Конспект урока "Древний Рим"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Ольга Леонидовна Рогожкина

Конспект урока истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istorii_5_klass_drevniy_rim.docx232.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории в 5 классе "Возникновение Древнего Рима"

Разработала урок

учитель истории

Рогожкина О.Л.

Цель урока:

-способствовать формированию представлений о местоположении и природных условиях Италии, образе жизни римлян;

- создать условия для ознакомления с устройством римского общества, управлением в древнем Риме;

-содействовать развитию умения работать с картой, текстом учебника.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-исследование (изучение и первичное закрепление новых знаний) Планируемые результаты:

Предметные:

Сравнивать природные условия Греции и Рима. общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Сформировать историко-географический образ, включая представление о территории и границах Древнего Рима, его географических особенностях.

Метапредметные:

Познавательные

Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия. Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика.

Выделять главное. Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы. Выявлять причинно-следственные связи. Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат, диктатор, легион. Характеризовать верования древних жителей Италии.

Регулятивные:

Планирование последовательности действий

Определять цель – проблему. Выдвигать версии. Планировать деятельность. Работать по плану. Оценивать степень и способы достижения цели

Коммуникативные:

Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи

Личностные:

Формирование уважительного отношения к другому народу, его культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям;

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Выступать перед одноклассниками, представляя результаты своей познавательной и творческой деятельности

Основные понятия, термины: Местоположение и природа Апеннинского полуострова, население Древней Италии, этруски. Легенда об основании Рима. Патриции, плебеи, весталка, плебс, ликтор, сенат, народное собрание, царь. Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромкул, Рем, Тарквиний Гордый.

Понятия:

Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.
Патриции – потомки основателей Рима.

Дата: 753 год до н. э. – основание Рима

Образовательные ресурсы:

Карта «Древний Рим». Схема «Управление в Древнем Риме царского периода».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Активизация познавательной деятельности учащихся

I. Оргмомент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости.

Приветствуют учителя, гостей. Подготавливают рабочее место.

Актуализация знаний:

(может быть лишнее?)

На уроках истории в этом году мы с вами познакомились с историей разных стран.

Смотрим на экран: перед вами будут появляться исторические памятники, предметы вы должны вспомнить, в какой стране мы с ними познакомились.. (Египет, Двуречье, Вавилон, Финикия, Персия, Индия, Китай, Греция (Афины, Спарта)

Разгадывает какая страна по памятнику

II. Мотивация
к учебной
деятельности

Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную вам до этого урока. А чтобы узнать, как она называется, вы должны пройти испытание – отгадать ребус (дети отгадывают ребус и ставят цели на урок).

Ответ: Древний Рим

Ребята, что вы слышали об этой стране?

Ответ:

В наши дни Рим - это столица государства Италии. В древности Римом назывался и город, и государство.

А сегодня мы отправимся в Древнейший Рим это 1 урок большой темы.

История этой цивилизации завершает курс истории Древнего Мира.

Учащиеся разгадывают ребус

Выдвигают версии

III. Постановка целей и задач урока

С чего мы начинаем знакомство с историей нового для нас государства?

(Вывожу на доску)

План урока

1. Географическое положение

2. Природно-климатические условия

3. Занятия жителей
4. Легенда о возникновении Рима

5. Государственное управление

Все верно, своими ответами вы составили план нашего исследования.

1. Итак, сегодня на уроке мы определим местоположение Рима, познакомимся с легендой о возникновении города, узнаем о природных условиях и занятиях жителей древней Италии,

рассмотрим строение древнеримского общества.

Создание кластера с определением основных вопросов темы:

-РИМ

-природа, климат

-версии происхожд. Рима

-кто проживал

-управление

- определить географическое положение и природные условия,

- чем местные жители занимались,

Мы сегодня с вами будем выполнять задания на рабочих листах, подпишите их, запишите число и тему нашего урока: «Древнейший Рим»

Посмотрите на задания, какой вопрос я хочу вам задать

Обратите внимание на 1 задание

Подписывают рабочие листы.

Записывают число и тему урока

Проблемный вопрос

Проблемный вопрос: Чем отличается Рим от Греции?

