Использование изотерапии на уроках ИЗО в коррекционных классах
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Данная статья раскрывает основные особенности изотерапии на уроках ИЗО в коррекционных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_izoterapii.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Использование изотерапии как средство развития творческих способностей обучающихся в коррекционных классах.

        Современный этап российской педагогики характеризуется усилением внимания к реализации идеи индивидуализации обучения, обеспечивая детям адекватные условия для развития, воспитания, олучение полноценного образования.

        Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс в массовой школе психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации поведения к социальным требованиям общества в условиях дошкольного и школьного учреждений.

        Количество детей, которые по разным причинам не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу начальной ступени обучения, постепенно увеличивается и по данным разных авторов колеблется от 20 до 30%.

        Рост числа детей со школьными проблемами, увеличение количества учащихся с не проходящими школьными трудностями на этапе окончания начальной ступени обучения (3-4кл.) неизбежно ставит перед образованием и наукой ряд вопросов:

  - можно ли помочь этим детям в условиях массовой школы?

 - как ограничить коррекцию недостатков развития. Обеспечить формирование общих способностей к учению, восполнить пробелы предшествующего обучения, обеспечить полноценное усвоение образовательного стандарта знаний, подготовить ребенка к трудностям в обучении, к социально- трудовой деятельности после выхода из школы?

         Эстетотерапия- это туманно-красочная область психотерапии. Цель врачевания состоит в том,чтобы помочь ребенку более творчески и активно жить в обществе. Терапия увлеченностью творчеством способствует художественному развитию личности ребенка, его эмоциональному развитию.

Профессор В.Г. Катков называет эстетотерапию “терапией радости”.

Терапия плетением, вышиванием, резьбой, выжиганием, живописью, изготовлением игрушек служит не отвлечением, а активизирует, будит творческие силы ребенка, находившиеся в скрытом состоянии.

Творческие углубления ребенка в себя действуют терапевтически, вытесняя чувство неопределенности.

         Терапия художественным творческим – метод, используемый в целях творческой реабилитации, направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, учебной трудовой деятельности.

        Изобразительная деятельность служит и способом решения психологических, внутри личностных проблем (страхи, тревоги, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности рук, точности движений).

        Например, по тональному и цветному решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажа сюжета можно судить о наличии проблем в психике и мироощущении. Цвет наиболее эффективно способствует идеи рисунка и является для детей с тяжелыми нарушениями речи одним из основных средств художественной выразительности.

        Цвет вызывает у детей определенные настроения, чувства, ассоциации.

Анализ рисунка детей с тяжелыми нарушениями речи показал, что учащиеся выражают в цветовом решении композиции собственное отношение к предметам окружения, что свидетельствует о доминирующей эмоциональной стороне личности ребенка с нарушениями речи.

        Например, ребенок, раскрашивая, использует красный цвет, что говорит о положительном отношении ребенка к объекту изображения. Цвет является выразителем душевных переживаний и настроения детей, компенсирует недостатки графических умений и навыков.

       Иными словами, рисование может быть и психодиагностическим психокоррекционным инструментом. В нашей школе существуют классы, в которых учатся дети с нарушениями зрения. Они требую особого внимания и заботы.

       На своих занятиях с детьми в коррекционных классах я использую различные техники работы: выполнение контурных рисунков с помощью пластилина (пластилиновый контур), пластилиновую аппликацию, выполнение объемных изделий из соленого теста, аппликацию из соли.

       Считаю, что работа в данных техниках является своеобразной психотерапией (пластилинотерапией, тестотерапией, соленотерапией):

- она отвлекает от повседневных забот и тревог;

- повышает точность движений мелких пальцев рук;

- развивает интеллектуальные способности;

- активизирует творческое мышление, увеличивает его скорость и гибкость;

- развивает пространственное воображение;

- улучшает глазомер.

       Терапия средствами искусства – это синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины, психологии). В лечебной и психокорркекционной практике арттерапия – это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений человека осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках математики в коррекционной школе- интернате 1вида.

Применение ИКТ на уроках математики при обучении неслышащих детей....

Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе 8 вида"

СОДЕРЖАНИЕВведениеГлава I  Обзор литературыОсновные элементы использования информационно-коммуникативных технологий  на уроке географии в коррекционной школе VIII вида1.2. Деятельность учите...

Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида.

Использование ИКТ  на уроках  биологии  в коррекционной школе VIII вида....

Доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ VIII ВИДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ

В докладе представлен опыт использования информационно-коммуникационных технологий учителями специальных (коррекционных) классов VIII вида в условиях общеобразовательной школы по адаптированной програ...

Презентация ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ VIII ВИДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ

Необходимость использования ИКТ на уроках в специалиальных (коррекционных) классах  VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья  ИКТ- помощник в освоении нового, р...

Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе VIII вида

В доклад на тему "Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе VIII  с целью повышения рлзнавательной активности учащихся вида" даётся описание роли ИКТ на уроках географии....

Использование дидактических игр на уроках истории в коррекционных классах.

Целевые ориентации:1) Дидактическая. Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстр...