Рабочая программа по ИЗО
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
рабочая программа составлена для 5-6 классов по программе Б. М. Неменского " ИЗО и художественный труд"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5-6_klass_izo.doc | 486 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19
города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан
Рассмотрена на заседании ШМС Утверждаю
протокол №______ директор МБОУ СОШ № 19
от «___» _________ 2011г. ____________ Вепрева Р.Г.
руководитель ШМС приказ № ______
___________ Кадырова М.И. от «____» ________ 2011г.
Рабочая программа
по ИЗО для 5-6 класса
на 2011-2012 год.
Автор: Б. М. Неменский
Учитель: Н. Г. Кузнецова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания) на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне.
При составлении программы учитывались нормативные документы:
- Закон РФ «Об образовании» от 01.12.2007 № 309-ФЗ;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 19.05.98 №1276);
- Федеральный базисный учебный план. Утвержден приказом Минобразования России от 9 марта 2004г. №1312.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- Базисный учебный план для образовательных учреждений г.Ишимбая МР Ишимбайскай район РБ, реализующих программ общего образования
Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания: учебники:
– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001.
дополнительных пособий для учителя:
– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;
– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;
– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Цель преподавания изобразительного искусства: художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьника к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эффективного средства формирования , развития личности, и Задачи:
- воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека пластических искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуры и дизайна в профессиональных и народных формах;
- формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основ развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика; устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
-обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению- тематическое рисование, декоративная работа, лепка, аппликация и т.д.);
-развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умение выражать в художественных образах творческую задачу, художественный и конструкторский замысел;
-приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о закономерностях культурно-исторического процесса с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;
-воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям.
-развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 5-9 классах – по 34 часа, из расчета 1 учебный час в две недели.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 170 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Проверка знаний учащихся
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
5–6 классы (105 часов)
Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.
Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Вру-бель, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, К. С. Петров-Водкин и др.).
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.
Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 ч). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.
Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
Опыт творческой деятельности. Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и в элементах архитектуры.
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 ч). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.
Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII–XX вв., стили и направления (В. В. Растрелли, Э.-М. Фальконе, В. И. Баженов, Ф. С. Рокотов, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, П. А. Фе-дотов, передвижники, «Мир искусств», С. Т. Коненков, В. И. Мухина, В. А. Фаворский и др.).
Вечные темы и великие исторические события в русском (В. И. Суриков, П. Д. Корин, М. В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О. Роден) искусстве.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. А. Дейнека, А. А. Пластов, Б. М. Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.
Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).
Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).
Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
Учащиеся должны уметь:
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса (базовый уровень)
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре веливих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны:
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАЗДЕЛ И ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Древние корни народного искусства | 8 |
Связь времён в народном искусстве | 9 |
Декоративное искусство в современном мире | 8 |
Декор, человек, общество, время | 9 |
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | 8 |
Мир наших вещей. Натюрморт | 7 |
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве | 11 |
Человек и пространство в изобразительном искусстве | 8 |
Всего: | 68 |
РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 к л а с с
№ | Тема урока | Кол-во часов | Формирование | Практическая работа | Материалы |
I семестр «Древние корни народного искусства». | |||||
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 ч | Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условно-символический характер. | Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня или композицию | Гуашь или акварель,кисти, бумага, цветные мелки. |
2 3 | Дом – космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. | 2 ч | Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре | Работа над украшением элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными | Гуашь или акварель,кисти, бумага, мелки или уголь. |
4 5 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. | 2 ч | Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда | 1 вариант: Коллективная работа на тему «В русской избе» (с подмалёвком и аппликацией). 2 вариант: Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.
