Тема занятия: «Роспись русской матрешки».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Губина Тамара Ивановна

 

Цель:  учить  расписывать матрешку.

Задачи:

- формировать навыки кистевой росписи;

- развивать творческое воображение воспитанников;

- воспитывать трудолюбие, интерес к народным промыслам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izyuminka.matreshka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Дом детского творчества

поселка Мостовского Муниципального образования Мостовский район.

Открытое занятие

детского объединения «Изюминка».

    Педагог: Т.И. Губина

Дата: 25.11.10 г.

Тема занятия: «Роспись русской  матрешки».

Цель:  учить  расписывать матрешку.

Задачи:

- формировать навыки кистевой росписи;

- развивать творческое воображение воспитанников;

- воспитывать трудолюбие, интерес к народным промыслам.

Оборудование: образцы выполненных работ, схемы, акварельные краски, карандаши, бумага.

Ход занятия:

1.Организационный момент: приветствие,  отметка посещаемости.

 Педагог:  здравствуйте, ребята и уважаемые гости!  Сегодня  мы с вами продолжим наше знакомство с русской матрешкой. Приятно любоваться матрешкой, разглядывать каждый завиток, считать и удивляться  матрешкам, которые прячутся одна в другой. Но ещё приятнее создавать их самим.  

2. Повторение пройденного материала

 Педагог: ребята, на прошлом занятии мы говорили с вами об истории возникновения матрешки. Давайте вместе вспомним,  когда и где родилась матрешка? ( Больше 100 лет назад, в Сергиевском посаде)

Как звали самого известного мастера – матрешечника?  (Сентюров Павел Емельянович)

Русская матрешка олицетворяет – дружбу, любовь, добро. Русская матрешка очень гостеприимная и еще она с секретом. А в чем, заключается ее секрет?

(В большой матрешке прячется поменьше, еще меньше и т.д.)

3. Объяснение нового материала:

   а) Объявление темы и цели занятия.

Педагог: на прошлом занятии мы уже нарисовали силуэты матрешек, а сегодня  распишем их узорами.

  б)  Теоретическая часть занятия.

Педагог: более ста лет путешествует наша прекрасная игрушка-сувенир по селам, городам. Так  появилась Полховско – Майданская матрешка, (Горьковская обл.) и  Семеновская Матрешка. (Нижегородская обл.).

 Загорская Матрешка – это девочка-крестьянка. Одета она в крестьянский фартук, платок, в руках держит петушка. Называется эта матрешка – «Пеструшкой»  

Семеновскую матрешку – украшает большой букет цветов, на весь фартук и край платка. Про роспись Семеновской (хохломской) матрешки говорят «Пишу под растительный мир».

Полховско – Майданская матрешка. У неё нет  платка, нет сарафана и фартука. Вверху овал лица,  а все остальное занято крупными, яркими цветами, в черном контуре. Узоры называются - «Алые розы» (пятилистник  шиповника), «Колокольчики», «Яблочки», «Виноград».  

Все матрешки хороши. Недаром, они считаются Русским сувениром по всей нашей необъятной родины и за границей, везут нашу матрешку туристы и за далекие моря в чужеземные страны.

 в) Практическая часть занятия.

   Повторение правил т/б.

-Педагог: прежде чем начать работу, давайте вместе повторим правила техники безопасности. Помогите мне  сочинить стихотворение. Я зачитываю строчку, а вы завершайте ее.

О правилах безопасности не стоит …забывать.

Коль есть такие правила, их нужно… соблюдать.

Запомнить правило несложно - обращаться… осторожно!

Кисти, ножницы, пинцеты - очень важные… предметы,

Но поранить ими можно, обращаться … осторожно!

Используя в работе клей, будьте аккуратны.

Чтобы всегда и везде  были вы ….опрятны.

Эти правила важны и в работе всем… нужны!

-Педагог: ребята, мы приступаем к интересной работе, поэтапно мы с вами будем расписывать семеновскую матрешку.   В итоге,  у  каждого из вас получится  своя, индивидуальная, неповторимая, выполненная только вашими умелыми руками –МАТРЕШКА.

Орнамент на рукавах

     На белом фоне рукава хорошо смотрятся самые разнообразные узоры. И сложность их зависит от того, какой у вас навык в рисовании. На рисунке;  изображены несколько различных по сложности выполнения  вариантов узора,  а  ваша фантазия подскажет вам какой – либо другой рисунок, который вы сами придумаете. Лучше  рисунок рисовать кистью №1. Цвет вы выбираете сами, в зависимости, с костюмом вашей матрешки.

Рис. 4

Роспись платка.

