Педагогическая мастерская на уроках ИЗО в 5 классе
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Разработка содержит подробную инструкционную карту по проведению урока ИЗО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_masterskaya_na_urokakh_izobrazitelnogo_iskusstva_v_5_klasse.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
Кафедра теории и методики общего образования
Использование технологии педагогических мастерских
на уроках изобразительного искусства.
Творческая разработка
Выполнила: Белокопытова Ольга Ивановна слушатель семинара №4-с/1 | |
Проверила: Т.Н. Ивочкина |
Новокузнецк
2013
Содержание
Введение | 3 |
I Сущность технологии педагогических мастерских. 2. Принципы и правила проведения мастерской. 3. Алгоритм проведения педагогической мастерской. 4. Технологическая карта занятия по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома» по программе Б.М.Неменского. Заключение Литература | 4-8 9-10 11-13 14-16 17 18 |
2
Введение.
Дети в современном мире имеют доступ к огромному количеству информации. Но не всегда они могут превращать эту информацию в знания. Поэтому задача педагогов научить школьников правильно усваивать информацию, а для этого надо учиться ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Появляется образовательная проблема – это формирование у учеников информационной компетенции.
В школе в образовательном процессе наступил такой момент, когда педагогу недостаточно традиционных методов обучения. Детям нужны знания для жизни. Чтобы активизировать учеников надо стимулировать их природную любознательность, интерес к самостоятельному приобретению знаний. Необходимо учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Потому педагоги должны предлагать ученикам задания на практическое использование школьных знаний.
В настоящее время коммуникативная компетентность становится ценностью общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования? В том числе, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем –либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использовать.
Поиск и подбор новых методов для образовательного процесса – это вечная проблема для педагога творчески работающего. Изучение новых технологий приводит к пониманию, что настало время деятельностных, групповых, игровых, ролевых, практико-ориентированных, проблемных рефлексивных и прочих форм и методов обучения.
По новым стандартам образования образованный человек – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применять имеющиеся знания в любой ситуации.
Для разрешения разного рода проблем на уроках, в частности изобразительного искусства, при изучении некоторых тем целесообразно использовать технологию педагогических мастерских.
3
Цель работы: изучение технологии педагогических мастерских в формате новых Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Задачи:
- подбор информации о технологии педагогических мастерских, изучение и анализ материалов;
-составление технологической карты занятия по изобразительному искусству в 5 классе по теме «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома».
Сущность технологии педагогических мастерских.
Мастерская — это иная форма организации учебного процесса. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
В самом общем виде ЖФЕН ставит целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребёнка. Данная цель опирается на глубоко обоснованную фундаментальную и оригинальную теоретическую концепцию.
Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях:
1. Личность с новым менталитетом.
Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
4
2. Все способны.
Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.
3. Интенсивные методы обучения и развития личности.
Для методов ЖФЕН характерны:
а) отношение учителя к ученику, как к равному себе;
б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учащимися, критически относящегося к информации, и самостоятельного решения творческих задач;
в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.
4. Новый тип педагога.
Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка.
В начале 90-х годов группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования.
Обобщили работу французских мастерских сотрудники из Санкт-Петербурга в виде следующих правил:
1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. 5
2. В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).
3. Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания.
4. Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.
5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.
6. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.
Группа ЖФЕН использует следующую терминологию
1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2. «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3. «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
4. «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
6
5. «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
6. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
7. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» — информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость. Естественным образом увеличивается объём информации, с которой учитель работает предварительно, чтобы в ходе мастерской самому остаться в теме.
Специально организованное педагогом-Мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.
В технологии мастерских главное — не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы
Целевые ориентации
*Ознакомить и предоставить учащимся психологические средства, по
7
зволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.
*Проделать с учащимися путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).
*Научить детей мыслить раскованно, творчески.
Концептуальные соображения
♦ Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребёнку, но не навязываться.
♦ Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.
♦ На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путём.
♦ Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.
♦ Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание. ♦ В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
♦ Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
♦ Творческая деятельность — это безоценочная деятельность.
