Открытый урок по ДПИ. Мезенская роспись.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Мадянова Инесса Ивановна

Открытый урок по декоративно-прикладному искусству в средней группе отделения изобразительного искусства (3-4 классы) по теме "Мезенская роспись"

Ход урока, самоанализ, методический материал (прописи), фото.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_dekorativno.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по декоративно-прикладному искусству

в средней группе отделения изобразительного искусства

(2 - 3 классы)

20 февраля 2012 года

преподаватель Мадянова Инесса Ивановна

Тема: «Мезенская роспись по дереву»

Задание: Роспись лопаточки.

Цель занятия: Знакомство с мезенской росписью по дереву.

Задачи занятия:

  1. Формирование умений и навыков графического письма.
  2. Освоение основных приемов, элементов мезенской росписи.
  3. Воспитание интереса к народному искусству, ответственности за сохранение и развитие традиций народного северного искусства.

Тип занятия: изучение нового

Формы и методы работы: объяснительно-иллюстративный,

                                                фронтальная и индивидуальная, игровая.

План занятия:

1. Организация начала занятия – 2 мин.

2. Рассказ о происхождении промысла, показ и обсуждение работ – 6 мин.

3. Повтор основных элементов с помощью прописей: поля - земля, солнце, уточка, конь, звездочка, стихийка, перышко – 15 мин.

4. Выполнение росписи лопатки (самостоятельная работа, основанная на принципах вариации и импровизации по мотивам мезенской росписи – создание композиции из изученных элементов) – 18 мин.

5. Просмотр работ, награждение – 5 мин.

Материалы и инструменты:

Деревянные изделия украшенные мезенской росписью

Прописи (образец прилагается)

Деревянные лопатки, загрунтованные под роспись

Медальки на память с надписью «мастер по волосатым лошадкам»

Банки для воды

Пластиковые палитры

Кисти колонковые №0 или №1 и №2

Краски темперные: кадмий красный светлый и сажа газовая

Ход занятия

1. Организация начала занятия – 2 мин.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами открытый урок, а это значит, что к нам могут заглянуть гости. Но мы стараемся на гостей не отвлекаться. Задание у нас непростое. Работать мы будем темперой, а эту краску отмыть очень трудно, поэтому стол стараемся не пачкать.

( развожу темперу водой до нужной консистенции на палитрах)

2. Рассказ о росписи – 6 мин.

Начинаем? Расскажу я вам сегодня почти сказку.

На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье.

Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники.

Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить коней и оленей.

Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по названию села Палащелье.

Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен.

( показываю фотографию прялки)

Вот, посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок.

Из бересты или дерева изготовляли изделия – туески, лукошки, короба и, конечно прялки. Занимались росписью только мужчины. Старожилы говорят, что доходами с росписи деревянных предметов кормилось здесь все население. Каждый мастер сам их делал, сам и расписывал. Работали целыми семьями. А украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края.

Расписывали двумя красками, которые добывали здесь же: красно-коричневую получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос, работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской глухариным пером.

Сейчас мастера, конечно, работают хорошими кистями и красками.

(постепенно достаю припрятанные поставцы деревянные, поставец берестяной, зеркало, панно)

Исследователи этой росписи угадывают в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, заливные луга, в уточке и коне – знаки солнца. Но не стоит относиться к той росписи как к письму. Все дело в образах, навеваемых близкой и знакомой природой. «Огнегривый конь вытаскивает солнце на небосвод из воды, поэтому наступает день. Уточка солнце в воду прячет, поэтому наступает ночь. А олень своими ветвистыми рогами цепляет тучи, поэтому идет дождь». Вот и получается, что народный художник работает не от ума, а от души и от сердца.

А вот шкатулка архангельского мастера (достаю шкатулку). Посмотрите, кого он здесь изобразил? (дети пытаются угадать) Изображены птицы. А еще я вам покажу оберег, который носили на себе или вешали в доме, в нем спрятаны горошины, которые своим шумом отгоняют все плохое, а украшен он символом засеянного поля.

3. Повтор основных элементов  с помощью прописей – 15 мин.

Ну а теперь мы сами попробуем стать мастерами. Поучимся сначала.

Осваивать мезенскую роспись лучше всего с простейших приемов и элементов. Смотрите, что я вам сегодня приготовила (показываю листочки-прописи). Сначала повторим некоторые элементы с помощью прописей.

Берем кисточку потолще - №2, и красной краской аккуратно, держа кисточку строго вертикально, выполняем подмалевки.

Мезенские «поля- земля». Сначала проводим горизонтальные полосы, после вертикальными делим их на квадраты.

Здесь выполняем лепестки – основу для изображения солнца.

Замалевком делаем птичку.

Далее показано в какой последовательности изображается конь – сначала намечается животик, потом шея, загривок, спинка.

Затем берем тоненькую кисточку - №0 или 1 и работаем черной краской осторожными тонкими линиями.

Вписываем в клетки узоры.

Дорисовываем солнце.

Добавляем клювик, лапки, хвост и крылья птичке.

Гриву, хвостик и ножки, похожие на паучьи лапки, лошадкам.

И, конечно, роспись будет казаться незаконченной без маленьких, но очень важных элементов:

Звездочка, спиральки, перышко.

Понятно? Начинаем.

(работаю с каждым ребенком индивидуально, подсказывая, направляя, помогая).

Закончили работу? Молодцы! (просматриваю работы)

4. Роспись лопатки – 18 мин.

