НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РИСОВАНИЯ.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме
В ДАННОЙ РАБОТЕ РАССМОТРЕНЫ НЕКОТОРЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ: КЛЯКСОГРАФИЯ, МОНОТИПИЯ, ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ, НИТКОГРАФИЯ, ТОЧЕЧНЫЙ И ПОРОЛОНОВЫЙ РИСУНКИ, И ДРУГИЕ МЕТОДЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ДЕКУПАЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netradicionnye_metody_risovaniya.doc | 786.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научная работа
«Нетрадиционные методы рисования с детьми на занятиях изобразительного искусства. Техника декупаж».
Выполнила:
учитель ИЗО
МБОУ СОШ №1
Кречетникова Д.Б.
Тульский
Содержание
Глава 1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного творчества 5
1.1. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества………………………………………................................... 5
1.2. Нетрадиционные методы рисования………………………………..…….... 6
Глава 2. Техника декупаж…………………………………………………….…..17
2.1. История и разновидности декупажа…………………………………...…….17
2.2. Педагогическая практика…………………………………………….………22
2.3. Этапы создания работы…………………………………………………...….23
Заключение 25
Список литературы
Введение
В истории школьной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
Школьный возраст синзитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.
Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н.А.Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Сказка может сыграть большую роль в формировании личности ребёнка. Она доставляет детям много радости. Эмоционально пережитая сказка помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных.
Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми школьного возраста.
На современном этапе развития школьной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.
Целью данной работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми школьного возраста.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
- Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.
- Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
- Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
4. Анализирование основных научно-теоретических положений по технике декупаж.
Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- методы теоретического анализа (ретроспективный и сравнительный);
- анализ современного опыта в области декоративно-прикладного искусства.
Актуальность исследования.
Современное развитие декоративного искусства, характеризующееся
большим количеством новых технологий создания новых материалов,
которые позволяют синтезировать различные виды и формы декоративного
искусства, требуют от человека не шаблонных, привычных действий, а
подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к
решению больших и малых задач. Необходимо изучать основные средства решения декоративной композиции, осваивать реалистические закономерности и абстрактные методы создания композиционных структур, т.е. применять основы декоративной композиции.
Глава 1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного творчества.
1.1. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал.
Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в школе, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.
От создания образа – к выбору средств выразительности.
Средства выразительности подсказывают выбор темы и способа изображения.
Теория случайности – стихийное возникновение образов и их дальнейшее преобразование. Как показывает практика, этот вариант особенно интересен детям и вызывает восторг и неподдельное удивление.
Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие
пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку.
Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Избранный мною путь - создание коллажей имеет большое значение для гармоничного развития. Он способствует развитию у него творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, было отмечено, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования.
1.2. Нетрадиционные методы рисования
Изобразительная деятельность имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы. Все дети любят рисовать. Для ребенка это радостный и вдохновенный труд, к которому не надо принуждать. Но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартное рисование это как раз тот способ, который может внести в ваши занятия с детьми свежую струю.
«Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребенок нарисовал быстро, потому что ему еще трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как малышу постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все события».
Способов нетрадиционной техники рисования много. Самым доступным из них считается рисование пальчиками.
Один из необычных приемов - рисование точками. Для этого подойдут обычные ватные палочки. Принцип очень прост: нужно обмакнуть палочку в краску и оставить на листе бумаги след. Это может быть дождик или снежок. Такой прием можно использовать и с любым другим материалом - пуговицами, пробками. Оставит след и листочек от дерева, шишки, оригинальный отпечаток останется после смятой бумаги. А еще можно сделать самодельные штампы, например, из картофеля. Для этого вырежьте на одной из половинок картофелины какую-нибудь фигурку - звездочку или рыбку. Шлепать по бумаге такими самодельными штампами малышам очень нравится. Кроме того, рисуя такие узоры, дети учатся ориентироваться на листе бумаги, получают первое представление о симметрии. А чтобы такое рисование приобрело какой-то смысл, предложите ребёнку украсить платьице нарисованной куклы, тарелку, зонтик.
Еще один замечательный инструмент для создания всевозможных орнаментов - поролоновая губка. Такое рисование тоже полезно для развития нестандартного мышления юного художника.
Кляксография.
Разведите немного краски и покажите ребёнку, как набрать ее на кисточку и капнуть на половинку листа. Теперь складываем бумагу пополам, аккуратно придавливаем, разглаживаем, а затем разворачиваем и рассматриваем. В результате у вас получится 2 симметричные кляксы. Пофантазируйте, на что похожи ваши кляксы. А потом можно дорисовать отдельные детали и вырезать, чтобы образ стал узнаваемым. Такая игра с красками хорошо развивает детское мышление и воображение.
