Урок по ФГОС "Дымка" - 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Цветков Юрий Владимирович

Данная методическая разработка предназначена для введения по стандартам второго поколения в программу по изобразительному искусству. Она рассматривает новый подход к планированию и структурной регламентации урока, привлечением всех видов универсальных учебных действий, поэтапному совместному действию учителя и ученика в решении единой учебной задачи: от предпостановки цели до полной рефлексии через продуктивное сотворчество. Здесь представлен вариант вертикальной планировки. В следующем предложении будет размещен вариант этого же урока, но в транскрипции "технологическая карта".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_dymke_1.doc386 КБ

Предварительный просмотр:

Татарстан

Набережные Челны

МБОУ «СОШ № 27»

«Изобразительное искусство 5 класс 12 урок

Цветков Юрий Владимирович

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема урока: «Дымковская игрушка»

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

Вид урока: урок-сказка.

Тема урока: “ Дымковская игрушка” (народные промыслы).

Цель:

  1. способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;
  2. закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке

Планируемые достижения:

Предметные:

  1. представление о народном промысле - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
  2.  умение видеть форму, цвет, декор игрушки и  передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;
  3.  умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;
  4. Умение выполнять роспись в технике мазкового письма, печаткой-тычком при росписи объёмной формы ;

Метапредметные(УУД):

  1. Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  2. Моделирование (макетирование объемной формы);

Оборудование:

Для учителя:

  1. оригинальные образцы дымковской игрушки выполнен ные мастерами промысла;
  2. модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров);
  3. цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки;
  4. таблицы с элементами узоров дымковской росписи;

                             

  1. образцы рисунков-упражнений - “Дорисуй юбку”;  

         

  1. игра «Найди свой узор».

                           

  1. мультимедийная презентация «Дымка».

Для учащихся:

  1. рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек
  2. таблицы с элементами узоров дымковской росписи;
  3. раздаточный материал: карты-вставки “Дорисуй юбку” с дополнительными карточками;

                                 

  1. глиняные игрушки на каждого ребёнка;

                               

  1. печатки-тычки различного диаметра;
  2. краски темперные;
  3. палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

Музыкальный ряд:

  1. вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
  2. Песня «Дымковская карусель»;
  3. Песня «Чем знаменито Дымково? (слова В. Фафанова)»
  4. Использование музыки на уроке проходит в следующей последовательности: песенные мелодии звучат со сменой ритма и громкости как сопровождение слова учителя в драматургической завязке, а бестекстовые мелодии фольклорного характера звучат негромко фоном во время самостоятельной практической работы учащихся.

Литературный ряд:

  1. Стихи о дымковской игрушке;
  2. Сказка о Дымке;
  3. Кроссворд «Народные промыслы» (дополнительно для детей, которые раньше закончат выполнение работы).

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

Межпредметные сязи: на каждом этапе урока учитель конкретизирует цели и задачи определенного момента урока, озвучивает связь темы урока с учебными предметами – математикой, географией, историей, литературой и музыкой.

Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по объемной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.

Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

ПЛАН УРОКА

I Подведение к цели урока.

  1. Прослушивание песни «Дымковская карусель».Драматургическая завязка. .Подведение к цели урока.

II.Освоение нового материала.

  1. Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки (мультимедийная презентация).
  2. Упражнение на закрепление изученного материала (Дорисуй юбку).
  3. Игра «Найди свой узор».
  4. Физминутка.
  5. Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек).

III. Применение освоенного в практической деятельности.

  1. Практическое выполнение задания. Кистевая роспись гуашью по ранее вылепленной глиняной или бумажной модели (барышня, петушок, барашек и т.п.).

IV. Оценка результатов .

  1. Выставка и оценивание работ, прослушивание песни «Чем знаменито Дымково?». Три главных художника из числа учащихся оценивают выполненные работы в своих группах, комментируют оценки. Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретном классе.


1. Подведение к цели урока.

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и  созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучит песня «Дымковская карусель».

Драматургическая завязка урока.

  1.  Цели и задачи:
  2. для учителя – познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;
  3.  для учащихся – создание мысленного и зрительного художественного образа будущего изделия и декора на примере фольклорных и исторических мотивах и символах.


  1. Учитель. – Ребята! Посмотрите,  кто  к нам пришёл? (демонстрируется крупно на экран изображение «Дымковской барыни»)
  1. Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.

  1. Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)
  1. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Я хочу вам сегодня рассказать интересную сказку, которую мне рассказала мастерица из Дымково. Рассаживайтесь поудобней и слушайте.

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров  и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.

Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

  1. Учитель. – Понравилась вам ребята сказка? А дымковская игрушка?

Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

   II. Освоение нового материала.

Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация).

 Цели и задачи:

 для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;

для учащихся – познакомиться с традиционными видами росписи, материалами, научиться эскизированию и простейшей геометрической композиции, кистевому мазковому письму по плоскости и объемной модели.

  1. Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

  1. Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
  1. Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
  1. Какие цвета брали для росписи игрушек?
  1. Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

  1. Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
  1. в ряд;
  2. в шахматном порядке;
  3. в клетке между линиями.
  1. Обратите внимание на точки:
  1. Между  кольцами;
  2. на кольцах;
  3. по краю колец.
  1. Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

     Дети садятся за столы.

2. Упражнение на закрепление изученного материала .

Цели и задачи:

для учителя – научить учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла;

для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого пприема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.

  1. Учитель. – Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение «Дорисуй юбку»).

3. Игра «Найди свой узор».

Цели и задачи:

для учителя – организация командной(групповой) игры для мотивации и закрепления образа, 

для учащихся – организованное самоуправление и развитие коллективного творчества по конкретной теме.

  1. Учитель. – А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры).  

4. Физминутка. Проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.

5.  Постановка художественной задачи.

 Цель для учителя и ученика – выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек в материале.

  1. Учитель. – Ребята!  А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят дымковские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для  этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

  1. Учитель. –
  1. Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
  2. Какие?
  3. Какие элементы росписи будете использовать?

  1. Учитель. – Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам дымковских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).

III. Применение освоенного в практической деятельности.

6. Практическое выполнение задания . Самостоятельная творческая работа учащихся.

 Цели и задачи:

 для учителя – помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; 

для учащихся – выполнение творческих композиций по объемной форме с соблюдением традиционных технологий.

       Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи: 

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Яша-дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

 У красивой свинке!

Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок,

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

IV . Оценка результатов.

  1. Выставка работ, исполнение песни «Чем знаменито Дымково?».  

                     Цели и задачи:

  1. для учителя – обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование  экспресс-просмотра детских работ, оценка и домашнее задание;

  1. для учащихся – самооценка творческих работ, видение и оценка своего труда и труда своих товарищей, комментирование, игровой момент «Художник и зритель».

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.

А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

 

           СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....