Древняя Русь: общество и государство.
план-конспект урока по истории (6 класс)
Древняя Русь: общество и государство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_urok_drevnyaya_rus.obshchestvo_i_gosudarstvo.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Древняя Русь: общество и государство.
Класс: 6
Тип урока: комбинированный
Предметные результаты: Описывать крестьянскую общину Древней Руси, работать с текстом исторического источника – «Правдой Русской», анализировать его, рассказывать о структуре социальных слоев населения Древней Руси;
Метапредметные: умение воспроизводить информацию, давать определение понятий, умение работать в группе.
Личностные результаты: Познавательный интерес к истории России, процессу научного познания; сформировать представление о социальном неравенстве на Руси.
Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Основное содержание темы, понятия и термины: волость, посадник, дань, вервь, смерд, закуп, князь, бояре, дружина, вотчина, холоп, огнищанин, тиун, ключник, отроки, гриди.
Образовательные ресурсы: Учебник, проектор, компьютер, презентация к уроку.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
1. Организационный этап :Приветствуют учителя
2. Проверка домашнего задания: § 10, вопросы 1,2, 3, 4 - устно
Дописать исторический портрет Владимира Мономаха.
3.Актуализация знаний. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Работа с понятиями:
- Дружина.
- Князь.
- Дань.
- Усобицы.
- Русская Правда.
- Вира.
Учащиеся Отвечают на вопросы письменно ( работа в парах, самоконтроль)
Вопросы на актуализацию:
1. Напомните, какие славянские племена входили в группу восточнославянских племён?
ответы учащихся (занятие земледелием, язык, быт, образ жизни)
(единая власть, законы, военные походы, принятие единой религии – православия)
2. После того как мы с вами вспомнили эти племена скажите пожалуйста какие общие черты имели данные племена до объединения в государство?
3. Как государство способствовало объединению племен восточных славян?
ответы учащихся(единая власть, законы, военные походы, принятие единой религии – православия)
4. А теперь вспомните, ребята, какие сословия населяли Средневековую Европу?
ответы учащихся (феодалы, духовенство, крестьяне, горожане)
4.Изучение новой темы.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы учащихся)
Тема урока: Древняя Русь: общество и государство.
Записываем тему урока.
Работа с учебником, с. 71, параграф 11, п. 1.
Вопросы:
1. Что объединяло племена и народы в Древнерусском государстве?
2. Каким было устройство Древнерусского государства?
3. Что такое волость?
4. Кто такие посадники?
Физкультминутка
"Богатыри"
Вот мы руки развели
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо. И ещё, через левое плечо.
Работа с документом (приложение)
Вопросы к документу
1. Как назевается документ, с фрагментами которого вы познакомились?
2. О каких группах населения Древней Руси в нём говорится? Перечислите их.
3. Что можно сказать на основании документа о положении названных групп населения?
Составление таблицы «Группы населения Древней Руси»
Высшие слои древнерусского общества | Свободное население | Зависимое население |
Князья Дружина Бояре | Люди: Земледельцы Ремесленники Торговцы | Смерды Закупы Холопы |
5.Закрепление нового материала.
6 Рефлексия.
Лист самооценки работы группы
Оцени работу своей группы:
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.
7. Домашнее задание :
§ 11, вопросы 1,2 – устно;
Подготовиться к историческому диктанту.
Выписать в тетрадь с пункта 2 с. 72 определения понятий: Дань, вервь, смерд, закуп, бояре, вотчина, холоп, огнищанин.
* опережающие дополнительное задание:
-Подготовьте сообщение или презентацию о древнем русском городе (внешний вид, состав населения, его занятия, управление, значение города в обществе).
-Предлагаемые города: Киев, Новгород, Муром, Полоцк, Ростов, Смоленск, Псков, Чернигов, Переяславль, Ладога.
Приложение:
Прочитайте отрывок из первого древнерусского сборника законов и ответьте на вопросы:
1. Как называется документ, с фрагментами которого вы познакомились?
2. О каких группах населения Древней Руси в нём говорится? Перечислите их.
3. Что можно сказать, на основании документа, о положении названных групп населения?
52. Если закуп убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд.
85. Если смерд умрет (не оставив сыновей), его имущество идет князю; если после него останутся незамужние дочери, то выделить (часть имущества) им; если же дочери замужние, то им не давать части наследства.
86. Если умрет боярин или дружинник, то их имущество не идет князю, но если у них не будет сыновей, то наследство получат их дочери.
102. Холопство (бывает) трёх видов: если кто купит (поступающего в холопы) до полгривны в присутствии свидетелей (сделки) и пошлину (княжескому судье) заплатит перед самим холопом.
103. А второе холопство: кто женится на рабе без договора (с ее владельцем), а если с договором (рядом), то как договорились, так и будет.
104. А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники (господина) без договора с ним, если же с договором, на том и стоять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа "Древняя Русь", 6 класс
В тесте представлены задания разного типа, в том числе кроссворд, текст с ошибками, текст с пропусками.Уважаемые коллеги, не пугайтесь, тест не совсем правильно выглядит при предварительном просмотре ...
Дидактический материал. Индивидуальный маршрутный лист учащегося к уроку. "Древняя Русь."
Дидактический материал к уроку "Восточные славяне в древности". Индивидуальный маршрутный лист для самостоятельной работы всех учащихся класса в течение урока. Возможно использование для диффере...
История России.контрольная работа по теме "Московская Русь. Создание единого государства" (6 класс)
Работа составлена с учетом уровня способностей и возможностей ученика. Состоит из 2 вариантов. В каждом варианте три уровня сложности: на "5", на "4", на "3". Ученик сам выбирает уровень, зная на како...
Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления
Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления...
Зарождение и развитие общинной цивилизации у древних славян и в государстве Киевская Русь.
В современную жизнь возвращается интерес к древней культуре наших далеких предков славян. Люди интересуются происхождением обычаев,терминов, материальных предметов. Сегодня важно переосмыслить многие ...
Древняя Русь и Русь Удельная.
Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....
контрольная работа по теме: Древняя Русь, создание Московского государства (10 класс)
Контрольная вклюает тестовые и развернутые задания по истории России 9-15 века...