Рабочие программы по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс) по теме
Рабочие программы отредактированы в соответствии с новыми рекомендациями Министерства образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5.docx | 33.06 КБ |
izo_6.docx | 33.69 КБ |
izo_7.docx | 38.2 КБ |
izo_8.docx | 32.81 КБ |
Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству | 241.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор
естественно-математического цикла МБОУ СОШ с.Царевщина МБОУ СОШ с.Царевщина
__________Морозова И.Ф. ___________ Мартюшева Н.А. _________ Полетаева Н.М.
Протокол № ___ от «___» __________2016 г. Приказ № ___ от
«___» августа 2016 г. «___» __________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Салиной Светланы Александровны
высшая квалификационная категория
по изобразительному искусству
5 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от
«__» _________2016г.
2016 – 2017 уч. год
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса.
Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
За основу взята авторская программа Неменского Б.М. (М.: Просвещение, 2013).
УМК: учебник «Декоративнор-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В.Островская, М.: Просвещение, 2014. На ступени основного общего образования, в соответствии с учебным планом, на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 34 часа (по 1 часу в неделю).
Планируемые предметные результаты освоения курса
- осознание древних корней, места и значения уникального народного прикладного искусства в жизни отдельного человека и общества; умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;
- приобретение опыта выполнения совместной творческой работы проектов, эскизов на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;
- осознание места и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни; знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей; умение распознавать, сопоставлять, анализировать произведения художественных промыслов;
- приобретение опыта выполнения эскизов или моделей игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки;
- приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции;
- осознание роли декоративно-прикладного искусства разных стран и времен в жизни человека и общества, его социальной функции;
- умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) Древнего Египта, Греции, Китая, Западной Европы 17 века;
- осознание богатых возможностей современного пластического языка, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник.
Содержание учебного курса
Раздел «Древние корни народного искусства» (8ч) знакомит учащихся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. Традиционные образы народного искусства — соляные знаки, птица, мать-земля, древо жизни- как выражение мифопоэтических
представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в образном строе избы.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в доме: печь, красный угол, круг предметов быта. Единство пользы и красоты.
Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Крестьянская вышивка. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментального построения в вышивках полотенец. Коллективные работы «Вот моя деревня», «Проходите в избу».
Раздел«» Связь времен в народном искусстве (7ч) Календарные народные праздники – это способ участи человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое знание. Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промысла. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи игрушек.
Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи
Из истории развития Городецкой росписи. Рассмотрение произведений Городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Главные герои росписи, основные элементы декоративной композиции. Приемы росписи.
Из истории художественного промысла Хохломы и Жостова. Основные приемы росписи. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности.
Раздел «Декоративное искусство в современном мире» (10ч) Народный праздничный костюм. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимая связь земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Изготовление куклы-берегини в русском костюме. Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма. Русский костюм и современная мода. Праздничные народные гулянья. Хоровод, Масленица. Коллективная работа «Наш веселый хоровод».
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства ( керамика, стекло, гобелен, роспись по ткани …) Художественные промыслы, ремесла.
Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Раздел «Декор – человек, общество, время» (9ч) Роль декоративного искусства в жизни общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности. Одежда – знак положения человека в обществе. Костюм эпохи Средневековья. Декоративное искусство Древненго Египта. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений и цвета. Отличие одежд высших и низших слоев общества.
Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символ, эмблема, герб.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Итоговый обобщающий урок-викторина.
Ведущей структурной моделью для организации занятий по изобразительному искусству является комбинированный урок. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Среди форм организации учебной деятельности широко используются семинары, исследования, проблемно-поисковые задания, обобщающие уроки (урок-викторина, урок-путешествие, урок-игра). Наиболее действенными методами воспитания являются традиционно принятые: убеждение, упражнение, поощрение, пример.
