Мастер-класс «Роспись по стеклу»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Харламова, Марина, Николаевна

разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_kl_rosp_vazy111.rar180.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образование учреждение дополнительного образования детей

Центр технического творчества «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга

Мастер-класс «Роспись по стеклу»

Автор-составитель:

Харламова Марина Николаевна -

педагог дополнительного

образования

Санкт-Петербург

2013


Цель: знакомство с техникой росписи по стеклу

Задачи:

  • познакомить с новой техникой живописи;
  • развивать художественно-творческие способности;
  • воспитывать трудолюбие и  аккуратность при работе с художественными материалами.

Для работы понадобятся материалы и инструменты:

  • стеклянная ваза, тарелка;
  • спиртосодержащий раствор для обезжиривания поверхности;
  • салфетка для протирки;
  • краски для росписи по стеклу;
  • контур золотого, бронзового и черного цвета;
  • кисти №7, 6, 3 круглые, плоские синтетические или колонковые.

План занятия:

  1. Вводная часть: тема занятия, организационный момент, приветствие.
  2. Историческая справка.

2.1 Применение акриловых красок.

  1. Практическая часть.
  2. Заключительная часть: подведение итогов занятия.

1.Вводная часть

На практическом занятии росписи по стеклу мы воспользуемся красками по стеклу и керамике, а также контуром фирмы «Декола». Краска для росписи стекла Decola в наборе 6-12 цветов.

Украшать будем стеклянную вазу для цветов простой формы. Использовать при этом, один из простых, очень живописных и красивых приемов - кистевая роспись. Для неё характерны растительные мотивы: цветы, травы, листья, ягоды, содержащие красивые мягкие линии контуры.


2. Историческая справка о росписи по стеклу.

Как утверждают специалисты, роспись по стеклу была известна человечеству с древнейших времен. Еще во времена захвата Египта Александром Македонским и образования Александрии.

Стеклоизделия расписывали необожжёнными масляными красками. Египтяне также научились использовать эмалевые красители, а после этот метод декорирования распространился и заслужил должную популярность во всей Сирии и Италии.

До первого века нашей эры обжиговая роспись еще не так популярна. Большинство предметов домашней утвари и произведений архитектурного искусства украшают налепными нитками и стеклянными жгутиками. Также производились и уникальные по своему характеру изделия с удивительным, сложным декорированием.

Ученым известно также, что примерно в это же время (во времена Александрии) в Египте был изобретен еще один, удивительный по своему характеру, метод росписи стекла – межстекольное золочение, выполняемое с помощью золоченой фольги. Рисунок выполнялся и полностью вырезался из золоченой фольги и помещался между двумя стеклами предмета.

Странно, но такой метод просуществовал лишь до 4 века нашей эры, а после не использовался и был забыт. Популярно было полное покрытие изделия золотом. Это делалось для того, чтобы скрыть дефекты предмета, ведь в то время изготовление чистого стекла было еще неизвестно миру.

В 14 веке одним из распространенных типов стеклянных сосудов являются позолоченные и покрытые эмалью лампы для мечетей. Эти лампы представляют из себя большие вазы, которые либо подвешивались к потолку цепями, закрепляемыми на ручках этих ваз, либо устанавливались в молельных нишах. В лампу заливалось масло, которое плавало поверх воды. Вода также заливалась в лампу для того, чтобы эту лампу охлаждать. В лампе помещался фитиль, закрепленный таким образом, чтобы не быть погруженным в масло. В большие, богато декорированные лампы обычно помещались лампы меньших размеров.

Эти изделия (большие лампады для мечетей, бокалы и кубки, вазы и бутыли) были сделаны из белого или цветного зеленого или синего стекла и покрыты росписями золотом и цветными эмалями. В украшении лампад большое место часто занимал Эпиграфический орнамент. Так, по основному фону был нанесен тонкими линиями мелкий растительный узор, где крупными белыми буквами шли надписи с благо-пожеланиями.

После 20-х годов 19 века в России особую популярность получает метод печатания на стеклянных изделиях. Огромными партиями по всей стране выпускаются бокалы, рюмки и стаканы с изображениями лиц царской семьи, известных полководцев. Однако этот способ декорирования стекла просуществовал  недолго и вскоре вовсе был забыт.

В России среди стеклозаводчиков XIX в. размахом своей предпринимательской деятельности выделялось семейство Мальцовых. Всему мальцовскому семейству в 1 пол. XIX в. принадлежало 24 стекольных предприятий. Некоторые из них существуют по настоящее время. Во 2 пол. XIX в. из стекла производился широкий ассортимент художественной и бытовой посуды.

