урок "Битва за Кавказ"
методическая разработка по истории (10 класс)

Оксимец Наталия Сергеевна

Конкурсный материал «Лучший учитель истории Ставрополья—2024»  Конспект урока по теме «Битва за Кавказ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bitva_za_kavkaz.docx33.33 КБ
Файл statya_1_ognennyy_rubezh.docx109.24 КБ
Файл statya_1_prervanie_sudby.docx131 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок истории Ставрополья «Битва за Кавказ»

10 класс

Учитель: Оксимец Наталия Сергеевна

Пояснительная записка.

Изучая "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны", я выделяю в отдельный урок тему "Битва за Кавказ" и провожу его используя краеведческий материал. Битва за Кавказ является составной частью военной кампании второй половины 1942 года на юге нашей страны. В учебниках по истории Ставрополья подробно излагается материал битве за Кавказ. Битва за Кавказ, приковавшая к себе значительные силы гитлеровских армий, способствовало успешному развитию Сталинградской операции. Она имеет важное военно-политическое и стратегическое значение, в результате упорных, кровопролитных боев на Кавказе враг был остановлен на пути к грозненской и бакинской нефти. Большой вклад в победу над врагом внесли жители Ставрополья. В основу содержания урока положен материал о боевых действиях на территории Ставропольского края. Изучение учебной темы на основе краеведческого материала способствует развитию патриотизма, гражданского долга, чувства ответственности за мир и спокойствие в регионе.

Цель урока.

  1. Раскрыть стратегические цели немецкого командования по овладению Кавказом. На конкретном краеведческом материале показать итоги военных действий на Кавказе летом - зимой 1942- 1942 гг.
  2. Продолжить развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, сопоставлять и анализировать факты, аргументировать свои суждения.
  3. Способствовать формированию личностного восприятия исторических фактов.
  4.  Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, национальной гордости славным боевым прошлым советских воинов.

Основные знания: этапы битвы за Кавказ; план "Эдельвейс"; причины отступления Красной Армии на юге; содержание приказа наркома обороны № 227 от 28 июля 1942 г.; оккупационный режим; ход боевых действий на Кавказе. 
Оборудование урока: карта "Битва за Кавказ", презентация, учебник История Ставрополья 10 класс.

Ход урока

 (При входе в аудиторию  ребятам предлагают выбрать георгиевскую ленту (на выбор двух видов). Дети рассаживаются по своим местам.

Здравствуйте ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Оксимец Наталия Сергеевна и я преподаю историю и обществознание в школе № 8 села Русского и сегодня у нас урок истории Ставрополья. При входе в класс вам были предложены ленты двух видов, по принципу выбора ленты вы самостоятельно разделились на две рабочие группы. И я уверенна, вы прекрасно знаете, что  символизируют эти ленты?  (Георгиевская лента символизирует подвиг советских солдат и напоминает о великой победе над фашизмом. Георгиевская лента была учреждена Екатериной II в 1769 году во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Она использовалась для поощрения верности, храбрости и благоразумия во благо Российской империи.)

Действительно, эта лента черно-оранжевого цвета является одним из наиболее  узнаваемых  атрибутов Дня Победы в Великой Отечественной войне. Весной 2005 года на улицах российских городов впервые массово появилась «Георгиевская ленточка» в рамках интернет-проекта «Наша Победа» и вот уже почти 20 лет  она является неотъемлемой частью одного из наиболее уважаемых праздников в нашей стране.  

И как вы уже догадались, говорить мы будем о ВОВ, но о каком именно ее трагическом  периоде? Ответить на этот вопрос вам поможет видеофайл. Посмотрите пожалуйста на экран. Как думаете, о чем будем сегодня говорить? Ребята, какая тема нашего урока? - «Битва за Кавказ». 

Сегодня поговорим о событиях битвы за Кавказ, которые стали одним из ключевых моментов Великой Отечественной войны и сыграли важнейшую роль в  дальнейшей судьбе нашей малой Родины-Ставрополья.