IV. Изучение нового материала.

Рассказ учителя

1. Географическое положение

2. Природно-климатические условия

3. Занятия жителей

Заполняют таблицу в рабочем листе

- Давайте вспомним, какой источник мы используем при изучении географического положения страны? (карту)
- Итак, Рим – один из древнейших городов Европы.


- А кто нам покажет путь из Греции в Рим.

Один из учеников показывает путь

Верно, если мы из Греции сядем на корабль поплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы - в Рим.

Остальные показывают путь на карте.
( работа с картой в учебниках на с. 151)


Апеннинский п-ов с древних времен называют Италией.

Ребята посмотрите на полу-ов. Скажите на что он похож

Ответ: на сапог

Верно п-ов похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский п-ов омывается морями Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

- С историей какого полуострова мы с вами познакомились на предыдущих уроках?

(Балканский п-ов)

- Какое государство на нём находится

Ответ: Древняя Греция

Заполняем таблицу

Через Апеннинский п-ов тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

- Вспомните, чем занимались греки? (выращивали оливки, виноград, разводили овец), мореплавание, ремесло.

сделаем вывод:

Греция Рим

На Балканском пол-ове

На Апеннинском пол-ове

Климат жаркий

Климат тёплый, благодатный

Омывается Эгейским и Ионическим морями

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

Горы Олимп

Горы Альпы

Рельеф горный, мало равнинных мест

Рельеф - долины, равнины, холмистые местности

Выращивали виноград и оливки, коз и овец, занимались ремеслом, торговлей.

Занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов

Вывод:??

-

Учащиеся показывают по карте в атласах путь из Греции в Рим

Слушают, следят по карте, показывают путь из Греции в Рим у доски, заполняют таблицу

Физкультминутка

Я вам показываю символы определённой страны, ваша задача:

Если Египет, то руки делаем как пирамида;

Индия-руки вверх;

Китай-наклоны головы;

Греция- приседаем

Пирамида, Будда, Конфуций, марафонская битва, Китайская стена, Мемфис, Нил, Афины, Олимп, Амон-Ра, Зевс…

Выполняют упражнения

4. Легенда о возникновении Рима

Игра «Реконструкция легенды об основании Рима»

Читают материал учебника пункт 2, 1 абзац стр. 216-217

Работа с Лентой времени

Дома вы познакомилась с легендой об основании Рима.

Обратимся к ней. На доске представлен набор фраз, повторяющих сюжетную линию легенды, но последовательность перепутана, ваша задача состоит в том, чтобы вы по очереди исправили и правильно воспроизвели сюжет легенды.

Кто знает продолжение, поднимаете руку и выходите к доске, расставляя правильно, можно дополнить предложение

1. Амулий приказал слугам выбросить близнецов в Тибр

#1042;олчица вскормила близнецов

#1055;астух нашел детей и принес их домой

#1044;етей назвали Ромулом и Ремом

#1041;лизнецы выросли и расправились с Амулием

6. В ссоре Ромул убил Рема

#1056;омул основал город на Палатинском холме и назвал его Римом

#1056;омул стал первым царем Рима

Работа на раб. листах: Выписать в тетрадь основные понятия: Марс, Веста, Весталка, ликторы)
Марс – бог войны.
Веста – богиня семьи и хранительница очага.
Весталка – жрица богини Весты.
Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

- И так, что мы услышали в легенде, есть ли в ней правда?

Для этого обратимся к материалу учебника

(читаем пункт 2, 1 абзац стр.216-217)

Подтвердим фактами

#1053;аучное обоснование:

Задание: Есть ли здесь конкретные факты, подтверждающие легенду

Благодаря археологии, по данным раскопок, мы узнали, что на левом берегу Тибра был основан город Рим (событие к 753 г. до н. э.)

#1056;абота с Лентой времени
(давайте проведем минутку математики.)
Дана задача. Условия задачи таковы:

Сейчас 2023г. Рим основан в 753 году до н. э.
Сколько лет сейчас Риму?
На ленте времени необходимо отметить правильно года и посчитать:

Ответ: 2023 +753 = 2776 (лет) г. Риму;

Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах.

Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий. На Авентине, где, по преданию, был похоронен Рем, селился простой народ.

