Маленькие герои большой войны
проект по краеведению
Великая Отечественная… И, хотя на территории нашего города, не проходили ожесточённые бои, не рвались снаряды… но боль и ужас той далёкой войны многие жители Тулуна и Тулуского района хранят в своих опаленных сердцах до сих пор.
Тулунчане во время Великой Отечественной войны проявили пламенный патриотизм. Вероломное нападение гитлеровской Германии на Советскую Родину вызвало гнев и возмущение всех тулунчан. На митингах и собраниях они заклеймили это преступление фашизма. Тулунчане проявили готовность встать на защиту Отечества, самоотверженно трудиться во имя победы. Непреложным законом для всех стал лозунг: «Все силы народа на разгром врага! Всё для фронта, всё для победы над врагом!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_geroi_bolshoy_voyny.docx | 44.17 КБ |
malenkie_geroi_bolshoy_voyny.pdf | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
Иркутский региональный колледж педагогического образования
(ГБПОУ ИО ИРКПО)
«Маленькие герои большой войны»
Выполнила: Зуева Ксения
студентка группы М-119/1
специальность «Музыкальное образование»
Руководитель: Семенова Юлия Ивановна преподаватель истории и обществознания
высшая категория
Иркутск 2020
Содержание:
1. | Введение | 2 |
2. | Ударный труд тружеников тыла | 4 |
3. | Маленькие герои большой войны | 6 |
4. | Рощина Людмила Константиновна заслуженный учитель РСФСР, почетный гражданин города Тулуна | 8 |
5. | Заключение. | 11 |
6. | Список литературы | 12 |
Введение
Вспомним, товарищ, как в годы военные
Ушли из деревни на фронт мужики.
Остались подростки да женщины бедные,
Старухи убогие и старики.
Трудились упорно с одним утешением,
И верой в Победу так были сильны!
И знали мы твёрдо: в большое сраженье
Вносим свой вклад в окончанье войны
Актуальность данной темы состоит в том, что с каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. Конечно, все они сейчас – это люди преклонного возраста. Но детское восприятие трагедии той страшной войны, стойкости духа нашего народа представляет особую ценность для молодого поколения ХХI века.
Цель моей работы состояла в том, чтобы показать вклад жителей (взрослых и детей) города Тулуна и Тулунского района в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны.
Были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать научную литературу, газеты, архивные документы по исследуемой теме;
2) изучить деятельность и образ жизни детей военного времени;
3) показать на примере судеб конкретных людей трудовой подвиг в годы войны;
Основная гипотеза, заключается в том что, если каждый житель города Тулуна с детских лет будет интересоваться и свято чтить память о цене Великой победы, уважать подвиг русского солдата, помнить о подвигах тружеников тыла – женщин, стариков, детей, то он будут передавать эту информацию из поколения в поколение и это привьёт интерес к истории, культуре своего родного края и любви к нему, а также успеют выразить благодарность всем живым участникам страшных военных действий, и продолжение славных традиций честного служения Отечеству...
Объектом моего исследования является жизни детей, тружеников тыла города Тулуна и Тулунского района в годы Великой Отечественной войны
Методы: анализ литературы по проблеме исследования, интервьюирование, синтез полученных данных, наблюдение.
Практическая значимость работы заключается в следующем: материал данной работы можно рекомендовать к использованию на уроках истории в качестве дополнительного материала, на уроках по краеведению и классных часах с целью воспитания патриотизма, гордости за тружеников города и села, за участников военных действий, ковавших Великую Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.
Тулун – один из старинных сибирских городов, имеющий примерно 300-летнюю историю, которая неразрывно связана с важными этапами развития нашей Родины: освоение Сибири, политической ссылкой, революционным движением, Гражданской войной, индустриализацией страны и коллективизацией сельского хозяйства, Великой Отечественной войной …
Великая Отечественная… И, хотя на территории нашего города, не проходили ожесточённые бои, не рвались снаряды… но боль и ужас той далёкой войны многие жители Тулуна и Тулуского района хранят в своих опаленных сердцах до сих пор.
