Монотопия
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

Знакомство с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотопией. Развивать умение детей самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monotopiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Монотопия

Данная техника используется для изображения зеркального изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда. озера, реки и т.д.). Техника, схожая по использованию с кляксографией: лист бумаги складывается пополам вертиакльно, на одной половинке рисуются подетально объекты будущего пейзажа. а после использования красками каждого элемента композиции лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на «водной глади» водоёма.

                                                  Тема: «Пейзаж у озера»

 Предварительная работа:

- индивидуальный тренировочный приём «Что отразилось в моём зеркальце»: детям предлагается ряд подобранных иллюстраций с изображением разнообразных предметов и сезонных пейзажей и квадратное (либо прямоугольное ) зеркало по размеру картинки, которое ставится на её нижний край. Воспитатель задаёт ряд наводящих вопросов:

 - Что ты видишь в зеркале? (Точно такую же картинку).

 - Что произошло? (Картинка отразилась в зеркале).

 - Похоже ли изображение на иллюстрации на картину в зеркале? ( Они одинаковы).

 - А чем они отличаются? (Изображение в зеркале кверху ногами).

 - Если картинку соединить с зеркалом и посмотреть в оставленную щёлочку, что происходит с рисунками? (Рисунки соединяются.)

 - Что это вам напоминает? (Отражение в воде).

 - Наблюдения за отражением предметов в лужице или в водоёме во время прогулок.

 - Чтение сказки Лилиана  Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» или коллективный просмотр мультфильма «Крошка Енот» режиссёра Олега Чуркина.

                                                  Ход занятия

                                          Организационная часть

Воспитатель. Ребята, совсем недавно мы с вами познакомились  с Крошкой Енотом.

Вспомните, что с ним произошло, когда он пошёл на пруд ловить раков на ужин?

Дети. Енотик испугался зверька, которого он увидел в воде.

Воспитатель. Верно, вот как это произошло:

«Он остановился и заглянул. кто – то сидел в пруду! Это был он! Сидел там и смотрел на Енота при свете луны. Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчи рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа! Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног».

Воспитатель. Как вы думаете, почему это произошло?

Дети. Енотик никогда не видел себя со стороны и подумал, что в воде живёт другой зверёк. Он стал корчить ему рожицы и видел то же самое, только из воды. И подумал, что тот, другой зверёк, хочет его обидеть.

Он увиделчто было дальше?

Дети. Взять большой камень и палку, но когда Енотик взглянул в ручей, то он увидел зверька, вооружённого тем же самым.

Воспитатель. А что предложила ему мама Енотиха?

Дети. Подойти к зеркалу и просто улыбнуться тому, кто сидит в ручье. Воспитатель зачитывает отрывок из сказки Лилиана Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»:

….Крошка Енот был храбрым \, и мама была в этом уверена. И он пошёл обратно к пруду.

- Может быть. Он ушёл наконец! – сказал крошка Енот сам себе. Нет, не ушёл! Он по прежнему сидел в пруду.

Крошка Енот заставил себя остановиться. Потом заставил себя заглянуть в воду. Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду , улыбнулся в ответ! Крошка Енот так обрадовался, что стал хохотать. И ему показалось, что Тот, кто сидел в пруду, хохочет точь  - в – точь как это делают еноты, когда им весело.

 - Он хочет со мной дружить! – сказал сам себе Крошка Енот. – И теперь я могу перейти на ту сторону.

И он побежал по дереву. Там, на берегу быстрого ручья, Крошка Енот принялся ловить раков. Скоро он набрал столько раков, сколько мог донести. Он побежал обратно по дереву через пруд. На этот раз Крошка Енот помахал рукой Тому, кто сидел в пруду. А Тот махнул ему рукой в ответ. Крошка Енот мчался домой со всех ног, крепко держа своих раков…

Воспитатель. Почему Крошка Енот перестал бояться того, кто сидел в ручье? И кто на самом деле сидел в пруду?

Дети. Он увидел улыбающегося зверька и сразу перестал бояться его. На самом деле енотик увидел самого себя, своё отражение в воде.

Воспитатель. Верно, ведь добро всегда побеждает зло.

