Удивительный мир окружностей
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
интегрированный урок геометрии и изобразительного искусства для учащихся 5 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_udivitelnyy_mir_okruzhnostey.doc | 56 КБ |
okruzhnosti._prilozhenie_1.ppt | 2.08 МБ |
prilozhenie_2.doc | 240 КБ |
tehnologicheskaya_karta.prilozhenie_3.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 3 им. В.Н. Щеголева
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАКРЬІТОГО
АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Удивительный мир окружностей
План-конспект интегрированного урока
по наглядной геометрии
и изобразительного искусства в 5 классе
Учитель математики:
Сапельникова Алевтина Васильевна
Учитель изобразительного искусства:
Михайлюкова Светлана Алексеевна
Тема урока: «Удивительный мир окружностей»
Тип урока: урок обобщения знаний, интегрирования знаний по наглядной геометрии в изобразительное искусство
Триединая цель урока:
Обучающая:
- организовать деятельность учащихся по обобщению, систематизации и закреплению полученных знаний, по применению теоретических знаний для выполнения заданий практического характера.
Развивающая:
- развитие геометрической интуиции на образы, логического мышления учащихся, умения анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать геометрические образы.
Воспитательная:
-развитие познавательного интереса учащихся, формирование навыков продуктивного делового взаимодействия и принятия группового решения;
- учиться видеть красоту и совершенство окружающего мира.
Содержание этапов урока | Виды и формы урока |
1.Организационный момент | Приветствие учащихся |
2.Мотивационное начало урока | Постановка целей урока и знакомство учащихся с планом урока |
3.Воспризведение и коррекция опорных знаний | Работа с использованием презентации |
4.Проектная деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений в нестандартной ситуации | Выполнение творческой практической работы прикладного характера |
5.Подведение итогов урока в виде защиты мини-проекта | Рефлексия урока учащимися и учителями |
6. Домашнее задание |
Оформление классной доски.
Дата. Тема урока.
Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ.
Методы: словесные, наглядные, проектная деятельность, групповые.
Оборудование урока: чертежные инструменты, клей, ножницы, цветная бумага, проектор, экран.
К уроку каждый из вас должен
Знать:
определение и элементы окружности, круга;
Уметь:
строить с помощью чертежных инструментов окружность, выполнять деление окружности на 3, 6 частей; построение узоров;
уметь применять окружности в декоративно-прикладном искусстве.
Цели урока:
- обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания и рассмотреть их развитие в перспективе;
- развивать культуру геометрических построений;
- уметь применять окружности в декоративно-прикладном искусстве.
Ход урока
- Организация начала занятий:
А) приветствие учащихся;
Б) психологический настрой для снятия напряжения учащихся и их вовлечения в плодотворную работу.
2.Мотивационное начало урока:
А) мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости изученного материала;
Б) сообщение темы, цели и задач урока.
Учитель математики:
- Здравствуйте, ребята. Наши последние занятия были посвящены теме «Окружность», мы изучили основные определения, познакомились с терминологией, различными методами деления окружности и построения узоров и орнаментов, состоящих из окружностей. Сегодня наш урок интегрированный, на занятии мы повторим, обобщим, закрепим полученные знания, как на уроках геометрии, так и на уроках изобразительного искусства. И, конечно, мы продемонстрируем свои творческие способности при выполнении небольших проектных работ.
3.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Используя слайды 1-12 презентации по теме «Окружность» (приложение 1), повторяются основные понятия:
- Какая геометрическая фигура представлена на слайде?
- Каким свойством обладают точки, определяющие полученную фигуру?
- Дайте определение окружности.
- Какое особое предназначение носит заданная точка?
Далее ведется беседа по обозначению окружности, знанию ее элементов. Рассматривается вопрос об отличии окружности и круга с приведением примеров предметов, имеющих формы изученных геометрических фигур.
Информационная страничка:
исторические сведения об окружности в древнем мире. Слайд 13
Валеоминутка.
