Работа над методической темой.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Использование различных технологий и форм работы для развития творческого потенциала учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorealizaciya.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над темой по самообразованию «Создание условий для самореализации и саморазвития личности школьника на уроках изобразительного искусства , технологии».
В современном мире каждые 18 месяцев количество информации удваивается, а многие знания быстро устаревают. Для успешной личностной и профессиональной реализации в современном обществе выпускнику школы необходимо научиться быстро ориентироваться в потоках разнообразной информации, гибко реагировать на существенные изменения, систематически повышать свою квалификацию. Существует много педагогических технологий, позволяющих современному школьнику идти в ногу со временем, саморазвиваться и самореализоваться в современном мире.
Для саморазвития и самореализации школьников на уроках ИЗО и технологии важно использовать такие педагогические технологии, различные формы работы и факторы их сопровождающие, как: проектная деятельность, коллективная художественная деятельность, использование информационных технологий, создание ситуации успеха, реализация учащимися своих потребностей в чувственно-эмоциональной сфере, личностно-ориентированное образование, исследовательские технологии, здоровьесберегающие технологии.Для меня интересно личностно – ориентированное образование - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
На уроках изобразительного искусства стараюсь применить элементы системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности И.П. Волкова ,целями которой являются:
- выявить, учесть и развить творческие способности;
- фронтально приобщить детей к многообразию творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;
- ознакомить с приемами творческого воображения;
- научить решать изобретательские задачи,
- воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
Так же универсальной в образовательном процессе является технология саморазвития личности учащегося Г.К. Селевко, где основной целью является формирование человека самосовершенствующегося.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Хочется отметить, что сегодня, каждому из нас, предоставлена полная свобода педагогического творчества, позволяющая принимать самые необычные и эффективные педагогические решения. Поэтому формы и методы развития доминирующих способностей детей не должны быть стандартными, общеприемлемыми во всех классах независимо от состава, уровня подготовки, возрастных особенностей учащихся.
Одаренный ребёнок всегда привлекает к себе внимание, является активизатором творческого процесса в педагогике. В настоящее время педагогическая практика требует необходимости применения в учебном процессе новых интенсивных педагогических технологий, позволяющих гарантировать достижения заранее спроектированных результатов педагогического взаимодействия. Из личностно-ориентированных технологий мы считаем наиболее перспективной технологию сотрудничества (стремление к демократизму, равенству, партнерству, субъектно-субъектным отношениям).
Для этого очень важно взаимодействие педагога и родителей. Только вместе и в согласии с родителями учитель может разработать индивидуальный подход к ребёнку для развития его способностей и в дальнейшем помочь ему в профессиональной ориентации.
В настоящее время ведущей целью образования становится развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка молодого человека к самостоятельному выбору жизненных стратегий в меняющихся обстоятельствах жизни. Формирование личности, способной к самоопределению и самореализации, социально устойчивой и мобильной, способной вырабатывать и изменять собственный жизненный путь, - такова цель и критерии успешности современного образования. Целевым ориентиром образования является культивирование собственно человеческого в человеке. Главным является не вписывание индивида в наличный социум, а развитие его субъектности в жизни, деятельности и личностной позиции во взаимоотношениях с другими.
Проблема самореализации школьников является одной из актуальных проблем педагогической науки, призванной исследовать и научно осмыслять противоречивые процессы развития, обучения и воспитания личности школьников в современных социокультурных условиях. Таким образом, одной из задач научных исследований в области педагогики является вооружение общеобразовательной школы и учителя научно обоснованными рекомендациями создания оптимальных условий для развития способностей школьников к самореализации.
В художественно-творческой деятельности, одной из особенностей которой является самовыражение личности в художественных образах, формируется эстетическое отношение к жизни и искусству. Эстетическое отношение представляет собой основу художественного творчества. Выражение своего отношения, переживания и чувства в художественных образах усиливает потребность в художественно-творческой деятельности.
Для подросткового возраста характерна потребность в общении со сверстниками, утверждение себя в их среде. Удовлетворение этих потребностей школьниками подросткового возраста возможно в коллективной деятельности. Не случайно коллективная форма обучения в силу этих и других причин прочно завоевала достойное место в теории и практике школьного образования.
Художественная деятельность содержит в себе большие потенциальные возможности в создании условий для самореализации детей и подростков.
В среднем звене меняется отношение школьников к художественным дисциплинам и перед педагогом встает сложнейшая задача не только сохранить интерес учащихся к художественной деятельности, но и сделать эту деятельность по-настоящему творческой.
Самореализация школьника в процессе коллективной изобразительной деятельности возможна в результате взаимодействия двух основных факторов: а) создания школьниками такого коллективного художественного продукта, ценность которого превышает ценность вклада каждого из участников художественной деятельности; б) принятия школьником ценности коллективного художественного продукта как результата вклада собственной деятельности.
Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе дает возможность для самореализации и самоактуализации подростка.
Самореализация учащихся в коллективной художественной деятельности зависит от ценности того коллективного продукта, который получен в результате этой деятельности.
Самореализация при занятии искусством заключается в реализации учащимися своих потребностей в чувственно-эмоциональной сфере.
Важным условием формирования способности творческой самореализации является систематическая педагогическая диагностика, которая позволяет учителю с минимальными временными затратами решить организационные и содержательные проблемы обучения и художественного творчества в процессе коллективной художественной деятельности. В связи с важнейшей особенностью переходного возраста, заключающейся в стремлении подростков к самостоятельности, потребности в осознании себя, педагогическим условием самореализации является диалоговый и проблемный метод, а также рефлексивное обучение. Особенность взаимодействия учителя и учащихся в процессе создания коллективного художественного продукта заключается в сотрудничестве, сотворчестве педагога и группы учащихся, в результате которого создается художественная ценность, и определяется как условие самореализации учащихся.
Сотворчество учителя и учащихся является важным условием творческого самовыражения школьников, так как профессиональный художественный опыт учителя позволяет оказывать решающее влияние на художественную ценность продукта коллективной деятельности.
Присвоение школьником результата коллективного художественного продукта является одним из факторов самореализации, так как формирует у него убеждение в значимости собственной творческой активности, и позволяет ему рассматривать коллективный результат как личное достижение.
Характеризуя подростковый школьный возраст, специалисты указывают на особую социальную ситуацию развития, воплощающую сочетание внутренних процессов развития и внешних условий. Ведущие позиции в этом возрасте занимают общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.
Одним из условий создания атмосферы творчества в коллективе, является ситуация успеха. Поэтому слова “хорошо”, “молодец” звучат часто, почти так же, как и слова “давай еще поработаем вместе”. Эмоционально приятная деятельность влечет за собой высокую познавательную активность ребенка, что очень важно для развития его способностей. Творчество – это не только атрибут социализации личности, не только средство общения, отдыха, развлечения, но и мощный инструмент самовоспитания, уникальное средство просвещения, эстетического воспитания и организации продуктивного досуга, причем, не только юных поэтов, писателей и артистов, но и зрителей, посещающих открытые мероприятия.
Любая победа или участие в конкурсах, конференциях, творческих проектах разного уровня способствует развитию творческого потенциала у учащихся.
Примеры применения вышеперечисленных технологий на уроках с целью создания условий для самореализации и саморазвития школьников на уроках следующие:
№ | Тема урока | класс | Вид деятельности | |
1 | Народный праздничный костюм | 5 | Исследовательская деятельность поисковых групп | Эскиз одежды по мотивам национального костюма |
2 | Народные праздничные обряды | 5 | Защита мини-проектов.Исследование | Сообщения о свадебных, кулинарных, обрядовых традиций |
3 | Роль народных промыслов в современной жизни | 5 | Работа в группах | Коллаж, аппликация, составление эскиза в стиле народных промыслов |
4 | Одежда говорит о человеке | 5 | Исследование поисковых групп | Сообщения и творческие работы по теме «История костюма» |
5 | Ты сам мастер ДПИ | 5 | Коллективная работа | Панно, витражи по ДПИ |
6 | Изучение жанров натюрморта, пейзажа, портрета | 6 | Творческие работы | Натюрморты, пейзажи, портреты |
7 | Музеи Мира | 7 | Проектная деятельность | Сообщения художественно-исторического материала |
8 | Изображение человека в истории искусств | 7 | Коллективная работа | Панно по мотивам Египетских и Греческих барельефов. |
Это лишь немногие примеры возможности применения на уроках технологий, раскрывающих возможность школьникам саморазвиваться, самореализоваться.
Методическа , справочная литература, помогающая в работе над темой по самообразованию:
- Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М. Академия 2002;
- В.И. Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества». М Владос 2002;
- И.Г.Агеева.»Занимательные материалы по изобразительному искусству» М.Сфера 2006;
- Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание, 1980.
- М.Б. Павлова Технология «Метод проектов в технологическом образовании школьников М. Вентана-Граф, 2003;
- Архипова В.В., Соколов A.C. Коллективный способ обучения. СПб, 1991.
- Анучков С.В., Романцов М.Г. Художественное творчество и индивидуальность школьников. СПб. «Апполон» 1999;
- Журнал «Изобразительное искусство в школе».
- Л.Любимов искусство Древнего мира. М.Просвещение 1971г.;
- 2. Л.Любимов Небо не слишком высоко М. Детская литература 1979г.;
- А.С. Щипанов Юным любителям кисти и резца . М.Просвещение 1981г.;
- С. Газарян Прекрасное своими руками М Детская литература 1979г.;
- Е. Р. Юренева Взгляд в будущее. . М.Просвещение 1988г.;
- В.А.Барадулин Сельскому учителю о народных промыслах. М.Просвещение1979г.;
- Л.Любимов Искусство Западной Европы. . М.Просвещение 1976г.;
- А.Ополовников Русь деревянная М Детская литература 1981г.;
- А.Л.Ястребицкая Западная Европа XI-XIII веков М. искусство 1978г.;
- П.И. Уткин Народные художественные промыслы. М Высшая школа 1992г.;
- Е.Осетров Живая древняя русь. . М.Просвещение 1976г.;
- З.А. Богатеева Мотивы народных орнаментов в аппликациях. М.Просвещение1986г
- В.М. Полевой Малая история искусств. М. Искусство 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.
Методическая тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса учащихся, на фо...
Алгоритм работы над методической темой
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему сти...
Самообразование. Работа над методической темой. Рефлексия
Рефлексия - сложная организация сознания....
Из опыта работы по методической теме: "Контроль как средство повышения качества знаний учащихся на уроках иностранного языка"
Нередко в школьной практике учителя оценивают умения учащихся владеть иноязычной речью только путем учета ошибок в произношении, лексике и грамматике. Вместо того чтобы установить достижения ученика, ...
Статья на тему: "Работа над образностью речи"(из опыта работы над методической темой)
Данная статья посвящена развитию интереса учащися к написанию различных видов творческих работ, а также содержит задания в работе со словом. Очень важно выработать у учащихся самостоят...
План работы над методической темой года
В папку руководителя ШМО...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".
По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю опыт работы, результаты деятел...