Можно ставить кляксы и так: налейте жидкой краски в центр листа. А затем пусть ребёнок наклоняет бумагу в разные стороны или дует на кляксу через соломинку для коктейля. Это может быть деревце, паучок, в общем, все что угодно.
Листография.
Для этого метода понадобится лист/листья любых деревьев. Смазываем лист краской с двух сторон, кладем на бумагу и складываем пополам. Получается оттиск. Можно использовать для рисования деревьев, даже как части туловища животных и т.д., что вам подскажет фантазия.
Разве отыщется на свете ребенок, который не любит волшебство? А кто отказался бы собственноручно нарисовать волшебный рисунок? Для такого волшебства нам понадобится лист бумаги, свеча и краски. Сначала рисуем на белой бумаге свечкой какой-нибудь рисунок - елочка, домик или цветочек. Самые маленькие волшебники могут просто почиркать свечой по бумаге. Теперь набираем на широкую кисть побольше краски и покрываем весь лист. Как по волшебству, проявляется рисунок. Такой вид рисования обычно приводит детвору в восторг. И они готовы творить чудеса снова и снова.
Точечный рисунок
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Поролоновые рисунки
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Загадочные рисунки
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей школьного возраста.
Рисование мелками
Дети любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа валунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря что, или кого по форме камень напоминает.
Метод волшебного рисунка
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.
Разрисовка маленьких камешков
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.
Метод пальцевой живописи
Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.
Метод ниткографии
Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем.
1. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичный мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягиваются ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
2. Также берется согнутый пополам лист. Берем нитку и опускаем (или смазываем) в краску. Достаем, снимаем излишки краски, раскладываем нить произвольно на половинке листа. Складываем лист и прижимаем ладонью, а затем так удерживая (прижимая) вытягиваем нить. Получается оригинальный рисунок. Не забудьте хвостик нитки оставить снаружи.
Метод монотипии
Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для детей. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
Рисование на мокрой бумаге
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Тканевые изображения
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
Объемная аппликация
Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.
Рисуем с помощью открыток
В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Можно вырезать собачку, жука готовыми, а к ним уже дорисовать солнышко, дождик. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то школьник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.
Учимся делать фон
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Коллаж
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда школьник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребёнок решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко он нарисует пальцем, фрукты и овощи вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.
Глава 2. Техника декупаж
2.1. История и разновидности декупажа
Декупаж (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования. Эта техника крайне кропотлива, требует большого времени, терпения и предусматривает множество попыток, прежде чем результат станет удовлетворительным.
Истоки декупажа восходят к раннему Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака.
Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было значительно дешевле, однако, пользовалось не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Arte povera («искусство бедных»). Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры.
Декупаж был очень моден при дворе французского короля Людовика XVI. Мария Антуанетта и её придворные дамы использовали для украшения работы Ватто и Фрагонара, уничтоженные позднее во время Великой французской революции.
В Англии декупаж вошёл в обиход широких слоёв населения в Викторианскую эпоху, когда в большом количестве появились доступные листы с отпечатанными коллекциями для вырезания, и декупаж проник почти в каждый дом. К середине XIX века это увлечение стало массовым. В основном для работ использовались сентиментальные мотивы в виде изображений цветов, пасторальных сценок, фигурок и ангелочков. Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнами.
Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров.
В России всплеск интереса к декупажу возник в начале XXI века, однако, эта техника в нашей стране пока не получила подлинно массового распространения.
Ныне к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трёхмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере или на ксероксе картинки различного содержания.
Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и прочее. А использование различных техник, таких как золочение, состаривание, кракле, художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор фантазии.
Рассмотрим сначала, что можно клеить - бумажные салфетки, декупажные карты, компьютерные распечатки, фотографии и даже открытки.
Новичку проще всего начать с салфеток, т.к. для их подготовки перед приклеиванием надо всего лишь, снять верхний слой с картинкой и уже можно клеить. Со всем остальным ситуация обстоит немного сложнее.
Компьютерные распечатки перед наклеиванием брызгают лаком для волос, дабы картинка не поплыла. Я, например, распечатываю на тонкой, так называемой, писчей бумаге. Распечатка получается тонкая.
Фотографию перед наклеиванием, покрываем лаком с лицевой стороны, даем высохнуть, замачиваем в воде и осторожно снимаем нижний слой, как бы скатываем его.
С открыток нижние слои снимаем так, мочим палец в воде и тоже, как и с фото, как бы скатываем нижний слой. Вообще фантазия вещь такая, я например, увидела у ребенка закончившуюся раскраску с очень красивой обложкой, и решила с ней сделать тоже, что и с фото, получилось.
Декупажную карту нужно предварительно смочить водой, т.к. она более плотная чем салфетка.