А)Закройте глаза. Представьте, что перед вами черный квадрат. Мысленно зарисуйте этот квадрат цветом, который вам больше нравится так, чтобы не было пробелов, а теперь зарисуйте другим цветом.
Б) Посмотрите на кружок, расположенный на стекле окна, затем посмотрите вдаль. Повторите упражнение 2-3 раза.
В) Поднимите руки вверх и как можно выше потяните руки.
Деятельность учащихся по применению знаний, умений и навыков в практической деятельности: (изобразительное искусство)
Ребята, вы очень хорошо работали на математике. Но я хочу отправиться с вами в мир искусства.
Скажите, окружность мы можем встретить только в математике? (ответы детей)
А где в искусстве мы можем встретить окружность? (декоративно-прикладное творчество, архитектура, одежда…) приложение 1.слайд 15-23
Учитель: Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир. Давайте посмотрим на рисунок, выполненный творческой группой учащихся. (учащимися заранее заготовлен рисунок на формате А1 или А2, рисунок должен быть не законченным, т.к. учащиеся во время урока будут украшать его элементами выполненными из цветной бумаги). Приложение 2.
Весна. Весна – это всегда праздник, хорошее настроение. Мы видим с вами красивый пейзаж и девушку в русском костюме. Скажите, а наш рисунок полностью передает праздничное настроение? (нет)
А чего не хватает в рисунке, чем мы можем его дополнить, применяя ранее уже полученные знания и навыки? (цветы, листья, животное выполненные из кругов…). Наша работа будет носить декоративно- прикладной характер, что являлось основной темой на протяжении всего 5 класса.
Работа в группах. Принцип формирования рабочих групп.
Группы были сформированы из учащихся одного класса в соответствии с видом деятельности, с учётом их интересов.
Каждая группа должна выполнить определенный вид работы.
(из цветной бумаги нужно вырезать круги, при помощи деления кругов на 3 и 6 частей нужно получить элемент узора ( лепестки…). Из полученных элементов сложить узор
В каждой группе есть консультант, на столах находятся технологические карты. Приложение 3.
На выполнение задания 15 минут.
По окончании работы каждая группа учеников подходит к доске и приклеивает свои элементы узора.
Защита мини-проекта.
Мы закончили нашу работу. В начале у нас был просто рисунок, а сейчас у нас что получилось? (декоративное панно). Чем отличается наша работа от начальной? (стала красочней, ярче, эмоциональней, праздничней). И все это мы выполнили благодаря кругам.
Давайте посмотрим на экран и еще раз вспомним, где встречаются круги? (ответы детей)
Вывод: Каждый из вас в будущем выберет профессию. Даже если вы не будете математиками, а будете творческими людьми (архитекторами, дизайнерами, конструкторами, художниками…), то вы обязательно в своей работе встретитесь с окружностями. А значит математика очень важная наука, которая неразделимо связана с искусством.
Подведение итогов урока.
Рефлексия: (для учащихся)
-Что же каждый из вас прибавил сегодня на уроке к своим знаниям?
-Какие практические навыки вы приобрели при работе в группах?
- Довольны ли вы своей работой?
Отметьте свое настроение, используя смайлики, которые находятся у каждого на столе в конверте.
Учителя:
-Сегодня мы с вами обобщили наши знания об окружности и круге, увидели практическое применение в жизни этих знаний и убедились в том, что красота и гармония в мире не может обойтись без знаний о геометрических фигурах.
Домашнее задание.
Подготовить презентации по темам:
- «Архитектура и чугунные кружева»,
- «Поэзия круга».
Используемые ресурсы:
Информационные:
-www.wikipedia.ru , www.saratovgreen.ru; http://stranamasterov.ru/
-
Литература:
-Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия; «Дрофа», 2012г.
Гаврилова Т.Д. Занимательная математика, 2005г., Г.Волгоград;
-Большой справочник для школьников «Математика», М. , «Дрофа»,2002г.