Тулунчане во время Великой Отечественной войны проявили пламенный патриотизм. Вероломное нападение гитлеровской Германии на Советскую Родину вызвало гнев и возмущение всех тулунчан. На митингах и собраниях они заклеймили это преступление фашизма. Тулунчане проявили готовность встать на защиту Отечества, самоотверженно трудиться во имя победы. Непреложным законом для всех стал лозунг: «Все силы народа на разгром врага! Всё для фронта, всё для победы над врагом!» Исходя из решений центральных партийных и советских органов, Тулунский горком партии определил направление и задачи работы партийных советских организаций в условиях военного времени. Тулунчане, естественно, считали, что победа над захватчиками в первую очередь решается на фронте. Поэтому они проявляли заботу об укреплении боеспособности Советской Армии, о пополнении её рядов людьми. Более семнадцати тысяч тулунчан по призыву военкомата и добровольцы отправились на фронт, тулунчане стремились туда, где решалась судьба Родины. Более пяти тысяч не вернулись…
«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! В силу навязанной нам войны наша страна вступила в смертельную схватку со своим злейшим и коварным врагом - германским фашизмом…Мы должны немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, все подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага...Вперед, за нашу победу!» (из радиовыступления И. Сталина 3 июля 1941 г.)
Мужчины ушли, а к станкам встали их дети и жёны. И они, как могли, приближали победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. И они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой. Сутками трудились на заводах, фабриках и производствах. Вязали варежки для бойцов, ставили в госпиталях спектакли, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин. А тем временем голод, холод, болезни в два счета расправлялись с их хрупкими жизнями.
Ударный труд тружеников тыла.
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!-- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
22 июня 1941 года РК ВКП(б) срочно провёл районное совещание секретарей первичных партийных организаций, руководителей предприятий и колхозов по вопросу о перестройке партийной и хозяйственной работы. На совещании было обращено особое внимание на подбор кадров и замену людей, уходящих в армию. Не допускать паники и не останавливать рабботу по выполнению планов и военных заданий. Организованно проводить отправку людей на фронт. (карамайкина)
Бюджет города Тулуна в годы войны был сокращён до минимума, особенно расходы на образование, здравоохранение культуру, сельское хозяйство. Перестали работать многие школы.
За 1943- 1945 годы фонд обороны тулунчане внесли 3148000 рублей, по денежно вещевой лотерее – 840000 рублей, на строительство танковых колонн истратили1466000 рублей. Перечислено на текущий счет райкомиссии, занимавшейся сбором теплых вещей для красноармейцев, 146294 рубля всего было послано в действующую армию4716 посылок – 1240 литров водки377 кг ветчины2100 кг пряников600 кг конфет3600 стаканов табака,1400 кусков мыла, 300 кисетов, 106 полушубков 137 пар валенок365 пар носков, 440 пар рукавиц, 27 шарфов, 25 полотенец, 21 наволочка – тулунчагне собирали всё что могло пригодиться фронту. В 1942 году учителя города Тулуна и Тулунского района в фонд обороны перечислили однодневный заработок… В Тулуне был создан фонд помощи освобожденным районам, который составляли средства, заработанные на воскресных платных концертах, вырученные от сдачи металлолома. Колхозники Тулунского района выделили в фонд203 коровы, 60 овец, 44 свиньи. А в 1943 году поступления в фонд составили 225 голов крупнорогатого скота, 679 овец и 94 свиньи.
16 марта 1942 года принято решение «о развитии подсобных хозяйств и откормочных пунктов» по Тулунскому электроремонтному заводу в годы войны были изданы приказы: «О призыве в Красную армию», «об установлении рабочего дня» «О разбитии электролампочки» «О хищении дров» и другие. ( пока жива память)
В период весеннего сева 1942 года, не хватило 80 % тракторов. В ряде колхозов и МТС не было бригадиров, животноводов и даже председателей колхозов. (карамайкина)
Вот что рассказывает Зоя Ивановна Бирюкова – первая трактористка района: «Во время войны наш район обслуживало четыре МТС – Икейская, Гуранская, Шерагульская, Никитаевская. Я работала механиком Никитаевской МТС. Было очень трудно, особенно в 11942 глду, когда призвали в армию почти всех мужчин. Осталось у нас три мужика: токарь, кузнец, да заведующий Яков Гордеевич Фрялов. <…> Выходных не было. По семь часов не работали, а чаще по 16-18, а иногда и все 24. <…> Но и женщин не хватало. Тогда стали обучать мальчишек. Помню 13-летнего Лёню Чухая, нашего слесаря. Решили обучать его на шофёра. А что бы до руля доставал, на сиденье что-нибудь подкладывали.
