Древние образы в современных народных игрушках
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Ясакова Анастасия Николаевна

Конспект и презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Древние образы в современных народных игрушках.

Цель: сформировать понятие о народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
  2. Формировать навыки работы с художественной росписью.
  3. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Оборудование и материалы: гуашь, кисти, чашка с водой, тряпочка, иллюстрации с изображением дымковской игрушки,  презентация «Дымковская игрушка».

Музыкальный ряд: русские народные песни; видеофильм «Дымково».

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Беседа по теме
  3. Практическое задание
  4. Итог урока

1.Орг. момент

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку. Запись домашнего задания (материал о народных промыслах (Гжель), акварель, бумага белая, ножницы).

- Этот урок я хотела бы начать с русской народной поговорки: “Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”.

-  Как вы понимаете смысл этой поговорки?

- Сегодня радость мы будем приносить себе и нашим гостям.

2. Беседа.

-  Ребята! С самого детства вас окружают игрушки.  Вспомните, какие? (Кукла, мячик, кубики и т.д.).

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы, ткани, меха, дерева).

- А где изготавливают эти игрушки? (На фабрике). Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи – один от другого не отличишь.

- А вот игрушки – все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

- В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

- Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. Вот эти игрушки, посмотрите! (демонстрация игрушек)

- Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка. Кто из вас знает, почему? (По месту их рождения - они из слободы Дымково).

(рассказ ученика   /  

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка.

Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки. И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.  

- Ребята, а как называют мастера, который работает с глиной? (Гончар).

- Пришло время поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. (Показ видеофрагмента).

Игрушка рождается три раза:

  1. когда ее лепят из красной глины и обжигают в печи.
  2. потом ее белят мелом, разведенным молоком
  3.  расписывают

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…

Существует три принципа расположения узора относительно друг друга:

 o        в ряд;

o        в шахматном порядке;

o        в клетке между линиями.

Зато краски яркие- яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые.  На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно. Один цвет словно соперничает другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй. Самая нарядная игрушка.

Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар- птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

3.Практическое задание

 Сегодня я предлагаю вам стать мастерами и расписать игрушку. Сейчас я на парту раздам шаблон игрушки, вы ее обведете, нанесете  узор карандашом, продумаете цветовое решение и уже потом будете выполнять в цвете свою игрушку.

4.Итог урока.

- Чему вы научились на уроке? (расписывать игрушку)

- Что нового узнали? (узнали происхождение дымковской игрушки. Ее цветовое значение)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..

Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...

презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. ...

"Древние образы в современных народных игрушках"

Декоративная роспись круглых форм...

Презентация "Древние образы в современных народных игрушках"

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росп...

Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...