Конспект урока "Переворот 18 брюмера"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Пика Екатерина Владимировна

Конспект урока "Переворот 18 брюмера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_perevorot_18_bryumera.docx183.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта:

Тип урока: комбинированный урок

План изучения нового материала:

  1. Раскол среди якобинцев.
  2. Трагедия Робеспьера: якобинец без народа.
  3. Термидорианская реакция, Конституция 1795 года, Переворот 9 термидора.
  4. Войны Директории. Генерал Бонапарт. Государственный переворот.
  5. Значение Великой Французской революции

Основные персоналии: Максимилиан Робеспьер, Жорж Жак Дантон, Наполеон Бонапарт

Цели урока:

  • формирование представления о падении якобинской диктатуры 9 термидора 1794г.;
  • формирование представления о политике Директории 1795-1799 годы;
  • формирование представления о Перевороте 18 брюмера 1799 года
  • формирование представления о значении ВФР.

Развивающие:

  • формирование умения заполнять таблицу по тексту учебника;

Воспитательные:

  • формирование ценностного отношения (свобода, справедливость).

Панируемые результаты:

Личностные:

• осознает значимость социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;

• понимает свое место в движении от прошлого к настоящему и будущему;

Метапредметные:

• организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;

• осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;

• логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;

Предметные:

• отслеживать историческое событие, процесс в динамике; выделять периоды исторических событий, явлений, процессов и объяснять основания для их периодизации;

• применять понятийный аппарат исторического знаний для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;

• конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.

Оборудование: карта «Европа в XVIII в.», мультимедийное оборудование, портреты Робеспьера, Дантона, Бонапарта.

Этап урока

Время (в минутах)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия

Универсальное учебное действие

Форма контроля

#1054;рганизационный момент

2

Приветствие учеников, подготовка класса к уроку

Приветствие учителя, выражают готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивная – настройка на урок

Наблюдение учителя

#1055;роверка домашнего задания

10

Опрос по пунктам параграфа, заполнение на доске таблицы «Периодизация Великой Французской Революции»

Ученики отвечают на вопросы по пунктам параграфа и выполняют задание на доске.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательная – воспроизведение ранее полученных знаний при выполнения заданий

Устные и письменные ответы обучающихся

3. Актуализация

2

Побудительное слово учителя, учитель просит определить тему урока.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют тему урока

Фронтальная

Коммуникативная –

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Познавательная - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Наблюдение учителя

#1048;зучение нового материала

23

Учитель озвучивает тему урока и план занятия.

Записывают тему урока, ведут запись в тетрадь

Работают с источником. Отвечают на вопросы учителя

Читают пункт 3, ведут записи в тетрадь

Слушают рассказ учителя, принимают участие в беседе, ведут записи в тетрадь

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Регулятивная - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Познавательная - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

Коммуникативная – построение диалога ученика с учителем

Наблюдение учителя, беседа

#1055;одведение итогов и закрепление нового материала

5

Подведение итогов, обобщение материалов.

Участвуют в беседе, записывают выводы по теме.

Фронтальная

Регулятивная - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Коммуникативная - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Наблюдение учителя, беседа

#1054;рганизация домашнего задания

3

Подготовка к хронологическому диктанту по теме «Великая Французская революция».

Написать сочинение -рассуждение на тему «Великая французская революция и ее влияние на Европу».

Записывают домашнее задание.

Фронтальная

Наблюдение учителя


Конспект урока.

Актуализация знаний.

Уже на протяжении нескольких занятий мы говорим о Великой Французской Революции. Наше сегодняшнее занятие поможет нам подвести итоги этой важной темы и определить ее значение в истории Европы. Познакомимся с новыми персоналиями этой революции, составим их исторический портрет. Установим последовательность событий окончания Великой Французской Революции. Итак, 9 ноября 1799 года к власти во Франции пришел совершенно новый человек. Казалось, что Наполеон – один из нескончаемых переворотов в ходе революции, но все сложилось иначе.

-Какова тема нашего сегодняшнего занятия?

-«Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта».

Изучение нового материала.

«Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта».

  1. Раскол среди якобинцев.

Про диктатуру и террор якобинцев мы с вами начали говорить на прошлом уроке. Это было страшное время для Франции.

Комиссары – посланники Конвента, недрогнувшей рукой наводили порядок в городах Франции. Только представьте себе: в Лионе за 1 раз было расстреляно 210 человек. Когда считали трупы, обнаружили 2 лишних. Тут вспомнили, что 2 человека безуспешно пытались доказать, что они не приговорённые, а полицейские. Но их никто не слышал.

Среди самих якобинцев происходит раскол. Выделяются группы умеренных или ещё их называли “снисходительные” и группа “бешеных”.

Умеренных возглавлял Жорж Дантон. По образованию адвокат, блестящий оратор.

Во главе “бешеных” стоял священник Жак Ру, Эбер. Бешеные выступали за отмену собственности, призывали народ к новому восстанию против умеренных.

По приказу Робеспьера руководители “бешеных” были арестованы, их головы снесены “народной бритвой”. Робеспьер прилюдно обнимал Дантона и вопрошал “Знаете ли вы лучшего гражданина, чем он?”, но уже поползли слухи о том, что готовится арест и Дантона. Жена и друзья Дантона умоляли его бежать. Дантон удивлённо поднимал брови и говорил: “Куда бежать? Франция – самая свободная страна. Да разве можно унести Отечество на подошвах сапог?”

Вскоре Дантон был арестован. На суде держался уверенно, гордо. На эшафоте произнёс фразу, обращаясь к палачу: “Покажи мою голову народу, она стоит того”.

После казни Дантона тяжёлый маховик террора продолжал раскручиваться. Продолжались аресты, казни, никто не был застрахован в том, что он останется жив.

Как-то во время обеда Робеспьер снял камзол, а другой депутат обыскал его карманы и обнаружил список 40 человек, которых надо казнить. Депутат увидел и свою фамилию. Депутатам – якобинцам приходилось выбирать: действовать или умирать.

27 июля (9 термидора) 1794 года на заседании Конвента Робеспьер пытался зачитать списки новых обвиняемых. Но его заглушил шум депутатов. Робеспьер сел на одно пустующее место и произнёс: “Добродетельные люди, к вам обращаюсь я!” И тут кто-то заметил “Ты сел на место зарезанного тобой Дантона”. Робеспьер вскочил как ошпаренный. Его арестовали и объявили вне суда. Перед казнью он пытался покончить жизнь самоубийством. Не вышло, поранил себе нижнюю челюсть. Наутро 24 июля Робеспьера привели на эшафот. Нижняя челюсть Робеспьера была перевязана грязной тряпкой. Палач сорвал её, отдирая присохшую кровь от раны. Он опасался, что нож гильотины затупится о ткань. У Робеспьера вырвался ужасный крик боли, а через минуту – крик толпы: “Да здравствует Республика!”

-Почему произошло падение якобинской диктатуры? Какие действия якобинцев спровоцировали это?

-Поработайте с источником, опираясь на текст объясните, в чём Робеспьер обвинял Дантона и его сторонников?

Уже давно неизведанное беспокойство царит в этом Собрании; по тому возбуждению, которое вызвали первые слова предпоследнего оратора, действительно легко заметить, что здесь речь шла о чем-то представляющем большой интерес; о том, что важно знать - одержат ли несколько человек верх над интересами родины. Какая же перемена произошла в принципах членов этого Собрания, а главное тех, кто сидит на стороне, почитающей себя бывшим убежищем наиболее смелых защитников свободы? Почему доктрина, которая казалась когда-то преступной и презренной, вновь приводится теперь?.. Мы знаем, что некоторые члены этого Собрания получили от заключенных инструкции о том, что надо запросить Конвент, когда же окончится тирания Комитетов общественного спасения и общественной безопасности; что следует спросить у этих Комитетов, не намерены ли они последовательно уничтожить национальное представительство. Комитеты получили от отечества свои полномочия, являющиеся огромным бременем, которое другие, быть может, не хотели возложить на себя. Да, требуйте от нас отчета о нашем управлении, мы ответим фактами: мы покажем вам, какие клики мы разгромили, мы докажем вам, что мы не хвалили ни одну из них, что мы их раздавили все для того, чтобы на их развалинах установить национальное представительство. Как! хотели бы заставить вас поверить, что мы стремимся раздавить национальное представительство, мы, кто создали ему оплот из наших тел! Мы, кто подавили самых опасных его врагов! Хотели бы, чтобы мы оставили существовать клику, столь же опасную, как та, которая была недавно уничтожена и которая имеет ту же цель - унизить национальное представительство и распустить его.

Впрочем, начавшаяся дискуссия опасна для отечества, она уже является преступным покушением на свободу; ибо свобода оскорблена тем, что поставлен вопрос об оказании одному лицу больше благосклонности, чем другому; попытка нарушить здесь равенство - это косвенным образом критиковать спасительные декреты, которые вы издавали при многих обстоятельствах, суждения, которые вы имели против заговорщиков, это означает также косвенно защищать тех заговорщиков, которых хотят спасти от меча правосудия, потому что имеют общий с ними интерес: все это означает нарушение равенства. Следовательно, достоинство национального представительства требует отстаивать принципы. Я требую снять предложение Лежандра без обсуждения его.

  1. Якобинец без народа. Трагедия Робеспьера.

Максимилиа́н Робеспье́р — французский революционер, один из наиболее известных и влиятельных политических деятелей Великой Французской революции.

Избранный депутатом от Третьего Сословия в Генеральные штаты в 1789 году, он вскоре стал одним из ведущих деятелей демократов в Учредительном собрании, выступая за отмену рабства, смертной казни, а также за всеобщее избирательное право. Его последовательность в отстаивании своих принципов вскоре заслужила ему прозвище «Неподкупный» (фр. L’Incorruptible)[пр 1]. Член Якобинского Клуба с момента его основания, он являлся самым известным и ведущим его членом.

Противник войны с Австрией в 1792 году. Поддержал падение монархии и провозглашение республики. Член повстанческой Парижской Коммуны, был избран в Национальное Собрание (Конвент), где находился на скамьях Горы и выступал против политики жирондистов [пр 2]. После восстания 31 мая — 2 июня 1793 года стал членом Комитета общественного спасения 27 июля 1793 года, участвовал в создании революционного правительства в контексте войны против коалиции иностранных монархий и гражданской войны.

Выступал против политики дехристианизации и, после победы комитетов Общественного Спасения и Общественной Безопасности над фракциями эбертистов и дантонистов, весной 1794, провозгласил культ «Верховного Существа» и поддержал принятие закона от 22 прериаля (10 июня 1794 года), ознаменовавшего собою начало периода «Большого террора».

Изолированный в Комитете Общественного Спасения и атакованный в Конвенте бывшими эбертистами слева и дантонистами справа, выступает перед Конвентом 8 термидора II года (26 июля 1794 года). На следующий день, 9 термидора II года (27 июля 1794 года) после бурного заседания в Конвенте он был арестован вместе со своим братом Огюстеном и сторонниками: Кутоном, Сен-Жюстом и Леба. После восстания Парижской Коммуны того же дня в поддержку арестованных, объявлен Конвентом вне закона и казнен без суда и следствия на следующий день, 10 термидора (28 июля 1794 года) с двадцатью одним из его сторонников.

-Охарактеризуйте в нескольких предложениях личность Максимилиана Робеспьера, как вы думаете, почему его судьба сложилась именно так?

3. Термидорианская реакция, Конституция 1795 года, Переворот 9 термидора

Опираясь на § 27 учебника (стр. 265-266) выпишите в тетрадь основные действия термидорианцев и их последствия.

4. Войны Директории. Генерал Бонапарт. Государственный переворот.

В 1795 году принимается Конституция, которая всю полноту власти передаёт Директории. Директория просуществовала с 1795 года по1799 год. Внутренняя политика была направлена на выражение интересов буржуазии и промышленников, остальные слои населения страдали, так, например, цены на товары первой необходимости выросли в 230 раз. Во внешней политике происходит перелом. Франция одерживает победы над своими врагами – Пруссией, Австрией.

В это время выделятся своими победами и авторитетом молодой генерал Наполеон Бонапарт.

Как-то один из заслуженных, уже пожилых генерал заметил: “Вы слишком молоды, чтобы командовать армией”. Наполеон тут же парировал: “Да, но на полях сражений быстро стареешь. А я направляюсь именно туда”.

В Египте из случайно попавших в руки газет Наполеон узнаёт, что во Франции сложная обстановка, падает авторитет Директории. Снарядив 2 фрегата и взяв 500 лучших солдат, Наполеон направляется во Францию. На Родине его встречают как победителя.

Наполеону ничего не стоило совершить очередной переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 года. Власть бескровно передаётся от Директории 3 консулам. Через год Наполеон становится первым консулом, а в 1804 году императором. Наполеон заключает “ Мы довели до конца роман революции. Теперь надо посмотреть, что в ней есть реального”.

Вывод по пункту: в Париже авторитет Наполеона рос с каждой его победой. Однако многие его соратники еще не знали, что он планирует использовать завоеванную власть исключительно в своих интересах.

5. Значение Французской революции

С помощью §27 (стр. 270-271), оцените значение Великой Французской революции, ответ запишите в тетрадь.

Подведение итогов урока и закрепление нового материала.

Значение Великой Французской революции трудно переоценить, потому что именно в ходе этих событий было уничтожено многообразие дореволюционных форм собственности. Земли многих (но не всех) дворян были распроданы крестьянам с рассрочкой на 10 лет мелкими участками (парцеллами). Благодаря Великой Французской революции были сметены все сословные барьеры. Отменены привилегии дворянства и духовенства и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Все это способствовало расширению гражданских прав во всех европейских странах, введению конституций в странах, не имевших их ранее. Немаловажно, что революция проходила под эгидой представительных выборных органов: Национальное учредительное собрание (1789-1791 гг.), Законодательное собрание (1791-1792 гг.), Конвент (1792-1794 гг.) Это способствовало развитию парламентской демократии, несмотря на последующие откаты.

В ходе революции было создано новое государственное устройство во Франции – парламентская республика. Гарантом равных прав для всех граждан теперь выступало государство.

Если во Франции процесс капиталистического развития шел, хотя и медленнее, чем в Англии, то в Восточной Европе феодальный способ производства и феодальное государство были еще крепки и идеи Французской революции нашли там слабый отзвук. В отличие от эпохальных событий, происходящих во Франции, на Востоке Европы начался процесс феодальной реакции.

6. Домашнее задание

Подготовить устный ответ по тексту §27, подготовиться к хронологическому диктанту по теме «Великая Французская революция». Написать сочинение -рассуждение на тему «Великая французская революция и ее влияние на Европу».

Заключение.

В ходе подготовки урока по выбранной теме, мною были изучены основные положения ФГОС, несколько методик проведения уроков, а также дополнительной литературы, направленной на дополнение и углубление знаний по данному вопросу.

Представленный урок выстроен по принципу чередования деятельности учителя и учеников. На мой взгляд, очень важно на уроках истории вести не только рассказ учителю, но и максимально задействовать учеников на протяжении всего урока.

При выполнении конспекта у меня не возникло проблем по составлению урока. Считаю, что выбранная мною тема очень интересна как для учеников, так и для учителя. Подготовка урока вызвала у меня небывалый интерес.

Список литературы.

  1. Всеобщая история. История Нового времени 1500 – 1800. 7 класс. –А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2012, 307 стр.
  2. Студеникин Т.М. Методика преподавания истории в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Владос, 2000. – 240 с.
  3. Кропоткин П.А. Великая Французская революция. 1789-1793. М. 1979
  4. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789-1814 гг. Спб. 1996
  5. Местр Ж. де. Рассуждения о Франции / Пер. с фр. и сост. Абрамов Г.А., Шмачкова Т.В. М.: РОССПЭН, 1997. 216 с.
  6. Адо А.В. Крестьяне и Великая Французская революция. Крестьянские движения в 1789-94 гг. / 2-е изд. дораб. и доп. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 446 с.
  7. Борзова Л.П.: Игры на уроке истории. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
  8. Литература Вяземский Е.Е.: Теория и методика преподавания истории. - М.: ВЛАДОС, 2003
  9. Степанищев А.Т.: Методика преподавания и изучения истории. - М.: ВЛАДОС, 2002
  10. Кацва Л.А.: Изучение истории России в средней школе. - М.: МИРОС-МАИК, 2000

Приложение

  1. Таблица «Периодизация Великой Французской революции»

C:\Users\Acer\Desktop\

  1. Источник для работы, «Выступление М.Робеспьера в Конвенте»

Уже давно неизведанное беспокойство царит в этом Собрании; по тому возбуждению, которое вызвали первые слова предпоследнего оратора, действительно легко заметить, что здесь речь шла о чем-то представляющем большой интерес; о том, что важно знать - одержат ли несколько человек верх над интересами родины. Какая же перемена произошла в принципах членов этого Собрания, а главное тех, кто сидит на стороне, почитающей себя бывшим убежищем наиболее смелых защитников свободы? Почему доктрина, которая казалась когда-то преступной и презренной, вновь приводится теперь?.. Мы знаем, что некоторые члены этого Собрания получили от заключенных инструкции о том, что надо запросить Конвент, когда же окончится тирания Комитетов общественного спасения и общественной безопасности; что следует спросить у этих Комитетов, не намерены ли они последовательно уничтожить национальное представительство. Комитеты получили от отечества свои полномочия, являющиеся огромным бременем, которое другие, быть может, не хотели возложить на себя. Да, требуйте от нас отчета о нашем управлении, мы ответим фактами: мы покажем вам, какие клики мы разгромили, мы докажем вам, что мы не хвалили ни одну из них, что мы их раздавили все для того, чтобы на их развалинах установить национальное представительство. Как! хотели бы заставить вас поверить, что мы стремимся раздавить национальное представительство, мы, кто создали ему оплот из наших тел! Мы, кто подавили самых опасных его врагов! Хотели бы, чтобы мы оставили существовать клику, столь же опасную, как та, которая была недавно уничтожена и которая имеет ту же цель - унизить национальное представительство и распустить его.

Впрочем, начавшаяся дискуссия опасна для отечества, она уже является преступным покушением на свободу; ибо свобода оскорблена тем, что поставлен вопрос об оказании одному лицу больше благосклонности, чем другому; попытка нарушить здесь равенство - это косвенным образом критиковать спасительные декреты, которые вы издавали при многих обстоятельствах, суждения, которые вы имели против заговорщиков, это означает также косвенно защищать тех заговорщиков, которых хотят спасти от меча правосудия, потому что имеют общий с ними интерес: все это означает нарушение равенства. Следовательно, достоинство национального представительства требует отстаивать принципы. Я требую снять предложение Лежандра без обсуждения его.

  1. Основные действия термидорианцев и их последствия (пример ответа на задание)

1) освобождение жирондистов из тюрем и возврат их в Конвент; реабилитация вандейских мятежников;

2) террор против якобинцев;

3) отмена ограничений в торговле;

4) принятие новой Конституции.

Последствия политики термидорианцев:

1) закрытие клуба якобинцев и восстания санкюлотов весной 1795 г.;

2) обесценивание денег;

3) попытка сторонников монархии разогнать Конвент;

4) возвышение генерала Бонапарта.

Конституция 1795 г. сохранила все завоевания революции, но она не предотвратила борьбу за власть в стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

№4.От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

Цели урока:- Рассмотреть зарождения и падение якобинского террора во время французской революции. Изучить причины смены власти с режима директории на диктатуру Наполеона Бонапарта;- Совершенствовать н...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

план-конспект урока "Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта"

В конспекте урока охарактеризован заключительный этап революции, определены причины падения диктатуры якобинцев....

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта...

урок по теме Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта 8 класс

Методическая разработка урока истории.Тема «Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта».Цель урока: охарактеризовать  заключительный этап...