ИЗО рабочая программа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Рабочая программа по ИЗО для 5 - 7 классов разработана на основе программы Б. Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_rabochaya_programma.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Айлино
«Согласовано» Руководитель ШМО __________ /____________/ ФИО Протокол №___ от «__ »_____________20__ г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Айлино ______________ / Савельева Н.А / ФИО от «__ »_____________20__ г | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ с. Айлино __________ / Кильдяева Л.В./ ФИО Приказ № ____ от «__ »_____________20__ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
5-7 КЛАССЫ
УЧИТЕЛЬ: КОТЯГИНА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____
от «__ »___________20__ г
с. Айлино
2013 -2014 учебный год
Содержание
Пояснительная записка____________________________________________3
Цели художественного образования_________________________________4
Место предмета в базисном учебном план____________________________4
Содержание программы____________________________________________4
Тематическое планирование________________________________________5
Формы проведения занятий________________________________________6
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности_________________6
Требования к уровню подготовки выпускников________________________7
Литература_______________________________________________________8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования c опорой на следующие нормативные и инструктивно- методические документы Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г. № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011/ 2012 учебный год».
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.01. 2013г. № 24/424 «О приоритетных направлениях повышения квалификации в 2013 году».
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 08.08. 2012г. №24/5868 «Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 09.07. 2012г. №01-1786 «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01. 09. 2012 года».
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02.04.2013 г. № 03-02/2255 «О проведении оценки уровня сформированности условий введения ФГОС ООО общеобразовательными учреждениями Челябинской области».
- «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404).
- Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. № 03-02/5639.
- Положение о рабочей программе педагога МОУ средней общеобразовательной школы с. Айлино от 01.09.2009 г. №04/977.
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
- «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. №1244-р);
- Концепция художественного образования (Приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001 № 1403).
- Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. Программа разработана под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2010.
Цели художественного образования
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно- творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определённого уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно- творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Цели художественного образования:
• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного
мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного
искусства, архитектуры и дизайна;
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами
изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать
его исторические и национальные особенности.
V класс, или первый год обучения в основной школе направлен на изучение декоративного искусства, его связь с фольклором, национальными и народными корнями искусства;
VI и VII классы посвящены изучению изобразительного искусства, формированию основ художественной грамотности изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка.
Место предмета в базисном учебном плане
Опираясь на Федеральный учебный план для общеобразовательных школ РФ в школе на изучение предмета « Изобразительное искусство» отводится 105 часов вV-VII классах, по 35 часов в каждом классе, из расчета 1 час в неделю.
Особенности предмета
На уроках изобразительного искусства осуществляются основные межпредметные связи с уроками музыки, литературы, черчения; при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией, историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой, физикой (оптика - цветоведение), технологией (технология художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Учебная программа предусматривает индивидуальную и коллективную практическую деятельность, уроки-беседы, уроки-экскурсии рисование с натуры и по представлению. Уроки дополнены темами НРК (около 23%).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В рабочей программе выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучение
изобразительному искусству в школе сводиться к постижению основ языка художественной выразительности, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Содержание обучения в программе дано крупными блоками:
5класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (35ч.), посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства.
6-7 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» (70 ч., по 35 часов в каждом классе), посвящены изучению изобразительного искусства, формированию основ художественного изображения (рисунок, живопись и скульптура).
НРК (варианты реализации регионального компонента образования: интегрировано включается в содержание соответствующих тем основного курса, в виде логически завершённых тем-модулей):
5 класс «Декоративно-прикладное искусство Урала».
6-7 класс «Изобразительное искусство Челябинской области»
Тематическое планирование
Класс | № п/п | Тема раздела | Тема НРК | Количество часов | Из них | ||
по программе | фактически | творческие работы | беседы по искусству | ||||
5 | 1 | Древние корни народного искусства | Народное творчество Урала ____________ Декоративное искусство Южного Урала | 8 | 8 | 7 | 1 |
2 | Связь времен в народном искусстве | 8 | 8 | 7 | 1 | ||
3 | Декор – человек, общество, время | 12 | 10 | 8 | 2 | ||
4 | Декоративное искусство в современном мире | 7 | 9 | 7 | 2 | ||
Итого | 35 | 35 | 29 | 6 | |||
6 | 1 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка | Художники Урала Мир вещей в работах Уральских художников Портреты южноуральцев в работых мастеров___ Природа Урала глазами художников ___________ | 8 | 8 | 6 | 2 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 8 | 8 | 7 | 1 | ||
3 | Вглядываясь в человека | 12 | 10 | 8 | 2 | ||
4 | Человек и пространство в изобразительном искусстве | 7 | 9 | 7 | 2 | ||
Итого | 35 | 35 | 28 | 7 | |||
7 | 1 | Изображение фигуры человека и образ человека | 8 | 8 | 7 | 1 | |
2 | Поэзия повседневности | 8 | 8 | 7 | 1 | ||
3 | Великие темы жизни | 12 | 10 | 7 | 3 | ||
4 | Реальность жизни и художественный образ | 7 | 9 | 4 | 5 | ||
Итого | 35 | 35 | 25 | 10 |
На уроках изобразительного искусства осуществляются основные межпредметные связи с уроками музыки, литературы, черчения; при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией, историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой, физикой(оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Формы проведения занятий
Учебная программа предусматривает чередование индивидуально – практической деятельности и коллективной деятельности.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов.
Периодическая организация выставок дает возможность детям обсуждать работы. Такие выставки проводится каждую четверть и по окончанию работы над живописными работами.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение
значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства
и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания:
об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях;
наиболее крупных художественных музеях России и мира;
овладевают основами знаний изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
по применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;
о средствах выразительности при восприятии произведений; содержания, образного языка произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
основных явлений русского и мирового искусства, изучают произведения мировой культуры;
значений изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образного мышления, а также развивают умения использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределения в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человек;
эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них;
использовать различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные
материалы);
пользоваться средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
проявлять самостоятельность в творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
• основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• наиболее крупные художественные музеи России и мира;
• значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
• применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем,
светотень, перспектива, композиция);
• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-
конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
ЛИТЕРАТУРА
- «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Минобразования РФ от05.03 2004 г. №1089
- «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011/ 2012 учебный год» (Приказ Министерства образовании и науки Челябинской области от 16.06.2011г. №04-997
- «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404)
Порядок введения т содержания Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) определяется следующими документами:
- «О плане действия по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» //(Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. №1507-р);
- «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудовании учебных помещений»(Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 04.10.2010г. №986);
- «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);
- «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от19.04.2011 г.№03-255);
- «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1.09.2010 г.» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06.2010 г. №01-438);
«Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011-2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы №Наша новая школа (Приказ от 05. 10 2010 г. №02-600).Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с методическими рекомендациями)/ Под руководством и ред.Б.М. Неменского;
Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса / Под ред. Б.М. Неменского;
Горяева Н. А., Островская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Б. М. Неменского.- М.: Просвещение, 2008;
Неменская Л.А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008;
Программа МОРФ. Музыка 5-9классы Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская //Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 5-9 классы.// -М.: Просвещение, 2005;
Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5класс/ Н.А.Горяева; Под ред. Б.М.Неменского. –М.: Просвещение, 2004;
Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007;
Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под. ред. Б. М. Неменского / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2006;
Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007.
Изобразительное искусство. 7 кл. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского /Сост. Т.В.Оросова- Волгогрд: Учитель- АСТ., 2003;
Ю.Г.Дорожин.Узоры Северной Двины. Пермогорская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2002;
Ю.Г.Дорожин. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2002;
Ю.Г.Дорожин. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...