Все женщины, подростки, старики до смертельной усталости трудились на фермах и в поле, но мужьям на фронт правды не писали, что в голоде живут, и ребятишки босиком очередную зиму встречают. Как вспоминает Брюханова Мария Фоминична: «Жизнь очень трудная была. Работали много, очень много. Мужа забрали в армию…Сначала я работала на лесозаготовках. Норма была 10 кубиков… Уходили с сестрой в лес, когда солнце вставало. Брали топор и двухручную пилу. А из еды лепёшки. Мы их пекли так: горсть муки и мелко порезанную траву лебеду или крапиву. Пол дня работаем, поедим, водой запили и дальше работать. К вечеру норму надо выполнить. Потом пошла работать на пекарню, думала полегче будет. Куда там. Себе печем хлеб наполовину с опилками и травой, а на фронт из хорошей муки. Насушим сухарей и в посылки, для солдатушек…. В посылки ещё ложили варежки с двумя отдельными пальцами, теплые носки… когда успевали ещё вязать? Тяжело было, но народ, сплочённый был. Друг другу помогали. По-другому и не победили бы! А начальство ни налогов не отменяло, а то и наказывало…. Опоздала как-то Серафима на ферму на 5 минут, а ей штраф – 5 месяцев бесплатно отработать. Брата Костю забрали в армию, потом он попал в плен, его там пытали -икры вырезали.»
О Великой Отечественной войне написано очень много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и сухие цифры статистки. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах. Именно это я увидел, встретившись с тружениками тыла.
Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» – девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.
Фронт обеспечить! – нет важней задачи,
Трудились для победы все в тылу,
Бойцам в боях не выстоять иначе,
Труд для победы заслужил хвалу.
Всё отдавали фронту для победы,
Тыл только крохи оставлял себе,
Терпели стойко тяжести и беды,
Чтоб быстро одолеть врага в борьбе.
Тыл обеспечил армию надёжно,
Оружие – основа всех основ,
Хотя пришлось невероятно сложно,
Но армии шли смело на врагов.
Фронтовикам в день майский честь и слава!
На их груди сверкают ордена,
Но тыл в победу сил вложил немало.
Фронт трудовой! Была им вся страна!
Маленькие герои большой войны.
Василий Васильевич (Б. Ласкин, 1944)
В великой русской кузнице за каменной горой
Стоит, гудит, работает заводик номерной.
Туда Василь Васильевич приходит чуть заря
И весело командует: "За дело, токаря!
За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Во всем Урале токаря, пожалуй, лучше нет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!
С глазами светло-синими, с кудрявой головой
Работает, старается гвардеец тыловой. <…>
За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Василию Васильичу всего тринадцать лет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!
До войны это были обычные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час, они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мы знаем, какие подвиги совершали на фронте взрослые, но на великие подвиги были способны и дети.
«Уважаемые комсомольцы, пионеры и учащиеся средней школы №2! Примите от меня, бывшего вашего завуча, красноармейский привет. Поздравляю вас с началом нового учебного года.
С большой радостью и гордостью пошёл я служить в ряды нашей доблестной Красной армии, чтобы быть действенным защитником нашей Родины. Когда товарищ Сталин пошлёт меня в бой, то буду честно и самоотверженно защищать наше с вами Отечество, свободу и честь, а если потребуется, то и жизнь свою отдам на благо трудового народа.
Я призываю бывших моих учеников ни на минуту о Великой Отечественной войне. Каждый и вас должен каждодневным трудом укреплять обороноспособность нашей страны. А дел вам найдется немало. Это помощь колхозам и совхозам в уборке урожая, сбор металлолома, лекарственных растений и многое другое <…>». (пока жива память)
И дети старались… На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Однако никакие рассуждения и статистика не могут быть сравнимы с воспоминаниями очевидцев.