| Гуашь или акварель, кисти, бумага, цветная бумага, ножницы, клей. |
6 7 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 2 ч | Карельские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. | Вырезание из плотной бумаги или картона выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью. Варианты: солонка, шкатулка,карельская прялка,деревянные ложки. | Гуашь или акварель, кисти, бумага, картон, клей. |
8 | Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн? | 1 ч | Формирование представлений о дизайне интерьера. Познакомить с работой дизайнера. | Проект комнаты. | Гуашь или акварель,кисти, бумага. |
« Связь времён в народном искусстве» | |||||
9 10 | Древние образы | 2 ч | Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы, цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других глиняных игрушек. | 1 вариант: 2 вариант: | Пластилин, стеки, подставка для лепки, стеклянный флакон для основы. |
11 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 1 ч | Слияние промысла | 1 вариант:Вырезание из бумаги форм посуды (тарелка) и украшение их росписью под Гжель (можно аппликацией). 2 вариант:Выполнение эскиза изделия под Гжель (часы, подсвечник, сахарница…). 3вариант:Импровизация | Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, клей, пластилин, сосуд, водоэмуль-сионная белая краска |
12 13 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 2 ч | Единство формы предмета и его декора в городецком промысле. Птица и конь – главные герои Городца, розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной | Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов | Гуашь,большие маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево бумага |
14 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 1 ч | Разнообразие форм подносов | 1 вариант:Выполнение фрагмента жостовской росписи 2вариант:Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются | Гуашь, |
15 16 | Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла. | 2 ч | «Золотая Хохлома» - роспись | Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи | Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага. |
17 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | 1 ч | Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту | Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся. | Гуашь или акварель, кисти, бумага. |
II семестр « Декоративное искусство в современном мире» | |||||
18 | Народный праздничный костюм. | 1 ч | Красота русского народного костюма, его целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплект одежды. Форма и декор женских головных уборов. Разнообразие форм | Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов | Гуашь или акварель, кисти, бумага, мелки, ткань, цветная бумага, ножницы, клей. |
19 | Башкирский костюм | 1 ч | Женский и мужской башкирский костюм. Башкирский орнамент. | Выполнение эскизов народного праздничного костюма | Гуашь или акварель, кисти, бумага, мелки, ткань, цветная бумага, клей ножницы, |
20 | Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма. | 1 ч | Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках | 1 вариант: | Гуашь или акварель, кисти, бумага, мелки, фломастеры, |
21 22 | Праздничные народные гулянья | 2 ч | Русские народные праздники, значение. Масленица, Иван Купала | Кол.работа «Наш весёлый хоровод» | Гуашь или акварель, кисти, бумага, мелки, фломастеры, |
23 | Народные промыслы родного края | 1 ч | Понятие промысел | Работа в рабочей тетради | |
24 25 | Красота земли родного края | 2 ч | Обобщение знаний, урок-путешествие | ||
III семестр «Декор, человек, общество, время» | |||||
26 | Украшения в жизни древних обществ. Роль ДПИ в эпоху Древнего Египта | 1 ч | Роль декоративного искусства | Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали. Использовать характерные знаки-символы. | Гуашь или акварель, кисти, бумага. |
27 | Греческая вазопись. | 1 ч | Роль декоративного искусства | Эскиз сосуда | Гуашь или акварель, тушь,кисти, бумага, ножницы. |
28 | Одежда говорит Декоративное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко). | 1 ч | Строгая регламентация в одежде людей разных сословий в эпоху барокко. Суть декора – выявлять роли людей, их отношения | 1вариант: Коллективная работа «Бал во дворце». 2 вариант: Декоративная открытка «Мисс Барокко».
| Гуашь или акварель, кисти, бумага, |
29 30 | О чём рассказывают гербы и эмблемы. | 2 ч | Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие | 1 вариант: Проект и защита собственного герба, герба своей семьи, школы, класса. 2 вариант: Изображение герба города и рассказ о его возникновении. 3 вариант: Эскиз фирменного знака современных промышленных изделий. | Гуашь или акварель, кисти, бумага. |
31 | Роль декоративного искусства | 1 ч | Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль его хозяина, которая сказывается на всём образном строе вещи. | Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся. | Карандаш, бумага. |
32 | Современное повседневное | 1 ч | Многообразие материалов, техник современного ДПИ (керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами ДПИ, творческая интерпретация древних образов. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. | Сообщение новых знаний. Выступления детей. Посещение виртуальных музеев. | Карандаш, бумага. |
33 | Современное декоративное искусство. Витраж. | 1 ч | Монументальное искусство. Мозаика и витраж. | Выполнить имитацию витража по мотивам народных сказок или | Гуашь или акварель, кисти, бумага. |
34 | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства | 1 ч | Осознание учащимися своих творческих возможностей. Реализация творческого замысла в конкретном материале. | Коллективное (или индивидуальное) панно (материал произвольный) на тему «Украсим школу своими руками». | Материалы по выбору учащихся. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№ п/п | Тема,раздел | Кол-во часов | Формирование знаний | Контрольный результат | Домашнее задание |
I ЧЕТВЕРТЬ. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | |||||
1 | Введение.Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | Искусство и его виды. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративтивные и изобразительные | Свободная тема | Сбор информации по теме |
2 | Рисунок - основа изобразительного искусства | 1 | Рисунок - основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Самостоятельная работа карандашами разной твердости. Учебный рисунок | Зарисовка с натуры и по памяти или представлению отдельных травянистых растений или веточек(колоски, колючки, ковыль, зонтичные и другие виды). Работа карандашами разной твердости | Принести словари по изобразительному искусству |
3 4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | 2 | Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон, тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Композиция места. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно | Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками | Найти работы русских художников о природных явлениях |
5 | Цвет. Основы цветоведения | 1 | Основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета | Фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца». Работа красками | Чтение сказок; подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны, планеты и др. |
6 | Цвет в произведениях живописи | 1 | Понятия: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция | Изображение осеннего букета с разным настроением -радость, грусть, нежность. Работа красками | Сбор информации по теме |
7 | Объемные изображения в скульптуре | 1 | Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево | Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы | Поиск информации по теме |
8 | Основы языка изображения | 1 | Обобщение материала темы: Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие | Свободная тема | Написание реферата по теме; рисунок по замыслу |
II ЧЕВЕРТЬ. Мир наших вещей. Натюрморт | |||||
9 | Художественное познание: реальность и фантазия | 1 | Изображение как познание окружающего мира и отношение | Работа карандашами на тему «Этот фантастический мир» | Написать мини-рассказ к рисунку |
10 | Изображение предметного мира - натюрморт | 1 | Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его роль в истории искусства
| Работа над натюр | Подобрать из газет, открыток, журналов изображения натюрмортов |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | Многообразие форм в мире.Понятие формы. Линейные,плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические | Конструирование из бумаги простых геометрических тел
| Сбор информации по теме
|
12 | Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива | 1 | Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса | Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом | Сбор информации по теме |
13 | Освещение. Свет и тень | 1 | Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Свет как средство организации композиции в картине | Изображение геометрических тел из дерева или бумаги с боковым освещением. Работа красками | Сбор информации но теме |
14 | Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте | 1 | Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью. Практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне | Подобрать вырезки из газет, открыток, журналов с изображением натюрмортов |
15 | Выразительные возможности натюрморта | 1 | Обобщение темы. Предметный мир в изобразительном искусстве и выражение переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений окружающего мира. Выставка лучших работ | Экскурсия по выставке; выступления «экскурсоводов», «критиков», «авторов» картин | Оформление своих творческих работ |
III ЧЕТВЕРТЬ. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве | |||||
16 | Образ человека — главная тема искусства | 1 | Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира | Свободная тема. Работа красками | Подобрать картинки и иллюстрации с образом человека |
17 | Конструкция головы человека и ее пропорции | 1 | Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика | Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и др.) | Сбор информации по теме |
18 | Изображение головы человека в пространстве | 1 | Поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа | Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом | Сбор иллюстраций по теме |
19 20 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | 2 | Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Расположение на листе. Линия и пятно | Рисунок набросок с натуры. 1-й урок -работа в карандаше, 2-й урок - в цвете | Описание внешности и характера литературного героя |
21 | Портрет в скульптуре | 1 | Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры | Работа над изображением из пластилина портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером | Описание внешности и характера литературного героя |
22 | Сатирические образы человека | 1 | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж | Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей | Подобрать иллюстрации из газет, журналов по теме |
23 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения | Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель | Подготовить рефераты на тему: Жизнь и творчество И. Е. Репина |
24 | Портрет в живописи | 1 | Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения., в XVI-XIX и XX вв. | Зарисовки композиций портретов с натуры в карандаше | Сбор информации по теме |
25 | Роль цвета в портрете | 1 | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура | Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга) | Подобрать материал на тему: Великие портретисты |
26 | Великие портретисты (обобщение темы) | 1 | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Чтение докладов и рефератов по теме четверти | Презентация работ-портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка | Оформление своих творческих работ |
IV ЧЕТВЕРТЬ. Человек и пространство в изобразительном искусстве | |||||
27 | Жанры в изобразительном искусстве | 1 | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи | Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр | Проиллюстрировать в словарях жаьры ИЗО |
28 | Изображение пространства | 1 | Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции | Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота | Продолжить работу со словарями и энциклопедической литературой по ИЗО |
29 30 | Правила линейной и воздушной перспективы | 2 | Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой | Сбор информации по теме |
31 | Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства | 1 | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота горизонта | Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может, быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями | Собрать иллюстрации с изображением пейзажей |
32 | Пейзаж - настроение. Природа и художник | 1 | Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже | Пейзаж - настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния весны | Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры |
33 | Городской пейзаж | 1 | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX в. | Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую организацию листа | Подготовить доклады о работах художников-пейзажистов |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1
| Обобщение материала года.Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы языка и произведение как целостность | Выставка лучших работ учащихся за учебный год | Оформление своих творче-ских работ |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
8–9 классы (35 часов)
Синтез искусств (2 ч). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Синтез искусств в архитектуре (10 ч). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.
Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
Синтез искусств в театре (4 ч). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В. М. Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. Ф. Рындин, Ф. Ф. Федоровский и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
Изображение в полиграфии (6 ч). Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г. Доре, И. Я. Билибин, В. В. Лебедев, В. А. Фаворский, Т. А. Маврина и др.).
Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса (базовый уровень)
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;
о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, овыразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
о роли художественной иллюстрации;
о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; ороли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;
об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
В процессе практической работы учащиеся должны:
иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественнопознавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;
иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 классов
(базовый уровень)
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
уметь анализировать произведения архитектуры;
знать основные этапы развития и истории архитектуры;
уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.
При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:
создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;
использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;
использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки и др.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
№ п/п | Система уроков | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения | Информационно-методическое обеспечение | |
Компетенции | |||||||
Учебно-познавательная | Информа- ционно- коммуни- кативная | ||||||
Базовый уровень | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Р а з д е л 1. ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА (8 часов) | |||||||
1 | Представление о красоте человека (урок созерцания). Цель: развивать эмоционально-эстетическое восприятие действительности, познакомить с разнообразным представлением людей разных эпох о красоте человека | Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратйв-ная, личност-но ориентированная педагогическая ситуация | Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная | Знать представление людей разных эпох о красоте человека. Уметь определять людей разных эпох по изображениям на иллюстрациях и репродукциях Знать схематическое строение человека. Уметь выполнять задания с бумажными вариантами по изменению поз человека(карточки с изображением частей тела человека) Знать, что такое точка зрения в скульптуре. Уметь выбирать наиболее интересную точку зрения | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин: Палеолитическая Венера, Мирон «Дискобол», Джорджоне «Юдифь», А. Пластов «Весна» |
2-3 | Красота фигуры человека в движении. Цель: развивать возможности к воображению, умение и навыки лепки, помочь осмыслить понятия пропорции тела человека и его объем | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Слайды, репродукции: Мартос «Надгробие княгини С. М. Волконской», Мике-ланджело «Скорчившийся мальчик» | ||
4 | Изображение на плоскости фигуры человека. Цель: сформировать представление о творчестве скульптора, подвести к осмыслению понятия красоты человеческого тела, его пластики, показать значение разных точек зрения на скульптуру | Индивидуальная, парная, групповая | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин Э. Дега, А. Ватто, Микеландже-ло, кн. 1, 5 ,6, ЭЭ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
5 | Великие скульпторы. Цель: сформировать представление о творчестве скульптора; закрепить у учащихся понимание эстетических категорий | Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная, личност-но ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, | Знать творчество скульптора В. Мухиной. Уметь различать работы современных и древних скульпторов Знать, что такое композиция, колорит, аксессуары. Уметь анализировать данную композицию | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции скульптур О. Родена, К. Менье, В. Мухиной, кн. 1,2 |
6-8 | Моя будущая профессия (профессия сегодняшнего дня). Цель: познакомить учащихся с разными профессиями и характеристикой человека как творца; формировать понимание учащимися характерных поз как средства развития задуманного образа, вызвать чувство уважения к трудолюбию | Индивидуальная, парная, групповая | ЭЭ,кн. 1,5,6 | ||||
1-2 | Процесс создания картины. Цель: сформировать представление о творчестве художника; показать роль сюжета в решении образа, закрепить понимание учащимися нравственных качеств (добро, красота) | Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная, личност-но ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать что такое сюжет, его отличие от темы и содержания. Уметь создать эскиз на выбранную тему с помощью учителя | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин Леонардо да Винчи, «Мадонна с цветком», Ван Дейка «Семейный портрет», кн. 1,2, 3, 4,5 |
3-4 | Сюжетная композиция (живописные решения). Цель: ввести учащихся в ситуацию переживания с использованием средств музыки и изобразительного искусства; развивать способности к воображению, помочь прийти к выводу о значении цвета в выделении смыслового центра; учить приемам переноса эскиза на большой лист | Индивидуальная, парная, групповая | Знать роль колорита, значение цвета в передаче пространства. Уметь последовательно работать над композицией | Репродукции картин А. Рублева, Ф. Гойи, П. Пикассо («Герни-ка»), кн. 1, 2, 3, 4,5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 |
5 | Творчество Вермеера (Голландия). Цель: познакомить с творчеством голландских художников (бытовой жанр), ввести учащихся в ситуацию исторического действия | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личност-но ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать творчество Вермеера. Уметь отличать полотна Вермеера от картин других художников с помощью учителя | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Слайды: картины голландских художников ЭЭ |
6-7 | Творчество Н. Рериха. Цель: познакомить с творчеством художника, подвести учащихся к осмыслению характера жанра пейзажа, развивать художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферу | Индивидуальная, парная, групповая | Знать биографию Н. Рериха. Уметь пользоваться подручными материалами в творческой деятельности | Слайды: картины Н. Рериха | |||
Р а з д е л 3. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (11 часов) | |||||||
1 | Художник - выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени. Цель: развивать у учащихся способность оценивать окружающий мир по законам красоты, дать представление об эстетических категориях: добре и зле, прекрасном и безобразном | Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная, личност-но ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать понятия цвет, тон, колорит. Уметь применять в работе различные материалы для создания задуманного творческого образца | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин Рембрандта «Возвращение блудного сына», Ф. Гойи «Графические серии», П. Пикассо «Герника», А. Дейнеки «Оборона Севастополя», А. Рублева «Троица», И. Проро-кова, Ф. Мазире-ля; кн. 1, 4, 5 |
2-4 | Графические серии. Цель: формировать активную жизненную позицию учащихся, развивать способности к воображению, умение анализировать, выделять главное в рисунке | Индивидуальная, парная, групповая | Знать историю возникновения графических серий. Уметь выполнять тень, полутень |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
5 | Историческая тема в живописи. Цель: развивать навыки обобщения созданных образов, реализовывать на практике историческую композицию | Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная, личност-но ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать отличие исторической картины от бытовой. Уметь составлять собирательный образ героев исторической картины | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции: К. Брюллов «Последний день Помпеи», И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» |
6-9 | Творчество В. И. Сурикова. Цель: подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий - честь, долг, самопожертвование | Индивидуальная, парная, групповая | Знать построение композиции. Уметь создать композицию эскиза Знать сюжеты, особенности исторического и бытового жанров. Уметь различать эти жанры | Кн. 4, 5, ЭЭ. Репродукции картин В. И. Сурикова | |||
lO-ll | Художественный совет (урок-игра). Цель: закрепить полученные знания об историческом жанре в изобразительном искусстве | ЭЭ; репродукции картин В. Сурикова, К. Брюллова, В. Васнецова | |||||
Р а з д е л 4. ИСКУССТВО БОРЬБЫ ЗА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ (10 часов) | |||||||
1-3 | Плакат. Цель: развивать художественно-творческие способности учащихся, эмоционально-эстетическое восприятие, умения и навыки по обобщению и выделению главного в рассматриваемом (анализируемом) художественном явлении | Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ративная | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать различные виды графики. Уметь пользоваться одним из видов графики | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Образцы плакатов, ЭЭ, ПК |
I | 2 | 3 | 4 5 | 6 | 7 | 8 | |
4-5 | Орнамент. Цель: расширить представление об орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении; учить выполнять эскизы орнаментов, создавать по ним творческие работы | Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная, личност-но ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что такое орнамент, его виды, назначение. Уметь определять виды орнаментов в разных видах искусства | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Иллюстрации: греческие вазы, русские народные костюмы, посуда. Дорофеев Ю. Русский праздничный народный костюм. -М.: Мозаика-Синтез, с. 17. СД «Орнамент», 2005 |
6-7 | Книга по искусству (обложка, титул, шрифт). Цель: сформировать представление о порядке оформления книги; познакомить с оформлением обложки, титула, шрифта | Продуктивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная, личност-но ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать отличие книжной графики от других видов графики. Уметь оформить книгу с помощью учителя | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Образцы оформления книг В. Фаворским, Д. Шмариновым |
8- 10 | Праздник искусства. Заочное посещение музеев мира. Цель: закрепить у учащихся представление о видах и жанрах ИЗО, развивать умение анализировать, продолжить формировать навыки овладения ИЗО, помогающие реализовать задуманные (воображаемые) исторические образы | Индивидуальная, парная, групповая | Знать наиболее известных русских и зарубежных художников. Уметь различать картины художников | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ЭЭ «Музеи мира», ПК |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8-9 классы
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Раздел 1. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА - КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ (10 часов) | |||||||
1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции | 1 | Изучение нового материала | Введение в искусство архитектуры. Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн. Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне. Архитектура и ее функции в жизни людей | Знать: - как анализировать произведе - о месте конструктивных ис - особенности образного языка - основные этапы развития и ис - гармонично сбалансировать | Композиция из трех прямоугольников | |
2 | Прямые линии и организация пространства | 1 | Изучение нового материала; повторение, закрепление | Введение в композицию от 3 до 5 прямых линий
| |||
3 | Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна | 2 | Рисунки (композиции) по темам (примерные): «Шум дождя», «Суматоха» и т. п.
| ||||
4 | Искусство шрифта. Буква - строка -текст | 2 | Изучение нового материала; повторение, закрепление изученного; выполнение заданий | Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусств | Композиция заглавной буквы
| ||
5 | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне | 2 | Макеты плаката, поздравительной открытки
| ||||
6 | Многообразие форм дизайна | 2 | Организация пространства вокруг архитектуры | Макет разворота книги
| |||
Р а з д е л 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (7 часов) | |||||||
7 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с понятиями: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Место расположения памятника и его значение | Уметь: - конструировать объемно- - моделировать в своих творче - работать по памяти, с натуры - конструировать основные объ | Выполнение макета из нескольких прямоугольных призм
| |
8 | Архитектура - композиционная организация пространства | 1 | Изучение нового материала | Творчество великих архитекторов | Достижение композиционного взаимосочетания объектов
| ||
9 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм | 1 | Изучение нового материала | Важнейшие архитектурные элементы здания | Соединение объемов, составляющих здание
| ||
10 | Важнейшие архитектурные элементы здания | 1 | Изучение нового материала | Создание эскиза архитектурных элементов здания
| |||
11 | Единство художественного и функционального | 1 | Изучение нового материала | Единство художественного и функционального | Композиция из реальных предметов и вещей (коллаж)
| ||
12 | Роль и значение материала и конструкции | 1 | Изучение нового материала | Роль и значение материала в конструкции | Сочетание фантазийного и реального начал в изображении вещи -сапоги-скороходы, ковер-самолет
| ||
13 | Цвет в архитектуре и дизайне | 1 | Изучение нового материала | Роль и значение цвета в архитектуре и дизайне | Цветовое решение макетной композиции
|
Р а з д е л 3. ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (10 часов)
| ||||||
14 | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого | 1 | Изучение нового материала | История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры | Уметь: - использовать в макетных и - владеть навыками формирова в дизайне и архитектуре; - создавать композиционные | Силуэтная зарисовка знаменитых построек
|
15 | Город сегодня и завтра. Тенденция и перспектива развития архитектуры | 1 | Изучение нового материала | Развитие образного языка конструктивных искусств. Подбор и анализ репродукций с изображением интерьера зданий | Фантазийная зарисовка «Архитектура будущего»
| |
16 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Виды монумен- | 2 | Изучение нового материала, | Среда жизни современного человека. Интерьер. Работа в бумажной пластике | Макетно-рельефное моделирование района
| |
| тальной живописи |
| повторение, закрепление, выполнение практических заданий
|
| лами; - работать над эскизом мону - выполнять рельеф, витражную |
|
17 | Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды | 2 | Роль архитектурного дизайна. Интерьер как синтез искусств в архитектуре. Оформление интерьера | Создание проекта парка с городской мебелью
| ||
18 | Дизайн - средство создания интерьера | 1 | Историчность и социальность интерьера | Интерьер в технике аппликации
| ||
19
| Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства | 2
| Связь природы и архитектуры
| Создание макета сквера с фонтанами, беседками и т. д.
| ||
- оформлять интерьер школы, - изготовить по собственному | ||||||
20 | Проектирование города: архитектурный замысел | 1 | Практикум, проектная деятельность | Истоки монументальных вдов искусства. Подбор искусствоведческого материала о монументальном искусстве | Коллективная работа над макетной композицией: проект города
|
Р а з д е л 4. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (8 часов) | ||||||
21 | Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка дома | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с известнейшими музеями России. Поисковая работа «Русские музеи». Подбор материала по теме | Уметь: - использовать изобразительные - применять разнообразные ма - использовать материалы для - создавать творческие работы - выступить публично (доклад, | Рисунок: частный дом в городе, в лесу, в деревне (по выбору). Компоновка интерьера дома
|
22 | Интерьер комнаты -портрет хозяина. Дизайн интерьера | 1 | Изучение нового материала | Моделирование архитектуры и архитектурного ансамбля |
| |
23 | Дизайн и архитектура моего сада | 1 | Урок-экскурсия | Выполнение творческой работы «Мой сад» | Создание общего вида сада (рисунок плюс коллаж)
| |
24 | Мода и культура. Дизайн одежды | 1 | Изучение нового материала | Разнообразные материалы в изображении и моделировании, их назначение, особенности | Проект вечернего платья, костюма
| |
25 | Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды | 1 | Изучение нового материала | Создание композиционных макетов современной одежды | Рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект)
| |
26 | Грим, визажистика и прическа в практике дизайна | 1 | Урок-видео-экскур-сия | Ознакомление с искусством грима, визажистики, прически в разные эпохи | Зарисовки дневного, вечернего, праздничного макияжей, причесок
| |
27 | Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с различными образцами имиджа, их сравнение и анализ; выводы | Коллективное задание группам: сценарные разработки проекта имиджа
| |
28 | Моделируя себя, моделируешь мир | 1 | Урок-практикум | Выполнение творческой работы | Индивидуальная творческая работа
|
Список методической литературы
1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.
11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
12. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
14. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.
15. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.
17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
18. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
19. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.
20. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).
21. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.
22. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
Цифровые образовательные ресурсы:
Собственные компьютерные презентации;
«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;
«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...