Цвет.Основы цветоведения
план-конспект урока (изобразительное искусство, 6 класс) по теме

Салихова Надежда Владимировна

Цель:  познакомить учащихся с основами цветоведения.

Задачи: 1. дать понятия цветового круга, основных, составных цветов,  дополни­тельного цвета.

  2. холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста,   насыщенности цвета.

3. научить получать новые цвета через смешивание красок.

4. воспитывать художественный вкус.

5. развивать творческую фантазию.        

Оборудование: интерактивное оборудование (проектор, интерактивная доска), презентация, наглядный материал – картинки, картинки на диске,   альбомные  листы, краски, карандаши, ластик.

Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнитель­ный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светло­та, насыщенность цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvet.osnovy_tsvetovedeniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Набережные Челны Республики Татарстан

«Лицей-интернат № 84 имени Гали Акыша»

        План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема урока: « Цвет. Основы цветоведения»

Выполнила: Юнусова Надежда Владимировна (учитель ИЗО)

г. Набережные Челны

2013 год

Цель:  познакомить учащихся с основами цветоведения.

Задачи: 1. дать понятия цветового круга, основных, составных цветов,  дополнительного цвета.

  2. холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста,   насыщенности цвета.

3. научить получать новые цвета через смешивание красок.

4. воспитывать художественный вкус.

5. развивать творческую фантазию.        

Оборудование: интерактивное оборудование (проектор, интерактивная доска), презентация, наглядный материал – картинки, картинки на диске,   альбомные  листы, краски, карандаши, ластик.

Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнительный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светлота, насыщенность цвета.

План урока 1. Организационный момент.

                     2. Введение в тему, анализ наглядного пособия.

                     3. Практическая часть.        

                     4. Подведение итогов, обсуждение работ.

                     5. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

      Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные принадлежности), объявление темы и цели урока

  1. Введение в тему, анализ наглядного пособия.     

     Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.

В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета.  

Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные общие закономерности восприятия цветов. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики - пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

1.Сведения о цветоведении.

- Цветоведение - наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками.

2. Свойства цвета.

- Цвета видимых нами предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра, и поглощать другую его часть. Это явление называется избирательным поглощением. Например, зеленое тело отражает только зеленую часть спектра, а остальные лучи поглощает. Если на это тело посмотреть через красное стекло, оно покажется нам черным, так как красное стекло в свою очередь поглотило отраженные телом зеленые лучи (а остальные были поглощены самим телом).

Все спектральные цвета плюс недостающие в солнечном спектре пурпурные (промежуточные между крайними красными и фиолетовым) составляют так называемую хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белую и черную краски и смешать их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого до черного. Это будет другая шкала цветов — ахроматическая («бесцветная»).

3. Основные понятия в цветоведении.

- Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку - по светлоте (светло-серый или темно-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, характеризуются еще двумя главными признаками - цветовым тоном и насыщенностью.

Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным - сине-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отнесены то к теплым, то к холодным.

Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке. Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой такой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными. Так, к малиново-красному дополнительным будет зелено-голубой, к желто-зеленому - пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно.

4. Основные и составные цвета.

-  В изобразительном искусстве три цвета: желтый, красный и синий - принято считать основными. Если говорить о красках, то это краплак, желтый кадмий и берлинская лазурь.

Смешение любых двух из этих цветов даст дополнительный к третьему: желтый и синий дадут зеленый (дополнительный к красному), синий и красный - фиолетовый (дополнительный к желтому), красный и желтый - оранжевый (дополнительный к синему).

Цвета, составленные из основных, называются составными.

5.Понятие о цветовом контрасте.

- Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень заметный хроматический оттенок, в данном случае красный. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеленому лугу, всегда воспринимается как сиренево-розоватая. Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического оттенка на сером) называются контрастными. В цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с дополнительными. Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.

Контрастные цвета, помещенные в непосредственном соседстве, зрительно усиливают друг друга по насыщенности. Чтобы один цвет в окружении другого не изменялся, надо к данному цвету добавить немного цвета окружающего. Это относится и к ахроматическому цвету. Например, чтобы серое пятно в окружении зеленого фона не казалось розоватым, а воспринималось как чисто-серое, надо в серый добавить немного зеленого. Резко снижает контрастное воздействие цветов введение контура. Пятно, имеющее четкий контур, почти не испытывает влияния цветового контраста.

При соседстве не контрастных, а близких цветов, например желтого или желто-зеленого, зеленого и зелено-голубого, возникает, наоборот, впечатление уменьшения насыщенности обоих.

Понимание закона цветовых контрастов позволяет добиваться впечатления цвета там, где его фактически нет, то есть на нейтральных серых пятнах, и изменять оттенок любого хроматического цвета, зрительно повышая или понижая его насыщенность.

3. Практическая работа.

Задание:выполните фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками).

Примерные темы: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золотого солнца» и др.

 4. Подведение итогов.

1.Выставка работ учащихся. Показать наиболее удачные работы и обобщить полученные знания.

5.Домашнее задание: прочитать сказки, внимательно рассмотреть иллюстрации к ним, касающиеся различных изображений царств, волшебных городов, сказочных построек и т. п.

 


Список использованной литературы

  1. Каменева Е.С. Какого цвета радуга.- М.: Детская литература, 2005.
  2. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. –М: Просвещение, Учебная литература,1995.
  3.  Сокольникова Н.М. Основы Живописи. – Обнинск, Титул, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе Б.М.Неменского "Цвет. основы цветоведения"

В представленном материале раскрывается природа цвета и света, даны понятия цветовых гармоний, рассмотрено психологическое воздействие цвета на человека....

урок по изобразительному искусству в 6 классе на тему "Цвет. Основы цветоведения"

план конспект содержит сценарий урока и презентацию...

"Цвет. Основы цветоведения."

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 6 классе по программе под редацией Б.М. Неменского....

"Цвет. Основы цветоведения"

К уроку ИЗО в 6 классе тема "Цвет. Основы цветоведения"...

Презентация к уроку на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы». 6 класс.

Данная презентация предназначена для сопровождения урока ИЗО по теме "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Сн...

Урок на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы».

Цель урока: расширить понятие о цвете в живописи, основах цветоведения: цветовом круге, основных, составных, теплых и холодных цветах, контрасте и нюансе, насыщенности цвета и его светлоте; учить прим...

Цвет. Основы цветоведения.

На данном уроке учащиеся учатся анализировать, обобщать и делать выводы на основе несложных экспериментов при работе с цветовой палитрой....