Конспект урока "Символика РФ".
план-конспект по истории
Предварительный просмотр:
СИМВОЛИКА РФ.
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: воспитывать бережное отношение к историческому прошлому и традициям России.
ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:
- познакомить детей с историей становления государственных символов страны,
- прививать интерес к истории своей страны,
- способствовать развитию позитивного отношения друг к другу через выполнение заданий, требующих мобилизации всех участников мероприятия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- запись песен: “С чего начинается Родина”, “Преображенский марш Петра Великого”, “Боже, храни короля”, “Боже, царя храни” на слова В.А. Жуковского, “Интернационал”, гимн СССР, “Патриотическая песня” М.И. Глинки, гимн РФ.
- магнитофон,
- ноутбук,
- мультипроектор,
- компьютерная презентация фотоматериалов.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: составление компьютерной презентации фотоматериалов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Вступление.
(звучит запись песни “С чего начинается Родина”)
1-й. Так с чего же начинается Родина?
(ответы детей)
2-й. Родина бывает разная, но у всех она одна. А наша Родина – Россия. Страна, в которой мы родились, живём и учимся.
1-й. Каждая страна мира имеет свои символы, которые отражают историю народа. С XIX-го века начало складываться триединство символов – это герб, флаг и гимн. Их ещё называют символами государственного суверенитета. Они отражают, прежде всего, исторические традиции и часто политические, религиозные, природные и другие особенности страны.
2-й. Что представляет государственную символику России в наше время?
(ответы детей)
1-й. Российскую государственную символику сейчас представляют: двуглавый орёл, пришедший к нам из княжеской России; бело-сине-красный флаг, утверждённый Петром Первым; гимн, музыка которого была написана ещё в советские времена, а в наши дни доработана. Российские символы формировались на протяжении нескольких столетий. Так основные элементы будущего герба получили распространение на Руси в 15 веке. Государственный флаг появился ещё через 200 лет, а гимн – ещё через 200 лет, только в 19 веке.
2-й. Сегодня мы с вами совершим экскурсию в прошлое и проследим историю становления государственных символов России. А также вы сможете принять участие в викторине, для этого вам нужно ответить на предлагаемые вопросы, и выполнить некоторые другие задания.
1-й. Будьте внимательны: наша экскурсия начинается.
II. Основная часть.
(повествование ведётся с параллельным просмотром презентации фотоснимков)
ГЕРБ
2-й. Итак, первая часть нашей экскурсии посвящена истории происхождения герба.
Как и в других странах, символы Российского государства вначале появились на государственных печатях. Некоторые из них вы сейчас и увидите. С тех пор двуглавый орёл и всадник, поражающий копьём змея, стали ассоциироваться с Россией (РИС. 1, РИС. 2, РИС. 3)
1-й. Появление изображения двуглавого орла в России в качестве государственного символа имеет две версии.
Согласно первой после падения Византии, по мнению российских правителей, роль “духовной столицы” Восточной Европы – павшего Царьграда (Константинополя) – переходит к Москве. Иван 3-й (РИС.4) женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, что “подкрепило наследственные права московского государя на былое могущество, величие и блеск Византийской империи”. Сторонники этой версии считают, что Иван 3-й сделал орла (РИС.5) государственной эмблемой, подчёркивая “преемственность высшей власти, воспринятой московскими государями от Рима и Византии”. Москву стали называть Третьим Римом.
2-й. Согласно второй версии, которую называют имперской, Иван 3-й (РИС.4) заимствовал изображение двуглавого орла в силу своих имперских притязаний. В то время в Европе одноглавый орёл стал символом королевской власти, а двуглавый – императорской. Все европейские монархи того времени считали себя прямыми потомками императоров Рима. Двуглавый орёл должен был подтвердить теорию происхождения российских владык от римского императора Августа.
1-й. В дальнейшем облик герба менялся. При Иване Грозном (РИС.6), в середине 16 века на груди орла появилось исконно отечественное изображение всадника, поражающего копьём змея (РИС.7). Две короны украсили головы орла. К концу 16 века появился большой крест, который символизировал православие. Именно в этот период было утверждено патриаршество и церковная независимость России. Немного позднее (РИС.8) вместо креста появилась третья корона.
2-й. Постепенно монархическая атрибутика российского герба усложнялась (РИС.9). К ранее существовавшим коронам в 17 веке добавились символы власти монарха – скипетр и держава. Скипетр - это жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой. Держава – золотой шар с крестом или короной наверху.
1-й. К середине 19 века (РИС.10) на гербе отразилось расширение состава Российского государства: крылья орла украсили щиты с гербами отдельных территорий.
