревянная, стеклянная, фарфоровая, железная, плетёная
- А кто- то знает как делают посуду из глины и как называют мастера, который занимается производством посуды из глины?
- Я расскажу вам о наших меленковских мастерах семье Малаховых, производящих глиняную посуду недалеко от города Меленки в небольшой деревеньке с добрым названием Коровино.
На экран выводится слайд с загадкой:
«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал пеленаться стал»
- Ребята, вы можете отгадать эту загадку? Нет. Да, теперь это трудновато, так вот, до недавнего времени любой деревенский , да и городской житель быстро разгадал бы эту загадку, а мы попытаемся отгадать её, поглядев на экран, послушав мой рассказ.
Включаю презентацию, рассказ и объяснение по слайдам.
- Отгадка к нашей загадке оказалась простой – это глиняный горшок.
- Вас заинтересовало, почему глиняные горшки пеленали? Ответ прост – глиняную посуду берегли и даже если горшок вдруг давал трещину, его обёртывали распаренными лентами бересты. Береста, высыхая, плотно облегала стенки и такие спелёнатые горшки могли служить ещё долгие годы.
- Все ли запомнили, как создаётся глиняная посуда. Давайте повторим:
1. Добыча глины.
2. Перемешивание.
3. Создание посуды на гончарном круге.
4. Просушка на открытом воздухе.
5. Обжиг.
6.Роспись.
- Вы отгадывали загадки, слушали меня внимательно, немного засиделись, подустали, а теперь немного отдохнём (физминутка)
- А чего нашей глиняной посуде не хватает. Правильно она простая, неяркая. Давайте попробуем её украсить.
- У каждого на столе глиняный сосуд, роспись производится гуашью, а чтобы она не растекалась, в неё добавляется клей ПВА. Поскольку орнамент – это повторяющийся рисунок, то мы с вами нарисуем орнамент из веточек берёзы и сосны (ели).Берёза - символ России, ель, сосна – символ приближающегося Нового года.( на работу отводится 15 - 20 минут)
Во время работы включаются русские народные мелодии
- Подводим итоги. Рефлексия.
У каждого на столе карточка с этапами создания глиняной посуды вразнобой, ребята ручкой или карандашом должны расставить цифры от 1 до 6, чтобы этапы расположить в правильном порядке (сверяем с экраном)
Затем предлагаю продолжить предложения:
На уроке я узнал(а), что …
Мне было интересно …..
Я научился(ась)…..
Благодарю за урок, предлагаю на следующем уроке устроить выставку работ, чтобы учитель смог оценить их. Расписанную посуду можно использовать в качестве Рождественского подарка. Предлагаю ребятам совершить путешествие в деревню Коровино и познакомиться с семьёй Малаховых, возродивших древнее гончарное ремесло в нашем районе.
На столе у каждого три смайлика, прошу поднять вверх один из них:
если понравился урок – весёлый смайлик;
если, ничего нового не узнали - скучающий смайлик;
если было скучно, урок не понравился - злой, рассерженный смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки уроков потеме: "Числовая последовательность"
Разработки уроков с использованием разноуровневых заданий для самостоятельной работы учащихся...
Лабораторная работа потеме "Координатная плоскость" 6класс
Цель работы: построение фигур по точкам с данными координатами...
Урок-конкурс потеме "Природные условия и население Республики Башкортостан"
Разработка урока - конурса на знание природных условий Республики Башкортостан, его населения, истории образования некоторых городов....
презентация потеме "Что такое детство" К учебнику Кравченко 5 класс
презентация составлена к уроку обществознание 5 класс. Авто-составитель Кравченко . Тема урока "Что такое детство"...
Урок - обобщение потеме "Строение атома"
Урок по химии в 8 классе. Обобщение по теме "Строение атома" с использованием интерактивной презентации....
Тренировочная практическая работа потеме "Население России"
Практическая работа направлена на развитие умений анализа статистических материалов....
Открытыйурок
Открытый урок физики в 8классе.Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока»....