Воспоминания Павла Гавриловича Захаренко
Павел Гаврилович Захаренко родился 8 января 1930 года.
Ему было 10 лет, когда началась Великая Отечественная Война. «Ходил в сельхоз. Все были под контролем надзирателя, все боялись взять с работы с собой просо, лен, ячмень, т.к. у выхода всех обыскивали, и найдя маленькое зернышко давали большие штрафы.
Ничего хорошего вспомнить нельзя. Рабочие были на столько заняты своими делами, что даже забывали про свой день рождения. Дети помогали чаще с возраста 10 лет и до 15, бывали и моложе. Сил было мало, всего лишь 10 лет, не было сил даже удержать лошадь. Ели в эти суровые времена мерзлый картофель, выкопанный весной, крапиву, черешню и много другой растительности. Из мерзлого картофеля делали хлеб. Просо толкли в специальных ступах. Собирали колоски пшеницы, не пропуская ни одного. Приходя с колхоза поздним вечером, успевали накормить свой скот. И выкопать 20 соток картофеля. Веревок не хватало так, что веревки делали вручную из конопли, замачивали ее, потом перекручивали. Вечерами девушки вязали пряжу из льна на станке. Зажигали лучины, так как пряли в свободное время, то есть вечером. Потом появился керосин.
В те времена народ был дружнее. Что у соседа случилось сразу помогут. Боронили и пахали на быках, лошадей было мало, быки были не обучены, но все всячески пытались направлять быка. Для того чтобы сеять гречиху, просо, надевали на шею корзину с лямкой и ходили по полю, рассеивая зерно. Война забрала много здоровья. Война забрала трёх членов из семьи: отца, двух братьев».
Павел Гаврилович Захаренко награжден медалью «Ветеран Тыла».
Воспоминания Ефременко (Курьянович) Надежды Максимовны
В семье Курьянович (Ефременко) Надежды Максимовны было 6 детей (4 брата и 2 сестры). Надежда Максимовна была самая младшая в семье. Когда началась война ее отец и братья ушли на войну, один брат Тимофей пропал без вести. Надежда Максимовна рассказывает, что трудные это были времена. Когда началась война, ей было 6 лет. Вот её воспоминания: «Семья была дружная. Старались лишний раз не огорчать маму. Во всем помогали ей старшая сестра и я, потому что всех мужчин забрали на фронт. Ходили на поле собирать горелые колоски, мороженую картошку. Эту картошку тёрли и делали из них лепёшки. Когда на фронт ушли мужчины, на смену им пришли женщины и ребятишки. Не хватало хлеба, молока. Сеяли хлеб, всё до единого зернышка отдавали в колхоз. Коней в деревне не было, поэтому на ферме давали быков. На быках вывозили сено из леса, запасали дрова на зиму. Бык мог быть бодучий и упрямый, если встанет и упрется, хоть что с ним делай, а дальше не пойдет, а что женщина может? И лаской, и силой с ним обходились. Во время войны, да и после выручал односельчан лес. Благо он находился рядом. Каждую свободную минутку и дети, и взрослые проводили там. Ранней весной выкапывали какие-то съедобные корешки, из которых мамы варили вкуснейшую похлёбку, черемшу и пучку солили на зиму, копали корешки саранок. А потом созревают ягодки, грибочки не зря и по сей день люди говорят: «Лес – наше богатство». Иногда в колхозе на трудодни давали 2кг муки. Это был настоящий праздник для всей семьи. Когда объявили, что кончилась война, некоторые плакали от горя, потому что кто-то не вернулся с войны, а некоторые от радости, того что больше никто не получит похоронку и вернутся живые их близкие».
С первых же дней войны в Восточной Сибири была развернута широкая сеть госпиталей для лечения раненых на фронте. Многие школы предоставили свои здания под госпитали. В Иркутской области 18 школ были отданы в распоряжение воинских частей. В Тулуне в школах № 2 и № 19 развернулись эвакогоспитали № 3914 и № 3915 в/ч 1392.
Пионеры и школьники делали все, чтобы облегчить боль и страдания раненых, находившихся тогда на излечении в Тулунских госпиталях: под диктовку писали письма, устраивали театрализованные представления, носили дрова и топили в палатах печи, стирали бинты…
Когда читаешь строки о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, встречаешься с очевидцами тех дней, то невольно задаешься вопросом: «Как можно было это все выдержать? Где брали силы, чтобы не впасть в отчаяние? Где люди искали силы и мужество совершать подвиги?
Рощина Людмила Константиновна заслуженный учитель РСФСР,
почетный гражданин города Тулуна
Дети военной поры! Сегодня им уже 70 – 80 лет. Но можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их рассказы. Конечно, есть учёные, историки, которые могут подсчитать число сожженных деревень,
разрушенных городов…
Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой
разорвало сестру и брата. О чём думал голодный тринадцатилетний паренёк, управляя трактором во время посевной… Об этом могут рассказать только они сами. Те, кто видел эту войну. Их судьбы такие разные и такие схожие. Война стала их общей биографией. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
В своей работе мне хотелось бы рассказать об удивительно человеке, пережившим ту страшную войну и отдавая всю себя на благо города Тулуна в мирное время… Учитель русского языка и литературы, бывший директор Тулунской средней школы №25, отличник народного просвещения, заслуженный учитель школы РСФСР, Почетный гражданин города Тулуна - это Рощина Людмила Константиновна
Имя Людмилы Константиновны Рощиной знакомо многим жителям города, т.к. стаж её педагогической деятельности почти 50 лет. Честная, трудолюбивая, заботливая, добрая, справедливая, Людмила Константиновна посвятила себя без остатка любимому делу — преподаванию в школе, работе с детьми. Её ратный труд отмечен правительственными наградами: знак «Отличник народного просвещения», звание «Заслуженный учитель РСФСР» и много грамот и благодарственных писем.
Людмила Константиновна родилась 05.03.1935 г. в с. Умыган Тулунского района. Мама и папа работали в школе учителями. Началась война, Константина Кондратьевича призвали на фронт в 1942 году. Надежда Карповна часто болела, и ей было трудно воспитывать 2-х детей. Людмилу забрала бабушка, Матрена Ивановна, в с. Тракто-Курзан. Через год переехали мама и брат Слава, а за ними отец вернулся до Победы. Людмила Константиновна вспоминает: «Помню, как мы услышали о конце войны. Сидели в школе, выбежали на улицу, а там всеобщее ликование, все смеются, обнимаются, кто плачет, а кто пляшет и песни поёт. Такая радость: Победа! »
Константина Кондратьевича пригласили работать в г.Тулун в горком партии инструктором. Вся семья переехала в город, и Людмила с 6 по 10 класс училась в школе №2. По окончании школы поступила в Иркутский университет им.Жданова, на филологический факультет гуманитарного отделения. Закончила в 1957 году, получила профессию учителя русского языка и литературы в средней школе. По комсомольской путевке поехала на Восток, в Приморский край, в д.Михайловка. Работала в 7-летней школе, учащиеся собирались из 3-х сел, в количестве 73-х человек. Климат края отрицательно сказывался на здоровье, и врачи предложили вернуться в родные края. 3 года проработала в школе №19. Затем педагогическая деятельность продолжилась в школе №4, вместе с отцом, Константином Кондратьевичем (тогда он был назначен директором). На 10 лет судьба связала Людмилу Константиновну со школой № 4. Под её чутким руководством 6 лет работал школьный театр «Алые паруса». Большое количество спектаклей было поставлено в школе и за её пределами: «Золушка», «Аленький цветочек», «Женитьба» (по Н.В. Гоголю), «Гроза» по Островскому А.Н.) и т.д. В театре было задействовано 125 человек, 10 учителей — все участники театра были на добровольных началах, а работы было много: артисты, дублеры, танцоры, декораторы, трудовики, швеи, водитель школьной машины, музыканты.