2-й. В конце 19 века (РИС.11) император Александр 3-й утвердил рисунок Большого Государственного герба Российской империи (РИС.12). Двуглавый орёл, широко распахнув крылья, устремляет взоры на Запад и Восток. На груди орла – щит с изображением Святого Георгия Победоносца. Три короны, скреплённые лентой символизируют братство восточно-славянских народов. Скипетр и держава – свидетельство незыблемости государства. Вокруг помещены религиозные символы и гербы территорий, входивших в то время в состав России.
1-й. Для широкого использования (РИС.13) предназначались Средний и Малый Государственные гербы, более простые по своему содержанию.
2-й. В результате революционных событий в феврале 1917 г. Император Николай 2-й отрёкся от престола, и в марте было образовано Временное правительство (РИС.14) во главе с А.Ф.Керенским. Свержение монархии и установление республиканской формы правления потребовало и новой государственной атрибутики. Было решено значительно изменить герб. Временное правительство признало (РИС.15), что двуглавый орёл не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определённым государственным строем, а потому с удалением с него титульных гербов, а также эмблем монархического характера (РИС.15а), орёл может быть принят для употребления как герб свободного Российского государства. Однако решение об утверждении герба так и не было принято.
1-й. Постепенно ключевые элементы будущего советского герба определились (РИС.16): серп и молот – символы нерушимого союза рабочих и крестьян, солнце – высокая цель построения коммунистического общества, пшеничные колосья – мирный созидательный труд граждан и благополучие державы, девиз “пролетарии всех стран объединяйтесь”.
2-й. Окончательный вариант герба Советской России появился позднее, когда в верхней его части поместили пятиконечную красную звезду.
1-й. В 1922 г. был образован Союз Советских Социалистических Республик, немного позднее было объявлено об образовании Российской Социалистической Федеративной Советской Республике. При сравнении гербов СССР и РСФСР (РИС.17,РИС.18) видно, что основная символика в них была одинакова: серп и молот, красная звезда, пшеничные колосья, восходящее солнце, девиз. Вместе с тем есть различия. На гербе СССР помещено изображение земного шара, а также ленты в девизом на языках народов союзных республик.
2-й. После распада СССР вновь встал вопрос о государственных символах. В ноябре 1993 г. (РИС.19) Первый Президент России Борис Ельцин указом утвердил двуглавого орла в качестве Государственного герба (РИС.20). В 2000 г. закон о гербе был одобрен Советом Федерации и подписан президентом России В.В. Путиным.
1-й. Герб говорит об исторической преемственности современной России. Три короны подчёркивают суверенитет Российской Федерации и её отдельных частей. Скипетр – символ государственной власти. Держава – символ единства нашего государства. Всадник традиционно считается защитником Отечества.
Викторина
(через презентацию с вариантами ответов и картинками)
1. Когда появилось изображение всадника, поражающего копьём змея?
- при Иване Третьем
- в XVI в. при Иване Грозном
- при Александре Втором
2. Что символизировал большой крест на гербе при Иване Грозном?
- православие
- имперскую власть
3. Что такое скипетр?
Скипетр - это жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой. Скипетр – символ государственной власти.
4. Что такое держава?
Держава – золотой шар с крестом или короной наверху. Держава – символ единства нашего государства. Всадник традиционно считается защитником Отечества.
5. Назовите элементы советского герба.
- серп и молот – символы нерушимого союза рабочих и крестьян,
- солнце – высокая цель построения коммунистического общества,
- пшеничные колосья – мирный созидательный труд граждан и благополучие державы,
- девиз “пролетарии всех стран объединяйтесь”.
6. Кто вернул России в качестве герба двуглавого орла?
- Горбачёв
- Ельцин
- Путин
ФЛАГ
2-й. Вторая часть нашей экскурсии – это происхождение флага.
Все вы прекрасно знаете, что такое флаг. Флаг – это полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски. Он является официальным отличительным знаком государства.
1-й. Издавна на Руси существовали хоругви (РИС. 21), княжеские и военные знамёна, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.
2-й. В середине XVII века появились гербовые знамёна – непосредственные предшественники государственного флага. Знамя царя Алексея Михайловича (РИС. 22) представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российских земель.
1-й. Гербовое знамя Петра 1 (РИС. 23,РИС. 24) было красным с белой каймой и золотым орлом, парящим над морем. Петром 1-м был установлен императорский штандарт (РИС.25) жёлтого цвета с изображением в центре чёрного двуглавого орла.