Календарно-тематическое планирование ИЗО 5
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Наглядность | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | фактич. | |||||
1 | «Древние корни народного искусства» (8ч) Древние образы в народном искусстве. | 1 | учебник | Чаша (знак-символ) | 01.09 | |
2 | Убранство русской избы. | 1 | презентация, развертка избы | Дек.украшение избы | 08.09 | |
3 | Коллективная работа «Вот моя деревня» | 1 | учебник | 15.09 | ||
4 | Внутренний мир русской избы. | 1 | учебник | Простр-во избы | 22.09 | |
5 | Внутренний мир русской избы. | 1 | 29.09 | |||
6 | Конструкция и декор предметов народного быта (прялка, ковш). | 1 | плакаты | Прялка, полотенце | 06.10 | |
7 | Конструкция и декор предметов народного быта (прялка, ковш). | 1 | 13.10 | |||
8 | Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн. | 1 | учебник | Моя комната | 20.10 | |
9 | «Связь времен в народном искусстве» (7ч) Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. | 1 | плакаты, гл.игрушки | Рис игрушки | 27.10 | |
10 | Лепка и роспись собственной модели игрушки. | 1 | Лепка, роспись игрушки | 10.11 | ||
11 | Лепка и роспись собственной модели игрушки. | 1 | 17.11 | |||
12 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие: Гжель. | 1 | рис-образцы | Рисунки росп. изд. | 24.11 | |
13 | Городецкая роспись. | 1 | рис-образцы | Рисунки росп. изд. | 01.12 | |
14 | Хохломская роспись. | 1 | рис-образцы | Рисунки росп. изд. | 08.12 | |
15 | Жостовоские подносы. | 1 | рис-образцы | Рисунки росп. изд. | 15.12 | |
16 | «Декоративное искусство в современном мире» (10ч) Народный праздничный костюм. | 1 | презентация | Эскиз одежды | 22.12 | |
17 | Народный праздничный костюм. | 1 | 12.01 | |||
18 | Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме (урок-практикум) | 1 | схема, образец | Кукла-берегиня | 19.01 | |
19 | Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме (урок-практикум) | 1 | 26.01 | |||
20 | Народные праздничные обряды. Коллективная работа «Наш веселый хоровод». | 1 | презентация | макет празд., совр одежда | 02.02 | |
21 | Коллективная работа «Наш веселый хоровод» (урок-практикум). | 1 | 09.02 | |||
22 | Русский костюм и современная мода. | 1 | учебник | Аппликация,сообщение | 16.02 | |
23 | Народные промыслы родного края (урок-конференция) | 1 | Альбомы оформить | 02.03 | ||
24 | Обобщающий урок-путешествие «Красота земли родной» | 1 | подготовка, наш вернисаж | 09.03 | ||
25 | Урок вернисаж. | 1 | выставка работ | 16.03 | ||
26 | «Декор, человек, общество, время» (9ч) Зачем людям украшения? Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (Древний Египет). | 1 | учебник | костюм с украшением | 23.03 | |
27 | Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. | 1 | презентация | костюм | 06.04 | |
28 | Греческая керамика. | 1 | ваза | 13.04 | ||
29 | Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья. | 1 | фон панно «Бал во дворце» | Костюм средневеков. | 20.04 | |
30 | О чем рассказывают гербы. | 1 | презентация | Герб семьи | 27.04 | |
31 | Что такое эмблемы, зачем они нужны людям. | 1 | презентация | Эмблема кабинета | 04.05 | |
32 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок-викторина). | 1 | Викторина, книги | Материалы к пр.уроку | 11.05 | |
33 | Современное выставочное искусство. Ты сам мастер. | 1 | 18.05 | |||
34 | Современное выставочное искусство. Ты сам мастер. | 1 | 25.05 |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор
естественно-математического цикла МБОУ СОШ с.Царевщина МБОУ СОШ с.Царевщина
__________Морозова И.Ф. ___________ Мартюшева Н.А. _________ Полетаева Н.М.
Протокол № ___ от «___» __________2016 г. Приказ № ___ от
«___» августа 2016 г. «___» __________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Салиной Светланы Александровны
высшая квалификационная категория
по изобразительному искусству
6 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от
«__» _________2016г.
2016 – 2017 уч. год
Пояснительная записка
к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса.
Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
За основу взята авторская программа Неменского Б.М. (М.: Просвещение, 2013).
УМК: учебник «Искусство в жизни человека» Л.А.Неменская, М.: Просвещение, 2014.
