Мастер-класс «Роспись по стеклу»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное образование учреждение дополнительного образования детей
Центр технического творчества «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга
Мастер-класс «Роспись по стеклу»
Автор-составитель:
Харламова Марина Николаевна -
педагог дополнительного
образования
Санкт-Петербург
2013
Цель: знакомство с техникой росписи по стеклу
Задачи:
- познакомить с новой техникой живописи;
- развивать художественно-творческие способности;
- воспитывать трудолюбие и аккуратность при работе с художественными материалами.
Для работы понадобятся материалы и инструменты:
- стеклянная ваза, тарелка;
- спиртосодержащий раствор для обезжиривания поверхности;
- салфетка для протирки;
- краски для росписи по стеклу;
- контур золотого, бронзового и черного цвета;
- кисти №7, 6, 3 круглые, плоские синтетические или колонковые.
План занятия:
- Вводная часть: тема занятия, организационный момент, приветствие.
- Историческая справка.
2.1 Применение акриловых красок.
- Практическая часть.
- Заключительная часть: подведение итогов занятия.
1.Вводная часть
На практическом занятии росписи по стеклу мы воспользуемся красками по стеклу и керамике, а также контуром фирмы «Декола». Краска для росписи стекла Decola в наборе 6-12 цветов.
Украшать будем стеклянную вазу для цветов простой формы. Использовать при этом, один из простых, очень живописных и красивых приемов - кистевая роспись. Для неё характерны растительные мотивы: цветы, травы, листья, ягоды, содержащие красивые мягкие линии контуры.
2. Историческая справка о росписи по стеклу.
Как утверждают специалисты, роспись по стеклу была известна человечеству с древнейших времен. Еще во времена захвата Египта Александром Македонским и образования Александрии.
Стеклоизделия расписывали необожжёнными масляными красками. Египтяне также научились использовать эмалевые красители, а после этот метод декорирования распространился и заслужил должную популярность во всей Сирии и Италии.
До первого века нашей эры обжиговая роспись еще не так популярна. Большинство предметов домашней утвари и произведений архитектурного искусства украшают налепными нитками и стеклянными жгутиками. Также производились и уникальные по своему характеру изделия с удивительным, сложным декорированием.
Ученым известно также, что примерно в это же время (во времена Александрии) в Египте был изобретен еще один, удивительный по своему характеру, метод росписи стекла – межстекольное золочение, выполняемое с помощью золоченой фольги. Рисунок выполнялся и полностью вырезался из золоченой фольги и помещался между двумя стеклами предмета.
Странно, но такой метод просуществовал лишь до 4 века нашей эры, а после не использовался и был забыт. Популярно было полное покрытие изделия золотом. Это делалось для того, чтобы скрыть дефекты предмета, ведь в то время изготовление чистого стекла было еще неизвестно миру.
В 14 веке одним из распространенных типов стеклянных сосудов являются позолоченные и покрытые эмалью лампы для мечетей. Эти лампы представляют из себя большие вазы, которые либо подвешивались к потолку цепями, закрепляемыми на ручках этих ваз, либо устанавливались в молельных нишах. В лампу заливалось масло, которое плавало поверх воды. Вода также заливалась в лампу для того, чтобы эту лампу охлаждать. В лампе помещался фитиль, закрепленный таким образом, чтобы не быть погруженным в масло. В большие, богато декорированные лампы обычно помещались лампы меньших размеров.
Эти изделия (большие лампады для мечетей, бокалы и кубки, вазы и бутыли) были сделаны из белого или цветного зеленого или синего стекла и покрыты росписями золотом и цветными эмалями. В украшении лампад большое место часто занимал Эпиграфический орнамент. Так, по основному фону был нанесен тонкими линиями мелкий растительный узор, где крупными белыми буквами шли надписи с благо-пожеланиями.
После 20-х годов 19 века в России особую популярность получает метод печатания на стеклянных изделиях. Огромными партиями по всей стране выпускаются бокалы, рюмки и стаканы с изображениями лиц царской семьи, известных полководцев. Однако этот способ декорирования стекла просуществовал недолго и вскоре вовсе был забыт.
В России среди стеклозаводчиков XIX в. размахом своей предпринимательской деятельности выделялось семейство Мальцовых. Всему мальцовскому семейству в 1 пол. XIX в. принадлежало 24 стекольных предприятий. Некоторые из них существуют по настоящее время. Во 2 пол. XIX в. из стекла производился широкий ассортимент художественной и бытовой посуды.
