Педагогическая мастерская на уроках ИЗО в 5 классе
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Белокопытова Ольга Ивановна

Разработка содержит подробную инструкционную карту по проведению урока ИЗО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального  образования

«Институт повышения квалификации»

Кафедра теории и методики общего образования

Использование технологии педагогических мастерских

на уроках изобразительного искусства.

Творческая разработка

Выполнила:

Белокопытова Ольга Ивановна

слушатель семинара №4-с/1

Проверила:

Т.Н. Ивочкина

Новокузнецк

2013

Содержание

Введение

3

I  Сущность  технологии педагогических мастерских.

2. Принципы и правила проведения мастерской.

3. Алгоритм проведения педагогической мастерской.

4. Технологическая карта занятия по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома» по программе Б.М.Неменского.

Заключение

Литература

4-8

9-10

11-13

14-16

17

18

2

Введение.

Дети в современном мире имеют доступ к огромному количеству информации. Но не всегда они могут превращать эту информацию в знания. Поэтому задача педагогов научить школьников правильно усваивать информацию, а для этого надо учиться ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Появляется образовательная проблема – это формирование у учеников информационной компетенции.

В школе в образовательном процессе наступил такой момент, когда педагогу недостаточно традиционных методов обучения. Детям нужны знания для жизни. Чтобы активизировать учеников надо стимулировать их природную любознательность, интерес к самостоятельному приобретению знаний. Необходимо учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Потому педагоги должны предлагать ученикам задания на практическое использование школьных знаний.

В настоящее время коммуникативная компетентность становится ценностью общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования? В том числе, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем –либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использовать.

Поиск и подбор новых методов для образовательного процесса – это вечная проблема для педагога творчески работающего. Изучение новых технологий приводит к пониманию, что настало время деятельностных, групповых, игровых, ролевых, практико-ориентированных, проблемных рефлексивных и прочих форм и методов обучения.

По новым стандартам образования образованный человек – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применять имеющиеся знания в любой ситуации.

Для разрешения разного рода проблем на уроках, в частности изобразительного искусства, при изучении некоторых тем целесообразно использовать технологию педагогических мастерских.

3

Цель работы:  изучение технологии педагогических мастерских в формате новых Федеральных Государственных образовательных стандартов.

Задачи:

- подбор информации о технологии педагогических мастерских, изучение и анализ материалов;

-составление технологической карты занятия по изобразительному искусству в 5 классе по теме «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома».

Сущность технологии педагогических мастерских.

Мастерская — это иная форма организации учебного процесса. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.

В самом общем виде ЖФЕН ставит целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребёнка. Данная цель опирается на глубоко обоснованную фундаментальную и оригинальную теоретическую концепцию.

Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях:

1. Личность с новым менталитетом.

Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

4

2. Все способны.

Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

Для методов ЖФЕН характерны:

а) отношение учителя к ученику, как к равному себе;

б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учащимися, критически относящегося к информации, и самостоятельного решения творческих задач;

в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

4. Новый тип педагога.

Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка.

В начале 90-х годов группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования.

Обобщили работу французских мастерских сотрудники из Санкт-Петербурга в виде следующих правил:

1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.                                                                                              5

2. В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

3. Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания.

4. Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.

6. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.

Группа ЖФЕН использует следующую терминологию

1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.

4. «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

6

5. «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

6. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

7. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» — информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость. Естественным образом увеличивается объём информации, с которой учитель работает предварительно, чтобы в ходе мастерской самому остаться в теме.

Специально организованное педагогом-Мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.

В технологии мастерских главное — не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы

Целевые ориентации

*Ознакомить и предоставить учащимся психологические средства, по

7

зволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

*Проделать с учащимися путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

*Научить детей мыслить раскованно, творчески.

Концептуальные соображения

Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребёнку, но не навязываться.

♦  Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.

♦  На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путём.

Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.

♦  Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание. В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются.

♦ Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

♦ Творческая деятельность — это безоценочная деятельность.

Мастер для ученика, а не ученик для мастера.

Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.

8

Принципы и правила проведения мастерской

Взаимоотношения участников мастерской строятся на ряде гуманистических принципах:

  1. Ценностно-смысловое равенство всех участников,  включая мастера-руководителя мастерской. Все равны в своих находках и потерях, в победах и поражениях.
  2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине. Опора на личностный опыт каждого участника.
  3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. Отметка рождает раба, ставит одного человека в зависимость от другого.
  4. Предоставление свободы, в рамках принятых правил реализуется, во – первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе « предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя. Все свободны в высказывании своего мнения, в праве на собственный путь.
  5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.

