УМК
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа
по изобразительному искусству 1 класс
на 2011 - 2012 учебный год
г.о.Тольятти
2011
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в пределах 20 %), в частности, сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).
Программа включает 4 раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, Поурочное тематическое планирование и Требования к уровню подготовки учащихся. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства в данной программе по своему типу являются комбинированными.
Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования)
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Задачи, реализуемые в 1 классе:
- Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
- Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.
- Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.
- Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.
- Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.
- Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основное содержание КУРСА
Мир изобразительных (пластических) искусств (9 часов)
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений В. Васнецова) ; пейзаж (на
примере произведений И.И.Левитана, Куинджи, В.Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей.
Художественный язык изобразительного искусства (9 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью (15часов)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной ( лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).
Календарно-тематический план
№ ур | Тема урока | Практическая работа | Хар-ка деятельности уч-ся | Дата |
1. | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Творчество И.И.Левитана. | Изображение золотой осени (акварель, гуашь) | - использовать художественные материалы; - применять основные средства художественной выразительности; - участвовать в диалоге. |
|
2. | Жанры изобразительного искусства. Натюрморт с натуры. | Натюрморт из овощей и фруктов (акварель, гуашь) | Различать натюрморт как жанр изо искусства |
|
3. | Отражение в произведениях искусств человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, поэзии, музыки. | Композиция по представлению (акварель, гуашь) | - уметь правильно выбирать нужный материал для художественной выразительности на рисунке; -решать творческие задачи; - участвовать в диалоге. |
|
4. | Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка. | Рисование осеннего пейзажа по представлению (акварель, гуашь) | изображение сказочного леса; - использовать художественные материалы; - развитие композиционного мышления и воображения; - участвовать в диалоге |
|
5. | Основы изобразительного языка живописи. Превращение пятна в изображение. | Рисование с натуры ветки рябины ( акварель, гуашь) | Умение фантазировать;
|
|
6. | Понятие о силуэте и симметричном изображении. | Рисование с натуры или представлению сечки (акварель, гуашь) | Приобщение к искусству через познание окружающего предметного мира |
|
7. | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома. | Рисование золотого петушка (гуашь) | Специфика декоративно прикладного искусства, особенности, традиции, мотивы. |
|
8. | Повтор главных элементов травного орнамента Хохломы. | Рисование травного орнамента (гуашь) | Специфика декоративно прикладного искусства, особенности, традиции, мотивы. |
|
9. | Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. Хохлома. | Повтор и вариаця элементов орнамента Хохломы (гуашь) | Специфика декоративно прикладного искусства, особенности, традиции, мотивы. |
|
10. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. | Импровизация по мотивам хохломской росписи (гуашь) | Знакомство с выразительными возможностями худ. Материалов |
|
11. | Ансамбль русского народного костюма. | Украшение наряда красавицы (акварель, фломастеры) | Стилистические особенности национального костюма |
|
12. | Изображение по памяти фигуры человека. | Изображение дома Деда Мороза (графические материалы) | Построение тела человека с соблюдением пропорций |
|
13. | Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова. | Изображение героев зимних сказок (гуашь) | Условности и правдоподобие стилизации образа героя сказок |
|
14. | Основы изобразительного языка графики. | Изображение зимнего пейзажа чёрной и белой линиями (графические материалы) | Изобразительные возможности графических материалов (уголь, карандаш) |
|
15. | Линия и мазок в художественном изображении. | Рисование снежных цветов на окне (акварель) | Развитие умения фантазировать, понимание роли |
|
16. | Знакомство с каргопольской игрушкой. | Роспись силуэтов игрушек (гуашь) | Знание традиционных материалов ДПИ |
|
17. | Импровизация на тему каргопольских игрушек. | Роспись глиняных игрушек (гуашь) | - уметь правильно выбирать нужный материал для художественной выразительности на рисунке; -решать творческие задачи; - участвовать в диалоге. |
|
18. | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. | Украшение снаряжения русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер) | -уметь правильно выбирать нужный материал для изображения костюма русского богатыря |
|
19. | Образ богатыря в живописи и графике. | Портрет русского богатыря (гуашь) | Условности и правдоподобие в изо искусстве |
|
20. | Изображение по воображению животных. Конь. | Декоративная композиция по представлению (гуашь) | -умение поэтапно строить тело животного |
|
21. | Использование в своей работе разных приёмов живописи. | Рисование первых весенних цветов по памяти (акварель) | Понятие о изобразительных возможностях акварели |
|
22. | Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. | Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь) | Знание традиций изготовления дымковской игрушки и ее стилистичеких особенностей |
|
23. | Передача настроения ярмарки в декоративной композиции. | Вариация дымковских узоров (гуашь) | -уметь правильно выбирать нужный материал для изображения особенностей дымковской игрушки |
|
24. | Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте. | Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь) | Знание об особенностях цветоведения |
|
25. | Использование разных технических приёмов при работе с красками. | Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь) | Умение использовать возможности акварели или гуаши |
|
26-27 | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. | Рисование героев сказок Пушкина по представлению (гуашь) | Образы литературных героев в живописи, скульптуре. |
|
28-29. | Пропорции и форма различных садовых цветов. | Рисование с натуры весенних цветов (акварель) | Цвет в живописи и многообразие его выразительных возможностей. |
|
30. | Знакомство с произведениями Куинджи, Ван Гога, К.Моне. | Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей (акварель, гуашь) | Понимание как и чем выразить настроение в рисунке |
|
31. | Понятие о тёплых и холодных цветах, о множестве оттенков. | Превращение красочного пятна в дерево (акварель) | Основы цветоведения, смешивание цветов |
|
32-33. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Государственная Третьяковская галерея. | Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору) | Многообразие выразительных возможностей различных материалов. |
|
В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе ученик должен
знать/понимать
- некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
- отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская игрушка);
- ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
уметь
- различать теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Литература
Примерные программы начального общего образования. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3836/
УМК «Песпектива». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Часть 2. – М., Просвещение, 2011
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 1 класс. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.