А пока скажите, пожалуйста, интересуетесь ли вы новостями? Откуда сегодня вы узнаете новости?(интернет, телевидение). Как вы думаете, а откуда узнавали новости и сводки с фронта, в том числе наши земляки в годы ВОВ? (радио, газеты). А кто знает какие-нибудь периодические издания Ставрополя? Наверное, одной из наиболее популярных газет является «Ставропольская правда». А знаете ли вы, что она ведет свой отчет с 31 июля 1917 года и в этом году отметила своё 107-летие? С начала создания у газеты были разные названия. Первое, пожалуй, самое романтичное – «Заря свободы». В январе 1943 года освобожденный край переименован из Орджоникидзевского в Ставропольский, а газета, стала «Ставропольской правдой». 

В годы Великой Отечественной войны газеты не переставали выходить - на фронте и в оккупации. О чем же писали в то время?(сводки с фронта, о героях и т.д.) Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли сотрудников  редакции газеты и вместе с моей помощью в течение урока подготовить свой первый выпуск краевой газеты о тех событиях. Для этого у каждой группы есть чистая заготовка  первой полосы будущей газеты. У группы № 1 это, газета 1943 года «Заря свободы», а у группы № 2 это будет газета 2024 года «Ставропольская правда». Что же вам нужно сегодня  узнать для работы над своим выпуском газеты? (Формулируют задачи урока).

Как известно, немецко-фашистские войска предприняли наступление на южном направлении летом 1942 года. Причин для этого было не мало. Прочтите пожалуйста, отрывок из послания Гитлера японскому послу. (приложение № 1 отрывок документа)

Проблемное задание. Гитлер - японскому послу (январь 1942 г.):

"Советы уже в следующее лето будут разгромлены… Я, намереваюсь пока в центре фронта не проводить наступательных операций. Моей целью будет наступление на юге. Я решил, как только улучшится погода, предпринять удар в направлении Кавказа. Это направление - важнейшее". 

Давайте выясним причины наступления немецкой армии на южные рубежи нашей страны. И чтобы правильно их сформулировать предлагаю воспользоваться учебником. Откройте пожалуйста в учебнике стр.74-75 , §8 «Битва за Кавказ», прочитайте первый пункт «Планы германского командования» и попробуйте сформулировать причины, согласно которым Гитлер считал южное направление наиболее важным. (Две причины геополитические:— открыть путь на Ближний и Средний Восток( Персия, Афганистан) и Индии.  -ускорить вступление в войну Японии и Турции. Вторая и третья — стратегические. Кубань и Ставрополье должны были обеспечить немецкую армию провизией. Майкоп, Грозный, Баку — нефтью. Война моторов требовала топлива, а Баку на тот момент обеспечивала нашу армию горючим на 75%.                                                                                                .                  

Чтобы представить себе, насколько богат нефтью Кавказ, нужно отметить, что во всем восточном полушарии нет более богатых источников нефти, чем Кавказ и Закавказье. СССР в ту пору был вторым государством мира по добыче нефти,  88% которой добывалось именно на Кавказе и в Закавказье. Для Советского же Союза Кавказ был одной из приоритетных задач в плане защиты еще и потому, что к тому времени были потеряны такие важные источники продовольствия как Белоруссия, Крым и Украина.  

Таким образом, борьба за Кавказ имела для нашей Родины жизненно важное значение, а сама борьба приняла крайне ожесточённый характер. Враг приложил все усилия, чтобы захватить этот богатый район. План по захвату Кавказа носил кодовое название «Эдельвейс». Замысел врага состоял в том, чтобы окружить, а затем уничтожить советские войска южнее Ростова и овладеть Северным Кавказом. Подробно вы можете это увидеть  приложении № 2( план немецко-фашистского командования по захвату Кавказа). Выход немецких войск в Закавказье имел бы для Германии большое значение, так как давал возможность установить связь с турецкой армией, готовящейся к войне против Советского Союза.