9

 Так же право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.

  1. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
  2. Организация  реального пространства, в котором работает мастерская,  (круг всех участников, возможность быстрого представления продукта, место для импровизаций или пантомим).
  3. Решительное ограничение участия мастера как авторитета на всех этапах мастерской. Задача мастера в фиксации достигнутого.

10

Алгоритм проведения мастерской

Технология мастерской имеет свой порядок проведения, в котором возможны изменения при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской. С учащимися может использоваться следующий алгоритм.

  1. Индуктор мотивирует дальнейшую деятельность и содержит два необходимых условия: задание всегда опирается на личный опыт обучающегося  и связано со смыслом дальнейшей деятельности.

  1. Первичное изучение учебного материала, создание творческого продукта включает два этапа: самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения и социоконструкция– построение, создание результата группой.

  1. Социализация - предъявление созданного продукта всем участникам (создание схем, изображений, афиширование текстов, выставка рисунков и т.п.).

  1. Разрыв, внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, требующий обращения к новой информации и её обработка.

  1. Творчество - исправление или обновление созданного.

  1. Итоговая социализация: все написанные заметки читаются, все рисунки и схемы демонстрируются, все придуманные решения, даже фантастические, представляются. Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.

  1. Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Вопросы к рефлексии предлагает  учитель, продумывая их для каждой мастерской. Возможно проведение рефлексии устно или  письменно, в этом случае результаты прочитываются потом или вывешиваются для всеобщего обозрения.

11

Примерная технологическая карта занятия

Технологический этап

Действия учителя

Действия учащихся

Индукция -

создание эмоционального

настроя, личного отношения

к предмету обсуждения

- Нарисуйте познавательный объект.

- Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)

- Рисуют в тетрадях познавательный объект.

- Составляют вопросы.

Самоконструкция

Запишите, все, что вы знаете об этом объекте

(или определите признаки и т.п.)

Записывают все, что знают об этом объекте.

Социоконструкция

Организует работу в парах: поменяйтесь тетрадями

и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе

над заданием

Работают в парах по заданию

Социализация

Объединитесь в группы по четыре человека и

поделитесь полученными результатами.

Предлагает дополнительные задания.

Работают в группах. Выполняют задания.

Афиширование

Организует обсуждение полученных в групповой

работе результатов. Дает необходимые пояснения

по ходу представления.

Представляют результаты. Задают друг другу вопросы.

Разрыв

Фиксирует внимание на возникших познавательных

противоречиях. Организует работу в группах с

источником информации, позволяющим разрешить

возникшие противоречия.

Осознают возникшие противоречия. Работают с

источниками информации, закрепляют и применяют

знания.

Рефлексия

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по

поводу индивидуальной и совместной деятельности

Осуществляют рефлексию

13

Педагогическая мастерская на уроках

изобразительного искусства в 5 классе

по программе Б.М. Неменского

Белокопытова О.И. –учитель ИЗО и черчения, МБОУ «СОШ №64»

Тема: «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома».

Тип урока: урок обобщения знаний

Вид урока: творческая мастерская. 

Цель урока: создание условий для осмысления обучающимися полученных знаний об интерьере и внутреннем убранстве русской избы через практическую деятельность.

Задачи:

  1. Выявить устройство внутреннего пространства русской избы.
  2. Развивать творческую и познавательную активность у обучающихся.
  3. Формировать практические навыки работы в технике «живопись», «рисунок», «коллаж», умение работать в группе.
  4. Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта.
  5. Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Средства обучения: плакаты «Правила линейной перспективы», схема трехмерного изображения пространства, карточки с перечнем слов характеризующих и нет убранство русской избы, иллюстрации к русским сказкам , былинам, загадкам, альбомы обучающихся с ранее выполненными рисунками прялки , полотенца, русской печи, сундука, подготовленные учениками иллюстрации с изображением элементов интерьера русской избы и крестьянина (домашнее задание), лист формата А3, клей, ножницы, краски, кисти, карандаши, фломастеры.

14

Ход урока

Технологическая карта занятия

Технологический

этап

Действие учителя

Действие ученика

Индукция

- Сегодня мы будем выполнять необычную работу. А чтобы узнать какую, надо расшифровать записанное на доске предложение «ЕТИДОХОРП УБЗИ В»

Как вы понимаете, мы будем с вами моделировать убранство русской избы.

Расшифровывают.

Получают фразу – «Проходите в избу»

Самоконструкция

Мы с вами на протяжении нескольких занятий изучали устройство русской избы, предметы труда и быта крестьян.

