Приложение к работе "Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках перцетивного обучения в условиях коррекционной школы III - IV вида
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему
Приложение к работе. Необходимый материал для учителя технологии в корркционной школе III -IV вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2.docx | 44.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Характеристика допустимой зрительной нагрузки на уроках труда в школе слепых и слабовидящих.
Зрительные функции | Минимальн ый размер объекта различения | Продолжительность зрительной нагрузки | |||
Острота зрения (лучше видяще го глаза с коррекц ией) | Поле зрения | Непрерывное сосредоточенное наблюдение (период освоения производственных операций), не более | Работа с кратковременным зрительным контролем при свободном режиме | Работа с постоянным зрительным контролем при свободном режиме | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
0,01-0,03 | Шире 20 по всем меридианам | 15 мм | 5 мин. | В течении всего рабочего времени (урока) | Не рекомендуется |
20 и уже в любом мередиане,или парацентральн ые абсолютные скотомы более 5 | Использования зрения только в ориентировке на рабочем месте и в помещении | ||||
0,04-0,02 | Шире 20 по всем мередианам | 5 мм | 15 мин. | В течении всего рабочего времени (урока) | |
20 и уже в любом меридиане или парацентральн ые абсолютные скотомы более 5 | 5 мин. | В течении всего рабочего времени (урока) | Не рекоменду ется | ||
0,09-0,2 | 20 и уже в любом меридиане или парацентральн ые абсолютные скотомы более5 | 3 мин. | 15 мин. | В течении всего рабочего времени(урока) | |
20 и уже в любом меридиане или парацентральн ые абсолютные скотомы болсс5 | 5 мин. | В течении всего рабочего времени (урока) | Не рекоменду ется |
X) Объект различения - минимальное измерение предмета или его части, которое требуется видеть в процессе производственной операции.
Приложение №2
Гимнастика для глаз
1. Упражнения для глаз Забор.
На расстоянии 5-7 см. от лица держим свою ладонь с растопыренными пальцами и смотрим сквозь них , зафиксировав свой взгляд на каком-либо предмете. Затем делаем плавные движения головой из стороны в сторону. При правильном выполнении у вас должно создаться впечатление, что движется рука, а не голова.
Упражнение помогает снять усталость мышц затылка и шеи, головную боль, улучшает зрение.
2. Тренировка и укрепление мышц глазного яблока
• Движение глазами вверх и вниз в сочетании с правильным дыханием: на входе поднимает глаза вверх, на выходе - опускаем. Все движения должны быть плавными и спокойными, без видимых усилий.
• На входе движение глаз влево, на выходе - вправо.
• Круговые движения открытыми глазами.
• Круговые движения закрытыми глазами, при этом голова чуть откинута назад.
• Плавно свести глаза к носу, пытаясь увидеть его кончик, также плавно вернуть их в нормальное положение, повторить 3-5 раз.
• Поднять глаза к переносице и вернуть в нормальное положение, повторить 3-5 раз.
• Указательные пальцы обеих рук поместить перед глазами и развести в разные стороны, удерживая их боковым зрением как можно дальше. После каждого движения или в случае усталости глаз проделать «Забор» либо одно из перечисленных ниже упражнений.
Энергетические очки.
Подушечками пальцев совершаем вибрирующие движения по коже вокруг глаз, по верхнему веку от внутреннего угла глаза к виску, по нижнему - от виска к внутреннему углу глаза.
После упражнения вы почувствуете тепло вокруг глаз.
3.Массаж глазного яблока.
Упражнение выполняется теплыми руками ( для этого энергично потрите кисти рук друг о друга). Подушечки пальцев кладем на закрытые веки и совершаем едва уловимые вибрирующие движения. Если в глазах туман и резь, значит, вы слишком сильно давили на глаза.
4. Рисуем носом.
С открытыми или закрытыми глазами пишем в воздухе носом цифры или слова.
В это время разгружаются мышцы затылка и шеи, снимается напряжение с глаз. Упражнение служит профилактикой утомляемости и головной боли.
5.Большие повороты.
Это упражнение рекомендуется для снятия усталости, улучшения сна. Стоя ноги на ширине плеч, мышцы тела расслаблены, делаем повороты из стороны в сторону. При этом появляется приятное ощущение свободы и легкости в теле, в голове, глазах.