♦ Мастер — для ученика, а не ученик для мастера.
♦ Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
♦ Мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.
8
Принципы и правила проведения мастерской
Взаимоотношения участников мастерской строятся на ряде гуманистических принципах:
- Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя мастерской. Все равны в своих находках и потерях, в победах и поражениях.
- Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине. Опора на личностный опыт каждого участника.
- Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. Отметка рождает раба, ставит одного человека в зависимость от другого.
- Предоставление свободы, в рамках принятых правил реализуется, во – первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе « предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя. Все свободны в высказывании своего мнения, в праве на собственный путь.
- Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.
9
Так же право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.
- Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
- Организация реального пространства, в котором работает мастерская, (круг всех участников, возможность быстрого представления продукта, место для импровизаций или пантомим).
- Решительное ограничение участия мастера как авторитета на всех этапах мастерской. Задача мастера в фиксации достигнутого.
10
Алгоритм проведения мастерской
Технология мастерской имеет свой порядок проведения, в котором возможны изменения при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской. С учащимися может использоваться следующий алгоритм.
- Индуктор мотивирует дальнейшую деятельность и содержит два необходимых условия: задание всегда опирается на личный опыт обучающегося и связано со смыслом дальнейшей деятельности.
- Первичное изучение учебного материала, создание творческого продукта включает два этапа: самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения и социоконструкция– построение, создание результата группой.
- Социализация - предъявление созданного продукта всем участникам (создание схем, изображений, афиширование текстов, выставка рисунков и т.п.).
- Разрыв, внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, требующий обращения к новой информации и её обработка.
- Творчество - исправление или обновление созданного.
- Итоговая социализация: все написанные заметки читаются, все рисунки и схемы демонстрируются, все придуманные решения, даже фантастические, представляются. Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.
- Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Вопросы к рефлексии предлагает учитель, продумывая их для каждой мастерской. Возможно проведение рефлексии устно или письменно, в этом случае результаты прочитываются потом или вывешиваются для всеобщего обозрения.
11
Примерная технологическая карта занятия
13
Педагогическая мастерская на уроках
изобразительного искусства в 5 классе
по программе Б.М. Неменского
Белокопытова О.И. –учитель ИЗО и черчения, МБОУ «СОШ №64»
Тема: «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома».
Тип урока: урок обобщения знаний
Вид урока: творческая мастерская.
Цель урока: создание условий для осмысления обучающимися полученных знаний об интерьере и внутреннем убранстве русской избы через практическую деятельность.
Задачи:
- Выявить устройство внутреннего пространства русской избы.
- Развивать творческую и познавательную активность у обучающихся.
- Формировать практические навыки работы в технике «живопись», «рисунок», «коллаж», умение работать в группе.
- Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта.
- Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.
Средства обучения: плакаты «Правила линейной перспективы», схема трехмерного изображения пространства, карточки с перечнем слов характеризующих и нет убранство русской избы, иллюстрации к русским сказкам , былинам, загадкам, альбомы обучающихся с ранее выполненными рисунками прялки , полотенца, русской печи, сундука, подготовленные учениками иллюстрации с изображением элементов интерьера русской избы и крестьянина (домашнее задание), лист формата А3, клей, ножницы, краски, кисти, карандаши, фломастеры.
