Тема занятия: «Роспись русской матрешки».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Цель: учить расписывать матрешку.
Задачи:
- формировать навыки кистевой росписи;
- развивать творческое воображение воспитанников;
- воспитывать трудолюбие, интерес к народным промыслам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izyuminka.matreshka.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Дом детского творчества
поселка Мостовского Муниципального образования Мостовский район.
Открытое занятие
детского объединения «Изюминка».
Педагог: Т.И. Губина
Дата: 25.11.10 г.
Тема занятия: «Роспись русской матрешки».
Цель: учить расписывать матрешку.
Задачи:
- формировать навыки кистевой росписи;
- развивать творческое воображение воспитанников;
- воспитывать трудолюбие, интерес к народным промыслам.
Оборудование: образцы выполненных работ, схемы, акварельные краски, карандаши, бумага.
Ход занятия:
1.Организационный момент: приветствие, отметка посещаемости.
Педагог: здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами продолжим наше знакомство с русской матрешкой. Приятно любоваться матрешкой, разглядывать каждый завиток, считать и удивляться матрешкам, которые прячутся одна в другой. Но ещё приятнее создавать их самим.
2. Повторение пройденного материала
Педагог: ребята, на прошлом занятии мы говорили с вами об истории возникновения матрешки. Давайте вместе вспомним, когда и где родилась матрешка? ( Больше 100 лет назад, в Сергиевском посаде)
Как звали самого известного мастера – матрешечника? (Сентюров Павел Емельянович)
Русская матрешка олицетворяет – дружбу, любовь, добро. Русская матрешка очень гостеприимная и еще она с секретом. А в чем, заключается ее секрет?
(В большой матрешке прячется поменьше, еще меньше и т.д.)
3. Объяснение нового материала:
а) Объявление темы и цели занятия.
Педагог: на прошлом занятии мы уже нарисовали силуэты матрешек, а сегодня распишем их узорами.
б) Теоретическая часть занятия.
Педагог: более ста лет путешествует наша прекрасная игрушка-сувенир по селам, городам. Так появилась Полховско – Майданская матрешка, (Горьковская обл.) и Семеновская Матрешка. (Нижегородская обл.).
Загорская Матрешка – это девочка-крестьянка. Одета она в крестьянский фартук, платок, в руках держит петушка. Называется эта матрешка – «Пеструшкой»
Семеновскую матрешку – украшает большой букет цветов, на весь фартук и край платка. Про роспись Семеновской (хохломской) матрешки говорят «Пишу под растительный мир».
Полховско – Майданская матрешка. У неё нет платка, нет сарафана и фартука. Вверху овал лица, а все остальное занято крупными, яркими цветами, в черном контуре. Узоры называются - «Алые розы» (пятилистник шиповника), «Колокольчики», «Яблочки», «Виноград».
Все матрешки хороши. Недаром, они считаются Русским сувениром по всей нашей необъятной родины и за границей, везут нашу матрешку туристы и за далекие моря в чужеземные страны.
в) Практическая часть занятия.
Повторение правил т/б.
-Педагог: прежде чем начать работу, давайте вместе повторим правила техники безопасности. Помогите мне сочинить стихотворение. Я зачитываю строчку, а вы завершайте ее.
О правилах безопасности не стоит …забывать.
Коль есть такие правила, их нужно… соблюдать.
Запомнить правило несложно - обращаться… осторожно!
Кисти, ножницы, пинцеты - очень важные… предметы,
Но поранить ими можно, обращаться … осторожно!
Используя в работе клей, будьте аккуратны.
Чтобы всегда и везде были вы ….опрятны.
Эти правила важны и в работе всем… нужны!
-Педагог: ребята, мы приступаем к интересной работе, поэтапно мы с вами будем расписывать семеновскую матрешку. В итоге, у каждого из вас получится своя, индивидуальная, неповторимая, выполненная только вашими умелыми руками –МАТРЕШКА.
Орнамент на рукавах
На белом фоне рукава хорошо смотрятся самые разнообразные узоры. И сложность их зависит от того, какой у вас навык в рисовании. На рисунке; изображены несколько различных по сложности выполнения вариантов узора, а ваша фантазия подскажет вам какой – либо другой рисунок, который вы сами придумаете. Лучше рисунок рисовать кистью №1. Цвет вы выбираете сами, в зависимости, с костюмом вашей матрешки.
Рис. 4
Роспись платка.
На рис.5 представлена достаточна простая композиция для росписи платка. Платок можно расписать в сине-белых тонах по голубому фону, и черный тон, цветы в красно- белых тонах. Листья выполняются зеленой гуашью, либо акварелью «бронзянкой».
