Новогодняя пастель: рисуем снегирей
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Рисовать мы будем сегодня снегирей на фоне зимнего неба, веток, деревьев) Вот этих) Только добавим свои художественные дополнения, ну как же не без этого! Не надо делать точную копию этой фотографии, не бойтесь вносить свои изменения или что-то добавлять "от себя"!

image

 

Итак, нам понадобится стандартный набор художника, рисующего пастелью:

1) Пастель. Я использовала 2 вида пастели:

   -подольская сухая пастель, 64 цвета 

image

   -пастель Faber-Castel, 36 цветов

image

 

2).Пастельные карандаши. 24 цвета вполне достаточно. Я использовала набор карандашей фирмы Koh-i-nоor.

3)Ватные палочки

4)Пастельная бумага размером примерно 30*50

5)Скотч для крепления бумаги

6)Мольберт (желательно!)

7)Фиксатив пастели или обычный лак для волос.

 

Теперь можно начинать! Ура!

Сначала внимательно посмотрим на фото. Ошибка многих начинающих художников закоючается в том, что они кидаются рисовать (т.к. руки чешутся!!!), предварительно не продумав композицию будущего рисунка. Перед  началом работы мне нужно время, чтобы просто подумать о той картинке, которую я буду рисовать, попредставлять, что должно получится, мысленно повыбирать подходящие цвета! И тогда появляется вдохновение....

Итак, крепим лист пастельной бумаги скотчем на мольберт, при этом внимательно смотрим, на какой стороне бумаги мы будем рисовать, т.к. "лицо" такой бумаги бугристое, что позволяет пастели крепко на ней держаться, а обратная сторона более гладкая и, если Вы перепутаете стороны, потом, когда Вы это поймете, будет очень обидно)Проверено на практике)))

image

Набрасываем рисунок пастельным карандашом, цвет которого будет контрастировать с цветом бумаги и его хорошо будет на ней видно. Я взяла желтый карандаш. Когда поверхность закрасится, карандаш закрасится тоже и видно его не будет. 

image

 Рисуем легко, не напрягаясь, не выводя детали. Сначала главное правильно распределить птиц и прочие детали на листе, а потом приступать к подробностям. Вот что получается.

image

image

Легкий набросок готов, а большего нам и не надо! Теперь можно приступить к наложению цвета. И начинать мы будем с фона. При этом предварительно надо обратить внимание на то, что фон достаточно размыт и однороден. Это на фото. Но мы пойдем другим путем и сделаем фон более насыщенным, пятнистым и живописным, и сами же решим, что свет будет падать сверху слева на птиц и ветки, что позволит нам придать работе больший объем (на фото свет распределен очень равномерно).

Начнем с самых темных пятен фона.

image

image

А потом полученные темно-серые пятна просто разотрем пальцем. Кому пальцем неудобно, можно взять мягкую салфетку, но я предпочитаю работать пальцами, так как они позволяют более точно контролировать степерь растирания и размытости. 

image

Теперь нанесем на фон светлые пятная, но не белые, т.к. совсем белые сделают наш рисунок плоским, а бежевые. Кстати, на фото я как бы рисую левой рукой))) Но это только потому, что так удобнее фотографировать, а рисую-то я правой!))) Также наносим на бумагу серые тона, а в темно-серые, ранее нанесенны, пятна добавляем черный, чтобы усилить контраст.

image

image

image

Растушевываем все пальцем или салфеткой, стараясь не сильно смешивать пятна разного цвета. Главное сделать плавным переход из одного цвета в другой.

 image

Продолжаем закрывать фон.

image

image

image

image

Пока фон получается очень скучным и грустным... Но у нас еще все впереди, поэтому расстраиваться не надо! И главное помнить, что зима - это не только белый, черный и серый! Это целая гамма оттенков - фиолетовый, сиреневый, голубой, синий, розовый и даже заленый! Поэтому оживлять фон нашей работы мы начнем с этих "жизнерадостных" цветов. Для начала возьмем охру и голубой и добавим их совсем немного в  отдельные участки фона.

image

image

image

А потом все растушевываем пальцем.

image

image

image

Вот что получается. Первые слои фона готовы, но он по-прежнему не радует нас красками и по-прежнему он выглядит грустновато... Поэтому будем добавлять яркие цвета! При этом фон будет становится ярче, а руки чернее)))) И это говорит о том, что мы на верном пути!

