Древняя Русь: общество и государство.
план-конспект урока по истории (6 класс)

Древняя Русь: общество и государство. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_urok_drevnyaya_rus.obshchestvo_i_gosudarstvo.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Древняя Русь: общество и государство.

Класс: 6

Тип урока: комбинированный 

Предметные результаты: Описывать крестьянскую общину Древней Руси, работать с текстом исторического источника – «Правдой Русской», анализировать его, рассказывать о структуре социальных слоев населения Древней Руси;

Метапредметные: умение воспроизводить информацию, давать определение понятий, умение работать в группе.

Личностные результаты: Познавательный интерес к истории России, процессу научного познания; сформировать представление о социальном неравенстве на Руси.

Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основное содержание темы, понятия и термины: волость, посадник, дань, вервь, смерд, закуп, князь, бояре, дружина, вотчина, холоп, огнищанин, тиун, ключник, отроки, гриди.

Образовательные ресурсы: Учебник, проектор, компьютер, презентация к уроку.

 Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

1. Организационный этап :Приветствуют учителя

2. Проверка домашнего задания: § 10, вопросы 1,2, 3, 4 - устно

Дописать исторический портрет Владимира Мономаха.

3.Актуализация знаний. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа с понятиями:

  1. Дружина.
  2. Князь.
  3. Дань.
  4. Усобицы.
  5. Русская Правда.
  6. Вира.

Учащиеся Отвечают на вопросы письменно ( работа в парах, самоконтроль)

Вопросы на актуализацию:

1. Напомните, какие славянские племена входили в группу восточнославянских племён?

ответы учащихся (занятие земледелием, язык, быт, образ жизни)

(единая власть, законы, военные походы, принятие единой религии – православия)

2.  После того как мы с вами вспомнили эти племена скажите пожалуйста какие общие черты имели данные племена до объединения в государство?

3. Как государство способствовало объединению племен восточных славян?

ответы учащихся(единая власть, законы, военные походы, принятие единой религии – православия)

4.  А теперь вспомните, ребята, какие сословия  населяли Средневековую Европу?

ответы учащихся   (феодалы, духовенство, крестьяне, горожане)

4.Изучение новой темы.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы учащихся)

Тема урока: Древняя Русь: общество и государство.

Записываем тему урока.

Работа с учебником, с. 71, параграф 11, п. 1.

Вопросы:

1. Что объединяло племена и народы в Древнерусском государстве?

2.  Каким было устройство Древнерусского государства?

3. Что такое волость?

4. Кто такие посадники?

Физкультминутка

 "Богатыри"

  Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не  ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим, 

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо. И ещё, через левое плечо.

Работа с документом (приложение)

Вопросы к документу

1. Как назевается документ, с фрагментами которого вы познакомились?

2. О каких группах населения Древней Руси в нём говорится? Перечислите их.

3. Что можно сказать на основании документа о положении названных групп населения?

Составление таблицы «Группы населения Древней Руси»

Высшие слои древнерусского общества

Свободное население

Зависимое население

 Князья

Дружина

 Бояре

 Люди:

Земледельцы

Ремесленники

Торговцы

 Смерды

Закупы

Холопы

        

5.Закрепление нового материала.

6 Рефлексия.

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

7. Домашнее задание :

§ 11, вопросы 1,2 – устно;

Подготовиться к историческому диктанту.

Выписать в тетрадь с пункта 2 с. 72 определения понятий: Дань, вервь, смерд, закуп, бояре, вотчина, холоп, огнищанин.

* опережающие дополнительное задание:

-Подготовьте сообщение или презентацию о древнем русском городе (внешний вид, состав населения, его занятия, управление, значение города в обществе). 

-Предлагаемые города: Киев, Новгород, Муром, Полоцк, Ростов, Смоленск, Псков, Чернигов, Переяславль, Ладога.

Приложение:

Прочитайте отрывок из первого древнерусского сборника законов и ответьте на вопросы:

1. Как называется документ, с фрагментами которого вы познакомились?

2. О каких группах населения Древней Руси в нём говорится? Перечислите их.

3. Что можно сказать, на основании документа, о положении названных групп населения?

52. Если закуп убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд.

85. Если смерд умрет (не оставив сыновей), его имущество идет князю; если после него останутся незамужние дочери, то выделить (часть имущества) им; если же дочери замужние, то им не давать части наследства.

86. Если умрет боярин или дружинник, то их имущество не идет князю, но если у них не будет сыновей, то наследство получат их дочери.

102. Холопство (бывает) трёх видов: если кто купит (поступающего в холопы) до полгривны в присутствии свидетелей (сделки) и пошлину (княжескому судье) заплатит перед самим холопом.

103. А второе холопство: кто женится на рабе без договора (с ее владельцем), а если с договором (рядом), то как договорились, так и будет.

104. А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники (господина) без договора с ним, если же с договором, на том и стоять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Древняя Русь", 6 класс

В тесте представлены задания разного типа, в том числе кроссворд, текст с ошибками, текст с пропусками.Уважаемые коллеги, не пугайтесь, тест не совсем правильно выглядит при предварительном просмотре ...

Дидактический материал. Индивидуальный маршрутный лист учащегося к уроку. "Древняя Русь."

Дидактический материал к уроку "Восточные славяне в древности". Индивидуальный маршрутный лист для самостоятельной работы всех учащихся класса в течение урока. Возможно  использование для диффере...

История России.контрольная работа по теме "Московская Русь. Создание единого государства" (6 класс)

Работа составлена с учетом уровня способностей и возможностей ученика. Состоит из 2 вариантов. В каждом варианте три уровня сложности: на "5", на "4", на "3". Ученик сам выбирает уровень, зная на како...

Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления

Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления...

Зарождение и развитие общинной цивилизации у древних славян и в государстве Киевская Русь.

В современную жизнь возвращается интерес к древней культуре наших далеких предков славян. Люди интересуются происхождением обычаев,терминов, материальных предметов. Сегодня важно переосмыслить многие ...

Древняя Русь и Русь Удельная.

Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....

контрольная работа по теме: Древняя Русь, создание Московского государства (10 класс)

Контрольная вклюает тестовые и развернутые  задания по истории России 9-15 века...