На ступени основного общего образования, в соответствии с учебным планом, на изучение изобразительного искусства в 6 классе отводится 34 часа (по 1 часу в неделю).
Планируемые предметные результаты освоения курса
- осознание места и назначения изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека; умение пользоваться
красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- приобретение опыта выполнения творческих композиций в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- осознание места и значения изобразительного искусства во все времена; представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;
- приобретение элементарных навыков видения конструктивной формы предмета, владение первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов;
- знание общих правил построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- осознание взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- умение видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- знание основных видов и жанров изобразительных искусств; представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;
- осознание возможностей ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- знание выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;
- восприятие произведений искусства и аргументированный анализ разных уровней своего восприятия, понимание изобразительных метафор и видение целостной картины мира, присущей произведениям искусства.
Содержание учебного курса
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8ч) Виды искусства, их деление на группы: изобразительные, конструктивные, декоративные. Виды изобразительного искусства : живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный этап. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Линейные графические рисунки известных художников. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Тональная шкала. Линия и пятно. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета. Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Живое смешение красок. Выражение в живописи эмоциональных состояний. Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево, - их выразительные свойства.
Мир наших вещей. Натюрморт (8ч) Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Выражение авторского отношения к изображаемому. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела. Формы простые и сложные. Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса. Освещение как средство выявления объема предмета. Понятия «свет. Блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма и оттиск. Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Вглядываясь в человека. Портрет (9ч) История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Парадный и лирический портреты. Проблема сходства в портрете. Выражение в портрете характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Образ человека в графическом портрете. Человек- основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изменение образа человека при различном освещении. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Роль рук в раскрытии образов портретируемого. Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Выражение творческой индивидуальности художника в создании им портретных образов. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Человек и пространство в изобразительном искусстве (9ч) Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Тематическая картина: бытовой и исторические жанры. Перспективы в изобразительном искусстве. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов. Точка схода. Правила воздушной перспективы. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Пейзаж-настроение как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природа в течении суток. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Разные образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Городской пейзаж».
Ведущей структурной моделью для организации занятий по изобразительному искусству является комбинированный урок. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Среди форм организации учебной деятельности широко используются семинары, исследования, проблемно-поисковые задания, обобщающие уроки (урок-викторина, урок-путешествие, урок-игра). Наиболее действенными методами воспитания являются традиционно принятые: убеждение, упражнение, поощрение, пример.
Календарно-тематическое планирование ИЗО 6
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Наглядность | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | фактич. | |||||
1 | «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | 1 | презентация | Настроение Зад.1 стр22 | ||
2 | Рисунок - основа изобразительного искусства. | 1 | учебник | Осен. цветок Зад.1 стр 28 | ||
3 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | 1 | учебник | Порыв ветра Зад стр 33 | ||
4 | Пятно как средство выражения . Ритм пятен. | 1 | учебник | Состояние природы Зад стр37 | ||
5 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | учебник | Растяжка цвета | ||
6 | Цвет в произведениях живописи. | 1 | учебник | Осен. букет зад 1, 2стр 46 | ||
7 | Объемные изображения в скульптуре. | 1 | пластилин | Скульптура животного Зад 2стр51 | ||
8 | Основы языка изображения. | 1 | кроссворд | |||
9 | «Мир наших вещей. Натюрморт» Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 | картинки сказок | Фант.рис | ||
10 | Изображение предметного мира - натюрморт. | 1 | силуэты | Натюрморт-аппликация Зад стр 61 | ||
11 | Понятие формы Многообразие форм окружающего мира. | 1 | набор геом. фигур | Моя семья | ||
