Дымковская игрушка
план-конспект занятия (изобразительное искусство) на тему

Урок  в  1  классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Открытый  урок по рисованию

     «Декоративная работа.  Дымковской игрушки».

Цель урока.

Продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым для них промыслом – дымковская игрушка.

Задачи:

- познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки

-формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы с кистью в изображении знакомых элементов

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности

- воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование для учителя:

-проекционный аппарат для показа слайдов

-программа со слайдами

Оборудование для учеников:

-кисточка, краски, трафареты барыни, журнал мод для барыни.

                                                Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас  в творческой мастерской. Посмотрите друг на друга, на меня. Улыбнитесь!

Введение в тему. Создание проблемной ситуации.

От вашей улыбки стало светлее, а может   быть  и  от того, что к нам в гости пришли эти удивительные игрушки.                                                                                       Показ слайда.

-Ребята назовите, кого вы видите? (на слайде филимоновская и дымковские игрушки)

-Я предлагаю вам  поиграем в игру «Третий лишний» и найдём среди этих игрушек  лишнюю.

-Почему мы убрали эту игрушку? В чём различие? (в росписи, во внешнем виде)

-Это филимоновская игрушка мы с ней уже знакомы и она действительно лишняя, а две другие дымковские. И сегодня на уроке мы будем говорить  о  дымковских  игрушках.                                      

Объяснение нового материала. Рассказ учителя.

Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

Показ слайда

-А  как вы думаете, ребята почему  так называется Дымковская игрушка? Да,  потому что родилась в слободе Дымково недалеко от города Вятки (Киров). Разными ремёслами здесь занимались  жители, но дымковское дело привилось здесь лучше всего.

Показ слайда

Дымковские игрушки как и Филимоновские изготавливались из глины.

Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой происходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием «Свистунья».

-А почему так назывался праздник? (предположения детей)

-Да назывался он так, потому что, на этом народном празднике звенел весёлый пересвист дымковских свистулек- игрушек. Свистели все и взрослые и дети.

Показ слайда, на котором написано стихотворение.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

-А какими узорами их расписывают, просто залюбуешься.

Показ слайдов

- Ребята назовите элементы росписи, которые вам знакомы?

- Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. В математике эти фигуры  называют геометрическими.  Все на своем месте и все горит ярко-ярко.

Показ слайда

- Ребята, а какие краски используют для росписи дымковской игрушки?

-Верно: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие – просто и весело, как в хороводе! Но все они наносятся на белый фон, которым покрывают глиняную игрушку.

Ребята мы с вами узнали, как расписывают дымковскую игрушку. А какую игрушку мы будем сегодня украшать, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд.

Для этого надо вспомнить всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке.

Показ  слайда. Кроссворд.

-На какой фон наносятся яркие узоры? (белый).

-Из чего лепят игрушки? (глина).

-Ребята каким узором украшали  мастера свои игрушки? Как называются эти фигуры в математике? (геометрическим).

- А кто мне поможет вспомнить как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки? (Дымково).

-Ребята давайте вспомним ,какой  праздник проходит на берегу реки Вятка? (Свистунья)

-Как называется город, рядом с которым находится Дымково? (Вятка)

На слайде высвечивается слово барыня.

Показ слайда. Танцующая барыня.

Сегодня ребята мы с вами хорошо поработали, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл

Видно ключик не нашёл

Чтобы ключ ему достать

Надо на носочки встать.

 

- Отдохнули. А теперь садитесь.

Задания классу.

Ребята  предлагаю порадовать барыню. На столах у вас лежат листочки с набросками барыни. Я предлагаю вам  расписать её костюм, чтобы он был нарядным и  красочным . Из получившихся работ мы с вами  создать «Журнал мод для барыни».

Во время работы учитель включает музыку и поясняет ученикам о том, что не следует копировать образцы дымковских игрушек, предлагая им импровизировать, опираясь на стиль формы и декора известной игрушки, расписывая по законам красоты.

                                Итог урока.

Выставка работ учащихся. А теперь ребята посмотрите на свои работы, если вы всё сделали правильно, то выберите улыбающегося смайлика. А если сомневаетесь, то грустного. Сегодня вы все молодцы работали очень хорошо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: