Открытое занятие – презентация. Мастер – класс.Обереговая культура в жизни современного человека
творческая работа учащихся по изобразительному искусству (изо) по теме

Работа с природным материалом - СОЛОМКОЙ, Давным-давно люди выращивают хлеб. Засеют поле. Полежали зернышки в земле, польет их дождь, прогреет солнце и вырастут из зерен длинные, зеленые стебли, а на конце у них появляется метелки - колоски. Постепенно стебли становятся тверже, а колосья наливаются, в них появляется много зерен. Когда урожай убирают, стебель становится твёрдым, жёлтым, а колосья - колючими и тяжёлыми. Зерно собирают, обмолачивают. А сухие стебли и пустые колосья, оставшиеся на поле, назвали соломой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДХТД  г. Кореновск

Открытое занятие – презентация. Мастер – класс.

Из опыта работы пед.  д/о Кожевниковой Н. Г.

От традиций - к современности.

Обереговая культура в жизни современного человека.

Работа с соломкой.

Слайд 1 тема

Слайд 2

Цели и задачи:

  1. ознакомление детей с природным материалом – соломкой, как сырьем для изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;
  2. возрождение традиционных ремесел и искусства
  3. духовно – нравственное воспитание детей
  4. развитие эстетической и экологической культуры
  5. воспитание толерантности

Оборудование и материалы: 

  1. Оформленная выставка работ из соломки;
  2. сухие соломинки;
  3. Распаренная соломка;  
  4. Компьютер для демонстрации презентации
  5. Диск с инструментальной музыкой;
  6. Коробка для обрезков соломки;
  7. Ножницы
  8. Салфетки  
  9. Нити, для перевязывания

Тип занятия: открытое занятие – презентация, мастер - класс.

Методы и приемы: работа в парах, творческих группах.

Межпредметные связи: геометрия, история, биология, экология.

Ход занятия

I. Организационный момент

1.1. Приветствие обучающихся.

1.2. Сообщение темы и цели урока.

II часть. Изложение материала

2.1 введение

2.2. Обереговая культура современного человека

Часть 3 изготовление аппликации (цветы астры)

3.1 Оборудование:

3.2.самостоятельная работа в подгруппах

4. заключительная часть

5.заключительное слово педагога

6. Обсуждение урока

7 используемая литература

Тема:  От традиций - к современности    

Обереговая  культура в жизни современного человека.

Часть1 введение

Слайд 3 (поле пшеницы)

Давным-давно люди выращивают хлеб. Засеют поле. Полежали зернышки в земле, польет их дождь, прогреет солнце и вырастут из зерен длинные, зеленые стебли, а на конце у них появляется метелки - колоски.

Постепенно стебли становятся тверже, а колосья наливаются, в них появляется много зерен. Когда урожай убирают, стебель становится твёрдым, жёлтым, а колосья - колючими и тяжёлыми. Зерно собирают, обмолачивают. А сухие стебли и пустые колосья, оставшиеся на поле, назвали соломой.

Слайд 4 (снопы)

Однажды вот что произошло. Упал с воза снопик соломы и остался лежать на дороге, никто его не заметил. Пришла осень, стал поливать его дождь, обдувать холодный ветер, а потом и вовсе засыпало снегом - так и остались они зимовать, тонкие жёлтые соломинки. Холодно им было, неуютно и очень обидно.

Но, вот, наконец, пришла весна. Растаял снег. Взглянули соломины друг на друга и заплакали:

Наш пришёл последний час,
Затоптали в луже нас.
Мы стали безобразными,
Серыми и грязными.

А в это время проснулось весеннее солнышко и послало свои теплые ласковые лучи на землю. И всё, чего они касались, просыпалось и оживало. Услыхало солнышко грустную песенку соломинок и послало к ним не простой лучик, а волшебный. Прикоснулся он к грязным соломинкам и... произошло чудо!

Слайд 5 (нарезанная соломка золотая, куклы)

Соломинки превратились в нарядных, красивых девушек, очень похожих друг на друга, а у одной самой красивой из них на голове оказалась маленькая, золотая корона. Она стала царевной - Золотой Соломинкой.

Волшебный лучик прошептал:

- Отныне у вас будут золотые руки, и вы сможете из простых соломинок творить золотые чудеса.

Слайд 6 (дети на занятиях)

Стали жить сестрицы в сказочном замке с Золотой Соломинкой.

Все кто жил с ними рядом, научились превращать обыкновенную солому в чудесные вещи. Прослушали люди о чудо городе и царевне Золотой Соломинке и стали приходить да приезжать, чтобы научиться соломенному ремеслу. Так и дошло до наших дней соломенное мастерство. И славится золотая соломка на весь свет!

Слайд 7 (дети с работами)

II часть. Обереговая культура современного человека

Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

Слайд 8  

Творчество всегда занимало важное место в жизни человека.

Без возможности самовыражаться люди просто не смогут жить –  

«сведи к необходимости всю  жизнь, и человек сравнится с животным».

Народное декоративно-прикладное искусство – это богатая сокровищница красоты, неиссякаемый источник творческой фантазии, является частью общей системы традиционной культуры любого народа.

У каждого народа свои национальные черты, особенности. Повышая интерес к изучению и освоению народного творчества, готовясь к своим занятиям  я  веду  исследовательскую работу. Изучаю традиции, обрядовую культуру России, так стремительно возрождающихся в наше время. Значение многих обрядов, к сожалению, утрачено, значение многих символов затерялось во времени, изучая традиции, культуру народов, национальные особенности, работы мастеров, понимаешь, что это неотъемлемая часть жизни.

Наша задача  раскрыть истоки обрядовой культуры, Овладеть навыками и приемами художественных ремесел, сохранить и передать традиции будущим поколениям. 

Слайд 9 (использование соломы)

Очень давно, в далекие языческие времена, в магических обрядах наших предков «принимали участие» соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась, которые сжигают или отправляют плыть по реке в конце торжества.

Этнографы, описавшие народные обряды с соломенными чучелами, отмечали, что зачастую они были мастерски свиты, сплетены и украшены. Этим народным творениям был отпущен недолгий век: рождаясь с началом обряда или праздника, они умирали с его завершением. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, горели в огне ритуальных костров, тонули в воде. Их разрывали и солому разбрасывали по полям.

Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Слайд 10 (обереги)

ВЕНКАМИ ИЗ КОЛОСЬЕВ украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля в знак пожелания благополучия. Наряду с круглыми венками, которые возлагают на голову, известны и более поздние по происхождению декоративные жатвенные венки, имеющие сложные формы. Венгры и поляки, например, искусно плели венки в форме колокола или короны, а также изготавливали большие, сложно украшенные «венки урожая», которыми отмечали завершение жатвы. Такие венки сохраняли в доме или приносили в церковь. Обычай оставлять на поле в залог будущего урожая несжатыми последние колоски у многих европейских народов также имеет свое декоративное выражение. Зачастую колоски сложно заплетали между собой, украшали их лентами и цветами. Славяне  называли этот пучок колосьев «бородой» или «божьей бородой».   Они подвешивались в доме на стене, под потолком, где висели до следующей жатвы, пока не заменялись новыми.     Представления крестьян о том, что в последнем снопе присутствует дух хлеба, который может олицетворяться в образе человека,  нашли свое воплощение в соломенных чучелах.

Слайд 11 (куклы - берегини)

СОЛМЕННЫЕ КУКЛЫ

Считается, что первоначально куклы использовались как элементы обряда: они заменили человека во время жертвоприношения, служили оберегами и идолами. Куклой оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой- ни будь напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали «Отвернись злом, повернись добром». Куклы «прописывались» в русской избе на всю жизнь. В каждом доме над печкой висели, обязательно «проживалки» двенадцать кукол – лихорадок. Они оберегали хозяев от различных болезней.

 

Слайд 12 (свадебные)

У белорусов, например в начале 19 века для свадебного обряда делали две соломенные фигуры — мужскую и женскую. Их ставили у ворот, загораживая дорогу молодому, который приходил в дом невесты. Сама солома, из которой они были сделаны, воплощала собой плодородие земли, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в новой семье.

Их помещали на самом видном месте: у окна, около дома, на крыльце, крыше сарая, поднимали на шестах, колышках, чтобы их было лучше видно с улицы. Во время масленичных гуляний такие соломенные куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные домашние куклы сжигали в печи или разбирали, а солому отдавали скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Слайд 13 (берегини)

Куклы-игрушки из соломы делали для детей и специально. Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX — начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное назначение соломенной куклы — игра, развлечение, забава не только для детей, но и для взрослых. Куклы из соломы, выполняли  роль забавной потешки.

Слайд 14 (стригушки)

 Русские соломенные куклы называют «стригушками» потому, что пучок соломы, из которого их связывают, понизу ровно подстригают.

Соломенные куклы-«стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой. В музеях Финляндии и Эстонии также сохраняются образцы крестьянских соломенных кукол. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Игрушки создают в доме атмосферу окружающим миром. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, без добра и любви, игра дает навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.                                                                                                                                                                     Старинные куклы, явно магического характера, выполняли в свое время роль оберегов от зла. Нашего далекого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости, рождалось чувство красивого. Игрушки применяются как украшение дома и развлечение ребенка сегодня. Но игра - священный процесс познания мира, а значит игрушки, священны.

Слайд 15 (технология стригушки)

Каждая девочка умела делать куклу - стригунок из соломы. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались "безликими". По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла является одновременно и оберегом.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.  Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Слайд 16 (куклы)

Мир не опознан и бесконечен, порой неприятности наваливаются на нас со всех сторон.

В наше время обереги очень актуальны, служат для защиты от негативных энергий.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Фигурки из соломы, изображающие петуха, голубя, козу, принято было ставить на рождественский стол. Конь или козлик из соломки принимал участие в свадебном обряде.

Слайд 17

СВЯЩЕННЫЕ ПТИЦЫ И ЖИВОТНЫЕ В РУССКИХ ИГРУШКАХ

ПЕТУХ - уничтожает нечистую силу. Поутру, после первого крика петуха у русских принято креститься со словами: "Слава богу! Свят дух по земле, а дьявол сквозь земли".

КУРОЧКА - символ плодовитости, многодетности.

Слайд 18

КОНЬ - символ самой земли, пахарь, но одновременно символ света, пространства, устремления. Конь - атрибут высших славянских богов - символ белого света. Его образ связан также с культом плодородия, смерти, загробным миром.

Слайд 19

КОЗЕЛ -  уничтожает нечистую силу. Одно из древнейших животных. Его шкура, шерсть считаются лечебными.

БАРАН, ОВЦА - их приносили в жертву солнечным богам. Овец всегда сравнивали со звездами. В сказках овца воплощала робость, стыдливость, терпение, невинность, а баран - упрямство.

Наверное, наши прабабушки и прадедушки не смогли бы объяснить происхождение символов, которые они по традиции использовали в своих обрядах, но они искренне верили в их волшебную силу.

Поэтому, делая свои бесхитростные поделки, для нас сегодня малопонятные, они строго следили за подбором цветов и применяемого материала.

Слайд 20

  1. Вывод: Работая над этой очень интересной темой, понимаешь, как необходимо  раскрыть истоки, обрядовой культуры.
  2. Сохранить и передать традиции будущим поколениям  самобытность праздничных обрядов.
  3. В наше время эта тема актуальна, так как  правильное понимание значения оберегов очень важно в жизни каждого человека.
  4. Красивыми поделками из соломки можно украсить любой интерьер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Искусство в жизни современного человека"

Понятие-"Искусство", этимология слова " искусство", употребление термина в различных смыслах. Искусство в античном мире, в средние века, функции искусства....

"Искусство в жизни современного человека"

Понятие-"Искусство", этимология слова " искусство", употребление термина в различных смыслах. Искусство в античном мире, в средние века, функции искусства....

Искусство в жизни современного человека. Искусство вокруг нас

Искусство  —  часть  духовной  культуры  человечества,  специфический род  духовно-практического  освоения мира.  К  искусству  относят  раз...

Открытый урок английского языка Спорт в жизни современного человека

Муниципальное Общеобразовательное Учереждение "Средняя общеобразовательная школа №11 им. Ю.В. Андропова". Ставропольский край.Открытый урок учителя английского языка Мироновой Анастасии Владимировны п...

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Физическая культура начала развиваться с давних времен и она является неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Она развивает организм и сохраняет здоровье на долгие годы. Физическая культура так же я...

Роль физической культуры в жизни современного человека

Физическая культура и спорт – это   социально  значимая сила, аналога которому  в истории общества нет. Физическая культура и спорт являются  средством физического разви...