Материальные:
компьютер, чертежные инструменты, клей, ножницы, цветная бумага, проектор, экран.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Окружностью называется геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки.
окружность
Центр окружности О
Точка, равноудаленная от всех точек окружности, называется центром . Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой, называется радиусом .
Радиус ( r ) r О
r О M
Обозначают: (О;r). "Окружность с центром в точке О, радиуса r". Читают: Окр.
Хорда О M В
Диаметр ( d) О С M
Отрезок, соединяющий две точки окружности, называется её хордой . Хорда, проходящая через центр окружности, называется диаметром .
О
Из истории Самая совершенная линия – окружность . ( Аристотель) Самый важный элемент окружности – радиус . (Вавилоняне и древние индейцы ) Радиус (латин.) – луч, употребляли римские поэты Овидий и Вергилий. Евклид говорил «прямая из центра». Термин « радиус » впервые в «Геометрии» 1569г. ввел французский ученый Рамус. 11 век римский автор Боэций «Искусство геометрии» впервые ввел термин – полудиаметр . Хорда (греч.) – струна, ввели в Европе 12-13 век.
Окружности, имеющие общий центр, называются концентрическими .
Круг Фигура, ограниченная окружностью, называется кругом .
Но окружность это не только геометрическое место точек плоскости, равноудалённых от заданной точки. Так же из окружностей можно делать различные аппликации.
Узоры из окружностей.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Технологическая карта
Лепесток.
Вырежи круги радиусом 2 см.
Сложи круг пополам. Отогни сегмент параллельно линии сгиба. Загни назад уголки.
Технологическая карта
Лепесток веерный.
Вырежи окружности радиусом 5 см. Для тропического дерева с веерными листьями понадобятся сегменты. Чтобы быстро вырезать сразу 4 листочка, сложи круг вчетверо.
Загни сегмент (все четыре слоя) и вырежи по контуру.
Получились такие листья. Вклей их друг в друга, развернув веером
Технологическая карта
Бычок.
Вырежи 6 кругов радиусом 2 см.
1 круг радиусом 1,5 см
1 круг радиусом 3 см.
1 овал длиной 10 см.
1 овал 5 см.
Технологическая карта
Цветы.
Вырежи два круга радиусом 3,5 см.
Подели окружность на равные 8 или 6 частей. Сделай надрезы по каждой линии.
Сверни надрезы концов и склей.
Технологическая карта
Цветы.
Вырежи окружности радиусом 2,5 см. Подели окружность на равные 6 частей.
По нанесенному рисунку вырежи лепестки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 6-м классе по теме "Окружность. Круг. Длина окружности"
Урок математики в 6-м классе по теме "Окружность. Круг. Длина окружности" лучше проводить в виде практической работы....
Презентация "Длина окружности и длина дуги окружности"
Презентация для интерактивной доски по геометрии в 9 классе...
Урок по теме: "Окружность. Длина окружности".
Цель урока: повторить понятие окружности и круга; вычисление значения числа Пи; ввести понятие длины окружности и формул для вычисления длины окружности....
Открытое занятие "Удивительный мир экологиии" Тема " Удивительные существа- эти лягушки!"
Эпиграф занятия "Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны!"(Марк Твен)...
урок-проект в 9 классе "Этот удивительный, удивительный знак!"
Урок- проект с презентацией...
Урок по геометрии: «Длина окружности. Удивительное число «Пи» (9 класс)
Занимательный урок, где опытным путем учащиеся смогут получить число "Пи"- зависимость между длиной окружности и ее диаметром. А так же узнают много нового и интересного об этом удивительном...
Дистанционный урок литературы. Даниэль Дефо. "Робинзон Крузо" - удивительная книга об удивительных приключениях. 5 класс
Предложен материал для самостоятельного изучения пятиклассниками темы в условиях дистанционного обучения....