                                                                Улыбка

                  От улыбки станет всем светлей, и слону, и даже маленькой улитке,

                  Так пускай повсюду на земле, будто лампочки, включаются улыбки.

                  И тогда наверняка вдруг запляшут облака, и кузнечик запиликает на

                     скрипке,

                  С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки.

Можно включить аудио запись песни «Улыбка» на музыку Шаинского.

                      Игровое упражнение «Отражение в зеркале»

Дети встают попарно. Им предлагается такая ситуация: один ребёнок смотрит в зеркало, второй является его отражением в зеркале. Первый ребёнок делает любое движение (улыбается, причёсывается, достаёт пальцем кончик носа, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши, приседает и т.д.), а второй стоящий напротив, повторяет зеркально все движения первого. Затем дети меняются ролями. Группа детей может выполнять данное упражнение одновременно и попарно, в этом случае остальные дети наблюдают за парой , исполняющей игровое задание. В итоге выбирается пара, действия которой были наиболее синхронным, слаженными и точными. Упражнение  проводится  педагогом со всей группой детей, чтобы они поняли смысл задания.

Воспитатель. Давайте представим себе, что мы с вами находимся на берегу реки или озера, или просто смотрим в лужицу. в зеркальной глади воды мы увидим отражение всего, что есть на берегу: деревья, облака, птиц, дома и т.д., только  направлено это будет в противоположную от реальной картины сторону.

                                                       Картинки в лужах

                 В лужах -  картинки: на первой – дом. Как настоящий, только вверх дном.

                 Вторая картинка – небо на ней. Как настоящее, даже синей.

                 Третья картинка – ветка на ней. Как настоящая, но зеленей….

                                                               В.Берестов

Сегодня мы познакомимся с новой техникой изображения, которая имеет сложное название – МОНОТОПИЯ. Название этот способ рисования получил от слияния двух слов: МОНО – один, единственный, ТИП – отпечаток, форма, образец, то есть отражение точно такого, абсолютно похожего, симметричного, типичного. Эта техника, несколько схожая по использованию с кляксографией, но вместо клякс на одну половину листа красками поочерёдно наносится изображение отдельных объектов будущего пейзажа. расположенного около водоёма, после этого лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. Но отпечатки на обеих половинках выглядят несколько смазанными и размытыми, как отражение в воде. поэтому следует элементы пейзажа на «берегу» оживить красками, чтобы они стали более чёткими и более выразительными.

Воспитатель показывает приём изображения отдельных элементов рисунка в данной технике и предлагает детям придумать пейзаж самим или вспомнить картинку природы, увиденную ранее, и изобразить, используя данную технику.

                                                     Практическая часть   

  1. В верхней части листа голубого цвета поэтапно нарисовать гуашью объекты пейзажа: одно или несколько разных деревьев с листьями (зелёными или разноцветными, в зависимости от времени года по выбору), кустарники, горы. дом, солнце, облака. траву и т.д.

Воспитатель предлагает детям подумать. почему в данной технике не изображают зимний пейзаж (вода на реке зимой замерзает, и ледяная гладь заносится снегом).

  1. После изображения каждого объекта сложить лист по линии сгиба. чтобы получился отпечаток (отражение) на  нижней части листа.
  2. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение наводной глади водоёма. Отражение на воде вновь прокрашивать не нужно, оно останется слегка размытым.

Если дети хорошо владеют данной техникой, можно предложить усложнить рисунок, сложив лист на три равные части по вертикали, тогда получится отражение не только тех предметов, которые есть на берегу, но и объектов, которые находятся на водной глади водоёма, например лодки с парусом.

                                                Итог занятия

Все рассматривают получившиеся пейзажи, воспитатель предлагает детям устроить выставку картин.

       

                                                    На пруде

               Ясным утром на тихом пруде резво ласточки реют кругом,

               Опускаются к самой воде, чуть касаясь влаги крылом.

               На лету они звонко поют, а вокруг зеленеют луга,

               И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега.

               И, как в зеркале, меж тростников, с берегов опрокинулся лес,

               И уходит узор облаков в глубину отраженных небес.

               Облака там нежней и белей, глубина – бесконечна, светла….

               И доносится мерно с полей над водой тихий звон из села.        И.Бунин