Работа с текстом с 214-216

Задание:

Ребятам предлагается набор фраз, высказываний, повторяющих сюжетную линию легенды, их задача состоит в том, чтобы правильно воспроизвести сюжет легенды.

Задание: дописать в рабочий лист основные понятия: Марс, Веста, Весталка, ликторы)

Не забываем себя оценивать, ставить плюс

Работа с лентой времени

5. Государственное управление

Сценка

Отвечают на вопросы

Заполняют рабочие лисы

Патриции - древнейшие жители Рима

Плебеи- переселенцы из других областей Италии.

Анализ текста учебника на с. 218, заполнение схемы

«Управление в древнем Риме»

1 Так же, как и в Афинах, социальная структура римского общества была неоднородной. Вы помните, что коренные жители Афин назывались гражданами.

Сценка. Кто главные герои в представленном ролевом сюжете

Диалог Публия и Луция

(Встретились 2 мальчика – подростка у ручья)

ПУБЛИЙ : Посторонись простолюдин! Я из древнего, знатного рода Ливиев! Мы, патриции, - коренные жители Рима!

ЛУЦИЙ : Да, это так, но без нас переселенцев, плебеев, вы не смогли бы развиваться и защищать свои границы. Мой отец – ремесленник, а старший брат несет военную службу!

ПУБЛИЙ: Несчастные чужеземцы, - несите свой крест! И не переходите дорогу хозяевам этой земли, почитающих своих предков!

Какие слои населения жили в Древнем Риме?

Ответ (плебеи, патриции)

В рабочем листе напишите определение слов

Словарная работа Найдите в тексте определение новым понятиям: патриции, плебеи.

Патриции - древнейшие жители Рима

Плебеи- переселенцы из других областей Италии.

Вспомните, могли ли переселенцы принимать участие в управлении Афинами? (нет)

А как вы думаете, плебеи могли участвовать в управлении Римом? (тоже нет).

А я думаю, что плебеи могли участвовать!

А так или нет и какая система управления существовала, мы с вами познакомимся с материалом учебника на стр. 218, последние 2 абзаца.

Как вы считаете мое предположение было правильным?

Ответ: нет, плебеи не участвовали в управление, т.к. они являлись переселенцами.

1. Кому принадлежала высшая власть?

2. Как звали последнего из царей Рима?

3. Какими вопросами занималось народное собрание?

4. Почему римляне изгнали царя?

5. Как будет называться форма правления в Риме?

#1043;де появилось это слово и что оно означает?

Сцена

Отвечают на вопросы

Пишут определения слов «плебеи, патриции»

Обращаются к тексту с. 218

Составляют схему

«Государственное управление»

V. Итоговое закрепление

Проблемный вопрос: Чем отличается Рим от Греции?

Игра «Верю», «Не верю»:

Вывод по проблемному заданию:

-Наше сегодняшнее исследование подходит к концу. В начале урока вы предложили план нашей работы.

-Сейчас у нас есть вся необходимая информация, чтобы ответить на проблемный вопрос.

Проблемный вопрос: Чем отличается Рим от Греции?

Ответ: географическое расположение, климат, основание города, год основания Рима, состав населения, управление в древнем Риме…

Проверим как вы усвоили материал

Игра «Верю», «Не верю»:

1. Патриции - древнейшие жители Рима (+)

2. На территории Апеннинского п-ва суровый, холодный климат (-)

4. Ромул и Рэм, согласно мифу – сыновья бога Марса (+)

5. Рим возник на холмах, около реки Тибр (+)

6. 754г. до н.э.- основание Рима (-)

7. Высшая власть принадлежала царю (-)

VI. Рефлексия

Учащиеся самостоятельно подводят итог своей деятельности: что удалось и что не удалось? что было сложно и почему?

Учащиеся самостоятельно подводят итог своей деятельности: что удалось и что не удалось? что было сложно и почему?

Выставление оценок.

Учащиеся самостоятельно подводят итог своей деятельности: что удалось и что не удалось? что было сложно и почему?

VII. Домашнее задание

Параграфа 44, учить новые слова.

Ответить на вопросы после параграфа

Задание на выбор:

Составить кроссворд (10 слов)

Написать рассказ по теме: «Один день в Древнем Риме»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...