12 | Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. | 1 | куб | Построение перспективы | ||
13 | Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. | 1 | Куб,шар, конус | Натюрм из геом фигур Зад 2 стр 73 | ||
14 | Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. | 1 | ||||
15 | Цвет в натюрморте. | 1 | Видео «Натюрморт с арбузами» С.Андрияка | Натюрморт Зад 3 стр 85 | ||
16 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | Натюр в цвете Зад стр 87 | |||
17 | «Вглядываясь в человека. Портрет» Образ человека - главная тема искусства. | 1 | Учебник | |||
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 | Поэтап.рис | аппликация головы зад стр 105 | ||
19 | Изображение головы человека в пространстве. | 1 | Поэтап.рис | Портрет | ||
20 | Портрет в скульптуре. | 1 | учебник | Скульптура на каркасе | ||
21 | Графический портретный рисунок. | 1 | Видео «Рисуем портрет» | Портрет друга Зад 1 стр 114 | ||
22 | Сатирические образы человека. | 1 | презентация | Добрый шарж зад 3 стр 119 | ||
23 | Образные возможности освещения в портрете. | 1 | учебник | Портрет - граттаж | ||
24 | Роль цвета в портрете. | 1 | учебник | Зад 1-2 стр 125 | ||
25 | Великие портретисты прошлого. | 1 | Презентация, доклады | |||
26 | «Человек и пространство в изобразительном искусстве» Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | презентация | Деревенские мотивы | ||
27 | Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. | 1 | Схем.рис, учебник | Рис «Аллея» | ||
28 | Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. | 1 | ||||
29 | Пейзаж - большой мир. Пейзаж - настроение. Природа и художник. | 2 | плакат | Пейзаж – сост.природы Зад 1 стр 155 | ||
30 | Пейзаж в русской живописи. | |||||
31 | Пейзаж в русской живописи. | 1 | Репродукции пейзажей | |||
32 | Пейзаж в графике. | 1 | Видео «Исаак Левитан-постижение любовью» | Вес.пейзаж монотипия Зад 3 стр 166 | ||
33 | Городской пейзаж. | 1 | Репродукции пейзажей Ф.Алексеева | Гор пейзаж Зад 2 стр 171 | ||
34 | Итоговый урок. Выразительные возможности изобразительного искусства. | 1 | тестирование |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор
естественно -математического цикла МБОУ СОШ с.Царевщина МБОУ СОШ с.Царевщина
__________Морозова И.Ф. ___________ Мартюшева Н.А. _________ Полетаева Н.М.
Протокол № ___ от «___» __________2016 г. Приказ № ___ от
«___» августа 2016 г. «___» __________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Салиной Светланы Александровны
высшая квалификационная категория
по изобразительному искусству
7 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от
«__» _________2016г.
2016 – 2017 уч. год
Пояснительная записка
к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса.
Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
За основу взята авторская программа Неменского Б.М. (М.: Просвещение, 2013).
УМК: учебник «Дизайн и архитектура в жизни человека» А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, М.: Просвещение, 2015.
На ступени основного общего образования, в соответствии с учебным планом, на изучение изобразительного искусства в 7 классе отводится 34 часа (по 1 часу в неделю).
Планируемые предметные результаты освоения курса
- формирование основ художественной культуру обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мыщления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материальное выражение духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, понимании красоты;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в том числе базирующихся на ИКТ;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства.
- развитие потребности и способности учащихся активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты.
Содержание учебного курса
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. Мир, который создает человек. Архитектура. Дизайн. Конструктивные, пространственные и временные искусства. Вещь – инструмент изменения жизни. Вещь – показатель интеллектуального, художественного и материально-технического развития общества. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!» Симметрия, асимметрия, динамическое равновесие. Движение и статистика. Ритм. Прямые линии в организации пространства. Фронтальные и глубинные композиции из линий и прямоугольников. Цвет – элемент композиционного творчества. Теплые, холодные, ахроматические тона. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Монтаж. Рисунок. Фотография. Открытка, плакат. В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. Макет.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие модуля. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени. Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Роль цвета в формотворчестве. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Интерьер, который мы создаем. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй. Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Со масштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Встречают по одежке. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Автопортрет на каждый день. Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма.
Ведущей структурной моделью для организации занятий по изобразительному искусству является комбинированный урок. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Среди форм организации учебной деятельности широко используются семинары, исследования, проблемно-поисковые задания, обобщающие уроки (урок-викторина, урок-путешествие, урок-игра). Наиболее действенными методами воспитания являются традиционно принятые: убеждение, упражнение, поощрение, пример.
