Открытый урок на районный конкурс "Учитель года"в 5 классе по теме: «Декоративно прикладное искусство» «Роспись глиняной посуды - украшение глиняных изделий меленковских мастеров»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Костина Ирина Николаевна

Окрытый  урок  с  использованием  краеведческого материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_v_5_klasse_po_teme_otkrytyy_urok.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  ИЗО  в   5  классе по  теме: «Декоративно  прикладное  искусство»

«Роспись  глиняной  посуды   -  украшение  глиняных  изделий  меленковских мастеров»

Цель  урока:

сформировать  у  обучающихся    представление  о  производстве  глиняной  посуды  и  её  росписи.  

Задачи  урока:

Обучающая:

продолжить  знакомство  с  народными  промыслами  России, с  гончарным  мастерством  умельцев  из  села  Коровино;

Развивающая:

развивать  умение  видеть  форму, цвет, декор  посуды,  учить видеть  красоту и  выразительность  образной  передачи  жизни  в  росписи;

Воспитывающая:

воспитывать  интерес и  любовь  к  народному  творчеству,  прививать  любовь  к  Родине,  формировать  художественный  вкус,  совершенствовать  трудовую  дисциплину.

Межпредметные  связи: информатика, история,  технология,  музыка, литература.

Наглядные  пособия:  презентация,  Интернет- ресурсы

Раздаточный  материал: различные  виды  посуды,   карточки  -  подсказки, глиняные  сосуды.

Оборудование: компьютеры  для  учащихся  и учителя,  проектор.

Методы  обучения: беседа,  объяснение,  практическая работа

Музыкальное  сопровождение:  русские  народные  мелодии

Ход  урока.

  1. Оргмомент

  Здравствуйте,  ребята, меня  зовут  Ирина  Николаевна,  сегодня  я  проведу  у вас урок    рисования,  давайте  проверим  готовы ли  вы  к  уроку:

Всё ли на  месте,

Всё ли в  порядке,

Карандаши, гуашь и  краски.

Проверили  - садитесь,

С  усердием  трудитесь!

II. Основная  часть  урока

 В  начале  этой   четверти  вы  со  своим  учителем  рисования   знакомились  с  различными  видами  глиняных  игрушек, узнали  где  и  как  их  делали,  как  расписывали,  а  о  чём сегодня  пойдёт  речь,  вы  должны  догадаться  сами,  отгадав  загадки:

Сама  не  ем,

А  всех  кормлю.       (Ложка)

Она  всем  очень  нравится

На  блюдечке   красавица,

С  одной  рукой  милашка,

Красивенькая…………..            (Чашка)

Я  пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше  греться  не  хочу.

Крышка  громко  зазвенела:

«Пейте  чай, вода  вскипела».  (Чайник)

Она  бывает  глубока,

Она  бывает  и мелка

Однако  это  не  река.  (Тарелка)

-Ребята, вы правильно  отгадали  загадки. Скажите, а  как  одним  словом  можно  назвать  перечисленные вами  предметы?  (Посуда)

(Отгадки  открываются  на  экране  -  первый   слайд)  

-Итак,  ребята,  мы  сегодня  будем  говорить  о  посуде,  побываем  в мастерской  и  узнаем, кто  её  делает,  из  какого  материала   и   попробуем  украсить,  чтобы  она  радовала  нас.

    -  А  из  чего  делали  посуду?

    (Из  веток,  из  дерева,  из  железа,  из  глины….)

(Перед  детьми  выставка  из  предметов  посуды:  деревянная, стеклянная,  фарфоровая,  железная,  плетёная

    -  А  кто- то  знает  как  делают  посуду  из  глины и   как  называют  мастера,  который  занимается  производством  посуды  из  глины?

-  Я расскажу  вам  о  наших   меленковских   мастерах семье  Малаховых,  производящих  глиняную  посуду  недалеко  от  города  Меленки  в  небольшой  деревеньке   с  добрым  названием  Коровино.

