«Зарождение Греческой цивилизации».
план-конспект занятия по истории (5 класс)

«Зарождение Греческой цивилизации».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_peredelannyy_urok.docx24.93 КБ
Файл pravleniya_mihaila_fedorovicha_1613-1645gg.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зарождение Греческой цивилизации».
 развивать умение работать с новыми понятиями из области политической сферы, стремление к красоте, опираясь на достижения культуры Древней Греции.
 развивать умение составлять рассказ по плану об условиях жизни древних греков, о возникновении демократии в Афинах, о политическом устройстве Спарты и Афин. развивать умение устанавливать причинно – следственные связи процесса создания империи А. Македонского и ее распада, умение сравнивать общественно – политическое устройство Афин и Спарты.
развивать умение с достаточной полнотой выражать свои мысли по содержанию новых понятий, объяснять причины войн, вклад древних греков в мировую культуру.
Тема урокаДревнейшая Греция. Зарождение Греческой цивилизации.
Тип урока – урок путешествие - изучение нового материала с элементами игры.
Цели урока:
1. 
Изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать их влияние на занятия древних греков;
2. Развивать основные компетенции:
Информационная:
извлечение первичной информации;
первичная обработка информации (систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры;
обработка информации (делает вывод на основе полученной информации).
Коммуникативная:
продуктивная групповая коммуникация;
публичное выступление.
Оборудование:
1. презентация по теме «Зарождение греческой цивилизации».
4. Атлас и контурные карты.

II. Мотивация учебной деятельности.
( звучит греческая музыка)

Слово учителя
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки,
Даже порой удивленье берет
Ну, до чего ж знаменитый народ!
( музыка заканчивается)

  1. Организационный этап
    Взаимное приветствие учителя и учащихся. Создание комфортной, деловой атмосферы.
    Психологический настрой на урок.
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво.
    Тихо сели, спинки прямо.
    Мы начнем урок друзья.
    - Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения
    2. Актуализация знаний
    Ребята, мы с вами познакомились с историей многих государств, существовавших в древнем мире. Они дали миру много выдающихся имен и достижений. Помните ли вы их? Давайте посмотрим, насколько хорошо вы их помните. Игра «Аукцион».
    1лот- Бумага, компас изобретены в какой стране? (Китай)
    2лот- Игра для царей придуманная в Индии? (шахматы)
    3лот- В какой стране изобрели стекло? (Финикия)
    4лот- Как называется место захоронения фараона в Египте? (Пирамида)
    5лот- Как называется страна расположенная между гор Гималаи и океанами? (Индия)
    1закрытый лот – Какие реки протекают в Китае? (Хуанхэ и Янцзы)
    2закрытый лот – Какие реки протекают в Индии? (Инд и Ганг)
    3закрытый лот – Какие реки протекают в Месопотамии? (Тигр и Евфрат)
    4закрытый лот – Одно из 8ми чудес света находящееся в Китае? (Китайская стена)
    5закрытый лот – как звали китайского мудреца? (Конфуций)

    3. Определение темы урока.
    - А сейчас мы отправимся в страну, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! 
    Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.
    О какой стране идет речь? ГРЕЦИЯ.
    Греция – эта небольшая страна дала человечеству очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись, Олимпийские игры.

Греция маленькая страна, но древние греки создали высокую культуру. В русском языке много слов греческого происхождения: школа, география, ботаника, арифметика, история, грамматика, тетрадь, кино.
Многие наши имена так- же пришли из Греции например: Екатерина, Елена, Галина, Марина, Александр и др.
Итак, наша новая тема “Зарождение Греческой цивилизации”.
Подумайте и скажите, какова цель нашего урока, воспользовавшись ключевыми словами.
Сегодня на уроке я хочу узнать … выяснить…
- Как вы думаете, с чего лучше начать наше путешествие, что в первую очередь изучают туристы?
Ответы детей: карту, где расположена, погоду….
-Молодцы!
Для достижения поставленной цели, мы должны познакомиться с географическим положением Греции, природными условиями, занятиями жителей, узнать, где находится остров Крит, кто такие критяне и рассмотреть миф о Тесее и Минотавре. В течение всего урока каждый из вас будет оценивать свою работу по пунктам плана на листах оценивания.
В конце урока вы сможете оценить свою деятельность.
Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками сделала огромный вклад в историю всего человечества.
Начинаем знакомство с Грецией. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же 
называем их греками, а страну – Грецией.
Географическое положение Древней Греции.
Задание: Используя карту и выполняя задания на карточках, определите местоположение Древней Греции.