Календарно-тематическое планирование ИЗО 7
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Наглядность | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | фактич. | |||||
1 | Художник – дизайн – архитектура (9ч) Мир, который создает человек. | 1 | презентация | Стр 7-13 | ||
2 | Основы композиции. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. | 1 | учебник | Зад 3 стр 20 | ||
3 | Прямые линии и организация пространства. | 1 | учебник | Зад 3 стр 22 | ||
4 | Цвет – элемент композиционного творчества. | 1 | учебник | Зад 2 стр 24 | ||
5 | Свободные формы: линии и тоновые пятна. | 1 | учебник | Зад 2 стр 27 | ||
6 | Искусство шрифта. | 1 | учебник, таблица | Зад 4 стр 31 | ||
7 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 1 | учебник | Зад 2 стр 39 | ||
8 | Многообразие форм графического дизайна. | 1 | учебник | Зад 2 стр 45 | ||
9 | Зачетная работа «Макет журнала». | 1 | ||||
10 | В мире вещей и зданий (8ч ) От плоскостного изображения к объемному макету. | 1 | учебник | Зад 2 стр 53 | ||
11 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | 1 | учебник | Зад стр 57 | ||
12 | Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. | 1 | учебник | Зад 3 стр 64 | ||
13 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 | учебник | Зад 2 стр 69 | ||
14 | Вещь как сочетание объемов и образ времени. | 1 | учебник | Зад 2 стр 75 | ||
15 | Форма и материал | 1 | учебник | Зад 2 стр 81 | ||
16 | Роль цвета в форматворчестве | 1 | учебник | Зад 1 стр 87 | ||
17 | Зачетная работа «Комплект» | 1 | ||||
18 | Город и человек (8ч) Образы материальной культуры прошлого | 1 | учебник | Зад стр 101 | ||
19 | Пути развития современной архитектуры и дизайна | 1 | учебник | Зад 2 стр 109 | ||
20 | Город, микрорайон, улица. | 1 | учебник | Зад 1 стр 115 | ||
21 | Городской дизайн. | 1 | учебник | Зад 2 стр 119 | ||
22 | Интерьер и вещь в доме. | 1 | учебник | Зад 2 стр 125 | ||
23 | Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 1 | учебник | Зад 2 стр 131 | ||
24 | Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 1 | учебник | Зад стр 135 | ||
25 | Коллективная работа «Город будущего» | 1 | ||||
26 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры (9ч) Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. | 1 | учебник | Зад стр 142 | ||
27 | Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. | 1 | ||||
28 | Интерьер, который мы создаем. | 1 | учебник | Зад 3 стр 146 | ||
29 | Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй. | 1 | учебник | Зад 1 стр 153 | ||
30 | Зачетная работа «Моя усадьба» | 1 | ||||
31 | Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 | учебник | Зад 1 стр 161 | ||
32 | Встречают по одежде. | 1 | учебник | Зад стр 168 | ||
33 | Автопортрет на каждый день. | 1 | учебник | Зад 1 стр 173 | ||
34 | Резервное время | 1 |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор
естественно-математического цикла МБОУ СОШ с.Царевщина МБОУ СОШ с.Царевщина
__________Морозова И.Ф. ___________ Мартюшева Н.А. _________ Полетаева Н.М.
Протокол № ___ от «___» __________2016 г. Приказ № ___ от
«___» августа 2016 г. «___» __________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Салиной Светланы Александровны
высшая квалификационная категория
по изобразительному искусству
8 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от
«__» _________2016г.
2016 - 2017 уч. год
Пояснительная записка
к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса.
Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
За основу взята авторская программа Неменского Б.М. (М.: Просвещение, 2013).
УМК: учебник «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» А.С.Питерских: Просвещение, 2016.
На ступени основного общего образования, в соответствии с учебным планом, на изучение изобразительного искусства в 8 классе отводится 34 часа (по 1 часу в неделю).
Планируемые предметные результаты освоения курса
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, — освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание учебного курса
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Сценография – искусство и производство. Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса! Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности. Грамота фитокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.Фотография искусство « светописи».Вещь : свет и фактура. « На фоне Пушкина снимается семейство».Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка. Бесконечный мир кинематографа.
Телевидение – пространство, культуры? Экран – искусство – зритель. Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа. Жизнь в врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества. Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью. Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка. В царстве кривых зеркал, или Вечные истина искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека. Искусство – зритель – современность. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества.
