конспект урока "Дымка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Сухина Александра Николаевна

Интерес к изучению народных промыслов всегда был и будет ."Дымковская игрушка" всегда интересна детям (технология изготовления, роспись, значение солярных знаков в росписи)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия

с использованием ЦОР

город: Юрюзань

МОУ ООШ № 2

Учитель: Сухина Александра Николаевна

Класс: 5

Тема учебной четверти: «Связь времен в народном искусстве»

Тема урока : Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка.

.Цели учебного занятия:

1. Украсить игрушку декоративной росписью в традиции дымковского  промысла. Формировать интерес к истокам русской культуры.

Формировать художественно-творческую активность. 

Создать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушек из различных центров народных промыслов.

2. Развивать навыки изображения элементов геометрического узора по народным мотивам.

3. Воспитывать аккуратность в работе.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Вид учебного занятия: творческий практикум , коллективная работа

Материалы к уроку:

Образцы игрушек (абашевская, филимоновская, дымковская).

Фотографии.

Таблицы с образцами росписи.

Современные игрушки из различных материалов.

Компьютерная презентация .

Музыкальный ряд:

Русская народная музыка.

Литературный ряд:

1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. Под редакцией Б. М. Неменского.

Москва « Просвещение» 2006 г.

2. Чудо-Кони, чудо-птицы.

Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке.

Москва «Детская литература» 1977 г.

3.Стихи А.Л.Барто и загадки о народных промыслах.

Решаем проблему, используя методы и технологии:

Метод интеграции искусств.

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

Метод сравнений (ассоциации).

Компьютерная технология на уроках ИЗО.

Этапы  учебного занятия:

Организационный момент

Ведущая деятельность:

учителя: 

учащихся:

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Краски, альбомы, карандаши?
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

Проверка принадлежностей к работе на уроке

Этап всесторонней проверки знаний, умений, навыков

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению материала

Звучит мелодия "Коробейники", под которую в класс входят игрушки (дети в руках которых   ватман с нарисованными  игрушками) .

Учитель : Здравствуйте, ребята! Вы, конечно, догадались, почему наша встреча началась с русской народной песни ? Что за гости к нам пришли?

 Что это за игрушка? Кто знает?

(- А это что за игрушка? Показываю “филимоновскую”. Может быть, эта игрушка вам знакома? Показываю “абашевскую”. - Правильно, это народные глиняные декоративные игрушки. Такие игрушки создавались руками народных умельцев, при этом и форму, и роспись придумывал один человек. Сначала такие игрушки делали лишь потехи ради, чтобы позабавить детей. А когда игрушек стало много, возили на ярмарку, продавали. Делать игрушки стало выгодно, так и появились народные промыслы.

Игрушки

Дети узнали (“дымковскую”).

(Дети могут не знать –абашевскую, филимоновскую игрушки - проблема)

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению материала

- Хотите поближе познакомиться с народной игрушкой? Хотите узнать, что это за игрушки? Как узнаем?

- Правильно, сейчас мы все вместе посетим “Музей народной игрушки”. Будьте внимательны, запомните цвета, узоры на игрушках, характерные элементы. Звучит русская народная музыка.

Детям предоставляются три слайд-фильма “Дымковская игрушка”, “Филимоновская игрушка”, “Абашевская игрушка” (

(Дети предложили сходить в музей, посмотреть книги).

Этап усвоения новых знаний    

презентация

компьютерная презентация “В музее народной игрушки”)

- Для чего людям игрушки?

-. А еще?

- А вы знаете, что самой старой кукле на свете 2000 лет. Археологи нашли ее в одной из древних римских гробниц. Когда реставрировали эту куклу, выяснили грустную историю владелицы: игрушка принадлежала девочке из знатного рода. По древнему обычаю девочка была помолвлена с неким Филетом. Имя было выгравировано на перстне. Девочка умерла, не дожив до свадьбы, а кукла попала в гробницу.

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены. Лица и руки часто не делали или намечали условно зарубками, ведь это был образ собирательный, без индивидуальных черт. Мастер выделял лишь типичное, характерное. Глаза и рот – впадины вырезались ножом или выжигались раскаленным гвоздем. Куклой могло стать и березовое полено. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку и можно отправляться в гости или на ярмарку.

Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если относятся к своим игрушкам плохо – быть беде. А еще была такая кукла “оберег”. Ее клали к ребенку в колыбель, считая, что она охраняет его покой и сон. (Показываю тряпичную куклу-оберег, сделанную своими руками).

(продолжение презентации)

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. А вот в конце росписи “сажали золото”. Листочки золота легче пуха, поэтому во время росписи от сквозняков закрывал форточки. Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.  

- Фигурки обобщенные и компактные. При своей наивности и условности очень выразительны. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя.  

-Конечно, для игры

-(Дети говорят, что игрушки помогают быть добрыми и веселыми, зовут строить, придумывать, с их помощью можно превратиться в кого захочешь).

Динамическая пауза

-Давайте встанем и выполним упражнения под стихи о матрёшке.

Дуйте в дудки, бейте в ложки
Гости к нам пришли и матрешки.
Гости желанные, матрешечки румяные.
А раз пришли гости –
Хлебом – солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.

Выполнение движений под музыку

Этап проверки понимания учащимися нового материала

- Назовите цвета, характерные элементы, а орнаменты дымковской игрушки нарисуйте на доске.

Моделирование. Обсуждение в группах.

Выбрать из группы одного, кто будет отвечать.

Этап закрепления нового материала

Итак, на доске вы видите силуэты игрушек, рассмотрите их внимательно. Подберите данным силуэтам игрушек-лошадок соответствующее название..

- Кто отвечает?

- Чей это силуэт? Какая это игрушка? Все согласны? Кто думает иначе? Почему?

- Верно! Вы молодцы! Давайте теперь порисуем!

Практическая работа.

Раздаю всем детям заранее вырезанные из белой бумаги силуэты животных и птиц.

Каждой игрушке нужно подобрать свой узор. Образцы узоров вывешиваю на доске, но об этом не говорю. Самые внимательные догадаются сами.

- В руках настоящего мастера простой податливый комочек глины способен ожить и рассказать удивительную сказку. Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Не раскрашивайте ее, а украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

 Дети обсуждают задание в своих группах

Ответы на вопросы (игрушки, конь,барыня…)

Практическая работа

Дети расписывают игрушку сразу кистью, без предварительного карандашного рисунка, а также можно использовать палочки-тычки и палочки-лопатки, чтобы проводить линии разной толщины.

Этап инструктажа  по выполнению домашнего задания

Рекомендации по поиску источников информации о народных игрушках

Найти фото и книги о глиняных игрушках

Подведение итогов

В конце урока силуэты игрушек выставляются на доске, проводится просмотр и обсуждение работ.

Оценки.

Самоанализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...