Новые приемы работы на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

На уроках в начальной школе учащиеся знакомятся с народными промыслами: Дымково, Гжель, Хохлома. Внеклассные занятия дают возможность расширить рамки: для более глубокого изучения или ознакомления с другими народными промыслами,  а так же выполнения рада проектных работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

14.12.2011

Выступление на ГМО учителей ИЗО

Тема: «Новые приемы работы на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности»

Учитель ИЗО МОУ «СОШ № 19»Т.В.Богачева

Согласно новым стандартам в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводятся 10 часов на организацию занятий по направлениям внеучебной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полно мере реализовать Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Организация внеучебной деятельности

Цели

Способствовать личностному становлению учащихся.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся, предоставить возможность реализации им в различных видах деятельности.
Способствовать формированию коллективно – распределённой деятельности в детских коллективах.
Проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку учащихся.

Мотивация

Переход системы образования на системно – деятельностную парадигму.

Содержание

Направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность - как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.

Технологии

Проектная деятельность;
дифференциация по интересам;
информационные и коммуникационные технологии;
игровые технологии;
обучение на основе «учебных ситуаций»;
социально – воспитательные технологии;
технология саморазвития личности учащихся.

Результаты

Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»
-
формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
-
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;
-
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.

Например, на уроках в начальной школе учащиеся знакомятся с народными промыслами: Дымково, Гжель, Хохлома. Внеклассные занятия дают возможность расширить рамки знакомства, а так же выполнить рад проектных работ.

21 апреля 2011 года в ГОУ Педагогическая академия семинар-практикум для учителей ИЗО на тему «Декоративно-прикладное искусство. Традиции и современность». Программа семинара включала в себя презентацию кафедры народных художественных ремесел МГОУ, мастер-классы «Гжельская роспись» и «Нижнетагильская (уралосибирская) роспись»

На мастер-классе «Гжельская роспись» учитель технологии Беспалова В.Э. показала простейшие приемы кистевой росписи «Гжель», а так же проектную работу своей ученицы Рысиной Ирины.

  У гжельцев есть свои секреты, как, скажем розу, сделать именно гжельской розой.
Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели.
* Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».
** Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета.
*** «Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.  

«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!

Посещение данного мастер-класса дало возможность узнать технику выполнения гжельской росписи «из первых рук». Возникло желание организовать экскурсию со школьниками на производство, а так же выполнить проекты по росписи предметов в стиле Гжель.

Так как внеурочная деятельность является вариативной составляющей базисного учебного плана, это дает возможность расширить знакомство с народными промыслами и рассмотреть со школьниками, например, уральскую роспись.

На мастер-классе «Нижнетагильская роспись» были представлены: история возникновения росписи, технология и методика выполнения элементов и композиции росписи, а так же дидактические таблицы и предметы, украшенные в представленной технике.

Характерными чертами Нижнетагильской росписи является обилие фантазийных форм и богатая цветовая гамма, отражающая красоту и разнообразие уралькой природы.

Роспись предполагает особую технику мазка, когда на кисть одновременно с белилами берётся цветная краска (разбел) или  набирается на кисточку двух красок разных цветов, а на кончик - обязательно белила. Краску наносят свободным веерообразным движением, и объем добивается одним мазком. Особый «конек» тагильской росписи - три цветка, в центре композиции.

Посещение таких мастер-классов дает импульс учителю на занятиях внеурочной системы к более глубокому изучению одного промысла или более широкому изучению наследия нашей страны.

Педагоги могут самостоятельно разрабатывать программы внеучебной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Постоянно действующий семинар-практикум 21 апреля 2011 года Государственное образовательное учреждение «Педагогическая академия» « Декоративно-прикладное искусство. Традиции и современность »

Слайд 2

Звонкая сказка Гжели… Выполнила: ученица 11 класса Рысина Ирина Руководитель: учитель технологии Беспалова В. Э. Московская область Раменский муниципальный район МОУ Ново-Харитоновская школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов

Слайд 3

Технология производства 1. 2. 3. 4. 5. 6. Глазуровка

Слайд 4

Ожидание чуда…

Слайд 5

Мастер - класс 21 апреля 2011 года Государственное образовательное учреждение «Педагогическая академия» «Уральская роспись»

Слайд 8

Знакомство с Урало-Сибирской росписью. http://festival.1september.ru/articles/553248/

Слайд 10

за внимание ! Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Творческий проект как метод исследовательской работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Опыт нашей работы показывает, что в сельской малокомплектной школе для развития творческого потенциала учащихся основной деятельностью является внеурочная.      Примером ...

Активные формы и методы работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В данной статье педагог делится опытом работы. Знакомит с активными формами и методами работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности....

Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке немецкого языка и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе

Проектирование современного урока немецкого языка в соответствии с требованиями ФГОС. Методы и формы современного урока немецкого языка...

Статья Приемы работы с текстами на занятиях по внеурочной деятельности и уроках математики в основной школе.

В 2021 году структура контрольно-измерительных материалов обязательного государственного экзамена по математике претерпела некоторые изменения. Нынешние первые 5 вопросов раньше были объединены ...

Профориентационная работа на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии.Н. Чернышевский...