Ведущей структурной моделью для организации занятий по изобразительному искусству является комбинированный урок. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Среди форм организации учебной деятельности широко используются семинары, исследования, проблемно-поисковые задания, творческие задания. Наиболее действенными методами воспитания являются традиционно принятые: убеждение, упражнение, поощрение, пример.
Календарно-тематическое планирование ИЗО 8
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные понятия, наглядность | Домашнее задание | Дата проведения | ||
по плану | фактич. | ||||||
1 | «Художник и искусство театра » (9ч) Изображение вокруг нас. | 1 | учебник | стр 7-15, сообщение | 06.09 | ||
2 | Изображение в театре и кино. | 1 | учебник | стр 17-23 зад стр 23 | 13.09 | ||
3 | Театральное искусство и художник. | 1 | учебник | стр 25-29 | 20.09 | ||
4 | Сценография – особый вид художественного творчества. | 1 | учебник | стр 31-38 | 27.09 | ||
5 | Сценография – искусство и производство. | 1 | учебник | зад стр 40 | 04.10 | ||
6 | Костюм. Грим и маска, или Магическое «если бы» | 1 | учебник | стр 43-47 | 11.10 | ||
7 | Художник в театре кукол. | 1 | учебник | стр 49-53, экспромт | 18.10 | ||
8 | Спектакль: от замысла к воплощению. Зачетная работа. | 1 | фото | 25.10 | |||
9 | Спектакль: от замысла к воплощению. Зачетная работа. | 1 | 15.11 | ||||
10 | «Эстафета искусств: от рисунка к фотографии» (8ч) Фотография – новое изображение реальности. | 1 | учебник | зад 1,2, стр 64 | 22.11 | ||
11 | Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. | 1 | учебник | зад стр 71 | 29.11 | ||
12 | Вещь: свет и фактура. | 1 | учебник | сообщение | 06.12 | ||
13 | Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. | 1 | учебник | зад стр 83 | 13.12 | ||
14 | Операторское мастерство фотопортрета. | 1 | учебник | зад стр 89 | 20.12 | ||
15 | Искусство фоторепортажа. | 1 | учебник | зад стр 95 | 27.12 | ||
16 | Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. | 1 | учебник | зад стр 101 фото | 10.01 | ||
17 | Зачетная работа «От забавы к фототворчеству» | 1 | 17.01 | ||||
18 | Фильм – творец и зритель (7 ч) Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. | 1 | учебник | зад стр 111 | 24.01 | ||
19 | Художественное творчество в игровом фильме. | 1 | учебник | зад стр 117 | 31.01 | ||
20 | Азбука киноязыка. | 1 | учебник | зад стр 123 | 07.02 | ||
21 | Чудо движения: увидеть и снять. | 1 | учебник | Зад стр 124-125 | 14.02 | ||
22 | Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. | 1 | учебник | зад стр 130-131 | 21.02 | ||
23 | Живые рисунки на твоем компьютере. | 1 | учебник | зад стр 136-137 | 28.02 | ||
24 | Зачетная работа-презентация «От большого кино к твоему видео» | 1 | 07.03 | ||||
25 | Телевидение – пространство культуры? (10 ч) Информационная и художественная природа телевизионного изображения. | 1 | учебник | зад стр 144-145 | 14.03 | ||
26 | Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка. | 1 | учебник | зад стр 150-151 | 21.03 | ||
27 | Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества. | 1 | учебник | зад стр 158 | 04.04 | ||
28 | Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью. | 1 | зад стр 162-163 | 11.04 | |||
29 | Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью. | 1 | 18.04 | ||||
30 | Современные формы экранного языка. | 2 | учебник | зад стр 166-170 | 25.04 | ||
31 | Современные формы экранного языка. | 1 | 02.05 | ||||
32 | Роль визуально-зрелищных искусств, в жизни общества и человека. | 1 | работы детей | Зад стр 173 | 16.05 | ||
33 | Искусство – зритель – современность. Дискуссия «Роль и значение искусства в жизни человека и общества. | 1 | Видеоряд | Лучшие работы | 23.05 | ||
34 | Итоговый урок. Просмотр лучших творческих работ. | 1 | 30.05 |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...