image

 Дальше Вам может показаться, что я разместила в своем мастер-классе слишком много однотипных фотографий, но каждый шаг, штрих и цвет в создании фона очень важен, так как даже на первый взгляд незаметные тона придают нашей работе глубину, законченность и особое настроение! И на это надо обратить внимание! Поэтому начнем! Добавляем сначала фиолетовый, причем попробуйте добавлять его легко, интуитивно, позвольте руке плавно скользить и класть цвет туда, куда ей захочется...)))

image

image

image

image

Добавляем поверх серого тона немного голубого...

image

image

image

...и светлую охру...

image

Теперь воспользуемся такими цветами, как светлая и темная морская волна - я очень люблю эти цвета, они нестандартные, глубокие и очень хорошо подходят для создания зимних пейзажей, помогают передать свежесть и чистоту холодного воздуха...

image

image

image

image

...добавляем темно-фиолетовый, а также немного темно-синего в черные пятная, чтобы как-то их смягчить и сделать более плавными и невыделяющимися из общего фона...

image

...и снова все размазываем...

image

Поскольку мы сами решили, что свет будет падать на птиц из верхнего левого угла, возьмем желтый и добавим его в эту часть рисунка. И чуть освежим поверхность розовым)

image

image

Ура!!! Фон закончен!! Конечно, его можно дорабатывать бесконечно, но при этом надо уметь вовремя остановиться, иначе при большом количестве слоев пастель не будет крепко сцепляться с бумагой и может начать осыпаться, особенно это касается подольской пастели, которая при всех своих положительных качествах имеет подобные недостатки. Во избежание таких случаев, на этом этапе работу можно зафиксировать - или предварительно приобретенным в художественном магазине фиксативом, или обычным лаком для волос. Работу желательно положить горизонтально и примерно на рассоянии 20 см от бумаги распылить фиксатив так, чтобы струя была направлена не прямо на работу, а параллельно ей. А еще лучше предварительно брызнуть на рисунок совсем немоного фиксатива/лака и посмотреть, не меняет ли пастель цвет. С подольской пастелью обычно такого не случается, а вот некоторые другие пастели могут потерять яркость красок, поэтому лучше лишний раз поосторожничать!

А теперь наконец-то дело дошло и до главных действующих лиц этой работы - снегирей! Работа с фоном была достаточно однообразной, зато рисовать снегирей будет куда более приятно!

Но сначала вглядимся повнимательнее в то, как расположены птицы, что больше вего выделается, что самое светлое, а что - темное. И здесь важен один момент - один сегирь находится "в фокусе" - он четкий, яркий, с хорошо заметными деталями, очерченным контуром, поэтому рисовать его надо тщательно, не ленясь потратить время на проработку деталей. Зато второй снегирь - "не в фокусе", он размыт, как бы в тумане, у него гораздо плавнее смешаны цвета, а конуры не четкие и деталей почти нет. Тщательной прорисовки он не требует! Именно осознание того, что "в фокусе", а что нет, позволит нам создать глубину и придать работе дополнительный объем!

Начинаем с самых светлых частей снегиря, который "в фокусе". Воспользуемся белым.

image

Теперь перейдем к самой темной части снегиря - голове. Она черная, но использовать мы будем не только черный, но и темно-серый, и темно-синий.

image

 Добавим в грудку немного черного, это будет первый слой, чернота которого скроется потом, когда сверху будут наложены другие цвета. 

image

image

...и все также продолжаем растушевывать нанесенный цвет...

image

А вот теперь - долгожданный момент! Рисуем грудку и начинаем использовать самые яркие цвета - красный, кирпичный, желтый, оранжевый, розовый и т.д. Не обязательно использовать точь-в-точь такие же цвета, что использую я, просто подбирайте схожие цвета из имеющейся у Вас палитры. Во многом я действую интуитивно, глаз - смотрит, рука - красит))) 

Главное обращаем внимание на то, что самая темная часть грудки - центр, по бокам - светлее, за счет этого снегирь и получится объемным.

image

image

Шишечки веточки, на которой сидит снегирь пока не трогаем, просто немного темним поверхность под ними.

image

image

image

Работа пастелью должна быть многослойной - не боимся накладывать слой, потом его растирать практически до прозрачности, потом сверху новый слой... Так работа будет выглядеть проработанно и профессионально. 

По этому принципу продолжаем работать с грудкой.

image

image

Добавим в самую темную часть грудки холодный цвет - темно-синий.

image

Вот что получается.

image

Отложим пока работу со снегирем, который на переднем плане, и перейдем ко второму снегирю на заднем палне. Вообще, при рисовании важно уметь переключаться и не зацикливаться на какой-то детали. Если чувствуете, что что-то ну никак не получается, отложите пока и перейдите к рисованию другой части рисунка, а потом вернетесь и доделаете. Кроме того, очень удобно использовать один цвет сразу в разных частях рисунка - например, взяли синий и добавили его сразу в фон, заодно в грудку снегиря, и сразу же в темные части ствола дерева. Это к примеру...

