Конспект урока "Самоуправление в России".
план-конспект урока по истории

Коваль Надежда Владимировна

Конспект урока "Самоуправление в России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_samoupravlenie_v_rossii.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Зарождение и развитие самоуправления в России.

Тип урока: урок изучения нового материла.

Цель урока: раскрыть историческую ретроспективу развития самоуправления в России.

Задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с грамотой на права и выгоды городам Российской империи (или Жалованная грамота городам), с современной системой местного самоуправления в Российской Федерации;

развивающие: продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свою точку зрения, работать с документами, сравнивать, самостоятельно делать выводы;

воспитательные: воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории своего государства, чувства патриотизма и ответственности перед обществом, формировать чувство гордости за свою Родину.

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные УУД
- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи;

- совершенствование навыков работы в парах (расширение опыта совместной деятельности).

Личностные УДД:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
- формирование исторической  компетентности.
Регулятивные УУД
- умение выделять свойства в изучаемых событиях  и дифференцировать их, делать выводы, обобщать, классифицировать;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- работа с документами, терминами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических  понятий.   

 

Ход урока.

  1. Орг. момент
  2. Изучение нового материала

На ваших столах лежит главный закон страны -  Конституция, найдите в этом документе главу 8, какому вопросу она посвящена? (Местное самоуправление), сегодня это и будет главным в теме нашего урока.

Мы рассмотрим сегодня на уроке историческую ретроспективу (от лат. retrospectare — взгляд назад) — взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом), развития самоуправления в России и сравним с современной системой местного самоуправления в Российской Федерации.

Запишите тему урока «Зарождение и развитие самоуправления в России».

Прочитайте статьи с 130 по 133 Конституции, сформулируйте самостоятельно определение к термину органы местное самоуправление.

Органы местного самоуправления – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями для решения вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Давайте окунемся в историю и посмотрим, когда же впервые в России зародилось местное самоуправление.

Работа с документом: Грамота на права и выгоды городам Российской империи

 Приложение 1.

  • Когда зародилось местное самоуправление, при каком правителе?
  • Сколько статей и разделов имел манифест, что он провозглашал? Какой единый сословный статус устанавливался?
  • Какие 6 категорий городского населения устанавливала Жалованная грамота?
  • Какие органы местного самоуправления учреждались?
  • Какие функции выполняли городские власти?

Подведем небольшой итог: какую роль сыграл этот манифест в развитии самоуправления в России?

Работа с документом: Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления. Приложение 2.

  • Какими полномочиями наделены современные органы государственной власти местного самоуправления?
  • Сравните с полномочия органов власти 18 и 21 века. Что общего, что различного?

Работа с документом: Статья 15. Представительный орган местного самоуправления. Статья 16. Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления. Приложение 3.

  • Какие органы местного самоуправления могут быть сформированы согласно данным положениям?

Работа с документом: изучите структуру органов местного самоуправления городского округа города-курорта Ессентуки. Приложение 4.

  • Какие органы местного управления существуют в нашем городе?

3. Деловая игра.

- Таким образом сегодня на уроке мы с вами познакомились с основными понятиями, связанными с органами местного самоуправления, определили их основные функции. А сейчас я предлагаю вам  деловую игру. (Для этого класс делится по парам.) Представьте себе, что вы депутатский корпус города Ессентуки. 1 группа составляет план благоустройства нашего города и изменения его в лучшую сторону. 2 группа будет казначеями города Ессентуки и их задача изыскать средства для пополнения местного бюджета.  В вашей работе вам помогут источники законодательства о местном самоуправлении (Приложение  4). (10 мин)

- Выдвижение предложений групп.

4 Подведение итогов.

Вопросы для закрепления пройденного материала:

1. Что такое «местное самоуправление»

2. Каковы основные функции органов местного самоуправления?

3. Насколько вы считаете важным существование органов местного самоуправления?

Заполнение анкеты

Домашнее задание: на одну из предложенных тем написать эссе

Темы для эссе

«Представительный образ правления – это организованная справедливость, живой разум, вооруженная мораль».

 ( П. П. Ройе-Коллар).

«Эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его исполнением не только сверху, но и снизу» (Б. Спиноза).

«При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несёт огромную ответственность» (Н. Казинс).

Источники

  1. Астапенко М. В, «Самоуправление в России»

http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2012/06/24/plan-konspekt-uroka-v-10-klasse-samoupravlenie-v-rossii

2. Конституция Российской Федерации. Официальное издание.

2009 год, 64 стр.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ  (ред. от 21.11.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»

Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»...

Конспект урока Леса России

Конспект урока географии в 8 классе. Включает интересные математические задания о занимаемой площади лесов, вопросы на повторение географических знаний и умений, а также материалы, способставующие усв...

конспект урока "Рельеф России" 8 класс

разработан конспект урока для учителя, опорный конспект для учеников, презентации к уроку по теме: "Рельеф России"...

Конспект по истории России (10 класс). Тема "Отечественная война 1812 года".

Урок-панорама может быть использован для обобщения изученной темы. Используются индивидуальная, парная и групповая формы деятельности. Применяются компьютерная презентация, используются задания д...

Подготовка к ЕГЭ по истории. Конспекты по культуре России

Культура России для большенства учащихся западающее звено. Краткие сведения сопровождаются иллюстрациями...

Подготовка к ЕГЭ по истории. Конспекты по истории России

Конспекты по истории России. Краткое изложение материала по основным периодам истории России....

Конспект урока истории России в 8 классе «Внутренняя политика России в годы правления Николая I»

Урок посвящен периоду царствования в России императора Николая I.  В процессе изучения нового материала важно определить особенности внутриполитического курса Николая I, охорокризовать его , как ...