УМК
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Риве Юлия Николаевна

 

Рабочая программа

по изобразительному искусству  1 класс

на 2011 - 2012 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.о.Тольятти

2011

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены  некоторые изменения (в пределах 20 %), в частности, сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).

 Программа включает 4 раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с  распределением учебных часов по разделам курса, Поурочное тематическое планирование и Требования к уровню подготовки учащихся. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства в данной программе по своему типу являются комбинированными.

Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования)

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

В  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

 

 

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые в 1 классе:

  1. Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
  2. Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.
  3. Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.
  4. Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.
  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.
  6. Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основное содержание КУРСА

Мир изобразительных (пластических) искусств (9 часов)

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества.  Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку  на примере произведений отечественных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура,  декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.

Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений В. Васнецова) ; пейзаж (на

 

примере произведений  И.И.Левитана, Куинджи, В.Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).

Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.

 Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей.

Художественный язык изобразительного искусства (9 часов)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура);  декоративно-прикладного искусства  на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью (15часов)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной ( лепка) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной  деятельности различных художественных техник и материалов:  гуашь, акварель,  восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).

Календарно-тематический план

 

№ ур

Тема урока

Практическая работа

Хар-ка деятельности уч-ся

Дата

1.

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Творчество И.И.Левитана.

Изображение золотой осени      (акварель, гуашь)

- использовать художественные материалы;

- применять основные средства художественной выразительности;

- участвовать в диалоге.

 

2.

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт с натуры.

Натюрморт из овощей и фруктов (акварель, гуашь)

Различать натюрморт как жанр изо искусства

 

3.

Отражение в произведениях искусств человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, поэзии, музыки.

Композиция по представлению (акварель, гуашь)

- уметь правильно выбирать нужный материал для художественной выразительности на рисунке;

-решать творческие задачи;

- участвовать в диалоге.

 

4.

Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка.

Рисование осеннего пейзажа по представлению (акварель, гуашь)

изображение  сказочного  леса;

- использовать художественные  материалы;

- развитие композиционного  мышления и воображения;

- участвовать в диалоге

 

5.

Основы изобразительного языка живописи. Превращение пятна в изображение.

Рисование с натуры ветки рябины ( акварель, гуашь)

Умение фантазировать;

 

 

6.

Понятие о силуэте и симметричном изображении.

Рисование с натуры или представлению сечки               (акварель, гуашь)

Приобщение к искусству через познание окружающего предметного мира

 

7.

Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома.

Рисование золотого петушка   (гуашь)

Специфика декоративно прикладного искусства, особенности, традиции, мотивы.

 

8.

Повтор главных элементов травного орнамента Хохломы.

Рисование травного орнамента (гуашь)

Специфика декоративно прикладного искусства, особенности, традиции, мотивы.

 

9.

Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. Хохлома.

Повтор и вариаця элементов орнамента Хохломы (гуашь)

Специфика декоративно прикладного искусства, особенности, традиции, мотивы.

 

10.

Выбор и применение выразительных средств    для реализации собственного замысла.

Импровизация по мотивам хохломской росписи (гуашь)

Знакомство с выразительными возможностями худ. Материалов

 

11.

Ансамбль русского народного костюма.

Украшение наряда красавицы (акварель, фломастеры)

Стилистические особенности национального костюма

 

12.

Изображение по памяти фигуры человека.

Изображение дома Деда Мороза (графические материалы)

Построение тела человека с соблюдением пропорций

 

13.

Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова.

Изображение героев зимних сказок (гуашь)

Условности и правдоподобие стилизации образа героя сказок

 

14.

Основы изобразительного языка графики.

Изображение зимнего пейзажа чёрной и белой линиями (графические материалы)

Изобразительные возможности графических материалов (уголь, карандаш)

 

15.

Линия и мазок в художественном изображении.

Рисование снежных цветов на окне (акварель)

Развитие умения фантазировать, понимание роли

 

16.

Знакомство с каргопольской игрушкой.

Роспись силуэтов игрушек (гуашь)

Знание традиционных материалов ДПИ

 

17.

Импровизация на тему каргопольских игрушек.

Роспись глиняных игрушек (гуашь)

- уметь правильно выбирать нужный материал для художественной выразительности на рисунке;

-решать творческие задачи;

- участвовать в диалоге.

 

18.

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников.

Украшение снаряжения русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер)

-уметь правильно выбирать нужный материал для  изображения костюма русского богатыря

 

19.

Образ богатыря в живописи и графике.

Портрет русского богатыря (гуашь)

Условности и правдоподобие в изо искусстве

 

20.

Изображение по воображению животных. Конь.

Декоративная композиция по представлению (гуашь)

-умение поэтапно строить тело животного

 

21.

Использование в своей работе разных приёмов живописи.

Рисование первых весенних цветов по памяти (акварель)

Понятие о изобразительных возможностях акварели

 

22.

Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь)

Знание традиций изготовления дымковской игрушки и ее стилистичеких особенностей

 

23.

Передача настроения ярмарки в декоративной композиции.

Вариация дымковских узоров (гуашь)

-уметь правильно выбирать нужный материал для  изображения особенностей дымковской игрушки

 

24.

Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте.

Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь)

Знание об особенностях цветоведения

 

25.

Использование разных технических приёмов при работе с красками.

Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь)

Умение использовать возможности акварели или гуаши

 

26-27

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой.

Рисование героев сказок Пушкина по представлению (гуашь)

Образы литературных героев в живописи, скульптуре.

 

28-29.

Пропорции и форма различных садовых цветов.

Рисование с натуры весенних цветов (акварель)

Цвет в живописи и многообразие его выразительных возможностей.

 

30.

Знакомство с произведениями Куинджи, Ван Гога, К.Моне.

Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей (акварель, гуашь)

Понимание как и чем выразить настроение в рисунке

 

31.

Понятие о тёплых и холодных цветах, о множестве оттенков.

Превращение красочного пятна в дерево (акварель)

Основы цветоведения, смешивание цветов

 

32-33.

Выбор и применение выразительных средств   для реализации собственного замысла в рисунке. Государственная Третьяковская галерея.

Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору)

Многообразие выразительных возможностей различных материалов.

 

 

В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе ученик должен

знать/понимать

  • некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
  • отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская игрушка);
  • ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);

уметь

  • различать теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Литература

Примерные программы начального общего образования. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3836/

УМК «Песпектива». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Часть 2. – М., Просвещение, 2011

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.,  Просвещение, 2009.

Шпикалова Т. Я.  Методическое пособие  к учебнику Изобразительное искусство 1 класс. – М., Просвещение, 2009.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.