Рисуем второго снегиря. Времени на нейго уйдет гораздо меньше, о чем уже шла речь выше) "Заливаем" основные цвета, начиная с белого.image

И как всегда растушевываем, но с особой тщательностью, пастель как бы втираем в бумагу, и особенно уделяем внимание границам между снегирем и фоном, они должны быть размыты.

image

Теперь закрашиваем голову, также используя черный и синий.

image

и так же все растушевываем.

image

image

 image

Начинаем прорабатывать задний план.

image

И можно начать рисовать веточки, при этом не забывая, что ветка - это не просто ровная палочка, это объемный цилиндр, стороны которого освещены по-разному, поэтому сначала выделяем самые светлые участки...

image

..а потом добавляем цвет в темные участки - коричневые разных оттенков, голубой, немного черного...

image

А теперь можно и растушевать!

image

По тому же принципу продолжаем прорисовывать веточки.

image

image

image

image

Терерь беремся за шишечки. Не обязательно прорисовывать старательно все детали и каждую шишечку отдельно. Главное - определить, какая часть более освещена, а какая менее. Начнем со светлых сторон каждой шишечки и бежевым проведем линии на каждой из них.

image

image

Теперь отметим самые темные их стороны, просто поставим темные штрихи, как бы не стараясь...

image

Теперь можно добавить промежуточный цвет - охру, так же, штрихами. Пока не растушевываем.

image

И еще - темно-коричневый.

image

А вот теперь можно растушевать, и как бы не хотелось взять растушевку или хотябы ватную палочку, постарайтель все-таки растушевать пальцем, аккуратно, стараясь не выходить за границы шишечки.

image

Шишечки получились весьма размытыми. Добавим им четкости поставив штрихи бежевого и кирпичного.

image

image

Ну вот, осталось совсем немного, еще чуть-чуть потерпите...

Вернемся к первому снегирю и прорисуем клюв и глаз.

image

Кому неудобно использовать для этих целей толстую пастель, берем в руки пастельные карандаши, хорошо заточенные (!) и пользуемся ими! Растушевать пальцами такую маленькую поверхность нам вряд ли удастся, поэтому вооружаемся ватной палочкой и растушевываем клюв.

image

image

image

"Оживляем" клюв и глаз, добавив черного, красного, оранжевого.

image

...И как всегда - моя самая любимая часть процесса рисования - ищем место для подписи. Вот оно!

image

 Черным пастельным карандашом ставим подпись! Это практически финальный штрих!

image

Любуемся резальтатом)))

image

Не забываем зафиксировать работу фиксативом или лаком. 

Вот теперь все!

Очень надеюсь, что Вы не будете сильно меня критиковать...

И еще очень верю в то, что мой мастер-класс будет для Вас полезен)))

Если эта тема будет интересна, пастараюсь выложить для Вас еще что-то подобное)

Всем желаю замечательно настроения и творческих идей! А если что-то не будет получаться, пробуйте снова и снова - и успех к Вам придет!

http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/2966062/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пастель.

Пастель. Материалы и инструменты. Техника пастельной живописи....

Мастер - класс в технике пастель "Полевые цветы"

Данный мастер-класс содержит  поэтапный показ работы в технике пастель над прорисовыванием полевых цветов. Каждый этап работы снабжен подробным комментарием. Рекомендуемый возраст учащихся для ос...

Проект "Пастель".

Данной статью мы открываем новый проект, посвященный художественным материалам. Речь пойдет о пастели....

План - конспект занятия «Рисуем новогоднюю елочку »

Цель:  Научить детей рисовать  ель, уметь передавать внешние изменения в предмете в связи с его положением....

План - конспект занятия «Рисуем новогоднюю елочку »

Цель:  Научить детей рисовать  ель, уметь передавать внешние изменения в предмете в связи с его положением....

План - конспект занятия «Рисуем новогоднюю елочку »

Цель:  Научить детей рисовать  ель, уметь передавать внешние изменения в предмете в связи с его положением....

Методическая разработка Мастер-класса «Новогодняя открытка в технике масляной пастели и акварели»

Методическая разработка Мастер-класса «Новогодняя открытка в технике масляной пастели и акварели» Цель: Обмен педагогическим опытом путем изготовления творческой работы в стиле «Масляной пастели...


 

Комментарии

Очень приятно, спасибо, только волшебница не я, а Пастели (Ирина). Ссыдка внизу.