Битва за Кавказ началась 25 июля 1942 г. и продолжалась до 9 октября 1943г. и длилась 442 дня.  Она стала одним из крупнейших событий Великой Отечественной войны. Военные историки выделяют в ней два периода.

 Первый период проходил с  июля  по декабрь 1942 года. Для характеристики первого периода поработаем с таблицей (приложение № 3_ таблица "Соотношение сил сторон к началу битвы за Кавказ».

Силы и средства

Советские войска

Войска противника

Соотношение

Люди

112 тыс. чел

167 тыс. чел

1:1,5

Орудия и минометы

2,1 тыс.

4,5 тыс.

1:2,1

Танки

121

1130

1:9,9

Самолеты

130

1000

1:7,7

Задание: Проанализируйте приведенные в таблице данные и сделайте выводы о характере первого этапа битвы за Кавказ. (Вывод. Преимущество явно на стороне Германии. Первый  этап характеризовался оборонительными действиями советских войск)

Используя своё преимущество, особенно в механизированных соединениях, германское командование бросило силы в наступление, рассекая войска Красной армии и угрожая тыловым районам. К тому же местность, по которой наступали гитлеровцы, благоприятствовала им. Это была ровная степь, где почти не имелось естественных препятствий. Немецко-румынские войска, понеся большие потери, сумели выйти к предгорьям Главного Кавказского хребта и к реке Терек. Как же эти события повлияли на наше родное Ставрополье? В августе почти вся территория Северного Кавказа была оккупирована.

Сейчас я предлагаю вам поработать с текстом вашей первой статьи. Группа «Заря свободы» для  работы над своей статьей будет использовать сводку Информбюро о боях в Ставропольском крае и отмечает на своей карте красной звездой места боев, перечисленных в статье. Карту и статью размещаете в вашей газете. В помощь вам сводка информбюро от августа 1942 года)

«Первого августа на участке Донской группы войск СКФ наши войска вели тяжелые кровопролитные бои с превосходящими силами немецко-фашистских захватчиков, - сообщалось в сводке советского Информбюро, - противник потеснил наши войска на Сальском направлении, развивая наступление на Ворошиловск (Ставрополь)". 3 августа город был подвергнут интенсивной бомбежке и фактически без боя был сдан. 5 августа немецкие войска овладели Невинномысском; с 9 по 12 августа захватили города Кавминводской группы, 16 августа оккупировали станицу Курскую и большую часть района( на слайде эта информация).

Аналогичный принцип работы у ваших коллег из «Ставропольской правды». Вы работаете с наброском статьи повествующей о массовом геноциде еврейского народа на территории Ставропольского края. В помощь вам информация из учебника (стр.82-83). Вы так же заполняете пропуски в статье и отмечаете на карте Ставропольского края места массового уничтожения евреев. Карту и статью также размещаете на первой полосе вашей газеты.

А тем временем танковые армии прорвали оборону советских войск, в которых сложилось критическое положение. Отступление проходило в условиях 40 градусной жары. Нависла грозная опасность жестокого поражения советских войск, а вместе с тем  и всего Советского государства. Лишь в ноябре 1942 г. на фронте произошли существенные изменения. Ребята для того чтобы охарактеризовать второй период вам необходимо ознакомиться с текстом приказа №  227 от 28 июля 1942 г. Изданного в самый разгар еще одного грандиозного сражения - Битва за Сталинград (фрагмент)(Приложение № 5).

Работа с документом: Знакомство с приказом № 227 от 28 июля 1942 г. изданным Верховным Главнокомандующим под названием: "Ни шагу назад". ( Вывод: Главными причинами отступления наших войск объявлялись трусость, паникерство и отсутствие дисциплины. Согласно приказу создавались заградительные отряды и указание  «обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов» , виновных же в отступлении без приказа отправляли в специально создаваемые штрафные роты и батальоны  «чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной» ( цитата из приказа) .