Одно из старейших в Европе и России, крупнейшее из сохранившихся в России предприятий по производству хрустальных изделий ручной работы - Гусевский хрустальный завод. Основанный в 1756 году орловским купцом Акимом Мальцовым в Владимирском уезде Московской губернии на речке Гусь. Этот завод изготавливал малыми сериями уникальные вещи из стекла.

2.1 Применение акриловых красок.

Считается, что акриловые краски впервые появились в 1950 году в Мексике, затем акриловые краски, эмали и лаки стали производить в соединенных штатах и странах Европы.

В середине 50-х годов нью-йоркская компания Bocour Artists Colors представила на рынке спиртовые акриловые краски «Магна», которые предназначались для живописи. Вскоре технология была усовершенствована, спирт заменила вода, а область применения нового лакокрасочного продукта существенно расширилась.


3. Практическая часть.

  1. Перед началом работы вазочку (любое стеклянное изделие) вымыть чистящим средством в теплой воде, затем обезжирить поверхность декорируемого предмета при помощи спиртосодержащего раствора, потом вытереть насухо хлопчатобумажной салфеткой.
  2.  Краски не имеют запаха и растворяются в воде, кисти можно промывать в ней.
  3. Для разведения краски в качестве палитры можно использовать стекло или керамическое блюдце (иметь бумажные салфетки, чтобы вытирать кисть).
  4. Нарисовать карандашом эскиз на бумаге из цветов и растительных мотивов, чтобы знать какие мотивы использовать при росписи.
  5. На палитру нанести краски, которые при смешивании будут красиво сочетаться.

Например: белую, малиновую, сиреневую, синюю, голубую, а так же зеленые двух оттенков, желтую, оранжевую.

  1. На кисть набирать краски сразу нескольких цветов. Так, белая и малиновая, белая и синяя, и сиреневая и т.д.
  2. Главная хитрость при работе с красками - это накладывать красивые ровные мазки «лепестки».
  3. Рисунок на вазе сравнивать с эскизом, сохраняя задуманный образ цветочного мотива.

Роспись по стеклу требует опыта и навыка, который приходит только с творческими наработками.

Полезные советы для начинающих:

  • Выбирать простые понятные рисунки. Простые рисунки легче расписывать и так можно быстрее приобрести навык в росписи.
  • При росписи краски водой не растворять, они уже нужной консистенции.
  • Кисти для разных цветов брать разные.
  • Для нанесения декоративного контура, рисунок на вазе должен сохнуть несколько часов (смотреть инструкцию).
  • После работы кисти тщательно промыть водой.

4.Заключительная часть

Выставка расписанных изделий.

Представляю Вашему внимаю процесс работы над росписью стеклянной тарелочки ученицы Лилианы:

А вот моя роспись на вазах:

Я надеюсь, что первые шаги в данном виде творчества найдут продолжение в Ваших будущих работах.

Желаю Вам успехов в начинаниях!

Используемые источники:

  1. Художественная студия Павла Оболенского / http://obolensky-studio.ru/0222.html
  2. ИСЛАМСКОЕ СТЕКЛО ИЗ СОБРАНИЯ MUSEUM HAARETZ, ТЕЛЬ-АВИВ / http://pirushki.com/Jerusalem/Islamic.htm
  3. Энциклопедия искусства / http://www.artprojekt.ru/library/arthistory2.2/st048.html
  4. Интернет-портала "Россия в красках" / http://ricolor.org/news/?read_news_id=2679
  5. Путеводитель по Рыбинскому музею-заповеднику / http://www.rybmuseum.org/page3-5.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Хохломская роспись"

Знакомство с техникой Хохломской росписи тарелки...

Мастер-класс.Мозаика из цветного стекла на керамической основе.

Картины, панно выполняются из бросового материала, т.е.происходит вторичное использование стекла.Для своих работ мы ичспользуем смальты-мелкие кусочки цветного стекла (парфюмерные флакончики, баночки....

Проведение мастер-класса «Городецкая роспись» для младших школьников

Проведение мастеркласса «Городецкая роспись» для младших школьниковМ.В. Арефьева "...Статья адресована учителям средних обще образовательных школ и педагогам дополни тельного образования...

Мастер-класс художественная роспись "Батик"

описана техника батик и дано описание декаративного пано...

Мастер-класс "Хохломская роспись". Конспект.

Мастер-класс "Хохломская роспись на разделочной доске". Конспект....

Мастер-класс "Витражная роспись"

Занятие проводилось с детьми11-12 лет. Роспись стеклянной тарелки. Детям очень понравилось....

Мастер-класс "Точечная роспись"

Современная техника росписи "Point-to-Point" (от англ. «точка к точке), или точечная роспись, в последнее время приобретает всё большую и большую популярность. Иногда этот вид росписи именуют «роспись...