14
Ход урока
Технологическая карта занятия
Технологический этап | Действие учителя | Действие ученика |
Индукция | - Сегодня мы будем выполнять необычную работу. А чтобы узнать какую, надо расшифровать записанное на доске предложение «ЕТИДОХОРП УБЗИ В» Как вы понимаете, мы будем с вами моделировать убранство русской избы. | Расшифровывают. Получают фразу – «Проходите в избу» |
Самоконструкция | Мы с вами на протяжении нескольких занятий изучали устройство русской избы, предметы труда и быта крестьян. Предлагаю вам поработать с карточками, в которых есть избыточный перечень слов, включающих слова характеризующие убранство русской избы. Выберете слова, характеризующие убранство русской избы, значения которых вам известны. | Выписывают знакомые слова в альбом |
Социоконструкция | Поменяйтесь альбомами и посмотрите совпадают ли ваши ответы. Возможно, у кого-то есть элементы интерьера русской избы, о которых мы не говорили. Есть такие слова, обсудить которые надо всем вместе. В творческой работе, которую вы сейчас будете выполнять, необходимо использовать все элементы русской избы записанные вами. | Обсуждают попарно, поочередно дают характеристику тому, что записано (символика цвета и формы, «красный угол», изба, кресло, солярный знак, полотенце, прялка, орнамент, печь, рукомой, ухват, помело, лопата, шкаф, лавка, стол, сундук, скамья, образа, дизайн, табурет и др.) |
Социолизация | Теперь объединитесь в группы по 4 человека для того, чтобы приступить к выполнению творческой работы. Ваша задача, используя свои готовые рисунки с изображением печек, прялок, полотенец , сундуков и др., подготовленные иллюстрации, а так же краски, карандаши, клей и ножницы, смоделировать интерьер русской избы. | Работают в группах. Выполняют на листе формата А3 разметку стен и пола избы, наносят фон, окно, наклеивают элементы быта. |
Афиширование | Давайте посмотрим ваши творческие работы и оценим, все ли сделано правильно. Выставка групповых работ. | Каждая группа презентует свою работу. Одна группа выступает, остальные оценивают работу и задают уточняющие вопросы |
Разрыв | Показывается иллюстрация с изображением интерьера и убранства русской избы. Ученики выполняют сравнительный анализ собственных творческих работ с предложенным культурным аналогом. | Ученики, сравнивая свои работы с предложенным образцом, выясняют, что (например) нарушен закон перспективы, мрачная цветовая гамма, не хватает каких-то элементов и др. |
Рефлексия | Выполните короткий тест, в котором дети дают ответы – да/нет на вопросы:
| Обучающиеся осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке |
Приложение№1 Карточка. Какие слова, из перечисленных ниже, соответствуют интерьеру и внутреннему убранству русской избы?
Изба, символика цвета и формы, прялка, лопата, люстра, ухват, помело, шкаф, «красный угол», скамья, свеча, окно, полка, сундук, диван, солярный знак, полотенце, лавка, рукомой, табурет, образа, дизайн, орнамент, кресло, плетеная утварь.
16
Заключение
Технология педагогических мастерских – это особый способ организации деятельности учеников, способствующий развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического и творческого мышления.
Целесообразнее всего использовать технологию французских педагогических мастерских на уроках обобщения и систематизации знаний.
Каждый ребенок продвигается своим путем, над знанием преобладает процесс познания, деятельность ученика в центре образовательного процесса, который осуществляется в пространстве творческой увлеченности.
Уроки в технологии творческих мастерских дадут не только творческое удовольствие, но и прочные знания.
17
Литература:
- Кудрявцева, Т. Ю. Индуктор в технологии педагогической мастерской
как средство мотивации / Т. Ю. Кудрявцева // Преподавание истории в
школе. - 2009. - №6. - С. 22-25.
- Педагогические мастерские: Франция-Россия/ Под ред. Э.С.Соколовой.
– М.:Новая школа, 1997 г. – 128 с.
3.Свиридова, О.В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные
планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В.Свиридова
– Волгоград: Учитель, 2010 – 170с.
4.Скоробогатова, Г.Г. «Технология педагогической мастерской» -
образовательная технология саморазвития личности / Г.Г.Скоробогатова //
Педагогические технологии. – 2007. - №1.- С.97-102.
5. Степихова, В.А..Педагогические мастерские// Журнал. Начальная
школа №1, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".
Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...
Использование технологии педагогических мастерских на уроке литературы.
Среди новых образовательных технологий в последнее время особое распространение получила технология мастерских. Цель мастерской: предоставить учащимся психологические средства, позв...
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...
Урок педагогическая мастерская. Тема урока: Грипп - профилактика вирусных заболеваний.
Урок педагогическая мастерская. Тема урока: Грипп - профилактика вирусных заболеваний....