"Дизайн. Что это такое?"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Пустобаева Ирина Михайловна

Цель: познакомить учащихся с основами дизайна.

Задачи:

1.  Дать понятие «дизайн», его алгоритма;

2.  Формирование умения использовать полученный личный опыт в области дизайна, применять его в художественно-творческой деятельности;

3.  Воспитывать художественный вкус;

4.  Развивать творческую фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Дизайн. Что это такое?

Цель: познакомить учащихся с основами дизайна.

Задачи:

  1. Дать понятие «дизайн», его алгоритма;
  2. Формирование умения использовать полученный личный опыт в области дизайна, применять его в художественно-творческой деятельности;
  3. Воспитывать художественный вкус;
  4. Развивать творческую фантазию.

Тип занятия: комбинированный.

Форма занятия: коллективная.

Метод обучения: частично-поисковый.

Материалы и оборудование: кисти, краски, простые карандаши, листы бумаги формата А 4; фотографии.

Зрительный ряд: презентация «Шрифтовой дизайн», презентация «Алгоритм дизайна», книги.

Словарь: дизайн, проект.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.

Занятие начинаем с чтения стихотворения В.Г.Абрамова.

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию – оранжевой,

Жёлтым – одуванчик.

И мы увидим тоже:

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер,

Поймем, какого цвета

Огромная планета!

  1. Проверка готовности учащихся к занятию.

Игра «Помоги Незнайке». Приложение 1.

  1. Повторение о цвете.

Дидактическая игра «Радуга». Приложение 2.

II. Сообщение темы занятия.

  1. Послушайте стихотворение Б. Окуджавы. О чём оно?

Каждый пишет, как он слышит,

Каждый слышит, как он дышит,

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить …

Так природа захотела,

Почему - не наше дело,

Для чего – не нам судить.

Вымысел не есть обман,

Замысел – ещё не точка …

(Ответы учащихся).

  1. Игра «Палитра».

- У заколдованного замка есть название, оно зашифровано на палитре. Угадайте его, пользуясь ключом к шифру.

Приложение 3.

Дизайн. – Кто знает, что означает это слово? (Ответы учеников).

III. Изучение нового материала.

  1. Дизайн (англ. «Замысел, проект, чертёж») - метод проектирования предметной среды, при котором будущему изделию придаются нужные качества: красота, целесообразность, экономичность и функциональность, а также удобство в эксплуатации.
  2. Из истории…

Дизайн появился в России в 1-й четверти XX века (производственное искусство) и одновременно в Германии (школа Баухауз). Сфера применения дизайна безгранична: от автомобиля и лайнера до торгового знака и этикетки на коробке спичек.

  1. Виды дизайна:

презентация «Шрифтовой дизайн», выставка книг по теме.

IV. Физкультминутка.

Учитель: выполните упражнения для профилактики нарушения осанки.

  • Исходное положение – сидя на стуле, ноги вместе.

На счёт раз – выполнить захват ножек стула ногами изнутри;            на счёт два – вернуться в исходное положение;                                        на счёт три – захват ножек стула снаружи;                                           на счёт четыре - вернуться в исходное положение.                 Упражнение выполнить 8-10 раз.  

  • Исходное положение – стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок.
  • Исходное положение – стоя. «Замочек» - завести одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.  Учитель: следующие упражнения необходимы вам для тренировки мышц глаз.
  • Медленно переводите взгляд справа налево и обратно. Упражнение выполните 8-10 раз.

V. Презентация «Алгоритм дизайна».

VI. Актуализация знаний учащихся. (2-й час).

Учитель: Так как на следующем занятии вам предстоит рисовать на тему «Моя комната» - сегодня мы подготовимся к нему и будем «осваивать» профессию дизайнер. 

  1. Понятие о композиции в интерьере.

Интерьер – планировочное решение, позволяющее собрать в единое целое внутреннее пространство помещений (комнат, прихожих, кухни, санузла) и мебель, декоративное убранство и различное оборудование.

Приложение 4 (фотографии 1,2) .

  1. Характерные особенности жилища.

