Мероприятие "Пётр 1"
план-конспект занятия по истории (7 класс)
ММероприятие посвящено 350-летию Петра 1.
Разговор о Петре 1 как личности, но и о том какие люди и события связали Иркутск с Петровской эпохой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_petr_1.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие на тему: «Петр Великий»
Цель: развивать устойчивый познавательный интерес к окружающему миру, сформировать представление о деятельности царя – реформатора Петра – I, воспитывать любовь к Родине;
способствовать развитию УУД -
личностных: формировать положительную учебную мотивацию, гражданскую идентичность;
познавательных: развивать умения выделять и формулировать познавательные цели; развивать умение осознанного чтения с целью получения и использования информации, строить речевые высказывания в устной форме;
регулятивных: развивать умение планировать, следовать предложенной инструкции, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность;
коммуникативных: развивать умение слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение, планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Формируемые УУД:
Предметные: рассказать о истории деятельности выдающего государственного деятеля, первого российского императора Петра I в связи с 350-летием со дня его рождения, в частности в связи с историей нашего региона –Восточной Сибири и Иркутской области; Метапредметные:
познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
коммуникативные —развитие умения слушать и понимать устную речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе— определять цели, функции участников, способы взаимодействия
регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала.
Личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Актуальность: любовь к малой Родине часть патриотического воспитания
На перемене играет музыка Иркутск
-То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Сказал А.С. Пушкин об этом человеке. Кто же он?
- О ком мы сегодня и будем с вами говорить?
-На перемене играла музыка, о чем она была?
-Верно, о нашем городе Иркутске. Как вы думаете почему урок посвящен Петру 1, а песня про Иркутск
-ответы детей
- Петр Великий и наш город – практически ровесники, принадлежат одной эпохе. Сегодня мы не только поговорим о Петре 1 как личности, но и о том какие люди и события связали Иркутск с Петровской эпохой.
-Наше мероприятие посвящается одной из славных страниц Отечества.
В 2022 году наша страна отметила 350-летие со дня рождения Петра I.
В то же время, едва ли найдется у нас в стране хоть кто-то, кому не было бы известно имя Петра Первого-царя, который за время своего правления (1682-1721 гг.) превратил Россию в поистине великую державу.
-Давайте вспомним чем же мы обязаны этому великому человеку.
Перед нашим занятием была проведена большая работа. Мы посетили музей и в прошлом году посвящали уроки Петру 1. У нас работало несколько рабочих групп по подготовке к нашему мероприятию 1 группа-знатоки, 2 группа- исследователи, 3 группа-путешественники. Я думаю каждый в сегоднящнем мероприятии найдет, новое и интересное про жизнь и деятельность Петра 1. Начнем наше занятие.
-Приглашаю к выступлению первую группу,которая расскажет нам несколько интересных фактов о Петре 1. Команда «Знатоки»
1.Император Пётр Великий, заслуживший этот титул благодаря выдающейся роли, которую он сыграл в истории России, родился 30 мая (9 июня) 1672 года. Родителями будущего императора были правивший в те годы царь Алексей Михайлович Романов и его вторая жена Наталья Кирилловна Нарышкина.
2.Пётр 1 царём России стал в 1682 году. А с 1721 года — Великий Пётр — первый Российский Император.
3.Во времена Петра фальшивомонетчики работали на государственных монетных дворах в качестве наказания. Фальшивомонетчиков вычисляли по наличию у него «до одного рубля пяти алтын серебряных денег одной чеканки». В те времена даже государственные монетные дворы не могли выпускать единообразные деньги. А те, у кото они были — стопроцентный фальшивомонетчик. Эту способность преступников — качественно изготавливать единообразные монеты Петр решил использовать во благо государства. Горе-преступника в качестве наказания отправляли на один из монетных дворов, чтобы он там чеканил монеты.
4. Издав в октябре 1696 года свой знаменитый указ «Морским судам быть», он очень быстро убедился в том, что, кроме энтузиазма и денежных вложений, для успеха начатого дела требуются знания в области судостроения и судовождения. Именно по этой причине в составе российского посольства (но инкогнито) он отправился в Голландию, входившую тогда в число ведущих морских держав мира. Там, в небольшом портовом городе Саардаме, Петр 1 прошел курс плотничества и судостроения, вполне резонно рассудив, что прежде чем требовать от других, надо самому постичь секреты ремесла.
5.Многие замечательные вещи никогда бы не появились в России, если бы не Петр 1. Интересные факты связаны с картошкой. Обитатели нашей страны не были знакомы с этим овощем, пока царь не привез его из Голландии в 1700 году. Первые попытки внедрить картошку в качестве повседневной пищи оказались провальными. Крестьяне пытались есть ее в сыром виде, не догадываясь запечь или сварить, и в результате отказывались от этого вкусного и питательного овоща.
6.Одним из направлений деятельности Петра I было создание мощного флота на Азовском море, что в результате удалось ему. Выход к Балтийскому морю специально был построен для развития торговли. Императору удалось завоевать берег Каспийского моря и присоединить Камчатку.
-Сейчас я предлагаю вам выполнить одно небольшое задание. У нас на столах лежат конверты с заданием по прослушанному. Составим с вами небольшую ленту времени. Соотнесем даты и события. Та группа, которая справится первой представим результаты свой работы другим командам.
Выступает 1 команда
- Продолжаем нашу работу, приглашаю к выступлению 2 команду. Команда «Исследователи». Они ответят на наш вопрос о том, как связан Петр 1 и наш город.
Что же связывает столицу Восточной Сибири с такой выдающейся исторической личностью, как Пётр I? На слайдах фотографии с музея)
В Петровскую эпоху Иркутск только начал становиться центром огромной территории
Конечно же, «взор Петра I был далёк от Сибири». Однако есть несколько точек соприкосновения в истории города и самого Петра I.
Реформы и нововведения Петра I отразились также и на жизни, укладе и развитии города Иркутска. Особый интерес вызывает факт об указе о бритье бород и его исполнении в городе. Читаем: «Указ о бритье бороды запомнили и иркутские летописцы, посвятив несколько строк в 1705 году: «Перемена сия многим россиянам показалась необыкновенною и дошла до того, что уже и начинались народные возмущения… И как сего года Иркутск был населен сосланными за известный ученому свету бунт стрельцами, которые были все старообрядцы и раскольники, кои брадобритие считали так, что лучше потерять голову, нежели бороду брить, то и определены были штрафы на неповинующихся». В период правления Петра I, надо отметить, была проведена и первая перепись населения города Иркутска, в «Летописи города Иркутска» Кротова об этом упоминается: «…Ревизия, проведённая при Петре I в силу указов от 26 ноября 1718 года и начала 1719 года, закончилась не ранее 1727».
Сегодня в Иркутске хранится поистине царский подарок Петра I, драгоценная реликвия: Священное писание Нового завета – Евангелие. Император пожаловал священную книгу на 10-летие Знаменского монастыря в 1708 году. Евангелие отпечатали в Москве в 1696 году. На него была наложена собственноручная памятная надпись Петра I.
В иркутских летописях отражено ещё одно значимое для истории города событие, связанное с Петром I. В 1686 году, с присвоением статуса города, горожанам была оказана «царская милость» в виде послания «От царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Великия и Белыя Россий самодержцев…» воеводе Фёдору Головину по поводу церкви во имя Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, которую в Иркутске построили «по указу Великого Государя Алексея Михайловича», отца Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича». Это была действительно царская милость, поскольку в то время цари редко обращались к жителям того или иного города с посланиями.
В период правления Петра I в Иркутске бывали, как принято говорить, и некоторые«птенцы гнезда Петрова». С 19 декабря 1723 г. по 29 февраля 1724 г. в городе пробыл немецкий учёный, доктор медицины Д.Г. Мессершмидт. Он был приглашён на русскую службу Петром I и возглавил первую научную экспедицию для исследования внутренних областей Сибири, которая была организована по указу Петра I от 15 ноября 1718 года. Мессершмидт был отправлен в Сибирь «для изыскания всяких раритетов и аптекарских вещей», а также с целью изучения географии, натуральной истории, медицины, лекарственных растений, эпидемических болезней, описания сибирских народов, филологии, памятников древности и других достопримечательностей. В Иркутск прибыл, совершив перед тем сложный путь от Мангазеи по Нижней Тунгуске до Лены и далее вверх по течению до Верхоленского острога. За несколько месяцев пребывания в Иркутске проводил измерения географической широты, метеорологические наблюдения, занимался исследованиями в окрестностях города, систематизировал собранные коллекции. Побывал на Байкале, дал описание озера, составил карту. С 15 апреля по 23 июня 1725 г. вновь останавливался в Иркутске. Занимался исследованиями в окрестностях города, приводил в порядок коллекции и материалы, собранные в Забайкалье.
Пётр I хорошо знал, что в 1715–1720 годах европейские натуралисты вели между собой оживлённый спор о том, что представлял собою мамонт. Когда до Петра I дошли слухи о находке в Сибири крупных костей, он в 1723 году подписал указ о снаряжении экспедиции. Пётр I приказал собирать кости вымерших зверей для того, чтобы решить учёный спор об их происхождении.
Вот таким образом, по крупицам, в перипетиях исторических фактов складывается картина взаимосвязей, казалось бы, далёкого от столицы города Иркутска и Петра I.
Иркутском связаны и другие имена-легенды, чьи биографии наполнена большим количеством загадок. Один из них – сибирский губернатор князь Гагарин.
-Предлагаю немного поиграть. Викторина Петр 1.
-Приглашаю к выступлению 3 группу. Путешественники. Мы с вами не так давно посетили музей, где узнали много нового и ребята нам расскажут о Великой Северной экспедиции.
Эпоха Петра I в России, это не только время глобальных государственных преобразований и войн, но и эпоха великих географических открытий. Земля русская прирастала войнами на западе и военными походами и географическими экспедициями на востоке. Среди множества дальневосточных и среднеазиатских походов особняком стоит первая северная экспедиция.
23 декабря 1724 года Петр I дает указание Адмиралтейств-коллегии отправить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I согласился с кандидатурой Беринга. 6 января 1725 года, всего за несколько недель до своей смерти, Петр подписал инструкцию для Первой Камчатской экспедиции. Берингу предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля. На этих судах следовало отправиться к берегам «земли, которая идет на норд» и которая, возможно «понеже оной конца не знают», является частью Америки, то есть определить, действительно ли земля, идущая на север, соединяется с Америкой. Первая Камчатская экспедиция продлилась с 1725 по 1730гг.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Благодаря Петру I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе. Петр I – фигура противоречивая, сложная. Он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов. Про Петра первого сказано, что он «открыл окно в Европу».
- А для вас задание, создать синквейн к слову: «Петр I». Правило составления синквейна перед вами. (на доске)
Поделитесь результатами команд.
-Спасибо за работу!
Примерные синквейны
- Петр 1.
Влиятельный, сообразительный.
Оценивает, приказывает, предлагает.
Кардинально поменял жизнь людей.
Царь.
- Петр 1.
Смелый, отважный.
Устанавливает, определяет, направляет.
Принес пользу обществу.
Император.
- Петр 1.
Великий, славный.
Помогает, договаривается, решает.
Провел важные реформы.
Монарх.