Упражнение прекрасно снимает напряжение с позвоночника, а, следовательно, нормализует функции внутренних органов.
б.Соляризация глаз.
Глаза отдыхают в темноте, но видят только на свету. Поэтому для улучшения зрения «подзарядите» их солнечным светом.
Встаньте у окна или на улице так, чтобы один глаз был на улице, а другой в тени приоткройте веки, совершая «большие повороты» головой, подставьте глаза солнечному свету.
Голова свободно вращается, попадая то в тень, то на солнце.
Делаем упражнение с удовольствием, не перенапрягаясь.
7.Корригирующая гимнастика для глаз.
Упражнение 1.
Моргайте на каждый вдох и выдох (Моргание полезно при всех видах нарушения).
Упражнение 2.
Исходное положение - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, вниз, не изменяя положение головы.
Упражнение 3.
Исходное положение - стоя. Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать тоже, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 4. (для работы в близи)
Исходное положение - стоя. Вытянуть руки вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
Упражнение 5.
Посмотреть вправо, затем влево, двигая каждый раз головой в том же направлении, что и глазами ( но не в коем случае не наоборот).
Упражнение 6.
Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маятнику. Глаза при этом должны быть закрыты, а глазные яблоки двигаться вместе с головой.
Упражнение 7.
Попытайтесь подражать походке слона с раскачиванием. Сделайте шаг правой ногой и качните тело, голову и глаза при этом вправо, а затем наоборот.
Упражнение 8.
Считайте с нерегулярными интервалами и моргайте на каждый счет. Повторите в течение 10-15 секунд.
Упражнение 9.
Посмотрите в зеркало на свой правый глаз и моргните, затем в левый. Повторите 5-6 раз.
Приложение №3
Оптимальная освещенность рабочей поверхности при заболеваниях органа зрения.
Категория заболеваний и повреждений глаз в соответствии со справочной таблицей ЦИЭТИНа | Оптимальная хроматическая (желтая и зелёная) освещенность, лк |
1 | 250-700 |
2 | 100-700 |
3 | 100-500 |
4 | 100-250 |
5 | 250-700 |
6 | 100-250 |
7 | 100-250 |
8 | 250-700 |
1.Высокая близорукость, глаукома, хориоретинальные дегенерации артериосклеротического генеза, ретиноплатии, нарушения проходимости сосудов сетчатки и зрительного нерва, воспалительные и врожденные заболевания сосудов сетчатки, отслойка сетчатки.
2.Тапеторетинальные дегенирации, атрофия зрительного нерва, любая патология органа зрения, сочетающаяся с тяжелыми нарушениями центральной нервной системы.
З.Хориоретиниты, увеиты, врожденные дефекты развития сосудистой системы сетчатки.
4.Афакия, смещение хрусталика.
5.Катаракта.
6.Заболевания роговицы.
7.Заболевания роговицы, осложненные истончением и экстазией роговицы( или ) склеры, буфтальм.
8. Дальнозоркость, дальнозоркий астигматизм, амблиопия, отсутствие, атрофия или субатрафия обоих глазных яблок, абсолютная слепота на обо глаза вследствие заболеваний, включенных в категории 1 ( кроме глауком),2,3,5.
Приложение N°4
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАГЛЯДНЫМ ПОСОБИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
• Нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью.
• Иллюстрационный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.
• Наглядные пособия должны быть с повышенной насыщенностью.
• Демонстрационный материал нужно показывать на контрастном с цветом фоне, по принципу оппонентности (красное на зеленом, зеленое на красном и т. д.) наиболее предпочтителен контраст чистых спектров (черное-белое), (белое-красное), (белое-зеленое).
• Раздаточный материал при заболеваниях: сходящимся косоглазии, высокой близорукости, нистагме - нужно располагать на подставке, чтобы он находился на расстоянии 25-30см от глаз. При расходящимся и вертикальном косоглазии наглядный материал лучше положить на стол.
• При периферическом сужении поле зрения рекомендуется крупный наглядный материал, при трубочном сужении полей рекомендуется - мелкий.
• Размеры пособий должны соответствовать остроте зрения. На индивидуальных карточках используют такой шрифт:
Vis 0.05 - 13 мм
Vis 0.1-7,5 мм
Vis 0.2 - 5,6 мм(данные В.А. Феоктистовой)
• В классах высота букв при письме на доске должна быть не менее 10-15 см, ширина 8 см, расстояние между буквами - Зсм, между строчками-14-15 см (эти размеры могут быть изменены в соответствии со зрительными возможностями учащихся). (Данные Л.И. Моргайлик).