Перед тем как приступить к непосредственному наклеиванию мотива на поверхность, поверхность нужно обработать, чтобы мотив лучше держался и само изделие выглядело бы как законченная работа. Поверхность может быть разная: дерево, пластик, стекло, фарфор (посуда), металл или картон. В каждом отдельном случае подготовка поверхности разная.
Дерево: перед наклеиванием мотива дерево нужно прогрунтовать грунтовкой по дереву и желательно покрасить акриловыми красками (можно 1 слой, если у вас потом ляжет цельный мотив или несколько слоёв, если мотивы на поверхности будут располагаться выборочно).
Пластик: перед наклеиванием на пластик его нужно обезжирить раствором спирта, например, а потом покрыть растворенным клеем ПВА или специальной грунтовкой по пластику, это поможет мотиву лучше держаться на пластике.
Стекло: перед наклеиванием мотива обезжиривают спиртом или уксусом.
Фарфор: процедура та же, что и со стеклом.
Металл: перед наклеиванием на эту поверхность металл следует обработать сначала нейтрализатором ржавчины, потом пройтись грунтовкой по металлу, а уже после красить акриловыми красками.
Картон: перед наклеиванием мотива щели в картоне можно прошпаклевать а сам картон прошкурить и покрасить акриловыми красками в 2-3 слоя.
Декорирование декупажем различных поверхностей
По ткани
Декупаж еще называют «салфеточной техникой» - что бы вы ни собрались украсить, в первую очередь вам понадобится
1. Бумажная салфетка с красивым узором.
А также:
2. Акриловый лак (для дерева и керамики) или текстильный клей - в случае переноса рисунка на ткань
3. Кисть средней жесткости из синтетики
4. Небольшие ножницы
5. Салфетка /тарелка /любое изделие из дерева
Разделите салфетку на слои, дальше работайте только с самым верхним, красочным слоем. Выберите понравившийся рисунок и вырежьте его. Не старайтесь тщательно следовать линиям рисунка, вся оставшаяся белая часть салфетки не будет видна после обработки.
Наложите вырезанный мотив на ткань и покройте несколькими слоями текстильного клея, который можно купить в художественных салонах или универсальных строительных магазинах, например в OBI. Салфетка и ткань должны полностью пропитаться клеем, а рисунок надо тщательно разгладить кистью.
После того как ткань полностью высохнет, ее можно аккуратно прогладить не очень горячим утюгом через тряпочку. С помощью декупажа можно декорировать любые тканые изделия - от салфеток до занавесок. Если вы соберетесь их постирать - делайте это вручную и очень нежно.
Для украшения керамических или деревянных поверхностей используется в основном тот же прием. Разница - в обработке поверхности до и после нанесения рисунка. Деревянное изделие перед украшением нужно ошкурить наждачной бумагой № 0 и обработать грунтовкой, а после нанесения узора - покрыть акриловым лаком. Керамическое изделие через три дня после украшения нужно поставить в холодную духовку, разогреть ее до 150 градусов, прокалить изделие в течение 30 минут, выключить духовку и оставить изделие в духовке до полного остывания.
Для украшения керамических или деревянных поверхностей используется в основном тот же прием. Разница - в обработке поверхности до и после нанесения рисунка. Деревянное изделие перед украшением нужно ошкурить наждачной бумагой № 0 и обработать грунтовкой, а после нанесения узора - покрыть акриловым лаком. Керамическое изделие через три дня после украшения нужно поставить в холодную духовку, разогреть ее до 150 градусов, прокалить изделие в течение 30 минут, выключить духовку и оставить изделие в духовке до полного остывания.
2.2. Педагогическая практика.
С точки зрения педагогической практики декупаж является интересной техникой, как при работе с детьми, так и при обучении взрослых.
Коллаж, например, уже давно используется педагогами. Чаще к нему прибегают при изучении законов композиции, особенно в работе с младшими возрастными группами. Техника достаточно проста в освоении и ребенок, не отвлекаясь на свойства материала, полностью занят основной задачей – выстраиванием тональных и колористических ритмов. Работая именно с декупажем, как с коллажной техникой, позволяет, кроме прочего, рано прививать детям внимание к выразительным характеристикам фактур. Также замечено: работы выполненные детьми в декупажной технике, выглядят более современно и лучше воспринимаются родителями учащегося, а это, несомненно, хорошо сказывается на регулярности посещений будущих занятий. Декупаж можно использовать даже в возрастной группе 4-5 лет. Техника эта хорошо развивает навыки мелкой моторики (необходимость работы с тонкой бумагой), к тому же позволяет делать законченные работы за одно короткое занятие (что важно для работы с детьми этого возраста).