    На рис.5 представлена достаточна простая композиция для росписи платка. Платок можно расписать в сине-белых тонах по голубому фону, и черный тон, цветы в красно- белых тонах. Листья выполняются зеленой гуашью, либо акварелью «бронзянкой».

     Чтобы красиво разместить цветы и листья на платке, сначала  намечают их контуры карандашом, после приступают к росписи, как показано на рис 6.

     Сначала закрасим бутоны и лепестки цветка краской основного цвета (красного) После того, как краска высохнет, белой краской обведем контуры лепестков, а затем контуры бутона. Черной краской выделим середину бутона и закончим цветок белыми «бусами». Лепесток – трилистик (рис7), сначала закрасим зеленой, а когда краска высохнет, выделим середину черным цветом, ждем пока высохнет, и поставим у основания крупную точку, так рисунок законченный.

 Можно нарисовать другой листик, более сложный (рис 7,г).

 Рассмотрите рисунок на платке, те места, которые не заполнены рисунком, это мы исправим с помощью всевозможных веточек, ёлочек, травки, завитков. (рис7,д)  

Разминка.

  Педагог: я  предлагаю вам игру «Матрешки», что бы вы немного отдохнули от работы. Встаньте, пожалуйста, и немного отойдите от стола. Руки согните в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. Повторяйте за мной все слова и движения.

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки. (Хлопаем в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (Показываем сапожки на ногах)

Ладушки, ладушки. (Хлопаем в ладоши)

В сарафанах наших пестрых, (Кружимся)

Ладушки, ладушки. (Хлопаем в ладоши)

Мы похожи, словно сестры, (улыбнулись друг другу)

Ладушки, ладушки. (Хлопаем в ладоши)

 Педагог: продолжим работу. Садитесь удобнее, начнем расписывать сарафан. Пусть наша матрешка оживет, расцветет и  заиграет.                                                                                                                        

   

Роспись сарафана

Чтобы заполнить передний фон, проще нарисовать в руках у матрешки букет цветов, достаточно даже 3 цветка, подобных тем, как на платке (рис 8)

Можно украсить и белыми ромашками на синем сарафане, на синем или черном фоне они очень эффектны. Для этого на расстоянии  друг от друга наносятся 3 или 5 овалов (рис9)

Затем в каждый из них вписывается по овалу меньших размеров (рис10,а), а белой краской аккуратно нанесем лепестки., а серединку закрасите желтой краской (рис 10,б). Чтобы придать ромашке объёмность, то по низу сердцевинки провести охрой полоску (рис10,в), эатем край обвести коричневым цветом (рис10,г), нанесем точки-тычинки и полоски по лепесткам.  Ромашка готова (рис10,д). Оставшееся место заполним листиками и бутонами (можно мазком кисти)

4. Подведение итогов.

Педагог: ребята, завершаем работу. Давайте посмотрим наши рисунки с матрёшками. Как они запестрели, изменились. Стали похожи на своих рукодельниц.

Вашим домашним заданием было выучить четверостишье о матрешке. Мы с удовольствием послушаем.

(Дети выступают со стихотворениями о матрешке).

Красные щечки,

Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки

Веселые (Матрешки)

       

Матрешки  появляются

На белый свет

Одежкой похваляются,

Ей сносу нет.

Хотя мала, как крошка

Сама она

В матрешке есть матрешка

Еще одна.  

 Все матрешки в добром  мире

 И в согласии живут,

 Всех матрешек уважают

 За усердие, за труд.

Педагог: ребята, что вы сегодня узнали нового? Верно,  мы вспомнили историю возникновения матрешки, узнали,  как расписывают их в разных областях России и сами украсили этот замечательный сувенир..

 Спасибо за занятие, за ваше старание. Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Роспись тарелочки"

Конспект занятия "Роспись таресочки представляет собой занятие по росписи тарелочни изготовленной детьми на гончарном круге...

Конспект открытого занятия на тему: "Городецкая роспись"

Цели:-    Формирование у детей своего личного отношения к народному искусству, понимание древних корней народного искусства;-    Формирование культуры чувств. План з...

Занятие по теме: Витражная роспись

Данный урок познакомит вас с необыкновенно красивой техникой росписи по стеклу как витражная....

Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись ". Сувенир. Роспись по дереву.

Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись "Сувенир. Роспись по дереву....

Конспект занятия "Роспись кухонной утвари. Петриковская роспись"

Знакомство учащихся с петриковской росписью....

Методическая разработка «Рекомендации по организации занятий в творческом объединении по теме: «Художественная роспись ткани (батик)»»

Методическая разработка«Рекомендации по организации занятий в творческом объединении по теме:«Художественная роспись ткани (батик)»»...