- При выборе или оформлении жилища уделяют внимание трём основным качествам:

  • Функциональные качества способствуют нормальным условиям жизни семьи. Чем рациональнее планирование, тем удобнее расставлена мебель и оборудование, тем проще и комфортнее жильё.
  • Гигиенические качества – обеспечение акустической изоляции, хорошего воздухообмена, тепловоздушной среды и т.д. – всё учитывается в строительстве.
  • Эстетические качества – гармония вещей и пространства, их целостность и согласованность.

     Композиция интерьера – особое расположение и соотношение его составных частей: мебели, светильников, бытового оборудования. Потребности человека, традиции общества, мода, условия строительства накладывают свой отпечаток на интерьер. Существует множество способов, позволяющих увеличивать или уменьшать свободное пространство помещений, объединять или зрительно расчленять его на функциональные зоны.

  • Функциональная зона – отдельный участок  помещений, где проводятся определённые жизненные процессы: сон, питание, обучение и т.д.  

                                                                 (фотографии 3-5)                                

  • Зонирование – разделение пространства на отдельные зоны. Отдельные зоны проще всего выделить, используя мебель и элементы оборудования. Большую роль в композиции интерьера играет цвет. Цветовые сочетания создают эмоциональный климат, зрительно регулируют размеры помещения, для этого используется освещение.                                                   (Фотографии 6-9)
  • Декоративное убранство объединяет в себе элементы, необходимые в повседневной жизни, и элементы декоративные, украшающие быт человека: ковры, посуда, цветы и т.д.                              (фотографии 10-16)  

Композиция позволяет создать индивидуальный облик жилого интерьера, подчинить его общему эстетическому замыслу.

VII. Обобщение знаний.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7 (а, б).

Приложение 8 (а, б).

VIII. Итог занятия.

  1. Что такое дизайн?
  2. Какие виды дизайна тебе известны?
  3. Назовите область его применения.

IX. Домашнее задание.

     Продумать эскиз детской комнаты, используя композицию в интерьере.

X. Литература.

  1. Журнал «Квартира’63» №8(06г), №3, 5, 6(07г) г.Сызрань
  2. Пособие «И учёба, и игра: изобразительное искусство», Ярославль «Академия развития», 1997 год.
  3. Арт –дизайн: красивые вещи «hand – made» (2-е изд.)

 Серия «Стильные штучки». – Ростов –н/Д: Феникс, 2005 г.

  1. Серия «Легко и просто» изд. АРТ – Родник, издание на русском языке, Москва, 2007 г. (Германия).
  2. А.Г. Соцкова «Открытки своими руками. Шаг за шагом». Харьков: Книжный клуб, 2008 г.
  3. Жемчугова П.П. «Декоративно- прикладное искусство». СПб. «Издательский дом «Литера», 2006 г.
  4. Вешкина О.Б. «Креативная техника для хобби и творчества» Москва: Эксмо,2008г
  5. С.С.Константинова «Техники изобразительного искусства» Конспект лекций. Ростов–на–Дону «Феникс» 2004 г.
  6. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать» Москва: Слово, Эксмо, 2007 г.

10. Учебник для 6-го класса «Технология» Москва, 2001 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия детского объединения «Ландшафтный дизайн».Ландшафтный дизайн в условиях городской среды .

Дизайн проект  цветника на пришкольном участкеРазвитие профессиональной компетенции учащихся старших классов к практически значимой деятельности их становление и социальной компетенции посредство...

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".

Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...

Дизайн интерьеров - разновидность дизайна, входящую в программу предмета «Технология».

Понятие о дизайне как профессиональной деятельности на стыке искусства и инженерного проектирования/...

Методическая разработка для подготовки к соревнованиям по стандартам JuniorSkills в компетенции "Промышленный дизайн. Дизайн игрушки". Создание простой 3D-модели в Autodesk 123Design

Разработка представляет собой пошаговую инструкцию для создания простой 3D-модели игрушки в редакторе Autodesk 123Desig...

Внеклассное занятие Основы дизайна» 5-6 класс. Дизайн приглашения, их назначение. Эскиз приглашения.

В занятии используется современная образовательная технология – технология модульного обучения учащихся. Это первое практическое занятие, которое тестирует уровень подготовки и креативного ...

Требования к зачету по предмету «Основы дизайн проектирования» ДООП «Дизайн». 2 класс 2019 г.

https://infourok.ru/trebovaniya-k-zachetu-po-predmetu-osnovi-dizayn-proektirovaniya-doop-dizayn-klass-3654513.html...