Теперь я раздам вам деревянные лопаточки. Задание будет сложнее. Сейчас вам предстоит создать свою композицию из элементов, которые изучили в прописях (раздаю лопаточки и работаю с каждым ребенком индивидуально, подсказывая, направляя, помогая).

5. Просмотр работ – 5 мин.

Какие замечательные лопаточки получились. Конечно, чтобы стать настоящим мастером, нужно еще много поработать. В архангельской области мастеров мезенской росписи в шутку называют мастерами по волосатым лошадкам. И на память о нашем сегодняшнем уроке я награжу каждого медалью с надписью «мастер по волосатым лошадкам».

(устраивается выставка работ, каждый участник награждается медалью)

Литература:

Величко Н.К. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010

Жегалова С.К. Русская народная живопись: Книга для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1984

Изместьева Л.А. Мезенская роспись: Методические рекомендации. – Архангельск: Правда Севера, 1992

Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2000

Самоанализ занятия Мадяновой И.И.

Данное занятие посвящено изучению совсем для ребят нового материала – мезенской росписи по дереву. Уже 10 лет занимаюсь этой росписью. Являюсь победителем конкурсов, участником крупных мероприятий общероссийского и даже международного уровня как мастер декоративно-прикладного искусства. Провожу мастер-классы, если организаторам мероприятий это необходимо. Такой богатый опыт не позволяет допускать ошибок.

В этом занятии сошлись чаяния многих: детям хотелось приготовить подарки для своих мам к 8-му марта, педагогу – познакомить с одним из любимых народных промыслов, а руководству – получить показательное открытое занятие.

Конечно, понятно, что использование на занятии игровых технологий многократно повысит интерес детей к материалу: учащийся выступает в роли мастера, педагог одет в традиционный костюм, да еще рассказывает сказку. Может ли детям при таких условиях быть неинтересно? Конечно, нет.

Большая работа была проделана по подготовке к занятию. Нужно было приобрести деревянные лопатки и загрунтовать их под роспись, разработать вариант прописей и нарисовать таких 20 штук, также изготовить наградные медали. Кисти и краски принесла свои. Я работаю профессиональными материалами самого лучшего качества, не все мои ученики имеют такие. А качественные материалы и инструменты значительно облегчают путь к успешному результату.

Образцы изделий у меня есть, да еще небольшая коллекция работ замечательных мастеров, с которыми дружу. У детей должна быть возможность подержать, покрутить такие предметы в руках, почувствовать их.

Сначала работаю фронтально. Чтобы дети могли творить, очень важно создать благоприятную психологическую обстановку. Вместе разглядываем узоры, пытаемся отыскать в них знакомых животных и птиц.

В практической работе важным объединяющим детей фактором была работа за большим общим столом. Использую этот метод часто, сдвигая парты вместе. Такие условия значительно облегчают задачу учителя – контролировать работы учащихся. Важно вовремя оказать помощь: подсказать, поддержать, помочь. Помогать стараюсь рукой ребенка, тогда исчезает у ребят страх, и появляется уверенность, что задание им доступно. Прекрасно, что никто из детей не скажет: «А, это Инесса Ивановна тебе нарисовала!»

Отмечу, что тесновато было ребятам, когда работали в прописях; а когда расписывали лопатки – допустимо (кстати, народные мастера не работают за столами, они делают это «на коленке»).

Объясню, почему мой выбор пал на лопаточки, не только из-за их дешевой стоимости. Данное изделие маленького размера, роспись не занимает много времени. Оно очень простой формы, плоское, его удобно держать в руке.

Роспись любого объемного изделия сложна для начинающих, поскольку заставляет обыгрывать этот объем. Данное задание доступно для обучающихся, а положительный результат всегда важен.

Грунтуется дерево разведенным клеем ПВА.

Устроили просмотр работ в конце занятия, похвалили друг друга. И хорошей точкой стало награждение шуточными медалями с нарисованным мезенским конем и надписью «мастер по волосатым лошадкам».

Замечательно, что занятие всем понравилось.

Учащиеся частенько спрашивают: «А когда мы будем еще расписывать?»

Обязательно будем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мезенская роспись / Искуство-детям

Фотографии в альбоме «Искуство-детям. Мезенская роспись» zhital на Яндекс.Фотках...

Старинные русские росписи. Мезенская роспись

В городе Новосибирске живут люди, которые с большой любовью относятся к своим истокам и с удовольствием делятся этой любовью с каждым из нас, предлагая тарелочки выполненные в старинной технике мезенс...

Открытый урок по ИЗО "Городетская роспись" 5 класс

Урок по ИЗО5 Кл.  2 четвертьТема: « Городецкая роспись» (1 урок) Цель урока: Знакомство с изделиями Городецкого народного промысла,Освоение традиционных элементов Городецкой росписи: «...

Презентация к уроку изобразительного искусства "Мезенская роспись" для 4 класса

Презентация к уроку изо для 4 класса. На слайдах представлены обозначение элементов мезенской росписи, фотографии расписных прялок, пример готовой работы, критерии оценивания детских работ....

Открытый урок по теме "Городецкая роспись"

Урок в 5-м классе по программе Б. Неменского по теме "Городецкая роспись" с применением ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)....

Открытый урок на тему "Шенкурская роспись"

Открытый урок в 5 классе на тему "Шенкурская роспись"...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Мезенская роспись».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Мезенская роспись».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России ...