Работа с картой "Внешняя политика Александра II"
учебно-методический материал по истории (9 класс)

Назарова Светлана Игоревна

Материал для подготовки к ОГЭ по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ir_9_klass._rabota_s_kartoy_aleksandr_2.docx458.25 КБ

Предварительный просмотр:

ИР. 9 класс. Россия при Александре II.

№ 1

Рассмотрите схему и выполните задания 8 – 10.

http://oge.fipi.ru/os/docs/3CBBE97571208D9140697A6C2ABE91A0/docs/5B371EBB386B817447A12A79DE3549A0/xs3docsrc5B371EBB386B817447A12A79DE3549A0_1_1581590723.jpg

8. Назовите российского императора, в период правления которого произошли события, отражённые на схеме.

9. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

10. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме населённый пункт, название которого пропущено в данном отрывке.

«Военные успехи русских войск вызвали тревогу у европейских держав. Особенно враждебную позицию заняла Англия, которая ввела свою эскадру в Мраморное море. Австро-Венгрия обещала Англии помощь своей сухопутной армией. Перед угрозой вмешательства в русско-турецкий военный конфликт других европейских держав Россия отказалась от плана овладения Константинополем, остановив свои войска в 12 км от него –  в местечке ______________. Здесь был заключён мирный договор России с Османской империей».

№2.

http://oge.fipi.ru/os/docs/3CBBE97571208D9140697A6C2ABE91A0/docs/F43F14C8687E86AD4D3B1BA4157A9C1F/xs3docsrcF43F14C8687E86AD4D3B1BA4157A9C1F_1_1548333865.jpg

8. Заполните пропуск в предложении: «Проведение реформы, результаты которой отражены на схеме, началось в тысяча восемьсот __________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).

9. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «5» в период, когда была проведена реформа, которой посвящена схема.

10. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город – административный центр губернии, название которой пропущено в данном отрывке.

«В чернозёмной полосе, где земля была особенно плодородной, крестьяне получили её значитель-но меньше, чем имели до реформы. Отнятые у крестьян земли назывались отрезки. В 21 чернозём-ной губернии отрезки составляли более 26% дореформенного крестьянского землепользования. Особенно большие отрезки были произведены помещиками на юге и юго-востоке: в ________ губернии – 41,8%; в Саратовской – 42,4%. В отдельных имениях отрезки достигали 70–80%. В нечернозёмной полосе они были несколько меньше – 9,9%. Всего по России помещики отобрали у крестьян свыше 18% земли».

№3.

http://oge.fipi.ru/os/docs/3CBBE97571208D9140697A6C2ABE91A0/docs/1CB3F1333A6BB1854DC465CA6996FE3C/xs3docsrc1CB3F1333A6BB1854DC465CA6996FE3C_1_1548333870.jpg

8. Назовите российского императора, в правление которого к России была присоединена большая часть земель, обозначенных в легенде схемы цифрой «1».

9. Укажите название государства, территория которого обозначена на схеме цифрой «6».

10. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город, где произошли события, описываемые в данном отрывке.

«В конце XIX века при строительстве Транссибирской магистрали на Иртыше был возведён железнодорожный мост. Мост создан по проекту выдающегося русского инженера-строителя Н.А. Белелюбского. На строительство моста правительство ассигновало 3 миллиона рублей. Мост построен с шестью пролётами по 100 м каждый, а два береговых пролёта протяжённостью по 22 м. Основание мостовых быков – на кессонах, фермы изготовлены из сварочного железа Боткинского завода. Работы по постройке моста производились контрагентом Березиным под наблюдением инженеров Залусского и Ольшевского».

№ 4

http://oge.fipi.ru/os/docs/3CBBE97571208D9140697A6C2ABE91A0/docs/3FCB6FC90240A9C44B79D6DF37D30A19/xs3docsrc3FCB6FC90240A9C44B79D6DF37D30A19_1_1578995770.jpg

8.Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

9. Укажите название соседнего с Российской империей государства, по территории которого частично проходила магистраль, обозначенная на схеме.

10. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую город, в районе которого находится упоминаемый в тексте мост.

«Мост через Обь строился по проекту профессора Н.А. Белелюбского, выдающегося инженера-строителя и учёного в области строительной механики. Мост имеет девять пролётов. Пролёты лежат на каменных опорах из местного гранита, заложенных на гранитном ложе реки. Стальные конструкции мостовых ферм общим весом в 4423 тонны были изготовлены на Урале, на Воткинском заводе, под руководством подрядчика инженера В.И. Березина. Фермы возвышаются над меженным (низким) горизонтом Оби на 17 м. Мост строился 4 года и стоил около 2 млн рублей».

1. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

«Хождение в народ» потерпело неудачу, потому что революционеры
не нашли общего языка с рабочими, которым были чужды социалистические и антимонархические идеи. В 1876 г. была создана подпольная организация «Земля и воля», основной целью которой стало свержение самодержавия. Но среди землевольцев не было единства по вопросам тактики, всё сильнее становились споры между пропагандистами и сторонниками тактики террора. Весной 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации:  «Союз спасения» и «Чёрный передел».

2. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

На рубеже 1860-х  1870-х гг. окончательно оформилось славянофильство  революционное направление в российском общественном движении, представители которого считали передовую интеллигенцию единственным защитником народа и выступали против капиталистического развития России. Среди сторонников этого направления общественной мысли в начале 1870-х гг. выделилось три главных идейных и тактических лагеря: террористический (идеолог  П.Л. Лавров), бунтарский (идеолог   М.В. Бакунин), заговорщический (идеолог  П.Н. Ткачёв).

3. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

В период правления Николая I было предпринято реформирование судопроизводства. Ранее суд был негласный, ведение дел в нём затягивалось на долгое время. Судебная волокита вызывала всеобщее недовольство.
В 1864 г. были утверждены новые Судебные уставы. Судопроизводство соответствовало теперь самым современным международным нормам. Устанавливалась всесословность суда, гласность (открытость)и состязательность судопроизводства, появились присяжные поверенные (адвокаты).  Вводилось участие в судебном процессе народных представителей – земских заседателей.

4. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

В апреле 1877 г. началась очередная русско-турецкая война. На Шипке российские солдаты и болгарские добровольцы в течение нескольких месяцев обороняли перевал – кратчайшую дорогу в Южную Болгарию и к коренным турецким территориям. Другим стратегически важным объектом была София – крепость, где разместился мощный гарнизон под командованием Османа-паши. Три штурма города оказались неудачными. Заставила оборонявшихся турок капитулировать правильная осада. Это событие стало переломным в ходе войны. Вскоре в местечке Сан-Стефано был подписан мирный договор. Но европейские державы, недовольные усилением позиций России на Балканах, добились пересмотра условий мира на конгрессе, который собрался в Париже.

5. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

В конце своего царствования Александр II, под давлением оппозиционной части общества и уступая просьбам некоторых представителей своего окружения, согласился провести реформу политического строя Империи.
В конце января 1881 г. министр внутренних дел М.М. Сперанский представил проект изменения государственного управления страной. Документ предусматривал создание двух подготовительных комиссий для разработки новых законов. Законопроекты должны были поступать на утверждение в Государствен-ную думу, куда предполагалось ввести 10–15 выборных депутатов, затем – к императору. Александр II проект министра одобрил, но утвердить его не успел.

6. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

На основании «Положений 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» крестьяне получили личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики же сохранили за собой все принадлежавшие им земли, но должны были предоставить крестьянину приусадебный участок и полевой надел. Размеры надела и условия его получения фиксировались в ревизских сказках, которые составляли мировые посредники из числа местных дворян. До выкупа полевого надела крестьянин отбывал барщину или платил помещику оброк и назывался отходником.

7. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

Отмена крепостного права сделала крестьянина юридически независимым от помещика-землевладельца, но помещики всё же сохраняли в своих руках важные экономические рычаги. В соответствии с положениями реформы 1861 г. размеры крестьянского надела и характер повинностей надлежало определять по соглашению крестьян с помещиками. Это соглашение фиксировалось в духовной грамоте. Её составляли мировые посредники – назначавшиеся правительством лица из числа местных дворян-помещиков. Естественно, эти грамоты-договоры отстаивали права дворян, что вызывало недовольство крестьян. Подобное положение особенно было заметно в нечернозёмных губерниях, где сельское население было весьма многочисленным и где на редкость плодородные земли были несравненно более дорогими, чем в северных, западных и восточных районах Империи. 

11. Что из перечисленного стало одним из последствий Крестьянской реформы 1861 г. в России?

 появление новой категории крестьян  вольных хлебопашцев;

 развитие рынка труда;

 начало промышленного переворота;

 быстрая ликвидация крестьянской общины.

Объясните, как выбранное Вами положение связано с Крестьянской реформой 1861 г. в России.

12. Что из перечисленного мешало развитию сельского хозяйства по капиталистическому пути после отмены крепостного права в России?

– существование крестьянской общины;

– попытки внедрения в сельскохозяйственное производство новейшей техники;

– обретение крестьянами личной свободы;

– активное железнодорожное строительство.

Объясните, как выбранное Вами положение связано с развитием сельского хозяйства по капиталистическому пути после отмены крепостного права
в России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "

Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской  истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...

Внутренняя политика Александра 1

Урок для учащихся 8 класса...

Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.

План проведения открытого урока...

Интерактивный урок по дисциплине «История» на тему « Внешняя политика Александра I.Отечественная война 1812г.»

Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий, интерактивных методов. Выполняя функцию информативного сопровождения истории, компьюте...

Самостоятельная работа по истории на тему "Экономическое и общественное развитие в годы правления Александра III. Национальная политика Александра III" (8 класс)

Самостоятельная работа имеет 4 части (базовый уровень) Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы. Часть 4. Допишите... В профильном уровне работа представленна т...

Проверочная работа "Внутренняя и внешняя политика Александра I" 9 кл.

Работа проверяет основные знание по политической истории правления Александра I, рассчитана на 10-15 минут, работа представлена в 3 вариантах....