На  экран  выводится  слайд  с  загадкой:

«Был  я  на  копанце, был  я  на  топанце,  был  я  на  кружале,  был  я  на  пожаре. Когда  молод  был,  то  людей  кормил,  а  стар  стал  пеленаться  стал»

- Ребята,  вы  можете  отгадать  эту загадку?  Нет. Да,  теперь  это  трудновато,  так  вот,  до  недавнего  времени  любой  деревенский , да  и  городской  житель быстро  разгадал бы  эту  загадку,   а  мы  попытаемся  отгадать её,  поглядев  на  экран,  послушав  мой  рассказ.

                        Включаю  презентацию,  рассказ  и  объяснение  по  слайдам.

-  Отгадка  к  нашей  загадке  оказалась  простой – это  глиняный  горшок.

-  Вас  заинтересовало,  почему    глиняные  горшки  пеленали?  Ответ прост – глиняную  посуду  берегли и  даже  если  горшок  вдруг  давал  трещину,  его  обёртывали  распаренными  лентами  бересты.  Береста, высыхая,  плотно  облегала  стенки  и  такие  спелёнатые  горшки  могли  служить  ещё  долгие  годы.

-  Все  ли  запомнили, как   создаётся  глиняная  посуда. Давайте  повторим:

   1. Добыча  глины.

   2. Перемешивание.

   3. Создание  посуды  на  гончарном  круге.

   4. Просушка  на  открытом  воздухе.

   5. Обжиг.

   6.Роспись.

- Вы  отгадывали  загадки,  слушали  меня  внимательно,  немного  засиделись,  подустали,  а  теперь  немного  отдохнём (физминутка)

-  А чего  нашей  глиняной  посуде  не  хватает. Правильно  она  простая, неяркая. Давайте  попробуем  её  украсить.

- У  каждого на  столе  глиняный   сосуд,  роспись  производится  гуашью,  а  чтобы  она  не  растекалась,  в  неё  добавляется  клей  ПВА. Поскольку  орнамент – это  повторяющийся  рисунок, то  мы  с  вами  нарисуем  орнамент  из  веточек  берёзы  и  сосны (ели).Берёза -  символ  России,  ель, сосна – символ  приближающегося  Нового  года.( на  работу  отводится 15 - 20  минут)

Во  время работы  включаются  русские  народные  мелодии

  1. Подводим  итоги. Рефлексия.

У  каждого  на  столе    карточка   с  этапами  создания  глиняной  посуды вразнобой,  ребята  ручкой  или  карандашом  должны  расставить  цифры  от 1  до  6,  чтобы  этапы  расположить  в  правильном  порядке (сверяем  с  экраном)

Затем  предлагаю продолжить  предложения:

На  уроке я    узнал(а), что  …

Мне  было  интересно …..

Я  научился(ась)…..

Благодарю  за  урок,  предлагаю  на  следующем  уроке  устроить  выставку  работ,  чтобы  учитель  смог  оценить  их. Расписанную  посуду  можно  использовать в  качестве  Рождественского  подарка. Предлагаю  ребятам  совершить  путешествие  в  деревню Коровино  и  познакомиться  с  семьёй  Малаховых,  возродивших  древнее  гончарное  ремесло   в   нашем  районе.

На  столе  у   каждого  три  смайлика,  прошу  поднять  вверх  один из  них:

если  понравился  урок – весёлый  смайлик;

если,  ничего  нового  не  узнали  - скучающий  смайлик;

если  было  скучно,  урок  не  понравился   - злой, рассерженный  смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков потеме: "Числовая последовательность"

Разработки уроков с использованием разноуровневых заданий для самостоятельной работы учащихся...

Лабораторная работа потеме "Координатная плоскость" 6класс

Цель работы: построение фигур по точкам с данными координатами...

Урок-конкурс потеме "Природные условия и население Республики Башкортостан"

Разработка урока - конурса на знание природных условий Республики Башкортостан,  его населения, истории образования некоторых городов....

презентация потеме "Что такое детство" К учебнику Кравченко 5 класс

презентация составлена к уроку обществознание 5 класс. Авто-составитель Кравченко . Тема урока "Что такое детство"...

Урок - обобщение потеме "Строение атома"

Урок по химии в 8 классе. Обобщение по теме "Строение атома" с использованием интерактивной презентации....

Тренировочная практическая работа потеме "Население России"

Практическая работа направлена на развитие умений анализа статистических материалов....

Открытыйурок

Открытый урок физики в 8классе.Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока»....