Приказ № 227 содержал не только моральный призыв к дисциплине и стойкости. Война требовала суровых, даже жестоких мер. Как думаете, какую роль сыграл это приказ в исходе битвы за Кавказ? (Существуют разные оценки этого приказа. Одни считают, что он сыграл большую положительную роль в моральном плане и в смысле требований военного устава. Мнение других: приказ слишком суров, жесток, рассчитан на страх перед неминуемой карой, а в моральном плане его роль нельзя оценить положительно. Наверно в то время он был необходим, так как призыв звучал «Ни шагу назад – за нами Москва».)

В результате неимоверных усилий и самоотверженности личного состава произошел коренной перелом – советские войска перешли от обороны к наступлению. И как мы назовем  второй этап битвы за Кавказ?(наступательный). Красная Армия смогла выдержать мощный натиск и остановить наступление противника. Соотношение сил на Кавказе постепенно стало меняться в пользу Красной Армии. Успеху этого наступления способствовало и то, что в результате окружения немецких войск под Сталинградом для Гитлера возникла угроза полного окружения его войск на Северном Кавказе.   Немецкие войска понесли большие потери в людях, технике, были измотаны боями, частично утратив наступательную мощь. Невероятными усилиями враг был остановлен, частично разгромлен и начал отступать. В результате 10-11 января были освобождены Кавказские Минеральные Воды, 21 января –Ставрополь, 29 января полностью был очищен от немецких войск Ставропольский край. Партизанские отряды освободили 47 населенных пунктов. В феврале 1943 года группы советских альпинистов совершили восхождение на обе вершины Эльбруса, очистили их от нацистских знамен и знаков и установили советские флаги.

Дорогой ценой досталась победа: за 5 месяцев оккупации и при освобождение Ставрополья погибло около 75 тыс. солдат и офицеров Красной армии, уничтожено около 32 тыс. мирных жителей. Но великая победа состоит из судеб обычных людей, которые нечеловеческими усилиями ковали ее день за днем. Героизм наших земляков, ушедших на фронт, был отмечен в самом начале войны. Ставропольцы принимали участие во всех решающих битвах Великой Отечественной войны, начиная с Брестской крепости и заканчивая битвой за Берлин. За ратные подвиги более 214 тыс. воинов ставропольцев были награждены боевыми орденами и медалями. Ставрополье внесло свой вклад в великую Победу. Орденами и медалями награждены 220 тыс. воинов, из них 235 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Полными кавалерами ордена Славы стали 50 человек.   

  Я предлагаю вашу вторую статью посвятить нашим землякам-героям, отличившимся в годы ВОВ. Группа «Заря свободы», готовит статью о Бершанской Евдокии Давыдовне, и группа «Ставропольская правда» готовит статью о Николае Ивановиче Гунько. Для работы над статьей используете  информацию из учебника, параграф «Ставропольцы на фронтах ВОВ», стр.100-103 .

Ну что же, работа над вашем первым выпуском газет завершена. И я попрошу каждую команду вместе кратко презентовать всем  вашу газету и обобщить наш сегодняшний урок.

Битва за Кавказ-это страница мужества. Титанического труда, преданности, любви к Родине, отваги и самопожертвования. Медаль «За оборону Кавказа» получили более 800 тысяч человек. Государственной Думой РФ по инициативе ставропольских парламентариев, историков, краеведов, поисковиков, поддержанной парламентариями Северного Кавказа, установлен новый День воинской славы России:  9 октября – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Битве за Кавказ. В 2020 г. постановлениями губернатора Ставропольского края ряду населенных пунктов Ставрополья, связанных с событиями военной истории Отечества, были присвоены почетные звания.

События Великой Отечественной войны остались в далёком прошлом, и тех, кто погиб на её фронтах уже не вернуть. Однако память об их подвиге продолжает жить в названиях улиц, мемориалов и памятников архитектуры любого населённого пункта нашей страны, в том числе родного Ставрополья. Какие истории участников Великой Отечественной войны хранят названия улиц Ставрополя? К следующему уроку «Ставропольцы на фронтах ВОВ», вашим домашним заданием будет подготовит сообщение о подвигах и мужестве героев, чьи имена увековечены в названиях улиц города.

И наша важнейшая задача сегодня – свято беречь эту память, передавать её потомкам и гордиться историческим прошлым своей Родины. Война ушла в историю, но не ушла из истории.



Предварительный просмотр:

Огненный рубеж

На территории Ставропольского края проходила битва за Кавказ, ставшая одной из самых продолжительных в Великой Отечественной войне. Она продолжалась в течение 442 суток (с 25 июля 1942 года по 9 октября 1943 года) и вошла в историю военного искусства как комплекс оборонительных и наступательных операций, проведенных на обширной территории в сложных условиях степной, горной и горно-лесистой местности, на приморских направлениях. Битва проходила одновременно со Сталинградской и Курской битвами, сыграла большую роль в создании и завершении коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

К началу битвы за Кавказ наша армия уступала врагу в живой силе и технике. 2 августа  1942 года передовые части танковых войск противника вошли на Ставрополье. 3 августа немцы вторглись в г. Ворошилвск(ныне г. Ставрополь), В этот день город подвергся атаке с воздуха: немцами было совершено 12 налетов. Во второй половине дня наступление велось танковым подразделением и мотопехотой. В семь часов вечера враг занял город. Несмотря на ожесточенные бои 5 августа немецкие войска оккупировали Невинномысск,уже  на следущий день пал Буденоновск. До Кавминвод грозное дыхание войны донеслось 4 августа. Несмотря на героизм и ожесточенное сопротивление наших войск, 10 августа были заняты Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и Кисловодск. Маленькие, уютные городки содрогались от новых и новых чинимых фашистами зверств, которые начались с первых же дней оккупации. 9 августа не устоял  и также был оккупирован  Георгиевск. 16 августа оккупировали станицу Курскую и большую часть района К 20 августа был оккупирован почти весь Ставропольский край.К 20 августа был оккупирован почти весь Ставропольский край.

С первых дней оккупации проводились массовые расстрелы мирного населения. За пять с половиной месяцев в крае погибло более 32 тысяч человек. К январю 1943 года Красной Армии удалось создать перевес в живой силе и технике в полосах действий Южного и Закавказского фронтов. Территория Ставропольского края освобождена от оккупантов в период с 4 по 25 января 1943 года. Линия фронта на территории края вошла в историю как огненный рубеж. Победа обошлась советским войскам дорогой ценой. Общие потери Красной армии в битве за Кавказ составили более 593 тыс. человек, в том числе безвозвратные — более 276 тыс. Вермахт и его союзники потеряли более 420 тыс. человек. По итогам кровопролитных сражений более 850 тыс. бойцов удостоились медали «За оборону Кавказа» в 1944 году.

C:\Users\natao\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\image001_278.gif

Огненный рубеж

На территории Ставропольского края проходила битва за Кавказ, ставшая одной из самых продолжительных в Великой Отечественной войне. Она продолжалась в течение 442 суток (с 25 июля 1942 года по 9 октября 1943 года) и вошла в историю военного искусства как комплекс оборонительных и наступательных операций, проведенных на обширной территории в сложных условиях степной, горной и горно-лесистой местности, на приморских направлениях. Битва проходила одновременно со Сталинградской и Курской битвами, сыграла большую роль в создании и завершении коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

К началу битвы за Кавказ наша армия уступала врагу в живой силе и технике. 2 августа  1942 года передовые части танковых войск противника вошли на Ставрополье. 3 августа немцы вторглись в г. Ворошилвск(ныне г. ______________), В этот день город подвергся атаке с воздуха: немцами было совершено 12 налетов. Во второй половине дня наступление велось танковым подразделением и мотопехотой. В семь часов вечера враг занял город. Несмотря на ожесточенные бои 5 августа немецкие войска оккупировали _________________, уже  на следущий день пал _________________ . До Кавминвод грозное дыхание войны донеслось 4 августа. Несмотря на героизм и ожесточенное сопротивление наших войск, 10 августа были заняты__________________, _______________ , __________________ и ___________________. Маленькие, уютные городки содрогались от новых и новых чинимых фашистами зверств, которые начались с первых же дней оккупации. 9 августа не устоял  и также был оккупирован  _____________.16 августа оккупировали станицу __________ и большую часть района. К 20 августа был оккупирован почти весь Ставропольский край.