Есть опыт интересного использования техники декупажа при работе педагога и со взрослой аудиторией. Огромную популярность сейчас приобрели всевозможные курсы, творческие мастерские и студии, ориентированные именно на тех, кто вышел за рамки школьного возраста. Взрослому человеку иногда очень тяжело расслабиться на занятии и полностью погрузиться в обучение. Проблема в том, что для ребенка, например, интересным является уже сам процесс «рисования», взрослый же всегда заранее глубоко беспокоится о результате, о качестве законченного изделия. Использование декупажа при правильном композиционном решении, гарантирует 100%-ю изобразительную адекватность результата работы. Это, соответственно, позволяет амбициозным взрослым сосредоточиться на основной, композиционно-ритмической задаче.
Как любая новая техника, декупаж не несет с собой никаких стереотипов его «правильного» использования. Поэтому обращение к этой технике раскрепощает не только любителей, но и профессионалов.
2.3. Этапы создания работы
1. Идея
На этом этапе зарождается проект будущей работы. Выбираются объекты декорирования, материалы и инструменты.
2. Предварительная обработка
На этой стадии проводится обработка поверхности, если это необходимо. Например, не очень ровную, шероховатую деревянную поверхность лучше обработать шкуркой, нанести грунтовку, в качестве которой можно использовать акриловую краску подходящего цвета.
Стеклянную поверхность предварительно следует обезжирить моющим средством.
3. Вырезание узора
Сначала необходимо отделить от салфетки верхний тонкий красочный слой. Именно он и потребуется в процессе работы.
Вырезаем аккуратно, острыми ножницами. Если рисунок слишком мелкий и тонкий для вырезания, то вырезаем только крупные элементы, а мелкие подрисовываем тонкой кисточкой.
4. Приклеивание
Мотив из салфетки прикладывается на оформляемую поверхность и плоской кисточкой необходимо приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь, салфетка начинает растягиваться, поэтому действовать надо очень осторожно, расправляя кисточкой все складочки и пузырьки. Приклеивание следует начинать от центра мотива.
5. Работа красками
Если есть необходимость использования в работе краски, то время настало. На данном этапе можно дорисовать все необходимые элементы, сделать работу завершенной.
6. Покрытие лаком
Когда работа покрашена и обклеена, ее надо покрыть не менее чем двумя слоями лака, чтобы защитить от механических повреждений и влажности.
7. Дополнительная обработка
Некоторые поверхности требуют дополнительной обработки.
Если рисунок нанесен на текстиль, то необходимо покрыть несколькими слоями лака. После высыхания ткань с рисунком можно осторожно прогладить теплым утюгом через тряпочку.
Заключение
Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н.А.Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Сказка может сыграть большую роль в формировании личности ребёнка. Она доставляет детям много радости. Эмоционально пережитая сказка помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных.
Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми школьного возраста.
На современном этапе развития школьной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами
Использование декупажа в декоративно-прикладном искусстве. Благодаря разным специальным клеям и лакам декупаж открывает широкие возможности в декоре одежды, посуды, обуви, мебели и интерьера. Задекорированные с помощью этой техники изделия, как правило, могут свободно использоваться в быту: обувь и одежду можно носить, мыть, стирать. Из посуды можно принимать пищу, а мебель можно полноценно эксплуатировать. При умелом применении декупажа изделия выглядят эффектно, но изготовлять их быстрее и проще. Это приближает рукотворный декор к требованиям современного рынка, или, точнее – к ритмам современной жизни.
Список литературы.
- Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
- Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвещение, 1972г.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г.
- Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
- Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.
- Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
- Патриция Наве Черутти. Декупаж. Декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. – М. 2007
- http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia32.htm
- http://www.tcnordtv.ru/
- http://www.info@art-publish/ru
- http://prodecoupage.com/forum/8
- http://prodecoupage.com/index/0-2
- http://www.how-to-do.ru/page.php?id=91
- http://www.arshobby.ru/
- http://www.artgalery.ru/?id=300
- http://razuznai.ru/kultura/
- http://xozayka.ru/master.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Нетрадиционные методы рисования на уроках ИЗО"
Презентация содержит материал по теме: "Нетрадиционные методы рисования на уроках ИЗО". Данную разработку можно использовать на публичных выступлениях....
Презентаци "Нетрадиционные методы рисования"
Данный материал кратко рассказывает о методах и приемах нетрадиционного рисования! презентация использовалась на районном мероприятии....
Социально-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников в школе, используя нетрадиционные методы рисования
Социально-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников в школе, используя нетрадиционные методы рисования...
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные методы рисования
Методический материал представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник р...
Консультация для родителей Использование нетрадиционных методов рисования 09.04.2019
Консультация для родителейИспользование нетрадиционных методов рисования...
"Рисование мыльными пузырями".Использование нетрадиционного метода рисования.
Все дети любят рисовать.Особо интересны для них нетрадиционные методы рисования.Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности,открытости,раскованности.Способствуют ...
Лето, мы так тебя ждали!!! Нетрадиционный метод рисования на пищевой пленке.
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартный и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенк...