Конспект урока к уроку-игре "Фронтовая посылка"
план-конспект урока по истории
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БРЕДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
БРЕДИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
457340, Россия,Челябинская область, п. Маяк, переулок Школьный, 1а тел. (8-35 141) 75 2 47, mayak-4@ mail.ru ОКПО 51459220, ОГРН 1027401512159, ИНН 7427005853, КПП 740701001
Методическая разработка
Архивный урок-игра
«Фронтовая посылка»
Подготовила: учитель истории и обществознания
МКОУ «Брединская СОШ № 4»
Станскова Екатерина Алексеевна
п.Маяк
Цель учебного занятия - конкретизация представлений обучающихся о народной помощи бойцам Красной армии в годы Великой Отечественной войны на примере рядовых жителей Челябинска.
Задачи учебного занятия - достижение образовательных результатов:
- личностный результат - патриотическое воспитание обучающихся;
- метапредметный результат - формирование и развитие у обучающихся. Умения систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- предметный результат - развитие способности применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
Тип занятия: занятие по получению новых знаний.
Вид учебного занятия: урок - игра
Оборудование и средства обучения:
- Тексты стихотворения Сергея Михалкова «Посылка»;
- Деревянный ящик для посылок: предметы, перечисленные в стихотворении С. Михалкова «Посылка»;
- Фотографии, отражающие помощь фронту;
- Перечень предметов и продовольствие, разрешенных к пересылке на фронт.
- Фанерный ящик.
Материалы к занятию
Рассказ учителя:
В Объединенном государственном архиве Челябинской области имеется редкая коллекция документов по истории Великой Отечественной войны. Уникальность ее состоит в том, что в 1942г., когда исход войны еще не был очевидным, ЦК ВКП (б) организовал на местах в регионах комиссии по сбору документов по истории войны. Документы сразу стали собирать и учитывать. В результате получилась коллекция, состоящая из более 1000 дел. В коллекции отложились документы о помощи южноуральцев фронту, о сборе подарков на фронт (посылки), о создании воинских формирований, об ударном труде рабочих на заводах и многое другое.
Знаменитое стихотворение Сергея Михалкова о посылке на фронт, опубликованное в газете «Пионерская правда» в 1941г., в 1943г. было автором переработано и подарено делегатам от Челябинской области, прибывшим на Северо-Западный фронт с подарками.
Рассказ архивиста.
С первых дней войны Южный Урал помогал героическому фронту подарками. Челябинская область шествовала над Северо - Западным фронтом. К праздникам 7 ноября, годовщине Октябрьской революции, Новому году, Дню Красной армии, 8 марта, 1 мая, всё население Южного Урала собирало продукты, необходимые вещи для солдат. Формировались посылки. Могли быть посылки в огромных деревянных ящиках, это коллективные посылки. Могли быть ящики небольшие, это индивидуальные посылки, конкретно какому - ни будь бойцу. В сборе посылок принимали участие все - взрослые и дети. Со всех деревень посылки везли в районный центр, там их просматривали. В клубе, или ещё каком - либо большом помещении делали выставку продуктов или вещей, предназначенных для отправки на фронт. Обычно существовал перечень продуктов и предметов, входящих в посылки бойцам. (Зачитывает перечень). Из районов посылки везли в областной центр - Челябинск. Здесь также устраивали выставку подарков на фронт. Формировали эшелон, могло быть несколько железнодорожных составов из множества вагонов, выбирали делегацию жителей, которая сопровождала эшелон с подарками на фронт. В Государственном архиве Челябинской области есть фотоальбомы, отражающие выставки подарков, погрузку подарков в вагоны и делегации жителей Южного Урала. Давайте рассмотрим эти фотографии. (Обучающиеся рассматривают фотографии).
9 февраля 1943 года на фронт ушел седьмой эшелон с посылками. Он был самым большим - состоял из 113 вагонов, в которых было почти 250 тысяч ящиков с подарками. Жители Челябинской области, 22 делегата, ехали к бойцам на Северо-Западный фронт, чтобы поздравить их с Днем Красной армии (23 февраля) и Международным женским днем 8 Марта, ведь на фронте воевали и мужчины, и женщины. В это время на Северо - Западном фронте работал военным корреспондентом известный поэт Сергей Михалков. Все дети страны знали и любили его стихи, особенно «Дядю Степу»:
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча.
Уважали дядю Степу
За такую высоту.
Шел с работы дядя Степа -
Было видно за версту
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
Стихотворение «Посылка», написанное в самом начале войны, стало известно всем. Новый вариант стихотворения «Посылка» Михалков, скорее всего, написал по памяти, изменив кое-какие четверостишия и добавив новые. Это стихотворение родилось заново во время встречи военного корреспондента с южноуральцами, когда они приехали с подарками на фронт. Поэта поразили твердый характер и щедрая душа уральцев.
Практическая часть
- Прочитайте оба варианта стихотворения «Посылка». Найдите отличия. Какой вариант стихотворения вам понравился больше и почему?
- Берем почтовую посылку и рассматриваем, что в ней находится. Учитель объясняет непонятные предметы, такие, например, как опасная бритва, нательная фуфайка, кисет, портянки.
- Один из обучающихся читает снова стихотворение «Посылка», а другой (-другие) обучающийся (-еся) подает (-ют) предметы, перечисленные в стихотворении, третий обучающийся все аккуратно складывает в фанерный почтовый ящик. Всё должно быть сложено до последнего четверостишия:
Отправляется посылка,
Очень важная посылка,
Из Челябинска посылка
Неизвестному бойцу!
Заключительное слово архивиста.
Всего за время войны жители Челябинской области собрали и отправили бойцам на фронт 18 эшелонов с подарками. Это 613 вагонов!
Приложение 1.
С.Михалков.
Посылка
Две нательные фуфайки,
На портянки - серой байки,
Чтоб ногам стоять в тепле
На снегу и на земле.
Меховые рукавицы,
Чтоб не страшен был мороз.
Чтоб с друзьями поделиться -
Десять пачек папирос.
Чтобы тело чисто было
После долгого пути,
Два куска простого мыла -
Лучше мыла не найти!
Земляничное варенье
Своего приготовленья -
Наварили мы его,
Будто знали для кого!
Все, что нужно для бритья,
Если бритва есть своя.
Было б время да вода -
Будешь выбритым всегда.
Нитки, ножницы, иголка -
Если что-нибудь порвешь,
Сядешь где-нибудь под ёлкой
И спокойно все зашьёшь.
Острый ножик перочинный -
Колбасу и сало режь!
Банка каши со свининой -
Открывай её и ешь!
Всё завязано, зашито,
Крышка к ящику прибита -
Дело близится к концу.
Отправляется посылка,
Очень важная посылка,
Пионерская посылка
Неизвестному бойцу!
1941г.
Приложение 2.
С.Михалков.
Посылка
Шерстяные рукавицы,
Чтоб не страшен был мороз.
Чтоб с друзьями поделиться -
Десять пачек папирос.
Чтобы тело чисто было
После долгого пути,
Два куска простого мыла -
Лучше мыла не найти!
Земляничное варенье
Своего приготовленья -
Наварили мы его,
Будто знали для кого!
Две нательные фуфайки,
На портянки - серой байки,
Чтоб ногам стоять в тепле
На снегу и на земле.
Два мохнатых полотенца,
Чтобы в смену их стирать
После боя, после немца
Сухо руки вытирать!
Все, что нужно для бритья,
Если бритва есть своя.
Было б время и вода -
Будешь выбритым всегда.
Нитки, ножницы, иголка -
Если что-нибудь порвешь,
Сядешь где-нибудь под ёлкой
И спокойно всё пришьешь.
Острый ножик перочинный -
Колбасу и сало режь!
Банка каши со свининой -
Открывай её и ешь!
В аккуратной упаковке,
Чтобы выпить в добрый час,
Две пшеничных поллитровки -
Вспоминайте, братцы нас!
Все завязано, зашито,
Крышка к ящику прибита -
Дело близится к концу.
Отправляется посылка,
Очень важная посылка,
Из Челябинска посылка
Неизвестному бойцу!
1943г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока по СБО. 9 класс. Раздел: «Средства связи». Тема урока: «Посылки».
Знакомим учеников с правилами оформления и отправления посылок. Даём представление о разнообразии посыочных отправлений....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...