Чтобы красиво разместить цветы и листья на платке, сначала намечают их контуры карандашом, после приступают к росписи, как показано на рис 6.
Сначала закрасим бутоны и лепестки цветка краской основного цвета (красного) После того, как краска высохнет, белой краской обведем контуры лепестков, а затем контуры бутона. Черной краской выделим середину бутона и закончим цветок белыми «бусами». Лепесток – трилистик (рис7), сначала закрасим зеленой, а когда краска высохнет, выделим середину черным цветом, ждем пока высохнет, и поставим у основания крупную точку, так рисунок законченный.
Можно нарисовать другой листик, более сложный (рис 7,г).
Рассмотрите рисунок на платке, те места, которые не заполнены рисунком, это мы исправим с помощью всевозможных веточек, ёлочек, травки, завитков. (рис7,д)
Разминка.
Педагог: я предлагаю вам игру «Матрешки», что бы вы немного отдохнули от работы. Встаньте, пожалуйста, и немного отойдите от стола. Руки согните в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. Повторяйте за мной все слова и движения.
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки. (Хлопаем в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (Показываем сапожки на ногах)
Ладушки, ладушки. (Хлопаем в ладоши)
В сарафанах наших пестрых, (Кружимся)
Ладушки, ладушки. (Хлопаем в ладоши)
Мы похожи, словно сестры, (улыбнулись друг другу)
Ладушки, ладушки. (Хлопаем в ладоши)
Педагог: продолжим работу. Садитесь удобнее, начнем расписывать сарафан. Пусть наша матрешка оживет, расцветет и заиграет.
Роспись сарафана
Чтобы заполнить передний фон, проще нарисовать в руках у матрешки букет цветов, достаточно даже 3 цветка, подобных тем, как на платке (рис 8)
Можно украсить и белыми ромашками на синем сарафане, на синем или черном фоне они очень эффектны. Для этого на расстоянии друг от друга наносятся 3 или 5 овалов (рис9)
Затем в каждый из них вписывается по овалу меньших размеров (рис10,а), а белой краской аккуратно нанесем лепестки., а серединку закрасите желтой краской (рис 10,б). Чтобы придать ромашке объёмность, то по низу сердцевинки провести охрой полоску (рис10,в), эатем край обвести коричневым цветом (рис10,г), нанесем точки-тычинки и полоски по лепесткам. Ромашка готова (рис10,д). Оставшееся место заполним листиками и бутонами (можно мазком кисти)
4. Подведение итогов.
Педагог: ребята, завершаем работу. Давайте посмотрим наши рисунки с матрёшками. Как они запестрели, изменились. Стали похожи на своих рукодельниц.
Вашим домашним заданием было выучить четверостишье о матрешке. Мы с удовольствием послушаем.
(Дети выступают со стихотворениями о матрешке).
Красные щечки,
Пестрые платочки,
Хлопают в ладошки
Веселые (Матрешки)
Матрешки появляются
На белый свет
Одежкой похваляются,
Ей сносу нет.
Хотя мала, как крошка
Сама она
В матрешке есть матрешка
Еще одна.
Все матрешки в добром мире
И в согласии живут,
Всех матрешек уважают
За усердие, за труд.
Педагог: ребята, что вы сегодня узнали нового? Верно, мы вспомнили историю возникновения матрешки, узнали, как расписывают их в разных областях России и сами украсили этот замечательный сувенир..
Спасибо за занятие, за ваше старание. Занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Роспись тарелочки"
Конспект занятия "Роспись таресочки представляет собой занятие по росписи тарелочни изготовленной детьми на гончарном круге...
Конспект открытого занятия на тему: "Городецкая роспись"
Цели:- Формирование у детей своего личного отношения к народному искусству, понимание древних корней народного искусства;- Формирование культуры чувств. План з...
Конспект занятия студии "Юный художник" по теме "Городецкая роспись"
Занятие для детей 2 класса....
Занятие по теме: Витражная роспись
Данный урок познакомит вас с необыкновенно красивой техникой росписи по стеклу как витражная....
Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись ". Сувенир. Роспись по дереву.
Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись "Сувенир. Роспись по дереву....
Конспект занятия "Роспись кухонной утвари. Петриковская роспись"
Знакомство учащихся с петриковской росписью....
Методическая разработка «Рекомендации по организации занятий в творческом объединении по теме: «Художественная роспись ткани (батик)»»
Методическая разработка«Рекомендации по организации занятий в творческом объединении по теме:«Художественная роспись ткани (батик)»»...