2-й. 1705 г. можно считать днём Рождения российского флага. В этот день указом Петра 1 бело-сине-красный флаг, был дарован торговым судам. Военно-морские корабли получили Андреевский флаг (РИС. 26) с лазурным крестом на белом фоне.
1-й. В середине XIX века был утверждён Государственный флаг России (РИС. 27), имеющий три горизонтальные полосы чёрного, жёлтого и белого цветов.
2-й. На рубеже XIX-го и XX-го веков императором Николаем 2-м (РИС. 28) в качестве государственного флага был утверждён бело-сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом монархии.
1-й. С приходом советской власти цвет флага снова поменялся (РИС. 29). Флаг стал красного цвета, так красный считался цветом “огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями”.
2-й. История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный флаг (РИС. 30) и Андреевский флаги. Считается, что цвета флага символизируют следующее. Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество.
Викторина
(через презентацию с вариантами ответов и картинками)
1. Что такое флаг?
- полотнище на древке или шнуре
- древка или шнур, определённой раскраски
- полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски
2. В каком веке появились гербовые знамёна – предшественники государственного флага?
- конец XVI в
- начало XVII в
- середина XVII в
- конец XVII в
3. Чей это герб?
- Алексея Михайловича
- Петра 1
4. В каком году был принят Петром 1-м бело-сине-красный флаг?
- 1700 г
- 1703 г
- 1705 г
- 1707 г
5. Кто или что получил этот флаг? (Андреевский)
- военно-морские корабли
- сухопутные войска
- дворцовая стража
6. Какой флаг был символом монархии?
(показать картинки с разными флагами, прав. ответ – флаг с чёрными, жёлтыми и белыми цветами)
7. Что означают цвета Российского флага?
(Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество).
ГИМН
1-й. Третья и последняя часть экскурсии – гимн.
Первые гимны возникли ещё в Древнем Египте и Месопотамии, а позднее получили широкое распространение в Древней Греции и Византии. В основном они имели религиозное содержание.
2-й. На Руси религиозные гимны появились в конце 10 века, в период принятия христианства. Гораздо позднее, в 16-17-х веках распространились разновидности гимнов – так называемые канты, которые имели, в том числе и тексты патриотического содержания.
1-й. В начале 18-го века появился “Преображенский марш Петра Великого”. В то время он исполнялся не только как военный марш, но, по сути, стал национальным гимном.
(прослушивание)
2-й. Первый официальный гимн России появился в связи с победой в Отечественной войне 1812 г. Мелодия и слова гимна на первых порах были английскими, это был гимн “Боже, храни короля”.
1-й. В 1833 году в большом театре в Москве состоялось первое исполнение нового гимна “Боже, царя храни” на слова В.А. Жуковского. Гимн отличался красивой мелодией и очень кратким текстом – всего шесть строк.
(прослушивание)
2-й. В советское время до 1944 года гимном нашей страны был “Интернационал” - гимн международного социалистического движения, созданный французским коммунистом П. Дегейтером.
(прослушивание)
1-й. В 1944 году прозвучал новый официальный гимн СССР, созданный композитором А.В. Александровым на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана.
(прослушивание)
2-й. После распада СССР в 1991 г. гимном России стала “Патриотическая песня” М.И. Глинки.
(прослушивание)
1-й. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь стала звучать как гимн, но не Советского союза, а Российской Федерации. Слова Нового текста написал С.В. Михалков.
(прослушивание)
Викторина.
1. Расставить названия гимнов в том порядке, как они появлялись.
Гимн РФ, “Боже, царя храни”, Гимн СССР, “Боже, храни короля”, Интернационал, “Патриотическая песня”, “Преображенский марш Петра Великого”.
2. Соотнести названия гимнов с именами и фамилиями людей их написавших.
- М.И. Глинки;
- на слова В.А. Жуковского;
- композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана;
- П. Дегейтер;
- композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова
3. Прослушайте отрывок и определите, какой это гимн (название).
Заключение.
Подведение итогов, подсчёт правильных ответов команд.
Государственные символы Российской Федерации – это очень важные элементы жизни нашего народа. Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны, её государственному строю. Каждый из нас должен их знать и относиться к ним с почтением, так как Отечество у нас одно – любимая Россия!
ЛИТЕРАТУРА
- Амусина Л.Е. Славься, Отечество!/ж. Последний звонок, №4, 2006.
- Засекина Л.Н. Российский флаг/ж. Педсовет, №9, 2004.
- Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: пособие для учащихся: (для сред. шк. возраста)/А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2005.
- О проведении “Урока России” в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации//ж. Воспитание школьников, №9, 2003.
- Тихонова И. Государственный флаг России/ж. Воспитание школьников, №7, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...