Рисование пальчиками
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
Рисование пальчиками
Тема: «Ветка рябины»
Цели занятия:
- Помочь детям осознать ритм как изобразительно – выразительное средство.
- Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности.
- Закрепить прием вливания одного цвета в другой.
- Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.
Материал для занятия:
- альбомный лист, размер ½ А4;
- набор гуашевых красок;
- кисть;
- стаканчик с водой;
- влажная салфетка;
- фартук;
- гроздь рябины – натура или фотоиллюстрация.
Предварительная работа: наблюдение за рябиной во время прогулок.
Ход занятия
- Организационная часть
Воспитатель. Наступила поздняя осень: чаще идут дожди, ночью случаются заморозки, последние перелётные птицы покинули наши края. Листья с деревьев практически все опали, и лес уже не радует нас разноцветными нарядом. Но все не так печально, как кажется. Если внимательно оглядеться, можно ещё увидеть яркие краски.
Осень
Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. Толстой
Воспитатель. Словно девушка-молодушка, тонкоствольная и стройная, стоит рябинушка в осеннем одеянии. Накинула на плечи шаль из разноцветных резных листиков, надела алые бусы из ягод. Рябина – не только украшение осеннего пейзажа, без нее никак не обойтись зимующим птицам. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но, стоит только ударить первым морозам, они становятся приятными на вкус, и нет лучшего угощения птицам, чем ягоды рябины.
Загадка
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
Птицы стаей садятся на дерево и склевывают ягоды, часть ягод падает в снег. Пролежат они под снегом всю зиму, а весной, только снег начинает таять, птицы вновь находят для себя вкусную еду. И хорошие хозяйки время даром не теряют: из рябины варят варенья и джемы, делают лекарственные настои, которые спасают от рядов недугов. Детям ягоды рябинки тоже нравятся, из них они с удовольствием делают себе украшения: бусы и браслеты.
Физкультминутка
«Рябина»
На тропинке – тень, солнечная сетка. Поднять руки вверх, покачать ими влево-
вправо
Через тын, через плетень свесилась ветка. Наклониться вниз, руки – к носкам ног.
Прибегу, Лёгкий бег.
Прискачу, Прыжки на месте с ноги на ногу.
На носках привстану, Привстать на носках.
Ветку за косы схвачу, Хватательные движения руками
ягоды достану. поочерёдно.
У плетня посижу и на шелковинку Присесть, руки – на колени.
Осторожно нанижу ягоду-рябинку. Имитация движения- нанизывая ягод
на ниточку.
Бусы горькие надень, веточка, ветка! Встать, « надеть» бусы на шею.
На тропинке – тень, солнечная сетка. Хлопки в ладоши.
Е. Благинина
Воспитатель. Не весёлая стоит рябинка в осеннем уборе, грусть-печаль её, голубушку, гложет.
Говорила рябина рябинке:
- Отчего ты, подружка, в кручине?
Отчего такой пасмурный вид?
Что за боль твое сердце щемит?
Отвечала рябине рябина:
- оттого меня гложет кручина,
Что уже на пороге зима,
Что уже на подходе метели,
Ведь недаром – подумай сама! –
Наши ветки вчера облетели.
Н. Некрасов
- Практическая часть
Педагог предлагает детям рассмотреть ветку рябины и украсить группу красивыми панно с ее изображением.
Воспитатель. Панно у нас с вами черного цвета, чтобы подчеркнуть яркие краски ягод и разноцветных листиков. Ягоды у рябины собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягоды-кружочки. Они практически одного размера, как сестры-близнецы. Кисточкой, пожалуй, сложно будет их сделать такими похожими. Но я знаю один способ, который поможет нам с вами успешно справиться с этой задачей. Мы попробуем напечатать ровные и одинаковые кружочки при помощи своих пальчиков. Для этого нужно кончик (подушечку) пальчика окунуть в красную краску, а затем примкнуть его к поверхности листа. А так как ягоды у рябинки собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу.
Дети упражняются в приеме примакивания на дополнительном листе, затем вытирают палец влажной салфеткой.
Воспитатель. Листики у рябины сложные, на одном черенке их несколько: все они парные, а один на конце пары не имеет. Осень раскрасила листики самыми разными красками, цвета как бы вливаются один в другой, и границ перехода одной краски в другую увидеть практически невозможно, как ни приглядывайся. Чтобы изобразить листочки, мы воспользуемся самым маленьким пальчиком на нашей руке – мизинчиком, его боковой стороной. Но теперь пальчик не будем окунать в краску, а используем кисточку. Наберите краску любого яркого цвета на кисть и покрасьте боковую сторону мизинца, а затем прислоните пальчик окрашенной стороной к поверхности бумажного листа. У вас получится отпечаток одного листочка. А чтобы выполнить сложный листик полностью, концом кисти нужно нарисовать палочку-черенок и с обеих сторон напечатать парные листочки и один не парный-наверху черенка. Чтобы листики получились многоцветными, на боковую сторону пальчика можно наложить 2-3 цвета гуаши, при примакивании краски вольются одна в другую, и вы получите листочки с пестрой окраской.
Отработка приёма выполнения листочков
Далее дети выстраивают композицию на тонированном листе, первоначально кистью нарисовав веточки-черенки, а приемом примакивания изображая ягоды и листики.
В процессе работы педагог следит за тем, как рисуют дети. Напоминает, чтобы они аккуратно и правильно использовали краски, своевременно вытирали пальцы влажной салфеткой.
3. Итог занятия
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы отлично справились с работой. Кажется, будто сама. Осень побывала у нас в гостях и оставила свой разноцветный след. Да и рябинка повеселела, теперь ей не страшны никакие морозы и злые ветра.
Физкультминутка
«Рябинка»
На холме стоит рябинка, Потягивания – руки вверх.
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете- Вращение туловищем вправо – влево.
Ветер крутит, крутит ветер.
Но рябинка только гнётся, Наклоны в стороны.
Не печалится – смеется.
Вольный ветер грозно дует Дети машут руками, изображая ветер.
На рябинку молодую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Польза от рисования пальчиками. Знакомство родителей и детей с техникой рисования.
Развитие мелкой моторики кисти ребенка способствует развитию речи в раннем дошкольном возрасте. Центр, отвечающий за движения, расположен в мозге рядом с центром речи, и когда начинает работать первый...
Технологическая карта Техника: «Рисование пальчиками и ладошкой» «Букет для мамочки моей»
Технологическая карта Техника: «Рисование пальчиками и ладошкой» «Букет для мамочки моей»...
Технологическая карта Техника: «Рисование пальчиками и ладошками» «Тюльпаны»
Технологическая картаТехника: «Рисование пальчиками и ладошками» «Тюльпаны»...
Технологическая карта Техника: «Рисование пальчиками и ладошками» «Тюльпаны»
Технологическая картаТехника: «Рисование пальчиками и ладошками» «Тюльпаны»...
Технологическая карта Техника: «Рисование пальчиками и цветными карандашами» «Сказочное дерево»
Технологическая картаТехника: «Рисование пальчиками и цветными карандашами» «Сказочное дерево»...
Хеппенинг - рисование пальчиками.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, ч...
Рисование пальчиками и ладошками
В младшем дошкольном возрасте рисование пальчиками и ладошками дается очень легко. Это вид нетрадиционной техники. Она позволяет создавать забавных птиц, животных, растений простым отпечатком руки....