Использование изотерапии на уроках ИЗО в коррекционных классах
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Данная статья раскрывает основные особенности изотерапии на уроках ИЗО в коррекционных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_izoterapii.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование изотерапии как средство развития творческих способностей обучающихся в коррекционных классах.
Современный этап российской педагогики характеризуется усилением внимания к реализации идеи индивидуализации обучения, обеспечивая детям адекватные условия для развития, воспитания, олучение полноценного образования.
Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс в массовой школе психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации поведения к социальным требованиям общества в условиях дошкольного и школьного учреждений.
Количество детей, которые по разным причинам не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу начальной ступени обучения, постепенно увеличивается и по данным разных авторов колеблется от 20 до 30%.
Рост числа детей со школьными проблемами, увеличение количества учащихся с не проходящими школьными трудностями на этапе окончания начальной ступени обучения (3-4кл.) неизбежно ставит перед образованием и наукой ряд вопросов:
- можно ли помочь этим детям в условиях массовой школы?
- как ограничить коррекцию недостатков развития. Обеспечить формирование общих способностей к учению, восполнить пробелы предшествующего обучения, обеспечить полноценное усвоение образовательного стандарта знаний, подготовить ребенка к трудностям в обучении, к социально- трудовой деятельности после выхода из школы?
Эстетотерапия- это туманно-красочная область психотерапии. Цель врачевания состоит в том,чтобы помочь ребенку более творчески и активно жить в обществе. Терапия увлеченностью творчеством способствует художественному развитию личности ребенка, его эмоциональному развитию.
Профессор В.Г. Катков называет эстетотерапию “терапией радости”.
Терапия плетением, вышиванием, резьбой, выжиганием, живописью, изготовлением игрушек служит не отвлечением, а активизирует, будит творческие силы ребенка, находившиеся в скрытом состоянии.
Творческие углубления ребенка в себя действуют терапевтически, вытесняя чувство неопределенности.
Терапия художественным творческим – метод, используемый в целях творческой реабилитации, направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, учебной трудовой деятельности.
Изобразительная деятельность служит и способом решения психологических, внутри личностных проблем (страхи, тревоги, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности рук, точности движений).
Например, по тональному и цветному решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажа сюжета можно судить о наличии проблем в психике и мироощущении. Цвет наиболее эффективно способствует идеи рисунка и является для детей с тяжелыми нарушениями речи одним из основных средств художественной выразительности.
Цвет вызывает у детей определенные настроения, чувства, ассоциации.
Анализ рисунка детей с тяжелыми нарушениями речи показал, что учащиеся выражают в цветовом решении композиции собственное отношение к предметам окружения, что свидетельствует о доминирующей эмоциональной стороне личности ребенка с нарушениями речи.
Например, ребенок, раскрашивая, использует красный цвет, что говорит о положительном отношении ребенка к объекту изображения. Цвет является выразителем душевных переживаний и настроения детей, компенсирует недостатки графических умений и навыков.
Иными словами, рисование может быть и психодиагностическим психокоррекционным инструментом. В нашей школе существуют классы, в которых учатся дети с нарушениями зрения. Они требую особого внимания и заботы.
На своих занятиях с детьми в коррекционных классах я использую различные техники работы: выполнение контурных рисунков с помощью пластилина (пластилиновый контур), пластилиновую аппликацию, выполнение объемных изделий из соленого теста, аппликацию из соли.
Считаю, что работа в данных техниках является своеобразной психотерапией (пластилинотерапией, тестотерапией, соленотерапией):
- она отвлекает от повседневных забот и тревог;
- повышает точность движений мелких пальцев рук;
- развивает интеллектуальные способности;
- активизирует творческое мышление, увеличивает его скорость и гибкость;
- развивает пространственное воображение;
- улучшает глазомер.
Терапия средствами искусства – это синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины, психологии). В лечебной и психокорркекционной практике арттерапия – это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений человека осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках математики в коррекционной школе- интернате 1вида.
Применение ИКТ на уроках математики при обучении неслышащих детей....
Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе 8 вида"
СОДЕРЖАНИЕВведениеГлава I Обзор литературыОсновные элементы использования информационно-коммуникативных технологий на уроке географии в коррекционной школе VIII вида1.2. Деятельность учите...
Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида.
Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида....
Доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ VIII ВИДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ
В докладе представлен опыт использования информационно-коммуникационных технологий учителями специальных (коррекционных) классов VIII вида в условиях общеобразовательной школы по адаптированной програ...
Презентация ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ VIII ВИДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ
Необходимость использования ИКТ на уроках в специалиальных (коррекционных) классах VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, р...
Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе VIII вида
В доклад на тему "Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе VIII с целью повышения рлзнавательной активности учащихся вида" даётся описание роли ИКТ на уроках географии....
Использование дидактических игр на уроках истории в коррекционных классах.
Целевые ориентации:1) Дидактическая. Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстр...