интегрированный урок ИЗО и технологии в начальной школе
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

Жданова Галина Анатольевна

интегрированный урок  ИЗО и технологии в начальной школе , тема урока "Лицо человека и его прическа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_4_kl_lico_cheloveka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема: « Изображение лица человека с помощью различных техник исполнения (рисование, аппликация, моделирование из бумажных полос)».

            Цель: Показать межпредметную связь уроков ИЗО и технологии с применением различных техник исполнения (рисование, аппликация, моделирование из бумажных полос) при изображении лица человека.

      Тип урока: урок-практикум с элементами деловой игры.

              Форма урока: урок-исследование.

             Задачи:

  1. исследование видоизменений бумажных полос;
  2. формировать умения изображения лица в зависимости от настроения;
  3. продолжать формировать навыки композиционного решения рисунка;
  4. продолжать формировать умения по составлению объемной аппликации;
  5. Познакомить с профессией парикмахер;
  6. Познакомить с творчеством художников – портретистов;
  7. Развивать воображение, глазомера, творческую фантазию, графические навыки, мелкую моторику.

Оборудование и средства обучения.

Учитель:

  1. Методические таблицы;
  2. Репродукции художников;
  3. Фотографии-портреты;
  4. Образцы готовых работ;
  5. Карточки для презентации работ;
  6. Лист А5 офисной бумаги.

Ученик:

  1. Картон белый;
  2. Карандаши цветные;
  3. Карандаш простой;
  4. Ластик;
  5. Ножницы;
  6. Цветная бумага;
  7. Клей;
  8. Фигурные ножницы;
  9. Фломастеры.

                                 План урока

       1. Орг. Момент – 2-3 мин.

       2. Беседа, раскрывающая тему урока 10-12 мин.

       3. Пояснение методов и приемов практической работы 3-5 мин.

       4. Самостоятельная работа учащихся –20 мин.

       5. Беседа – анализ сделанных рисунков. 5 мин.

       6. Задание на дом. Уборка рабочего мест 2 мин.

                                   Ход урока

           Н.Н.: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок будут вести сразу два преподавателя. Как вы думаете, почему? (на уроке мы будем рисовать и  выполнять аппликацию). В первой половине занятия вы отправитесь в мастерскую художника-портретиста и попробуете создать образ героя, передав его настроение. Во второй части занятия посетите салон красоты и проявите свою фантазию и умение в создании причесок.

           Г. А.:В нашей мастерской мы с вами уже рисовали и предметы, что окружают нас в жизни, и природу, и, даже, птиц и животных. Рисовали уже рисунки на темы, где живут и действуют люди –взрослые и маленькие.  А сегодня мы подойдём к образу человека поближе. Так близко, чтобы можно было рассмотреть его черты лица. А вдруг мы его узнаем?

        (Открывается на доске репродукция картины О.Кипренского «Портрет

А.С. Пушкина»)

        Ребята, узнаете, кто изображен на этой картине?

        Дети: Это А.С. Пушкин

        Учитель: Вы знаете этого человека? Кто он?

        Дети: Он – великий русский поэт, автор многих стихотворений, сказок,

поэм, повестей.

        Учитель: По каким чертам мы узнаем на картине этого человека?

        Дети: У него курчавые волосы, пышные бакенбарды, большие умные

глаза, красиво одет по моде старого времени. Так его изображают и на других

картинах.

        Учитель: Верно. Молодец, что вы все точно подметили. А знаете ли вы,

как называются изображения, точно отражающие черты того или другого

человека?

        Дети: Портрет

        Учитель: Правильно. Это портрет. Его написал художник Орест

Адамович Кипренский еще при жизни поэта. Поэт ему позировал, т.е. сидел

некоторое время в одной позе, а мастер старался точно передать на картине

индивидуальные и характерные черты этого знаменитого человека. А как вы

думаете, зачем художник постарался так точно отразить на холсте облик этого

человека?

        Дети: чтобы потомки могли иметь представление о внешности этого

знаменитого человека.

        Учитель: А только ли знаменитых людей изображали художники? Вот

посмотрите на       эти портреты: «Золотошвейка» В.А.Тропинин, «Портрет В.И.Мухиной» М.Нестеров. «Портрет Урсулы Мнишек» Д.Левицкий. «Портрет сына» В.Тропинин. «За туалетом» З.Серебрякова.

 Знаете ли вы этих людей? Чем эти портреты похожи и чем отличаются?

        Дети: Нет.

        Учитель: На самом деле это дети, родные или близкие художнику люди.

Все они имеют индивидуальные, не похожие на других, черты лица. Те черты,

по которым мы узнаем хорошо нам знакомых людей. Это очень важно для

портрета. Портрет в первую очередь должен быть похож на изображаемого.

Наверное, каждый из вас тоже имеет дома портреты себя, родных друзей,

знакомых, не только не на картинах, а на фото. (открываю на доске фото).

        А теперь, посмотрите, сравните портреты-картины и портреты-фото и

скажите, какой портрет смотреть интереснее?

        Дети: если человека, изображенного на фото не знаешь, то такое

изображение смотреть не очень интересно. На картине художнику важно

нарисовать не только похоже внешние черты, но ему удается рассказать о

человеке. Какой он: добрый или злой, грустный или веселый, жадный или

хлебосол.

        Учитель: Молодцы. Вы правильно ощутили ценность художественного

портрета. Важно изобразить не только внешний, но и внутренний мир человека.

        Посмотрите друг на друга. Наше лицо очень подвижно, оно способно

ежеминутно выражать наше внутреннее состояние. Если мы грустим, вот-вот

хотим заплакать, уголки губ опускаются вниз, брови собираются в складку на

переносице или поднимаются вверх, а если нам весело? Губы «расплываются»

в улыбке, уголки поднимаются вверх, возле глаз появляются лучики-складки и

глаза начинаются «сиять» как солнышко. А если сердимся – губы поднимаются

в полосочку, а брови надвигаются на глаза. Все эти движения мышц на лице мы

называем мимикой. Если научиться точно подмечать мимику лица, на рисунке

можно передать внутреннее состояние человека. Но этого еще не достаточно,

чтобы нарисовать портрет, например своего товарища. Без знания основных

закономерностей строения головы человека рисунок получается нескладный.

        Учитель: Сегодня я помогу вам преодолеть основные трудности в

рисовании головы человека и его лица. Сейчас вы попробуйте составить фоторобот на партах из предлагаемого материала. Работать будем в парах.

Для этого нам необходимо рассмотреть таблицу с типами лица, глаз, носа, губ, ушей. Какую форму может иметь лицо? Какими бывают глаза, брови, нос, губы, уши? Выберите для своего образа такие черты лица, которые соответствуют его настроению.

        Учитель: У кого получился фоторобот веселый? У кого грустный? А у кого сердитый?

Наша задача самостоятельно выполнить рисунок лица человека на листе бумаги вначале простым карандашом, а потом цветными.

         Чтобы начать что-то рисовать, надо сначала посмотреть на

объект изображения. Значит, все посмотрите друг на друга и определите, на

какую фигуру похожа голова товарища: круг, овал, лицо, прямоугольник,

треугольник?

        Дети: Голова похожа на круг, овал, яйцо.

        Учитель: Да, мы можем смело сначала нарисовать, допустим, овал.

Скажите, а лицо человека симметрично или нет?

        Дети: Да, симметрично. Посередине находится нос, а слева и справа на

одинаковом расстоянии от носа – глаза, щеки, брови, лобные бугры, уши, губы.

        Учитель: Заметьте, что высота носа занимает одну третью часть от

корней волос до подбородка и форма носа напоминает вытянутый треугольник.

        Учитель: Линии глаз располагаются ближе к середине овала лица.

Форма глаза – круг, ноне один, а три: маленький черный зрачок, далее –

посмотрите друг другу в глаза, помогайте мне:

        Дети: Есть еще коричневый,серый,голубой.

        Учитель: Это радужная оболочка.

        Дети: Больше нет кружков, а видны только белые треугольнички.

        Учитель: Да, самый большой белый круг глазного яблока, прикрыт

сверху и снизу веками, поэтому нам видны только белые треугольнички. А на

веках располагается защитная оградка для глаз, которую женщины и девушки

стараются сделать чернее и длиннее, что это?

        Дети: Ресницы.

        Величина глаза должна укладываться в ширине лица 5 раз. А между

глазами умещается еще один глаз. Это надо помнить, чтобы глаза не

разъехались в разные стороны.

        Выше глаз находятся брови, у всех людей они разные: овальные,

треугольные или как крылья.

        А вот если нижнюю часть лица – от основания носа до подбородка

разделить на три ровные части, то верхнее деление будет разрез рта. Выше от

него – верхние губы, ниже – нижние. Губы у всех людей тоже самые разные: и

бантиком, и треугольником, и пухлые, и тонкие.

        Учитель: А нижнее деление – это ямка подбородка. Уголки губ –

примерно на уровне зрачков глаз. А теперь посмотрите друг на друга, и

скажите, какой величины уши человека и на каком уровне они находятся?

        Дети: Ухо можно сравнить с высотой носа. Оно находится на уровне

носа. Только если смотреть на человека сбоку, ухо похоже на улитку, а спереди

на полуовалы. Голова не существует сама по себе. Она « Сидит» на шее и на плечевом поясе.

        Учитель: Молодцы. Правильно подметили. Ребята, а теперь приступим

к практической работе.

 

        дети стараются показать выразительные особенности лица. Сначала важно, чтобы рисунок был похож на человека, а не на карикатуру. (Прохожу между рядами и помогаю  избежать ошибок и неприятностей). Беру один из рисунков ребят, показываю всему классу. « Этот схематичный рисунок похож на человека?

      Дети: Похож.

      Учитель: Что не хватает у вашего человека?

      Дети: Прически.

      Учитель :А где вы делаете себе прическу?

     Дети: В салоне красоты или парикмахерской.  

     Учитель: Вот туда мы сейчас и отправимся.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»

В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность  учащихся. Целесообразно проводить тако...

Использование ИК-технологий в начальной школе.

Использование ИК-технологий в начальной школе.Доклад:Дидактические игры, динамические паузы, эмоциональная разрядка на мультимедийном уроке.Целью моего доклада является обобщение опыта педагогической ...

Формирование УУД на уроках технологии в начальной школе.

В ходе работы над формированием универсальных учебных действий у учащихся начальной школы были созданы разработки уроков по данному направлению. Этот материал является тезисным, отправной точкой в ход...

«Использование современных педагогических технологий в начальной школе».автор Галактионова Наталья Евгеньевна учитель начальных классов.

Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотемлемой частью педагогического процесса.Важным вопросом в этом контексте выступает вопрос о способности учителя достаточно ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"

Функциональная читательская грамотность на уроке немецкого языка в условиях реализации ФГОС нового поколения....