Одно из старейших в Европе и России, крупнейшее из сохранившихся в России предприятий по производству хрустальных изделий ручной работы - Гусевский хрустальный завод. Основанный в 1756 году орловским купцом Акимом Мальцовым в Владимирском уезде Московской губернии на речке Гусь. Этот завод изготавливал малыми сериями уникальные вещи из стекла.
2.1 Применение акриловых красок.
Считается, что акриловые краски впервые появились в 1950 году в Мексике, затем акриловые краски, эмали и лаки стали производить в соединенных штатах и странах Европы.
В середине 50-х годов нью-йоркская компания Bocour Artists Colors представила на рынке спиртовые акриловые краски «Магна», которые предназначались для живописи. Вскоре технология была усовершенствована, спирт заменила вода, а область применения нового лакокрасочного продукта существенно расширилась.
3. Практическая часть.- Перед началом работы вазочку (любое стеклянное изделие) вымыть чистящим средством в теплой воде, затем обезжирить поверхность декорируемого предмета при помощи спиртосодержащего раствора, потом вытереть насухо хлопчатобумажной салфеткой.
- Краски не имеют запаха и растворяются в воде, кисти можно промывать в ней.
- Для разведения краски в качестве палитры можно использовать стекло или керамическое блюдце (иметь бумажные салфетки, чтобы вытирать кисть).
- Нарисовать карандашом эскиз на бумаге из цветов и растительных мотивов, чтобы знать какие мотивы использовать при росписи.
- На палитру нанести краски, которые при смешивании будут красиво сочетаться.
Например: белую, малиновую, сиреневую, синюю, голубую, а так же зеленые двух оттенков, желтую, оранжевую.
- На кисть набирать краски сразу нескольких цветов. Так, белая и малиновая, белая и синяя, и сиреневая и т.д.
- Главная хитрость при работе с красками - это накладывать красивые ровные мазки «лепестки».
- Рисунок на вазе сравнивать с эскизом, сохраняя задуманный образ цветочного мотива.
Роспись по стеклу требует опыта и навыка, который приходит только с творческими наработками.
Полезные советы для начинающих:
- Выбирать простые понятные рисунки. Простые рисунки легче расписывать и так можно быстрее приобрести навык в росписи.
- При росписи краски водой не растворять, они уже нужной консистенции.
- Кисти для разных цветов брать разные.
- Для нанесения декоративного контура, рисунок на вазе должен сохнуть несколько часов (смотреть инструкцию).
- После работы кисти тщательно промыть водой.
4.Заключительная часть
Выставка расписанных изделий.
Представляю Вашему внимаю процесс работы над росписью стеклянной тарелочки ученицы Лилианы:
А вот моя роспись на вазах:
Я надеюсь, что первые шаги в данном виде творчества найдут продолжение в Ваших будущих работах.
Желаю Вам успехов в начинаниях!
Используемые источники:
- Художественная студия Павла Оболенского / http://obolensky-studio.ru/0222.html
- ИСЛАМСКОЕ СТЕКЛО ИЗ СОБРАНИЯ MUSEUM HAARETZ, ТЕЛЬ-АВИВ / http://pirushki.com/Jerusalem/Islamic.htm
- Энциклопедия искусства / http://www.artprojekt.ru/library/arthistory2.2/st048.html
- Интернет-портала "Россия в красках" / http://ricolor.org/news/?read_news_id=2679
- Путеводитель по Рыбинскому музею-заповеднику / http://www.rybmuseum.org/page3-5.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Хохломская роспись"
Знакомство с техникой Хохломской росписи тарелки...
Мастер-класс.Мозаика из цветного стекла на керамической основе.
Картины, панно выполняются из бросового материала, т.е.происходит вторичное использование стекла.Для своих работ мы ичспользуем смальты-мелкие кусочки цветного стекла (парфюмерные флакончики, баночки....
Проведение мастер-класса «Городецкая роспись» для младших школьников
Проведение мастеркласса «Городецкая роспись» для младших школьниковМ.В. Арефьева "...Статья адресована учителям средних обще образовательных школ и педагогам дополни тельного образования...
Мастер-класс художественная роспись "Батик"
описана техника батик и дано описание декаративного пано...
Мастер-класс "Хохломская роспись". Конспект.
Мастер-класс "Хохломская роспись на разделочной доске". Конспект....
Мастер-класс "Витражная роспись"
Занятие проводилось с детьми11-12 лет. Роспись стеклянной тарелки. Детям очень понравилось....
Мастер-класс "Точечная роспись"
Современная техника росписи "Point-to-Point" (от англ. «точка к точке), или точечная роспись, в последнее время приобретает всё большую и большую популярность. Иногда этот вид росписи именуют «роспись...