С первых дней оккупации проводились массовые расстрелы мирного населения. За пять с половиной месяцев в крае погибло более 32 тысяч человек. К январю 1943 года Красной Армии удалось создать перевес в живой силе и технике в полосах действий Южного и Закавказского фронтов. Территория Ставропольского края освобождена от оккупантов в период с 4 по 25 января 1943 года. Линия фронта на территории края вошла в историю как огненный рубеж. Победа обошлась советским войскам дорогой ценой. Общие потери Красной армии в битве за Кавказ составили более 593 тыс. человек, в том числе безвозвратные — более 276 тыс. Вермахт и его союзники потеряли более 420 тыс. человек. По итогам кровопролитных сражений более 850 тыс. бойцов удостоились медали «За оборону Кавказа» в 1944 году.



Предварительный просмотр:

«Сломанные судьбы…Прерванные жизни…»

Немецко-фашистские убийцы за короткий срок своего пребывания в Ставропольском крае почти полностью истребили еврейское население, включая стариков, женщин и детей. Этим они вписали еще одну черную страницу в историю своих позорных кровавых злодеяний, которых никогда им не простят ни теперешние, ни будущие поколения человечества.

Истребление евреев началось с первого же дня оккупации края и продолжалось до последней минуты позорного бегства оккупантов. Во всех городах и районах края оно проводилось с потрясающей жестокостью.

Только в четырех крупнейших городах Ставропольского края нацисты уничтожили свыше 11 тысяч евреев . В Ставрополе -4 тыс., в Пятигорске -2,8 тыс., в Ессентуках - почти 2,5 тыс., в Кисловодске-1,8 тыс. Многие еврейские семьи, не выдержав издевательств, покончили жизнь самоубийством. Наиболее массовой была казнь на стекольном заводе в Минеральных Водах 6-9 сентября 1942 года. Она занимает второе место по числу жертв среди мирного населения после Ростова-на-Дону. За три дня были убиты около 7,5 тысячи человек. Убийства евреев нацисты совершили в августе 1942 г. ещё в 12 населённых пунктах края (погибло свыше 2,3 тыс. чел.), в том числе в Георгиевске-1,1 тыс.

В сентябре-октябре карательные акции осуществили ещё в 19 населенных пунктах. В Курском районе фашисты истребили все население 2-х местных колхозов, состоявшее из горских евреев, в количестве 850 человек. По рассказам граждан окружающих сел, колхозникам-евреям было приказано с вещами явиться во двор школы с. Богдановка якобы для того, чтобы отправить их на Украину. Колхозники, не разгадав коварного плана фашистских бандитов, явились. Здесь они были жестоко казнены. Всех расстрелянных бросали в яму, хотя среди них многие были только ранены. Грудных детей бандиты бросали в ямы живыми. Очевидцы рассказывают, что на месте этой казни еще на второй день земля словно дышала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северный Кавказ (Европейский юг России)

Урок в 9 классе по теме:"Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы"....

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Цель урока: изучить  «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...

Презентация по литературе "Декабристы на Кавказе"

Представленный материал может быть полезен для проведения уроков в 7-9 классах....

Кавказ

природа гор России...

Урок географии в 9 классе "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья методом компьютерного моделирования"

Урок географии в 9 классе по теме "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья"  Цель урока: систематизировать знания об экономических районах: Поволжье и Северном КавказеЗадачи:1.Формирование у ...

Литературно-музыкальная композиция "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова)

Кавказ, который Лермонтов чаще всего посещал не по своей воле, был воспет поэтом и в поэзии, и в прозе. Край величественных пейзажей, гордых и отважных людей, место гибели великого поэта......

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...