С большим теплом вспоминает Людмила Константиновна свою учительницу математики в школе №2, Алексееву Миладу Иосифовну. Она с 10-ми классами в послевоенные годы организовывала спектакли, шили костюмы из марли. Этот интерес и любовь к театру остались в душе на долгие года. С Людмилой Константиновной по жизни шли интересные и любящие свою профессию преподаватели. Бишоф Эльвира Федоровна, учитель немецкого языка школы №4, классный руководитель 10 класса, в свое время организовала отряд «Бригантину». Её ученики переписывались с моряками, которые выслали им знамя Военно-морского флота, сочинили отрядную песни, вели ежедневные дневники жизни отряда, поднимали и опускали знамя каждый день. Выпускаясь из стен школы, они передали всё 4 классу, руководителем которого была Людмила Константиновна. Она пронесла победное знамя через многие годы и преумножила работу. Из отряда создала дружину «Бригантина». На юбилейных встречах «бригантиновцы»: Т.Касьянова, Л.Бандалет, В.Шулыга, Л.Алексеева, А. Клепиков, А.Гайдаенко, Т.Вавренюк, Р.Яраева постоянно вспоминают песню и поют её:
«Надоело говорить и спорить,
И за «двойки» лодырей гонять.
Надо в жизнь идти и смело строить,
А для этого нам надо много знать…»
Когда предложили возглавить школу №25, Людмила Константиновна решилась не сразу. Отец помог поверить, что у неё всё получиться и наказывал ей: «Самое главное – денег чужих не бери». Проработала в должности директора 12 лет.
За долголетний добросовестный труд Людмила Константиновна была награждена «Почётной грамотой Министерства просвещения СССР», медалями «Заслуженны учитель школы РСФСР», «Ветеран педагогического труда», многочисленными почётными грамотами.
После выхода на пенсию Людмила Константиновна проработала в школе ещё 14 лет, отдавая всю себя любимому делу.
В 2006 г. Людмила Константиновна Рощина удостоена звания «Почётный Гражданин города Тулуна».
Но и после школы она не стала сидеть дома, а сразу же включилась в
общественную работу - более 10 лет возглавляет первичную ветеранскую организацию микрорайонов Угольщиков и Соснового бора. Работа совета отлажена. Заведено 45 тетрадей, в которых занесены все сведения про каждого ветерана микрорайона, члены совета знают конкретно, кому и какую помощь оказывать. Тесно сотрудничает совет с предприятиями: социальной защитой, пенсионным фондом, предприятиями жилищно-коммунальной сферы, с библиотекой (совместно клуб «Огонёк»), школой №25, с депутатами. Людмила Константиновна со словами благодарности рассказывает о своих меценатах: Егорове Ю.П., Ясенской Г.А., Лисовской О.А., Гагариной В.П., Кирееве В.В., Н.Я. Порошиной. Это они помогают поздравить ветеранов, большое им спасибо. Состав Совета добросовестно готовился к празднованию 70-летию Победы: оформляли поздравления в газету, участвовали в городских мероприятиях, в городском конкурсе «Растим патриотов России», Совет занял II место, сделали фотографии участников Великой Отечественной войны для размещения их на баннерах города, их портреты передали в школу №25 для шествия в колонне «Бессмертный полк», хлопотали перед администрацией города о том, чтобы кладбище на территории ЗЭС(а) было очищено от мусора и огорожено, т.к. там захоронены участники ВОв. Они собирали информацию об истории легендарного разреза Азейский им. 50-летия СССР и оформили альбом «Слава труду!». Ветераны — это мощное звено нашей цепи на добровольных началах. Низкий поклон вам, ветераны! Мы гордимся тем, что живем с вами на нашей сибирской земле и стараемся следовать вашим советам! 14 августа 2015 года в зале Центра развития творчества детей и юношества «Кристалл» состоялась отчетно-выборная конференция городского Совета ветеранов. В рамках конференции состоялось награждение активистов ветеранского движения. Почетными грамотами и благодарственными письмами Иркутского областного Совета ветеранов за активную общественную работу и личный вклад в развитие ветеранского движения были отмечены: Рощина Людмила Константиновна, Собко Эльвира Николаевна, Шендрик Тамара Ивановна, Щербина Любовь Николаевна, Василюгина Ольга Васильевна, Негожева Антонина Федоровна, Шведова Екатерина Александровна.