• На рисунке должен быть контур.
• Орфограммы можно выделять зеленым и красным цветом, но помнить, что при заболеваниях сетчатки и зрительного нерва наблюдается нарушение цветоощущения именно на эти цвета.
• Средний размер картин и рисунков, предназначенных для индивидуального использования должен быть 27*18 см, а время рассматривания их -2-4 минуты. (Данные В.А. Феоктистовой).
Приложение №5
Краткий терминологический словарь офтальмолога
Амблиопия- снижение зрения без видимых причин, выражающиеся в снижении остроты центрального зрения.
Астенопия- зрительный дискомфорт возникающий во время работы, особенно на близком расстоянии.
Астигматизм- сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракций или разных степеней одной и той же рефракции.
Атрофия зрительного нерва- заболевание при котором имеет место отек, воспаление, сдавливание, повреждение, дегенерация волокон зрительного нерва или сосудов питающих его.
Афакия- отсутствие в глазу хрусталика.
Ахромазия- тяжелая форма расстройства цветового зрения, которая характеризуется полной потерей способности различать цвета.
Бельмо- стойкое, интенсивное, обширное помутнение роговицы.
Бинокулярное зрение- объединенное зрение двумя глазами, при котором отдельные изображения получаемые в каждом глазу сливаются в одно, единое.
Буфтальм (бычий глаз)- поздняя стадия врожденной глаукомы.
Гемералопия(куриная слепота)- расстройство сумеречного зрения.
Гемианопсия- выпадение половины поля зрения в каждом глазу, наблюдается при органических заболеваниях (опухоль мозга, кровоизлияние в головной мозг и др.).
Гидрофтальм- врожденная глаукома.
Гиперметропия(дальнозоркость)- аномалии рефракции при котором параллельные лучи, идущие от отдельных предметов, соединяются за сетчаткой.
Глаукома- хроническое заболевание глаз характеризующееся повышением внутриглазного давления, снижением зрительных функций, особой формы атрофии зрительного нерва.
Катаракта- помутнение хрусталика.
Колобома- дефект радужки или сосудистой оболочки.
Косоглазие-заболевание, характеризующиеся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместной точки фиксации.
Микрофтальм- значительное уменьшение в размере глазного яблока.
Миопия(близорукость)- вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи идущие от расположенных в дали предметов, соединяются перед сетчаткой.
Нистагм глазной- ритмичное подергивание глазных яблок в ту или иную сторону.
Ретинобластома- злокачественная опухоль сетчатки, поражающая детей в первые годы жизни.
Скотома- очаговый дефект поля зрения, не сливающийся полностью с его периферическими границами.
Увеит-воспаление сосудистого (увеального)тракта глаза.
Хориопдит(задний \вент)-воспаление собственно сосудистой оболочки.
Экзофтальм- выпячивание глазного яблока.
Приложение №6
Упражнения, выполняемые на уроках в школе для профилактики зрительного утомления.
(Для уменьшения зрительного напряжения у школьников целесообразно в середине каждого урока проводить специальные упражнения длительностью 3- 5 минут.) Примерные комплексы таких упражнений приведены ниже.
1. И.П. (исходное положение)- сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5- 6 раз.
2. И.П. - сидя, откинувшись на спинку парты, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.
3. И.П. - сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5- 6 раз.
4. И.П. - сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5- 6 раз.
5. И.П. - сидя, руки вперед. Посмотреть на копчики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5- 6 раз.
6. И.П. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2- 3 с, перевести взгляд на кончик носа на 3- 5 с. Повторить 6- 8 раз.
7. И.П. - сидя, закрыть веки. В течение 30 с массировать их кончиками указательных пальцев.
23.10.2003 Врач офтальмолог Дмитриенко //. В.
Приложение № 7.
