Проект по ИЗО для 3 класса "Художник и зрелище"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Учебный проект «Художник и зрелище»
Методическое представление
Введение
Методический паспорт учебного проекта
Разработка учебного проекта «Художник и зрелище»
Заключение
Введение
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Проектная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства не предусматривается программой Б. М. Неменского для общеобразовательной школы. Но я использую метод учебного проекта в обучении младших школьников. Обучение в начальной школе имеет свою специфику. Он в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития тех умений и навыков, которые закладываются с самого начала обучения.
Самым сложным, на мой взгляд, моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Нужно сформулировать темы, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. Кроме того, сами дети также должны иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его воспитания.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного времени.
Методический паспорт учебного проекта
Предмет:изобразительное искусство
Класс: 3-й класс начальной школы.
Тип проекта: творческий.
Планируемый результат: ввести ребенка в мир театра, дать ему представление о том, что изобразительное искусство является необходимой составной частью зрелища, о деятельности художника в театре.
Цель:ввести ребенка в мир театра, дать ему представление о том, что изобразительное искусство является необходимой составной частью зрелища, выяснить роль художника в театре.
Задачи:
учебные- выявить способности и умения учащихся работать
самостоятельно и в команде, умение работать с
дополнительной литературой, вести поиск нужной
информации, выделять главную мысль;
воспитательные - воспитание у детей интереса к театральному искусству,
культуре и традициям России;
развивающие- развивать интерес к предмету, расширять кругозор, умение
предъявить свою работу другим, развитие эстетического
вкуса и творческих способностей.
Время работы над проектом: январь- февраль
Формы работы: урочно-внеурочная.
Режим работы: 8 учебных часов.
Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся к данной теме, самореализация, самомотивация от удовлетворения собственным трудом.
Информационно-техническое обеспечение: учащиеся использовали домашний и школьный компьютеры с доступом в Интернет, сканер, учебную и учебно-методическую литературу.
Разработка проекта
Актуализация проблемы
Значимость обращения к этой теме вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни детей занимает зрелище и праздники. Я не вправе отторгнуть от детской души, от детского восприятия это искусство, ибо оно постоянно влечет к себе детей и является у них самым популярным. Овладеть самыми элементарными представлениями о театре как искусстве невозможно за один - два урока. Решить эту проблему можно, применив метод проектного обучения.
Работа над проектом
Работа над проектом состоит из 7 этапов
.
- этап: подготовительный ( 1 урок, 15 мин.)
На первом уроке учитель в доступной для этого возраста форме дает начальные представления о жанрово-видовом разнообразии зрелищных искусств. Урок сопровождается просмотром слайдов.
Учащимся предлагается подготовить совместными усилиями презентацию по данной теме и организовать выставку работ. Для этого необходимо подобрать иллюстративный материал, стихотворения и загадки, рассказы о театрах нашей и зарубежных стран.
Детям предлагается несколько тем для исследования:
- Что такое театр?
История театрального искусства.
Театры прошлого и настоящего.
- Театральные маски
История создания маски.
Разновидности масок.
- Образ театрального героя
Театральные куклы и их разновидности.
Процесс изготовления кукол.
Костюм театрального персонажа.
- Декорации. Макет.
- Театральный занавес.
- Театральная афиша.
По окончании работы учащиеся должны ответить на основополагающий вопрос:
«Какова роль художника в театре?»
- этап:организационный (1 урок, 30 мин.)
Учащиеся разделились на группы, выбрали темы своего исследования, определили задачи и спланировали свою деятельность.
Учитель обсуждает со школьниками возможные источники информации.
Совместно с учениками обсуждаются критерии оценки качества проекта:
- полнота раскрытия темы;
- ответ на основополагающий вопрос;
- грамотность изложения, наличие иллюстраций;
- самостоятельность выполнения;
- степень активности каждого участника команды.
- этап: поисково- исследовательский (внеурочная деятельность)
Собирается и обсуждается информация по теме во внеурочное время
( факультативные занятия).
Учитель наблюдает за деятельностью учащихся и консультирует их.
- этап: Анализ и обобщение полученной информации
(в течении шести уроков по 15 мин.)
В течении последующих пяти уроков каждая творческая группа представляет отчет о проделанной работе. Они сообщают краткую информацию по теме, сопровождают рассказ иллюстративным материалом. Учащимся предлагается выделить главные моменты в собранной информации.
5 этап: оформление материала для презентации (внеурочная деятельность)
Учитель вместе с учениками, во внеурочное время, составляют презентацию из накопленного материала.
6 этап: защита проекта и выставка рисунков учащихся(8-й урок)
На заключительном уроке результаты представляются на обсуждение всего класса.
- этап:рефлексия ( 8-й урок)
Участники проекта делятся мнениями. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом.
Заключение
Практика показала, что метод проектов применим на уроках ИЗО. Уроки ИЗО неразрывно связаны с процессом творчества. Учебный проект можно назвать творческим потому, что он требует от учащихся творческого подхода. В процессе работы дети получают удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhnik_i_zrelishche_pptminimizer.ppt | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знаете ли вы виды зрелищных искусств?
Виды зрелищных искусств: театр, кино, телевидение, цирк, балет, драма, опера.
Тема проекта Художник и театр
По окончанию работы вы должны будете ответить на основополагающий вопрос: Какова роль художника в театре ?
Темы сообщений Что такое театр? История театрального искусства. Театры прошлого и настоящего. Образ театрального героя. Театральные куклы их разновидности. Процесс изготовления кукол. Костюм театрального персонажа. Театральные маски. История создания масок. Разновидности масок.
Декорации. Макеты. Театральный занавес. Театральная афиша
Этапы работы Подготовительный ( 1 урок 15 мин.) Организационный ( 1 урок 30 мин.) Поисково-исследовательский ( внеурочная деятельность) Анализ и обобщение полученной информации ( в течении пяти уроков по 15 мин.) Оформление материала для презентации ( внеурочная деятельность) Защита проекта и выставка рисунков, поделок учащихся ( 7-й урок ) Рефлексия ( 7-й урок)
Художник и театр
Театр – место зрелищ, вид зрелищного искусства. В нем сочетаются возможности искусств, рассчитанных как на зрительное, так и на слуховое восприятие. Театры бывают: кукольные, оперные, драматические, балет, театр теней.
Театр – это царство игры и фантазии, прекрасный мир театрального чуда.
Уроки истории В Эпоху античной Греции существовал лишь один вид театра, истоком которого служило народное празднество в честь бога плодородия Диониса. Театр в Помпеях
Колизей ( амфитеатр Флавиев ) Его считают вершиной римской архитектуры. Построен он был в 75-80 г.г. н.э. Он рассчитан на 50000 зрителей. Длина по окружности – свыше 520 м, высота – 48,5 м. На арену можно было одновременно выпускать 3000 гладиаторов. «… Какое другое место видело столь огромное сборище людей и такие торжества!» Стендаль
Уроки истории Внутренний вид Колизея. Древний Рим II в. до н. э.
Уроки истории Театр в Эпидавре Весной 1881 года, через шесть лет упорной работы, археолог Панагис Кавадиас извлек из-под земли поразительный по красоте и почти полностью сохранившийся театр. Его примерно в 330 году до н. э. построил Поликлет. Театр, надежно укрытый 6-метровым слоем почвы, полностью сохранился. Он вмещал 6000 зрителей. Во II веке до н. э. вверху был добавлен 21 ряд, и число зрительских мест составило 13000. Театр состоял из орхестры , круглой площадки для танцев и выступления хора. Посреди орхестры стоял алтарь. Позади располагалась скена ( помещение для переодевания актеров и хранения реквизита).
Уроки истории Комедия масок – вид итальянского театра, сочетавший в себе черты веселого карнавала и народного представления. Разыгрывали такие спектакли бродячие актеры.
Уроки истории Современные театры Сиднейский оперный театр Городской театр. Вена.
Образ театрального героя Самый любимый театр у детей – кукольный театр. Актеры там – куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать и смеяться.
У Петрушки на голове был колпачок с кисточкой . Кукол такие артисты делали сами: головку и ручки вырезали из дерева или шили из тряпок, раскрашивали, придумывали костюмы. В давние времена по городам и селам нашей страны во времена народных праздников и гуляний выступали « петрушечники». Они развлекали публику, показывали смешные сценки, распевали веселые куплеты. Главным героем этих представлений был Петрушка.
Театральные куклы Театральная кукла – своеобразная маска актера, помогающая выражать задуманный образ. Сказку, басню можно сыграть при помощи кукол.
Разновидности кукол Бывают куклы, которые надевают на руку. Таких кукол называют перчаточными, ими управляет один человек.
Тростевые куклы Это куклы огромных размеров, которые на руку не наденешь. Ими управляют несколько человек сразу: один ноги переставляет, другой головой кивает, а третий руками машет.
Куклы - марионетки Куклы, которые приводятся в движение за нити, прикрепленные к различным частям тела называются марионетками.
Удивительные артисты! Они одеваются на пальцы.
Куклы театра теней За кулисами театра теней
Практическая работа Выполнить эскиз кукольного персонажа. Работа выполняется на белой бумаге размером ¼ ватманского листа гуашью.
Варианты выполнения задания
Театр кукол. Над созданием куклы художники работают очень долго и тщательно. Сначала рисуют будущую куклу, потом делают из какого-нибудь материала голову, руки, ноги, одежду.
