Я живу в Бурятии
методическая разработка по истории (5, 6 класс)

Шоноев Тимур Иванович

Методическая разработка урока по формированию патриотизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_zhivu_v_buryatii.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Я живу в Бурятии»

конспект урока в 5-6 классах, в рамках

регионального компонента Истории Отечества

Шоноев Тимур Иванович

МБОУ «Сосново-Озёрская СОШ №2»

2023 год

Пояснительная записка.

Методическая разработка урока в 5-6 классе

Тема урока: «Я живу в Бурятии»

Вид урока: урок – дискуссия

Тип урока: получение новых знаний, путём рассуждения, дискуссии.

Изучается 40 мин

Цель урока: закрепить понятия «Родина», «малая родина»,   расширить знания детей о родной области, ее прошлом, истории ее образования. 

Задачи:

-формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание обучающихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;

-содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;

 - развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;

-  прививать навыки поисковой исследовательской работы;

- выражать свои эмоции и чувства.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: знание, понимание и принятие личностью ценностей:  Отечество, Родина, малая Родина, Россия, семья как основа религиозно-культурной  традиции многонационального народа России. Воспитание толерантности;

Метапредметные:

Познавательные:поддерживание интереса к поисковой деятельности; развитие умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, учащиеся получат на уроке опыт работы с географической картой.

Регулятивные:  развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: развитие коммуникативной компетенции, осуществление действий самооценки, самоконтроля, взаимооценки и взаимоконтроля в группе; развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.

Предметные: учащиеся  узнают, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют; овладеют навыками смыслового чтения учебного публицистического текста, осознанного построения речевых высказываний.

Методы и приемы

  • Беседа
  • Комментированное чтение
  • Устный рассказ
  • Работа с наглядным и иллюстративным материалом

Ожидаемый результат:

Обучающийся научится: 

-самостоятельно оценивать свою работу, высказывать свое мнение, участвуя в обсуждении изученного материала;

-работать в группах;

-давать определения понятиям Россия, Родина, малая Родина, патриот, Отечество,    президент;

-определять  государственные символы: герб, флаг, гимн;

Ход урока

I.Организационный

Я рада приветствовать вас, ребята. Надеюсь, весь урок вы будете внимательны и доброжелательны по отношению   друг к  другу.

 II. Актуализация опорных знаний.

Ребята, расшифруй слово   (на доске расположены буквы в хаотическом порядке)

Н И Р А Д О  (РОДИНА)

- Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Правильно, о Родине.( слайд 1)

- Что такое Родина? (Ответы детей)    (слайд 2)

 - Знаете ли вы как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в     этом разобраться. (Слайд5)

- Кем для вас являются мама и папа? (родители)

-Как зовут группу людей, объединённых кровным родством? (родня,   родственники, родные)

- Как называется перечень поколений одного рода? (родословная)

-Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова? (Однокоренными)

- Почему? (ответы детей) 

- С чего, по-вашему, начинается Родина?

- Предположите, как называется тема нашего урока? (Ответы детей)

Тема нашего урока «Бурятия – наша малая  Родина».    (Слайд3)

-Ребята, а  какова цель нашего урока?

(Проводится совместное целеполагание:

- пополнить знания о нашем Родном крае, ее народах и культурных традициях,

- Сегодня вы узнаете, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют.

(Стихотворение читает обучающийся) (слайд 4)

                            Мой дивный край – Бурятия родная,

Цветешь ты ярким цветом у дорог,

И снегом белым горы покрывая,

Приводишь путников ты в свой чертог.

 Рассказываешь им ты свои сказки

И песни дивные о красоте поешь,

В твоем краю снимают люди маски,

Твоя природа ненавидит ложь.

 О, этот край, восполнивший мне душу,

Доставший волнами Байкала до небес.

Край дивных кедров тишину нарушил -

Так разговаривает с нами лес.

 И здесь  в степях поет красиво птица,

И зверь выходит лесом на тропу.

Я счастлива, что мне дано родиться

В Бурятии родной, в моем краю!

Россия – многоликая страна. Лик – это лицо. У каждого человека, у каждого села, города, района, области, края есть свое неповторимое лицо. Они разные, потому что в них живут неповторимые люди.