Долго рассказывала мне Людмила Константиновна, о тяготах и невзгодах, пережитых в военное и послевоенное время, о том, как мои ровесники наравне со взрослыми совершали настоящие подвиги во имя победы. Я твердо решил, что мы современное поколение должны сохранить благодарную память о тех, кто выстоял и победил.
Заключение
Война – это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.
Сколько детей погибло за годы Великой Отечественной? По подсчётам разных исследователей от 500 до 700 тысяч, точно не знает никто. Как никто не знает, сколько их, маленьких героев в годы войны работали на заводах и в госпиталях. С оружием в руках помогали взрослым сражаться за Родину. Сколько уходили в партизаны, гибли при бомбежках и обстрелах или от голода и болезней. Сколько их угнали в Германию и умертвили. Сколько, не дожив до Победы, были похоронены в блокадном Ленинграде.
В материале «Родом не из детства… » приводится такая цифра: во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей.
К сожалению, историки до сих пор не пришли к единому мнению относительно количества жертв войны. Количество погибших с трудом поддается оценке, а о детях и стариках пишут - "не считая... "
9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.
Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры края были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла, 199 из них было присвоено звание героя Социалистического Труда, более 204 тысяч награждены орденами и медалями. Специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.
Идут годы. Время безжалостно отсчитывает даты. Всё меньше остаётся людей, видевших войну своими глазами. Переписывается история, по-новому расставляются акценты. Нынешние школьники с удивлением воспринимают словосочетание «пионеры-герои», имена которых раньше знала вся наша страна. История судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания.
Страшным был 20 век для России. Многострадальный народ моей Родины участвовал в широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества – это Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918), братоубийственная Гражданская война (1918–1922), Великая Отечественная война. Капитуляция Германии и Японии (1941 — 1945), война в Афганистане (1979— 1988), Чеченские компании (1994— 1996, 1999) Война… страшнее нет слова… гибнут на полях сражений солдаты, защищают честь страны, страдает мирное население…тысячи, миллионы детей теряют своих родителей, родных… война оставляет неизгладимый след в их судьбах.
Список литературы:
- О. Карамайкина. «Судьба солдата – судьба страны» г. Тулун, 2006 г.
- Зарубин, Николай Капитонович. Пока жива память / Н.К. Зарубин.- Красноярск: Сибирские промыслы, 2007.- 160с.: ил., фот.
- Человек славен трудом [Текст] // Компас.- 2010.- № 6 (24 февраля).- С.4.
- http://opeka.net/content/view/53/30
- http://www.khanschool.narod.ru/master/baranova/Deti_voiny.doc
- пресс-служба городской администрации http://zem-tulun.ru/index.php/news/gorod4/7-gorod5/767-g2
- Баландин Ю.И. Развитие образования в Тулуне.- Братск: Изд. Дом «Братск»,2003.- 92с.
- Баландин Ю.И. Тулун – мой город на Ие.- Братск: Изд. Дом «Братск»,2002.-92с.
- Зарубин, Николай Капитонович. Тулун- центр Отчизны/ Н.К. Зарубин.- Красноярск: Сибирские промыслы, 2007.- 224с.: ил.
- Дописать!!!!!!!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -презентация "Маленькие Герои большой войны"
Данная работа использовалась на классном часе, посвященном 65-летию ВОВ. На уроке речь шла о детях, которые принимали участие в освобождении нашей страны от фашистов....
Маленькие герои большой войны
Презентация к внеклассному мероприяитию, посвященному Великой Отечественной войне...
Маленькие герои большой войны
Давайте, люди, никогдаОб этом не забудем… А. Т. Твардовский «Дом у дороги». Не щадя себя в огне войны,Не жалея сил во имя Родины,Дети героической страныБыли настоящими гер...
классный час "Маленькие герои большой войны"
Классный час для учащихся 6 класса...
презентация "Маленькие герои большой войны".
данную презентацию можно использовать на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне....
КЛАССНЫЙ ЧАС: «Маленькие герои большой войны»
Конспект классного часа и презентация...
Маленькие герои большой войны
В 2015 г. наша страна отметит 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Народам России не раз приходилось брат...