Дидактические игры на уроках ИЗО
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры на уроках ИЗО»
- Урок по теме: «Палитра осени»
Цель: развивать зрительную память, формировать знания цветоведения (названия цветов, цвета смешивать, чтобы получить определенный цвет) совершенствовать навыки работы кистью.
Материал: карточки - задания с указанием, какие цвета надо смешать, чтобы получить третий, и наоборот: есть цвет, нужно определить, какие два цвета смешали, чтобы получить данный цвет.
Каждый ученик получает карточку - задача, на которой он должен выполнить задание:
1. Два прямоугольника раскрашенные, например, один желтым, другой - коричневым цветом, между ними поставлен знак «+», а третий прямоугольник остается раскрашенным.
Ученики смешивают на палитре два указанных цвета, получают третий и раскрашивают им прямоугольник;
2. Прямоугольник, раскрашенный цветом начала осени, например зеленовато-желтым, рядом с ним - два прямоугольника, соединении знаком «+».
Примечание: Чтобы заинтересовать детей. Можно создать игровую ситуацию: дождем смыло цвета с некоторых осенних листьев (вместо прямоугольников раздать изображения листьев), предлагается учащимся восстановить их цвет.
2.Урок по теме: «Пейзажи» «Художник – волшебник»
Цель: приобретение навыков работы с акварелью по сырому бумаги. Вливание одного цвета краски к другой для получения нового цвета.
Материал: два листка бумаги: один простой, другой - смоченный водой, вода, краски, кисточка, стакан.
Сначала учитель вводит детей в игровую ситуацию:
- Мы все художники - волшебники, создаем на бумаге чудеса. Сейчас я вам покажу, как это делается. У меня два листка бумаги. Это - обычная бумага, а это - смоченный волшебной водой. У вас на партах в стаканах стоит волшебная вода. Я беру бумагу, смоченную волшебной водой бумага должна находиться в стадии высыхания, кисточкой рисую три лепестка малиновой краской, цвета будут расплывчатыми), затем - три лепестка фиолетовой краской. Видите, как цвета влияют друг на друга. Вот и вышли волшебные цветы.
- Теперь давайте сделаем бумагу волшебным. Возьмите кисточку и опустите в воду и смочите им бумагу. Положим кисть, держите руки над бумагой, закройте глаза и медленно двигайте и говорите: «Раз, два, три, бумага волшебный. Смотри! ». Так надо сказать 2-3 раза.
Ученики повторяют волшебные слова, а бумага тем временем подсыхает.
- Теперь мы можем создавать волшебные цветы. Возьмем тонкий кисточку, обмакните в желтую краску, разрисуем три лепестка желтой краской, потом - три лепестка красной краской, потом рисуем зелень.
В конце урока подводится итог работ. Дети смотрят, у кого вышли необычные цветы на бумаге.
3.Урок по теме: «Перевоспитание грязнули»
Цель: закрепить знание правил работы с акварелью.
Материал: измазана краской кукла.
В начале урока из-под стола учителя появляется измазана краской кукла.
- Дети, а вы ее ни о чем не хотите спросить?
Ученики задают различные вопросы, и среди них - следующее:
- Почему ты такая замазана?
- Это простая история, - ответила Грязнуля. - Только отмыться не могу. Мы с Незнайкой рисовали красками осенние листья. Я торопилась и все испортила.
- А что ты делала, расскажи нам.
- Я начала рисовать листок клена, весь закрасила зеленой краской, а потом вспомнила, что на кончиках он покраснел. Стала я кончики красить красной краской, а получился какой-то грязь. Рядом с зеленым листком лежал желтый. Я стала желтый красить. А зеленая краска потекла в желтую. Вот посмотрите, что получилось. (Она показывает рисунок).
- Как вы думаете, дети, почему в Бруднулькы такой рисунок получился?
- Она не знает правил работы с акварельными красками, - дружно отвечают дети.
- А вы мне назовите их, дети, покажите приемы работы. А я их постараюсь запомнить.
- А как быть с твоим внешним видом? Что нужно сделать грязнули, дети
(Дети предлагают помыть руки, сделать прическу, сменить одежду. Учитель получает другую, чистую грязнуля).
- А сейчас, грязнуля, слушай правила работы с акварелью.
- Какая же я теперь Грязнуля? Стала совсем чистой. Дети, назовите мне как-то по-другому.
Дети вспоминают правила работы с акварельными красками:
1) акварель нужно развести, прежде чем рисовать, проверить цвет на бумаге;
2) цвета не должны перекрывать друг друга, иначе будет грязь;
3) если рисовать акварелью, где рядом есть еще краска, которая не просохла, краска растечется;
4) рисовать акварелью можно и по влажной бумаге, тогда краска расплывается, и получается, что мы смотрим на рисунок через влажную стекло;
5) нужно знать правила смешивания цветов: красный и синий цвета дают при слиянии фиолетовый, красный и желтый - оранжевый, синий и желтый - зеленый.
Дети подходят к доске и активно показывают кукле, что они умеют.
- Я все поняла, - говорит Грязнуля. - Спасибо, дети.
4. Урок на тему: «Хоровод красок»
Цель: закрепить основные цветовые понятия, правила смешения красок.
Материалы: маски - очки, кепки, окрашенные в разные цвета.
Класс делится на три команды, учитель - ведущий. Все дети надевают маски - очки и кепки. Каждая маска - определенная краска. Выигрывает та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание ведущего. Ведущий. Начинается игра. Я хотела бы рисовать, Но не знаю, как начать. Краски - маски, где вы? Дети. Мы здесь!