Рациональное применение методов обучения
Методы обучения | При каком содержании материала рационально применять метод? | При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно? | При каких особенностях учащихся рационально применять метод? | Какие возможности должен иметь учитель для использования этого метода? |
Словесные | Когда материал носит теоретико-информационный характер | При формировании теоретических и практических знании и решении всех других задач обучения | Когда ученики готовы к усвоению информации данным видом словесных методов | Когда учитель владеет соответствующими словесными методами лучше, чем другими методами |
Наглядные | Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде | Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам | Когда имеющиеся наглядные пособия доступны ученикам | Когда учитель располагает необходимыми пособиями или может изготовить их сам |
Практические | Когда содержание темы включает практические упражнения, выполнение трудовых задании, проведение опытов | Для развития практических умений и навыков | Когда ученики готовы к выполнению практических задании такого характера | Когда учитель располагает пособиями, дидактическими материалами для организации этих практических упражнении |
Репродуктивные | Когда содержание слишком сложное или простое | Для формирования знании, умении и навыков | Когда ученики еще не готовы к проблемному изучению данной темы | Когда у учителя нет времени для проблемного изучения этого материала |
Приложение №7. продолжение
Рациональное применение методов обучения
Методы обучения | При каком содержании материала рационально применять метод? | При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно? | При каких особенностях учащихся рационально применять метод? | Какие возможности должен иметь учитель для использования этого метода? |
Проблемно-поисковые | Когда содержание материала имеет средний уровень сложности | Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу | Когдаученики подготовлены к проблемному изучению материала | Когда учитель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет методами |
Индуктивные | Когда содержание темы в учебнике изложено индуктивно | Для развития умений обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему) | Когда ученики подготовлены к индуктивным рассуждениям и затрудняются в дедуктивных рассуждениях | Когда учитель лучше владеет индуктавными методами обучения |
Дедуктивные | Когда содержание темы в учебнике изложено дедуктивно или его рационально изложить подобным образом | Для развития умений осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному), развития умений анализировать явления | Когда ученики подготовлены к дедуктивным рассуждениям | Когда учитель хорошо владеет дедуктивными методами |
Самостоятельная работа | Когда материал доступен для учащихся и может быть изучен самостоятельно | Для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда | Когда ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы, располагают необходимыми знаниями и умениями | Когда имеются дидактические материалы для Самостоятельной работы учеников, время и учитель умеет правильно организовать ее |
Приложение № 8
Краткий терминологический словарь офтальмолога
Глазные болезни
1.АМБЛИОПИЯ-снижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения.
2.АНИЗОМЕТРИЯ-неодинаковая по виду и по степени рефракции
3.АСТЕНОПИЯ' — зрительный дискомфорт, возникающий во время работы, особенно на близком расстоянии.
4.АСТИГМАТИЗМ- сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракции или разных степеней одной и той же рефракции.
5.АТРОФИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО НЕРВА - заболевание, при котором имеет место отек, воспаление, сдавливание, повреждение, дегенерация волокон зрительного нерва или сосудов, питающих его.
6.АФАКИЯ-отсутствие в глазу хрусталика.
7.АХРОМАЗИЯ-тяжелая форма расстройства цветового зрения, которая характеризуется полной потерей способности различать цвета.
8.БЕЛЬМО-стойкое, интенсивное, обширное помутнение роговицы.
9.БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ - объединённое зрение двумя глазами, при котором отдельные изображения, получаемые в каждом глазу, сливаются в одно, единое .
10.БУФТАЛЬМ (бычий глаз)-поздняя стадия врожденной глаукомы.
11.ГЕМЕРАНОПСИЯ (КУРИНАЯ СЛЕПОТА)- расстройства сумеречного зрения.
12.ГЕМИАН0ПСИЯ-выпадение половины поля зрения в каждом глазу, наблюдается при органических заболеваниях (опухоль мозга, кровоизлияние в головной мозг и др.)
13.ГЕТЕРОФОРИЯ-скрытое косоглазие (нарушение мышечного равновесия)
14.ГИДРОФТАЛЬМ-врожденная глаукома.
15.ГИПЕРМЕТРОПИЯ (ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ)-аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от отдаленных предметов, соединяются за сетчаткой.
16.ГЛАУКОМА-хроническое заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления, снижением, зрительных функций, особой формой атрофии зрительного нерва.
17.КАТАРАКТА-помутнение хрусталика.
18.КОЛОБОМА-дефект радужки или сосудистой оболочки.
19.КОСОГЛАЗИЕ-заболевание,характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместимой точки фиксации.
20.МИКРОФТАЛЬМ-значительное уменьшение в размере глазного яблока. 21 .МИОПИЯ(близорукость)-вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются перед сетчаткой.