  1. В какой части света находится Греция?
  2. На каком полуострове находится Греция
  3. Найдите на карте море, омывающее Грецию с запада.
  4. Водами какого моря Греция омывается на востоке?
    Оцените свою работу на данном этапе
    Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове, западнее полуострова Малая Азия, в Средиземноморье. На западе государство омывается Ионическим морем, на востоке-Эгейским.
    Работа с контурной картой: (работа в парах, самопроверка)
  1. Надпишите название полуострова, на котором была расположена Древняя Греция.
  2. Нанесите на контурную карту названия областей Греции.
    Оцените свою работу на данном этапе
    Природные условия Древней Греции.
    А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции. Работая с текстом учебника, стр -132(первый абзац), вы заполняете таблицу, используя карту и ваши знания.

Природные условия

Древняя Греция


Реки

Мелкие пересыхающие речки

Почва

Плохая, горная почва

Море

Омывает всю Грецию Омывает всю Грецию -Ионическое, Эгейское


Горы


Много, непроходимые. Горы покрывают большую часть  Греции


Климат


жаркий

Занятия

Все виды хозяйственной деятельности. Выращивают виноград, оливки, коз, овец, ремесло, рыболовство.


Занятия населения.
Греция – страна гор, морей, быстрых 
горных рек с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в жаркий летний день. Зима в Греции короткая, теплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для хлебопашества, ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, финиковые пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глины.
Каким занятиям населения благоприятствовала природа Греции? Какие природные условия наиболее сильно повлияли на занятия греков?
Ответы учеников.
Сейчас в подтверждении наших с вами первых знаний о Греции я вам расскажу любимую легенду о образовании государства , которой любят делиться сами греки

Когда Бог все роздал: кому леса, кому поля, у него в руках осталась горстка драгоценных камней. Он их бросил через плечо, и получилась Греция. Изумруды стали густыми лесами, сапфиры – лазурными морями, а рубины – потрясающим небом на закате. Греция – это страна удивительной красоты и древнейшей культуры, колыбель цивилизации, родина демократии. Многие достижения греков оказали огромное влияние на последующее развитие человечества
Физкультминутка:
В путешествие мы отправляемся.
Очень быстро встаем, собираемся.
Нужна небольшая разминка
Чтоб в пути не было заминки
По горам быстрее шагаем.
Про Грецию мы много узнаем.
Вот оливки все собираем.
И с земли их подбираем.
На триере мы гребем.
Не отвлекаемся, не отстаем!
А теперь присаживаемся

И дальше в путь по Греции мы отправляемся.
Мифы Древней Греции.
Любая страна интересна нам не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, своими людьми. Память о древнейшей истории греков сохранили мифы. Миф- это фантастическое сказание о богах и героях. Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. 
Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре.

Просмотр видиофильма -миф
– Восстановите последовательность событий и пронумеруйте их.


4


Гибель царя Эгея


2


Решение Тесея отправиться на Крит


3


Поединок Тесее с Минотавром


1


Уплата Афинами дани царю Миносу


– Объясните почему море названо Эгейским? (Царь Эгей бросился с обрыва в это море).

Мы с вами познакомились с историй  основанной  на мифе.

А теперь я вам предлагаю послушать меня и на реальных событиях узнать о самом большом острове Крит.

Крит находится в южной части Эгейского моря, Тут есть горы, плодородные долины, удобные бухты для стоянки морских судов. Люди поселились на острове в III тысячелетие. до н.э Появились первые государства, люди научились изготовлять бронзу. На полях трудились земледельцы. Многочисленные мастерские-ремесленники, гончары, оружейники и ювелиры. Он был расположен на перекрестке торговых путей, торговал со всеми странами Средиземноморье. На Крите были города, дворцы.

Все вышеперечисленные факты развития острова Крит подтверждены археологическими раскопками английского археолога  в 1900г Артура Эванса.