Ведущий. Я возьму три краски основные, Эти краски - не простые,
Из них состоят все остальные.
Где же эти краски основные?
Учитель следит, с какой команды быстрее бежит к доске три основные краски - красная, желтая, синяя.
Ведущий. Если красный с желтой подружатся, Какая новая краска образуется? Ведите сюда подружку свою!
Красная и желтая краски выводят оранжевую краску. Учитель отмечает, кто быстрее сделал и насчитывает команде очко. Ведущий. Если желтая с синим подружатся, Какая новая краска образуется? Ведите сюда свою подружку! Дети по команде ведущего выполняют задания. Ведущий. Если красный с синей подружиться, Какая краска образуется? Ведите сюда свою подружку! Теплые краски! Дружно за руки взялись, Наклонились, улыбнулись, Вернулись, разошлись. Холодные краски! Дружно за руки взялись, Наклонились, улыбнулись, Вернулись, разошлись. Ведущий. А теперь все станем в круг (Дети образуют круг). Знаем, кто за кем стоит? В хороводе друг за другом Краска каждая горит.
Дети под музыку водят яркий хоровод. Учитель отмечает команду - победителя, ученики которой ни разу не перепутали правила смешивания цветов, и все хорошо знают цветной спектр.
5. Урок на тему: « Дорисуй предмет»
Материал: лист бумаги, простые и цветные карандаши.
Раздаются листы, на каждом из которых нарисован круг диаметром 4 сантиметра. Дети на уроке работают простыми и цветными карандашами. Учитель сообщает детям, что к ним на урок пришел гость Это - Барвинок. Он предлагает интересную игру.
Барвинок. Дети, сейчас я покажу вам свой рисунок. Это круг. Попробуйте угадать, что я хотел нарисовать с помощью круга, и воспроизведите это на своих листьях. Только нельзя увеличивать и уменьшать этот круг.
Дети дорисовывают круг. Не все сразу догадываются, как нужно изображать предмет, используя готовую форму круга, бывают и ошибки. И тогда Барвинок указывает на ошибки, помогает переделать работу. Когда рисунки почти готовы, он подводит итог: «Правильно, все это я и хотел нарисовать!». Рисунки во всех получились разные: здесь и воздушный шар, и лицо клоуна, цыпленка, Чебурашка, чайник, вишня, помидор, колесо, тыква, торт и прочее. Барвинок добавляет: «Просто я такой хитрый, что одного круга мне было мало».
Детям сразу полюбилась эта игра, но чтобы она не надоела, ее надо постепенно усложнять путем введения:
1) элемента соревнования, когда детям дается не один листок с формой круга (или другой геометрической фигурой), а сколько они пожелают;
2) новых геометрических форм: полукруга, квадрата, прямоугольника, треугольника;
3) загадок, ответы на которых изображаются с помощью уже готовых геометрических форм. На этих уроках дети выполняют линейные рисунки.
6. Урок на тему: Лото «Знаешь ли ты дерево?».
Игра проводится в начале урока перед рисованием осеннего дерева из памяти и с воображением.
Дидактическую задачу. Совершенствовать наблюдательность, опыт учащихся, зрительную память.
Дидактический материал. Набор карточек с изображениями или фотографиями различных деревьев (береза, дуб, ель, сосна, липа, осина, клен, рябина, лиственница) на каждого ученика набор фишек, карточки с загадками о деревьях.
Игра пройдет более эффективно, если перед ее проведением организовать экскурсию в лес или парк, во время которой ученики будут наблюдать за этими деревьями в природе.
Содержание. Перед игрой ученики получают набор карточек с четырьмя или шестью изображениями деревьев. Учитель предупреждает, что выиграют наиболее внимательны и наблюдательны.
Правила. Ученики молча отгадывают загадки, закрывая изображения - отгадки фишками. Тот участник игры, у которого все изображения будут закрыты, поднимает руку. Выигрывает тот, кто правильно узнал все деревья.
Пробный ход. Учитель демонстрирует одну из карт (желательно увеличенный вариант, чтобы было видно всем ученикам) и загадывает одну из загадок, учащиеся сообщают отгадку и показывают на карте изображение дерева, о котором было загадка. Учитель загадывает еще одну загадку о дерево, изображение которого есть на карточках. Ученики отвечают, о котором дерево было загадка, и добавляют, что этого дерева нет на картах.
Примечание. Если карточки лото не удастся изготовить сразу, то можно использовать просто изображения деревьев. Учитель читает загадку, и на математике «один, два, три» учащиеся должны поднять карточку-отгадку. Участник игры, который поднял не ту карточку, кладет ее обратно к набору, а те, кто угадал правильно, откладывает свою карту отдельно. Выигрывает тот, у кого в наборе не останется ни карты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках математики в 5 кл.
Материал содержит математические игры , которые можно использовать на уроках в 5 классе. Презентации в программе PowerPoint 2007 и Notebook позволяют организовать коллективную игру, а прилагаемый разд...
Дидактические игры для уроков СБО
Предлагаю перечень и описание дидактических игр, которые можно использовать на уроках СБО, при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....
Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах
В работе представлены общие принципы организации и проведения дидактических игр на уроках математики. Также рассматриваются основные виды игр: "Соревнование художников", "Математическое лото", "Магиче...
Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах
В работе представлены основные принципы организации дидактических игр и требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...
Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах
В работе представлены основные принципы организации дидактических игр и требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...
Статья по теме: "Дидактические игры на уроках английского языка"
Материал может быть использован при подготовке к урокам английского языка в младшем и среднем звене. Использование игр один из средств повышения познавательного интереса....
Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.
Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...