Конспект урока к уроку-игре "Фронтовая посылка"
план-конспект урока по истории

Станскова Екатерина Алексеевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БРЕДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

БРЕДИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 457340, Россия,Челябинская область, п. Маяк, переулок Школьный, 1а   тел. (8-35 141) 75 2 47, mayak-4@ mail.ru ОКПО 51459220, ОГРН 1027401512159, ИНН 7427005853, КПП 740701001

                                             

Методическая разработка

Архивный урок-игра

«Фронтовая посылка»

Подготовила: учитель истории и обществознания

МКОУ «Брединская СОШ № 4»

Станскова Екатерина Алексеевна

п.Маяк

Цель учебного занятия - конкретизация представлений обучающихся о народной помощи бойцам Красной армии в годы Великой Отечественной войны на примере рядовых жителей Челябинска.

Задачи учебного занятия - достижение образовательных результатов:

- личностный результат - патриотическое воспитание обучающихся;

- метапредметный результат - формирование и развитие у обучающихся. Умения систематизировать,  сопоставлять, анализировать, обобщать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- предметный результат - развитие способности применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

Тип занятия: занятие по получению новых знаний.

Вид учебного занятия: урок - игра

Оборудование и средства обучения:

  1. Тексты стихотворения Сергея Михалкова «Посылка»;
  2. Деревянный ящик для посылок: предметы,  перечисленные в стихотворении  С. Михалкова «Посылка»;
  3. Фотографии, отражающие помощь фронту;
  4. Перечень предметов и продовольствие,  разрешенных к пересылке на фронт.
  5. Фанерный ящик.

Материалы к занятию

Рассказ учителя:

В Объединенном государственном архиве Челябинской области имеется редкая коллекция документов по истории Великой Отечественной войны. Уникальность ее состоит в том, что в 1942г., когда исход войны еще не был очевидным,  ЦК ВКП (б) организовал  на местах в регионах комиссии по сбору документов по истории войны. Документы сразу стали собирать и учитывать. В результате получилась коллекция, состоящая  из более 1000 дел. В коллекции отложились документы о помощи южноуральцев фронту, о сборе подарков на фронт (посылки), о создании воинских формирований, об ударном труде рабочих на заводах  и многое другое.

    Знаменитое стихотворение Сергея Михалкова о посылке на фронт, опубликованное в газете «Пионерская правда» в 1941г., в 1943г. было  автором переработано и подарено делегатам от Челябинской области,  прибывшим  на Северо-Западный фронт с подарками.

Рассказ архивиста.

С первых дней войны Южный Урал помогал героическому фронту подарками. Челябинская область шествовала над Северо - Западным фронтом. К праздникам 7 ноября, годовщине Октябрьской революции, Новому году, Дню Красной армии, 8 марта, 1 мая,  всё население  Южного Урала собирало продукты, необходимые вещи для солдат. Формировались посылки. Могли быть посылки в огромных деревянных ящиках, это коллективные посылки. Могли быть  ящики небольшие, это индивидуальные посылки, конкретно какому - ни будь бойцу. В сборе посылок принимали участие все - взрослые и дети. Со всех деревень посылки везли в районный центр, там их просматривали. В клубе,  или ещё каком - либо большом помещении делали выставку продуктов или вещей, предназначенных для отправки на фронт. Обычно существовал перечень продуктов и предметов, входящих в посылки бойцам. (Зачитывает перечень).  Из районов посылки везли в областной центр - Челябинск. Здесь также устраивали выставку подарков на фронт. Формировали эшелон, могло быть несколько железнодорожных составов из множества  вагонов, выбирали делегацию жителей, которая сопровождала эшелон с подарками на фронт. В Государственном архиве Челябинской области есть фотоальбомы, отражающие выставки подарков, погрузку подарков в вагоны и делегации жителей  Южного Урала. Давайте рассмотрим эти фотографии. (Обучающиеся рассматривают фотографии).

9 февраля 1943 года на фронт ушел седьмой эшелон с посылками. Он был самым большим - состоял из 113 вагонов, в которых было почти 250 тысяч ящиков с подарками. Жители Челябинской области, 22 делегата, ехали к бойцам на Северо-Западный фронт, чтобы поздравить их с Днем Красной армии (23 февраля) и Международным женским днем 8 Марта, ведь на фронте воевали и мужчины, и женщины. В это время на Северо - Западном фронте работал военным корреспондентом  известный поэт Сергей Михалков. Все дети страны знали и любили его стихи, особенно «Дядю Степу»:

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью Каланча.

Уважали дядю Степу

За такую высоту.

Шел с работы дядя Степа -

Было видно за версту

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

Стихотворение «Посылка», написанное в самом начале войны, стало известно всем. Новый вариант стихотворения «Посылка»  Михалков, скорее всего, написал по памяти, изменив кое-какие четверостишия и добавив новые. Это стихотворение родилось заново во время встречи военного корреспондента с южноуральцами, когда они приехали с подарками на фронт. Поэта поразили твердый характер и щедрая душа уральцев.

Практическая часть

  1. Прочитайте оба варианта стихотворения «Посылка». Найдите отличия. Какой вариант стихотворения вам понравился больше  и почему?
  2. Берем почтовую посылку и рассматриваем, что в ней находится. Учитель объясняет непонятные предметы, такие, например, как опасная бритва, нательная фуфайка, кисет, портянки.
  3. Один из обучающихся читает снова стихотворение «Посылка», а другой (-другие) обучающийся (-еся) подает (-ют) предметы, перечисленные в стихотворении, третий обучающийся все аккуратно складывает в фанерный почтовый ящик. Всё должно быть сложено до последнего четверостишия:

Отправляется посылка,

Очень важная посылка,

Из Челябинска посылка

Неизвестному бойцу!

Заключительное слово архивиста.

Всего за время войны жители Челябинской области собрали и отправили бойцам на фронт 18 эшелонов с подарками. Это 613 вагонов!

Приложение 1.

С.Михалков.

Посылка

Две нательные фуфайки,

На портянки - серой байки,

Чтоб ногам стоять в тепле

На снегу и на земле.

Меховые рукавицы,

Чтоб не страшен был мороз.

Чтоб с друзьями поделиться -

Десять пачек папирос.

Чтобы тело чисто было

После долгого пути,

Два куска простого мыла -

Лучше мыла не найти!

Земляничное варенье

Своего приготовленья -

Наварили мы его,

Будто знали для кого!

Все, что нужно для бритья,

Если бритва есть своя.

Было б время да вода -

Будешь выбритым всегда.

Нитки, ножницы, иголка -

Если что-нибудь порвешь,

Сядешь где-нибудь под ёлкой

И спокойно все зашьёшь.

Острый ножик перочинный -

Колбасу и сало режь!

Банка каши со свининой -

Открывай её и ешь!

Всё завязано, зашито,

Крышка к ящику прибита -

Дело близится к концу.

Отправляется посылка,

Очень важная посылка,

Пионерская посылка

Неизвестному бойцу!

1941г.

Приложение 2.

С.Михалков.

Посылка

Шерстяные рукавицы,

Чтоб не страшен был мороз.

Чтоб с друзьями поделиться -

Десять пачек папирос.

Чтобы тело чисто было

После долгого пути,

Два куска простого мыла -

Лучше мыла не найти!

Земляничное варенье

Своего приготовленья -

Наварили мы его,

Будто знали для кого!

Две нательные фуфайки,

На портянки - серой байки,

Чтоб ногам стоять в тепле

На снегу и на земле.

Два мохнатых полотенца,

Чтобы в смену их стирать

После боя, после немца

Сухо руки вытирать!

Все, что нужно для бритья,

Если бритва есть своя.

Было б время и вода -

Будешь выбритым всегда.

Нитки, ножницы, иголка -

Если что-нибудь порвешь,

Сядешь где-нибудь под ёлкой

И спокойно всё пришьешь.

Острый ножик перочинный -

Колбасу и сало режь!

Банка каши со свининой -

Открывай её и ешь!

В аккуратной упаковке,

Чтобы выпить в добрый час,

Две пшеничных поллитровки -

Вспоминайте, братцы нас!

Все завязано, зашито,

Крышка к ящику прибита -

Дело близится к концу.

Отправляется посылка,

Очень важная посылка,

Из Челябинска посылка

Неизвестному бойцу!

1943г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока по СБО. 9 класс. Раздел: «Средства связи». Тема урока: «Посылки».

Знакомим учеников с правилами оформления и отправления посылок. Даём представление о разнообразии посыочных отправлений....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...