Голова куклы Голову куклы можно вылепить из пластилина, раскрасить гуашью. Главное, не забыть сделать заметными глаза! У куклы их делают крупными и выразительными. Начни лепку с главного объема – головы. Она имеет форму шара. Шея – цилиндр, необходимо найти соответствие величины головы и шеи. Определи величину частей лица Работу веди методом вытягивания, обрати внимание на проработку фактуры изображения: лицо – гладкое, волосы – объемные, пушистые.
Папье- маше материалы и инструменты: пластилин, рыхлая , тонкая бумага или газета, клейстер, мыльный раствор, грунтовка( ПВА с белой гуашью)
Практическая работа Вылепить из пластилина голову куклы . Головку можно лепить из цветного или одноцветного пластилина с последующей грунтовкой и росписью гуашью. Украшением самыми разными материалами.
Костюм театрального персонажа Создание костюмов – это древнейшая работа художника в театре. Прежде чем куклу начать лепить, шить и раскрашивать ее нужно нарисовать, выполнить эскиз костюма красками.
Можно изготовить костюм, использовав различные материалы: бумагу, ткань, мех, нитки, украсить тесьмой, пуговицами, бусинами, цепочками.
Практическая работа Изготовь костюм для своей куклы
Театральные маски В эпоху античной Греции на открытой площадке играло всего два-три актера, и они на глазах у зрителей должны были перевоплощаться в многочисленных персонажей действия. Люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске.
Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее куклы. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями, выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры. Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски.
Маски бывают самые разные. Они выражают характер персонажа. Маски могут изображать зверей и героев сказок: чудищ, весельчаков, ведьм, красавиц.
Маски бывают плоские и объемные. Самые простые маски делают из плотной бумаги или картона. Носы и брови можно нарисовать или приклеить. Украсить ее можно самыми разными материалами, а для причесок, усов и бороды используют мех, веревки, нитки и ли мочало.
Объемная пластическая техника Маски из папье- маше
Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска. Ее разрисовывают, украшают узорами, лентами.
Здесь ты видишь примеры разных масок, которые можно сделать самому. Задание Сконструируй выразительную острохарактерную маску.
Театр на столе Все на сцене, весь мир вокруг героев спектакля – и дворец короля, и лачуг дровосека и дремучий лес или море – нарисованные или сделанные декорации. Но мы соглашаемся верить. В эту игру вовлекает нас художник.
Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере « Снегурочка»
Декорации к сказкам
Прежде, чем все декорации начнут делать в больших размерах, художник сочиняет их небольшими: рисует, клеит, лепит. Он делает свой маленький театр. Театр на столе, который называется макет.
Макеты. Детские работы.
Твой театр на столе Задание Сделай свой театр на столе. Используй для макета коробку.
Театральный занавес В театре занавес играет важную роль. Художник создает его специально для данной сказки. Он как бы вводит зрителя в атмосферу предстоящего зрелища.
Задание Создай эскиз занавеса для сказки. Работу выполняй гуашевыми красками на листах цветной бумаги.
Афиша Как в старину зазывалы, зовут нас наперебой на улицах города в цирк, театр афиши. Афиша – объявление о спектакле, концерте, лекции. Главная задача афиши – дать общее, целостное представление обо всем спектакле, сообщить название, привлечь и заинтересовать зрителя.
В любой афише, кроме изображения, есть текст. Текст и рисунок должны быть видны издалека. Изображение должно быть яркое, броское, а текст кратким и ясным . Афиши наклеиваются на рекламные щиты или тумбы.
Но сегодня реклама, чтобы привлечь к себе внимание, стала переходить на стены домов, на автобусы и трамваи, в вагоны метро.
Основополагающий вопрос: Какова роль художника в театре?
Роль художника в театре: создание театрального макета, масок, декораций, грима, костюмов, причесок, подбор реквизита, бутафории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства "Художник и зрелище"
Урок изобразительного искусства в 3 классе....
Презентация к уроку по изобразительной деятельности "Художник и зрелище"
Презентация к уроку в 3 классе....
«Художник и зрелище»
«Художник в цирке»Урок Изо. В состав материала входит конспект по уроку и мультимедийная презентация для проведения урока....
"Организация проведения массовых праздников и зрелищ"
в данной статье рассматриваются различные виды праздников, формы театрализованных представлений. этапы работы над сценарием. Предназначена для начинающих режиссеров, руководителей детских театральных ...
Музыка и зрелище (9 класс)
Урок искусства, 9 класс, 2018 год...
КУЛЬТУРА ГРЕКОВ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗРЕЛИЩА
Форма урока: комбинированный....
Исследовательский проект для 5 класса по истории Древнего мира "Зрелища, возникшие в древности"
Зрелища, возникшие в древности. Исследовательский проект для учащихся 5 класса. Цель данного проекта: узнать о древних и современных театрах, олимпийских играх и гладиаторских боях и ср...