- А как называется главный город нашего края?    (Слайд 5)

 Улан-Удэ - столица Бурятии. Столица - главный город. В Улан-Удэ есть «Священное озеро» – которое является символом столицы. Это озеро Байкал . Озеро Байкал самое большое, пресноводное водохранилище в Мире.

- А знаете вы, кто руководит нашей Республикой?   (Слайд 6)

Каждая город имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.     (Слайд 7)         

 Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Республики Бурятия представляет собой геральдический щит традиционной формы, на котором размещен трёхцветный круг (сине-бело-жёлтый цвета национального флага). В верхней части круга — золотое соёмбо — традиционный символ вечной жизни (солнцелунаочаг). В центре круга — одинаковой ширины сине-белые полосы — волны Байкала, а также светло-зелёного и темно-зелёного фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента «хадак» — символ гостеприимства народа Бурятии. Центральная часть хадака служит основанием герба. Лента равномерно один раз с каждой стороны нижней части круга обвивает герб. Концы её ниспадают по обе стороны герба над его основанием.

Ещё одним символом нашей Республики является флаг.

Наш  флаг – трёхцветный. 

«Государственный флаг Республики Бурятия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтально расположенных цветных полос: верхней — синего цвета, составляющей две четверти ширины, средней — белого цвета, составляющей одну четвертую ширины, и нижней — жёлтого цвета, составляющей одну четвертую ширины флага.

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране или городе.  Гимн слушают стоя. -

С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.

- А знаете ли вы, какие  народы населяют нашу Республику?    (Слайд 8)

- А каких великих людей нашего края вы знаете? (Ответ учеников)

- Почему эти люди являются гордостью не только нашего региона, а так же России? (Заслушиваются ответы)

V. Физминутка. 

Ребята, давайте возьмемся за руки и представим себе, какая сильная у нас Родина. (Учащиеся встают и берутся за руки, образовывая круг, символизирующий единство и необъятные просторы   нашей страны).

                    В нашей стране

                    Горы высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!

VI. Закрепление.

1.Итак, главная ценность Республики Бурятия - люди, их жизнь, труд, культура.   Важнейшие ценности человека: семья, отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.

- Ребята, мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир - духовный.  Духовный мир – это нормы поведения, законы,  традиции,  знания и информация, содержащаяся в книгах. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая различные предметы. Этот мир еще называют миром культуры. Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека. В духовном мире есть свои дороги. Они называются традиции. По ним шли наши предки. Это все то, что унаследовано от предков. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны и нашего Родного края. Существуют еще: народные традиции, школьные традиции, государственные традиции, семейные традиции. 

VIII. Рефлексия.    

Что вам понравилось?

Что узнали нового?

Закончите предложения:

Я не ожидал, что…

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Итог урока. Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык.  Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Родины.  Помните, дети, что «Родина любимая, что мать родная! Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре и искусстве. В заключении мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Я  надеюсь, что вы  тоже будете чтить  обычаи наших предков и горячо любить свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Под солнцем Бурятии мы дружно живем"

Разработка мероприятия о воспитании толерантного отношения между одноклассниками разных национальностей....

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...

Тест по географии Бурятии "Горы Бурятии", 8 класс

Тест "Горы Бурятии" позволяет проверить знания   учащихся после изучения раздела Рельеф Бурятии по предмету География Бурятии....

Презентация на тему: "Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого."

Разнообразие живой природы.Царства живых организмов. Отличительные признаки живого...

Война: Бурятия в 1941-1945 годы. Трудовой и ратный подвиг народов Бурятии.

Материал по краеведению, раскрывающий вклад тружеников тыла, народов, проживающих на территории Бурятии, а также ратный подвиг воинов из Бурятии....

Авторская программа "Культура и искусство народов Республики Бурятия (семейские, буряты)"

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам иные представления о системе взаимодействия искусства семейских, бурят и других народов  с жизнью. В ней предусматривается привлечение ...

Материал для учебного пособия "География Бурятии": Бичурский район Республики Бурятия. Географическая характеристика.

Важной частью образовательной программы по географии является национально-региональный компонент. В рамках изучения курса географии России мы включаем материалы по географии родного...