Нетрадиционное рисование с детьми.
консультация по изобразительному искусству (изо) по теме
Материал, подготовленный для методического объединения педагогоа Центра творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnoe_risovanie.odt | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей учащихся средствами нетрадиционных художественных техник на занятиях в изостудии.»
Чаплыгина Элина Ивановна , 2013 г.
В современном мире все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения , особое значение имеет развитие творческого потенциала личности. Большую роль в этом призваны сыграть художественно – эстетические образовательные программы, главная задача которых - развитие эмоционально – познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности.
Учеными, педагогами, социологами замечено, что большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают немного сверх того, что они умели к 9-10 годам своей жизни. Если такие навыки умственной деятельности, как речь и почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства почему – то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно многие взрослые со страхом воспринимают предложение что-нибудь нарисовать.
Причина данного явления кроется в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому не стоит удивляться, что взрослые не умеют рисовать, а ребенок, заканчивая начальную школу, бросает заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования.
По диагностическим данным социологических исследований, дети в 6-ти летнем возрасте могут представить до 90 % оригинальных изображений, в 8-летнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть ребенка от творческой деятельности, наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.
Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.
В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это – обучение без творчества.
Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т.п. Но это – творчество без обучения. Оно поднимается на волне "возрастной талантливости", как бы помимо самого ребёнка, и вместе с ней сходит на нет. Маленький художник "не вступает во владение" собственным творческим потенциалом.
Нужен третий путь – путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Первое, о чем думать, – это о том, что ребенок субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме самого ребёнка, не даст "верного" решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по настоящему художественную задачу).
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Печать от руки.
Вся ладонь или ее часть обмакивается в краску и оставляется на бумаге отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.
Печатка.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. Печатки несложно изготовить в совместной деятельности с детьми: на ластике с торцевой стороны рисуется задуманный рисунок и срезается все ненужное. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к листу бумаги,
Тампонирование.
Из кусочка поролона делается тампон. Штемпельная подушка служит палитрой. Набирается краска и легкими прикосновениями к бумаге наносится рисунок. Можно использовать ватные палочки.
Трафарет.
Используется в сочетании с техникой "тампонирование". Вырезается трафарет (по желанию и замыслу детей), прижимается пальцем к бумаге, обводится по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Усложнением может быть следующее: в центре листа вырезается силуэт, прикладывается лист к другому листу бумаги и с помощью тампона закрашивается силуэт.
Набрызг.
Суть этой техники в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, и зубной щетки. Зубной щеткой набирается немного краски
Монотипия.
Используется гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.
Кляксография (по определению О. Белобрыкиной).
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. На листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю. Капля бежит вверх, оставляя за собой след. Лист поворачивается и снова нужно подуть. Можно сделать еще одну кляксу другого цвета.
Цветные ниточки.
Берутся нитки длиной 25-30 см, окрашиваются в разные цвета. Нитки выкладываются на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выводятся наружу. Половинки листа складываются, прижимаются друг к другу, разглаживаются. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивать одну нитку за другой. Затем лист разворачивается.
Граттаж.
Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Наносится цветной фон акварелью или восковыми мелками и подсушивается бумага. Весь фон полностью затирается воском: парафином или просто свечой. В розетку наливается черная гуашь, добавляется немного шампуня и тщательно перемешивается. Затем эта смесь наносится на парафиновый лист. Заостренной палочкой процарапывается рисунок.
Монотипия на стекле
Стекло покрывается смесью масляной краски и типографской. Раскатывается резиновым фотоваликом. Затем на стекло накладывается рисунок и обводится карандашом . Можно нажимать и пальцами — на листе остается рисунок краской.
Рисование восковыми мелками или свечой.
Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелом или свечой. Флейцевой кистью или большим тампоном с краской проводится по листу – на цветном фоне появляется рисунок.
Одной из очень интересных нетрадиционных техник является батик — живопись на ткани. Дети с удовольствием создают свои маленькие шедевры, экспериментируют с различными видами ткани и разными красками.
Совсем недавно,моя ученица — очень яркая и творческая личность «раскопала» в интернете достаточно малоизвестную и непростую в исполнении технику — энкаустику. Ей не хватало только утюга, который можно было испачкать красками. Спустя пару дней Даша уже создавала маленькие рисунки, удивительные, непохожие ни на что. Сейчас девочка пробует создавать все новые сюжеты, усложняет свои работы, использует для рисования разные виды бумаг и картона. О своем новой технике рисования она рассказала на конференции «Мое увлечение».
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное - это особенно полезно всем детям, это помогает им увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нетрадиционное рисование
методические рекомендации по использованию техник нетрадиционного рисования...
мастер-класс "Нетрадиционное рисование.Рисование картоном"
мастер-класс по освоению нетрадиционных техник рисования...
Проект. Нетрадиционное рисование для детей раннего возраста от 6 до 9 и от 9 до 12 месяцев 2019 - 2020 г.г. проект по рисованию (младшая группа)
Актуальность проекта.Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, ко...
Нетрадиционные методы работы по рисованию с детьми дошкольного возраста
Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей детей ...
Конспект НОД по рисованию «Снежинки» нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста.
Цель: создание условий для творческой активности детей.Задачи:-научить рисовать снежинку нетрадиционным способом – коктейльной трубочкой-уточнить и дополнить знания детей о снеге и его свой...
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми младенческого возраста» 2022-2023г
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...