конспект урока "Дымка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Интерес к изучению народных промыслов всегда был и будет ."Дымковская игрушка" всегда интересна детям (технология изготовления, роспись, значение солярных знаков в росписи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/konspekt_.dymka__0.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия
с использованием ЦОР
город: Юрюзань
МОУ ООШ № 2
Учитель: Сухина Александра Николаевна
Класс: 5
Тема учебной четверти: «Связь времен в народном искусстве»
Тема урока : Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка.
.Цели учебного занятия:
1. Украсить игрушку декоративной росписью в традиции дымковского промысла. Формировать интерес к истокам русской культуры.
Формировать художественно-творческую активность.
Создать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушек из различных центров народных промыслов.
2. Развивать навыки изображения элементов геометрического узора по народным мотивам.
3. Воспитывать аккуратность в работе.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Вид учебного занятия: творческий практикум , коллективная работа
Материалы к уроку:
Образцы игрушек (абашевская, филимоновская, дымковская).
Фотографии.
Таблицы с образцами росписи.
Современные игрушки из различных материалов.
Компьютерная презентация .
Музыкальный ряд:
Русская народная музыка.
Литературный ряд:
1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. Под редакцией Б. М. Неменского.
Москва « Просвещение» 2006 г.
2. Чудо-Кони, чудо-птицы.
Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке.
Москва «Детская литература» 1977 г.
3.Стихи А.Л.Барто и загадки о народных промыслах.
Решаем проблему, используя методы и технологии:
Метод интеграции искусств.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
Метод сравнений (ассоциации).
Компьютерная технология на уроках ИЗО.
Этапы учебного занятия:
Организационный момент | |
Ведущая деятельность: | |
учителя: | учащихся: |
Проверь, дружок, | Проверка принадлежностей к работе на уроке |
Этап всесторонней проверки знаний, умений, навыков | Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению материала |
Звучит мелодия "Коробейники", под которую в класс входят игрушки (дети в руках которых ватман с нарисованными игрушками) . Учитель : Здравствуйте, ребята! Вы, конечно, догадались, почему наша встреча началась с русской народной песни ? Что за гости к нам пришли? Что это за игрушка? Кто знает? (- А это что за игрушка? Показываю “филимоновскую”. Может быть, эта игрушка вам знакома? Показываю “абашевскую”. - Правильно, это народные глиняные декоративные игрушки. Такие игрушки создавались руками народных умельцев, при этом и форму, и роспись придумывал один человек. Сначала такие игрушки делали лишь потехи ради, чтобы позабавить детей. А когда игрушек стало много, возили на ярмарку, продавали. Делать игрушки стало выгодно, так и появились народные промыслы. | Игрушки Дети узнали (“дымковскую”). (Дети могут не знать –абашевскую, филимоновскую игрушки - проблема) |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению материала | |
- Хотите поближе познакомиться с народной игрушкой? Хотите узнать, что это за игрушки? Как узнаем? - Правильно, сейчас мы все вместе посетим “Музей народной игрушки”. Будьте внимательны, запомните цвета, узоры на игрушках, характерные элементы. Звучит русская народная музыка. Детям предоставляются три слайд-фильма “Дымковская игрушка”, “Филимоновская игрушка”, “Абашевская игрушка” ( | (Дети предложили сходить в музей, посмотреть книги). |
Этап усвоения новых знаний | |
компьютерная презентация “В музее народной игрушки”) | |
- Для чего людям игрушки? -. А еще? - А вы знаете, что самой старой кукле на свете 2000 лет. Археологи нашли ее в одной из древних римских гробниц. Когда реставрировали эту куклу, выяснили грустную историю владелицы: игрушка принадлежала девочке из знатного рода. По древнему обычаю девочка была помолвлена с неким Филетом. Имя было выгравировано на перстне. Девочка умерла, не дожив до свадьбы, а кукла попала в гробницу. Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены. Лица и руки часто не делали или намечали условно зарубками, ведь это был образ собирательный, без индивидуальных черт. Мастер выделял лишь типичное, характерное. Глаза и рот – впадины вырезались ножом или выжигались раскаленным гвоздем. Куклой могло стать и березовое полено. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку и можно отправляться в гости или на ярмарку. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если относятся к своим игрушкам плохо – быть беде. А еще была такая кукла “оберег”. Ее клали к ребенку в колыбель, считая, что она охраняет его покой и сон. (Показываю тряпичную куклу-оберег, сделанную своими руками). (продолжение презентации) Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. А вот в конце росписи “сажали золото”. Листочки золота легче пуха, поэтому во время росписи от сквозняков закрывал форточки. Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица. - Фигурки обобщенные и компактные. При своей наивности и условности очень выразительны. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. | -Конечно, для игры -(Дети говорят, что игрушки помогают быть добрыми и веселыми, зовут строить, придумывать, с их помощью можно превратиться в кого захочешь). |
Динамическая пауза | |
-Давайте встанем и выполним упражнения под стихи о матрёшке. Дуйте в дудки, бейте в ложки | Выполнение движений под музыку |
Этап проверки понимания учащимися нового материала | |
- Назовите цвета, характерные элементы, а орнаменты дымковской игрушки нарисуйте на доске. | Моделирование. Обсуждение в группах. Выбрать из группы одного, кто будет отвечать. |
Этап закрепления нового материала | |
Итак, на доске вы видите силуэты игрушек, рассмотрите их внимательно. Подберите данным силуэтам игрушек-лошадок соответствующее название.. - Кто отвечает? - Чей это силуэт? Какая это игрушка? Все согласны? Кто думает иначе? Почему? - Верно! Вы молодцы! Давайте теперь порисуем! Практическая работа. Раздаю всем детям заранее вырезанные из белой бумаги силуэты животных и птиц. Каждой игрушке нужно подобрать свой узор. Образцы узоров вывешиваю на доске, но об этом не говорю. Самые внимательные догадаются сами. - В руках настоящего мастера простой податливый комочек глины способен ожить и рассказать удивительную сказку. Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Не раскрашивайте ее, а украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась. | Дети обсуждают задание в своих группах Ответы на вопросы (игрушки, конь,барыня…) Практическая работа Дети расписывают игрушку сразу кистью, без предварительного карандашного рисунка, а также можно использовать палочки-тычки и палочки-лопатки, чтобы проводить линии разной толщины. |
Этап инструктажа по выполнению домашнего задания | |
Рекомендации по поиску источников информации о народных игрушках | Найти фото и книги о глиняных игрушках |
Подведение итогов | |
В конце урока силуэты игрушек выставляются на доске, проводится просмотр и обсуждение работ. Оценки. | Самоанализ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...