Предлагаю вам поработать с карточками, в которых есть избыточный перечень слов,  включающих слова характеризующие убранство русской избы.

Выберете слова, характеризующие убранство русской избы,  значения которых вам известны.

Выписывают знакомые слова в альбом

Социоконструкция

Поменяйтесь альбомами и посмотрите совпадают ли ваши ответы. Возможно, у кого-то есть элементы интерьера русской избы, о которых мы не говорили. Есть такие слова, обсудить которые надо всем вместе.

В творческой работе, которую вы сейчас будете выполнять,  необходимо использовать все элементы русской избы записанные вами.

Обсуждают попарно, поочередно дают характеристику тому, что записано

 (символика цвета и формы, «красный угол», изба, кресло, солярный знак, полотенце, прялка, орнамент, печь, рукомой, ухват, помело, лопата, шкаф, лавка, стол, сундук, скамья, образа, дизайн, табурет и др.)  

Социолизация

Теперь объединитесь в группы по 4 человека для того, чтобы приступить к выполнению творческой работы. Ваша задача, используя свои готовые рисунки с изображением печек, прялок, полотенец , сундуков и др.,  подготовленные иллюстрации, а так же краски, карандаши, клей и ножницы, смоделировать интерьер русской избы.

Работают в группах. Выполняют на листе формата А3 разметку стен и пола избы, наносят фон, окно, наклеивают элементы быта.

Афиширование

Давайте посмотрим ваши творческие работы и оценим, все ли сделано правильно. Выставка групповых работ.

Каждая группа презентует свою работу. Одна группа выступает, остальные оценивают работу и задают  уточняющие вопросы

Разрыв

Показывается иллюстрация с изображением интерьера и убранства русской избы.

Ученики выполняют сравнительный анализ собственных творческих работ с предложенным  культурным аналогом.

Ученики, сравнивая свои работы с предложенным образцом, выясняют, что (например) нарушен закон перспективы, мрачная цветовая гамма, не хватает каких-то элементов и др.

Рефлексия

Выполните короткий тест, в котором дети дают ответы – да/нет на вопросы:

  1. Я понял, что знания полученные ранее необходимы.
  2. Мне было легко и интересно работать в группе.
  3. На уроке я старался и собой доволен.
  4. Все вопросы были решены

Обучающиеся осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке

          Приложение№1 Карточка. Какие слова, из перечисленных ниже, соответствуют интерьеру и внутреннему убранству русской избы?

Изба, символика цвета и формы, прялка, лопата, люстра, ухват, помело, шкаф, «красный угол», скамья, свеча, окно, полка, сундук, диван, солярный знак, полотенце, лавка, рукомой, табурет, образа, дизайн, орнамент, кресло, плетеная утварь.

16

Заключение

Технология педагогических мастерских – это особый способ организации деятельности учеников, способствующий развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического и творческого мышления.

Целесообразнее всего использовать технологию французских педагогических мастерских на уроках обобщения и систематизации знаний.

Каждый ребенок продвигается своим путем, над знанием преобладает процесс познания, деятельность ученика в центре образовательного процесса, который осуществляется в пространстве творческой увлеченности.

Уроки в технологии творческих мастерских дадут не только творческое удовольствие, но и прочные знания.

17

Литература:

  1. Кудрявцева, Т. Ю. Индуктор в технологии педагогической  мастерской

 как средство мотивации / Т. Ю. Кудрявцева // Преподавание истории в

 школе. - 2009. - №6. -  С.  22-25.  

  1. Педагогические мастерские: Франция-Россия/ Под ред. Э.С.Соколовой.

 – М.:Новая школа, 1997 г. – 128 с.

3.Свиридова, О.В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные

 планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В.Свиридова

 – Волгоград: Учитель, 2010 – 170с.

4.Скоробогатова, Г.Г. «Технология педагогической мастерской» -

образовательная технология саморазвития личности / Г.Г.Скоробогатова //

 Педагогические технологии. – 2007. - №1.- С.97-102.

5. Степихова, В.А..Педагогические мастерские// Журнал. Начальная

школа №1, 1999г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".

Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской  деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...

Использование технологии педагогических мастерских на уроке литературы.

Среди новых образовательных технологий в последнее время особое распространение получила технология мастерских. Цель мастерской: предоставить учащимся психологические средства, позв...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.

Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...

Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.

Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...

Урок педагогическая мастерская. Тема урока: Грипп - профилактика вирусных заболеваний.

Урок педагогическая мастерская. Тема урока: Грипп - профилактика вирусных заболеваний....