22.МОНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ-процесс видения одним глазом.
23.НИСТАГМ ГЛАЗНОИ - ритмическое подергивание глазных яблок в ту или иную сторону.
24.РЕТИНОБЛАСТОМА-злокачественная опухоль сетчатки, поражающая детей в первые годы жизни.
25.СКОТОМА-очаговый дефект поля зрения, не сливающийся полностью с его периферическими границами.
26.УВЕИТ-воспаление сосудистого (увеального) тракта глаза.
27.ХОРИОПДИТ (задний увеит) - воспаление собственно сосудистой оболочки.
28.ХОРИОРЕТИНИТ-воспаление сосудистой оболочки и сетчатки.
29. ЭКЗОФТАЛЬМ - выпячивание глазного яблока.
Приложение №9
Психологическая коррекционно-развивающая карта учащихся 5а класса (2011) - 8а класса (2014)
№ Фамилия, имя | Познавательные функции | Личностные особенности | |||||||||||||||||
Внимание | Помять | Мышление, речь | Воображение | Самооценка | Волевая саморегуляция | Общественная активность | Коммуникативные способности | ||||||||||||
Устойчивость | Распределен. | Переключение | Объем | Наглядно-образное | Логическое | Механическое | Наглядно-действ. | Наглядно-образное | Логическое | Активный словарь | Воссоздающее | Творческое | |||||||
Зрительная | Слуховая | Двигатель пая | |||||||||||||||||
1. Анисимова Ольга | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О |
2. Динисламова Алия | О О | О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | ОО | О О | О О | О О | О О | О | О | О О | О О |
3. Жданова Настя | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О |
4. Сайфутдинова Лиля | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О |
5. Якк Оля | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О |
6. Кирина Алена | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О О | О | О О | О О | О О | О О |
Уровни: О - низкий; О - ниже среднего; О - средний; О - выше среднего; О - высокий.
Приложение №10
Перечень зрительных нагрузок, рекомендуемых для учащихся школы слабовидящих детей.
Острота зрения | 0.01-0.3 | 0.4- 1.0 | ||||
Фиксация | нецентральная устойчивая | центральная и нецентральная устойчивая | центральная | центральная | ||
Характер зрения | не учитывается | не учитывается | монокулярная, монокулярно-альтернирующий, одновременный | одновременный, бинокулярный | ||
Вид косоглазия | Не учитывается | Не учитывается | сходящееся | расходящееся | нет | |
Зрительная нагрузка | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
Характеристика учебно- наглядных пособий | Цвета | оранжевый, красный, зеленый и их оттенки | оранжевый, красный, зеленый и их оттенки | разнообразные | разнообразные | разнообразные |
Размеры | до 2.0 см | до 2.0 см | разнообразные | разнообразные | разнообразные | |
Формы | разнообразные | разнообразные | объемные | объемные | объемные | |
Факторы, учитываемые во время занятий со зрительной нагрузкой | Время | утро и вечер | утро и вечер | любое | любое | любое |
Количество занятий в день | 2-3 | 3-4 | 4-5 | 4-5 | 5-6 | |
Продолжите льность занятия | 15 мин | 15 мин | 20- 30 мин | 20- 30 мин | 20- 30 мин | |
Отличительные особенности нагрузки | занятия на локализацию | упражнения на расслабление конвергенции | упражнения на усиление аккомодации | упражнения на стереоприборах, решеткажля читавших |
Врач офтальмолог Дмитриенко И.В. 22.10.2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Доклад: «Организация Государственной итоговой аттестации по трудовому обучению в условиях коррекционной школы VIII вида.»
Доклад подготовлен для выступления на методическом семинаре для специалистов коррекционных школ и раскрывает нормативно-правовую базу подготовки, организации и проведения государстве...
Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках перцептивного обучения в условиях коррекционной школы III - IV вида
В работе отражены методы и приемы работы на уроках технологии со слепыми и слабовидящими учащимися...
Учебно-методический комплекс ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специа...
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в спец. (коррекционной) школе VIII вида
Учебная литература для учителя и обучающихся спец. (коррекционной) школы VIII вида...
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...
Методическая разработка "Методическое обеспечение образовательного процесса в дополнительном образовании детей"
Описание учебно-методического комплекса как системы методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ...