Древние образы в современных народных игрушках
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Конспект и презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Древние образы в современных народных игрушках.
Цель: сформировать понятие о народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи.
Задачи:
- Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
- Формировать навыки работы с художественной росписью.
- Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Оборудование и материалы: гуашь, кисти, чашка с водой, тряпочка, иллюстрации с изображением дымковской игрушки, презентация «Дымковская игрушка».
Музыкальный ряд: русские народные песни; видеофильм «Дымково».
Ход урока:
- Организационный момент
- Беседа по теме
- Практическое задание
- Итог урока
1.Орг. момент
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку. Запись домашнего задания (материал о народных промыслах (Гжель), акварель, бумага белая, ножницы).
- Этот урок я хотела бы начать с русской народной поговорки: “Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”.
- Как вы понимаете смысл этой поговорки?
- Сегодня радость мы будем приносить себе и нашим гостям.
2. Беседа.
- Ребята! С самого детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? (Кукла, мячик, кубики и т.д.).
- Из чего они сделаны? (Из пластмассы, ткани, меха, дерева).
- А где изготавливают эти игрушки? (На фабрике). Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи – один от другого не отличишь.
- А вот игрушки – все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.
- В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.
- Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. Вот эти игрушки, посмотрите! (демонстрация игрушек)
- Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка. Кто из вас знает, почему? (По месту их рождения - они из слободы Дымково).
(рассказ ученика /
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка.
Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки. И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.
- Ребята, а как называют мастера, который работает с глиной? (Гончар).
- Пришло время поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. (Показ видеофрагмента).
Игрушка рождается три раза:
- когда ее лепят из красной глины и обжигают в печи.
- потом ее белят мелом, разведенным молоком
- расписывают
Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…
Существует три принципа расположения узора относительно друг друга:
o в ряд;
o в шахматном порядке;
o в клетке между линиями.
Зато краски яркие- яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые. На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно. Один цвет словно соперничает другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй. Самая нарядная игрушка.
Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар- птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, сказочные и бытовые сюжетные сценки.
3.Практическое задание
Сегодня я предлагаю вам стать мастерами и расписать игрушку. Сейчас я на парту раздам шаблон игрушки, вы ее обведете, нанесете узор карандашом, продумаете цветовое решение и уже потом будете выполнять в цвете свою игрушку.
4.Итог урока.
- Чему вы научились на уроке? (расписывать игрушку)
- Что нового узнали? (узнали происхождение дымковской игрушки. Ее цветовое значение)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..
Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...
презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"
Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. ...
ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ
Конспект урока ИЗО в 5 классе...
"Древние образы в современных народных игрушках"
Декоративная роспись круглых форм...
Презентация "Древние образы в современных народных игрушках"
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росп...
Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"
Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...
урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)
для учителей искусства...