Раскопки заняли 30 лет. Их результат – грандиозный Критский дворец. Сложный и запутанный план дворца позволил Эвансу сравнить его с лабиринтом. В XV в. до н.э. на о. Крит произошла катастрофа. Предполагают, что случилось землетрясение, вызванное извержением вулкана на соседнем острове Фера. Постройки на нем были

разрушены, население спасалось бегством. С этого времени начинается упадок минойской цивилизации.

Вскоре  ослабевший остров заняли  греки-ахейцы.

Ребята вы Внимательно посмотрели миф, из моего рассказа на основании археологических раскопов, изученных документов историками  и подумайте, что сказочного в мифе, а что могло соответствовать исторической действительности?

Ответы ребят_____________

Предлагаю вам ребята, решить задачу:

В 1500году до нашей эры прекратило свое существование цивилизация  о Крита из-за взрыва на острове Фера.

Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня?

РЕШЕНИЕ: 1500+2022=3522 года.

 Молодцы

Наше путешествие сегодня на уроке подходит к концу.
Сегодня на уроке вы показали очень хорошие знания. А сейчас давайте подведем итог.

Итог урока:
Ребятам по очереди предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

-Сегодня я узнал;

-Было интересно

-Было трудно

- Я выполнял задания

-Меня удивило

-Мне захотелось

Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что 
упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы так пригодились!(оценить учащихся)

Домашнее задание: п. 24;  у вас будет задание .Прочитать Миф, выполнить задание.

Рефлекция.

Придумайте ассоциации к каждой букве слова «Греция»

Г – греки

Р – религия

Е – Египет

Ц –царь Эгей

И-Икар, Илиада, Итака

Я-я люблю историю







Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРАВЛЕНИЕ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА 1613-1645гг

Слайд 2

Михаил Федорович Романов

Слайд 3

Родовой герб Романовых. Венец, держава и скипетр Михаила Федоровича

Слайд 4

Мирные переговоры России с Речью Посполитой и Швецией СТРАНА Договор(название) Дата заключения Место заключения Швеция Столбовский мир 1617 Д.Столбово, под Тихвином Речь Посполитая Деулинское перемирие 1618.Деулине близь Троице-Сергиева монастыря Условия договора Швеция отказалась от своих завоеваний в Новгородской земле, сохранов за собой побережье Финского залива с городами Ивангородом, Ямом, К опорьем, Орешком и Корелой . Россия лишилась Смоленска, Чернигова и Северской земли.

Слайд 5

Патриарх Филарет

Слайд 6

Сидение царя Михаила Федоровича с боярами. Художник А.П.Рябушкин.1893г

Слайд 7

На сторожевой границе Московского государства . Художник С.В. Иванов.1907г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МХК 10 КЛАСС "АФИНЫ - ЦЕНТР ГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ"

В презентации представлены иллюстрации и материал по архитектуре афинского Акрополя.Презентация сделанв на основе материалов учебника Даниловой (МХК 10 класс)....

урок по обществознанию в 11 классе Цивилизация эпохи цивилизации

Это 4-й урок по теме «Цивилизация прошлого»;на уроке отрабатывается знания по курсам истории древнего мира и средних веков, умение сопоставлять и анализировать, навыки аналитического мышления; отрабат...

презентация к уроку в 5 классе "Зарождение цивилизации"

Работа на уроке строится на сравнении иллюстраций, выделении изменений. А затем длязакрепленияматериала -работа с текстом учебника....

Зарождение и развитие общинной цивилизации у древних славян и в государстве Киевская Русь.

В современную жизнь возвращается интерес к древней культуре наших далеких предков славян. Люди интересуются происхождением обычаев,терминов, материальных предметов. Сегодня важно переосмыслить многие ...

Тестирование в 5 классе по теме: "Зарождение цивилизации Древней Греции"

Материал предназначен для обучающихся 5 классов общеобразовательных школ.Тестирование в 5 классе по теме: "Зарождение цивилизации Древней Греции" будет полезно преподавателям для работы в 3 четверти к...

"История искусства" (Греческая цивилизация)

Исторический текстовый и иллюстративный материал....

Презентация по теме урока "Зарождение цивилизаций".

Презентация составлена для урока в 5 классе по теме "Зарождение цивилизаций". В начале урока учащиеся сами определяют вопросы, которые их интересуют. Поэтому, цель урока - ответить на постав...