История Албазинского острога-первой русской крепости на Амуре
презентация к уроку по истории (7 класс)

Карпинский Алексей Тарасович

Урок истории в 7 классе посвященный истории первой русской крепости на Амуре-Албазинского острога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_albazinskogo_ostroga.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

История Албазинского острога – первой русской крепости на Амуре в XVII веке

Тип урока

Открытия нового знания

Информационно-методическое обеспечение

Презентация, фото реконструкции Албазинский острог, карта Амурской области, портрет первопроходцев, фото из музея Новикова -Даурского

Цель урока

Формирование представлений о историческом развитии региона

Задачи урока

#1044;остичь личностных образовательных результатов получить навык самостоятельного анализа исторических источников, научиться уважительному отношению к истории малой Родины, почувствовать сопричастность к прошлому России.)

#1044;остичь предметных образовательных результатов (знать этапы исторического развития Амурской области, народы проживавшие на территории региона их культуру, традиции. Путь первооткрывателей и переселенцев. Дату заключения Нерчинского договора)

#1044;остичь метапредметных образовательных результатов(развивать умение работать с различными источниками; самостоятельно формулировать выводы и решать поставленные задачи; осознавать межпредметное взаимодействие истории и географии, истории России и истории малой Родины, приобрести опыт совместной деятельности и общения со сверстниками)

Формы и методы

обучения

Методы обучения: проблемный, исследовательский

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная

Основные понятия, термины

Острог, ясак, землепроходец, Дамур, дауры, манжуры

Место урока в изучаемом курсе

Краеведческий урок проводится в рамках празднования 165-летия присоединяя амурских земель к России. Изучение исторических источников содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого; значительно расширяется круг социальной информации , создается ощущение духа эпохи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ

-Знать, каким было историческое прошлое области на рубеже 17 столетия

-Уметь анализировать информацию из различных исторических источников.

- Проявлять интерес к изучению истории родного края

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Выстраивать ответ в соответствии с заданием; развивать навыки критического мышления, прогнозировать результаты усвоения материала.

Коммуникативные УУД

Развивать умение работать в группе, умение формулировать и доказывать свою точку зрения, уважать противоположное мнение.

Познавательные УУД

Находить необходимую информацию, используя исторические источники.

Личностные

Проявлять уважение к культуре и традициям малой Родины, формировать умение применять исторический материал для осмысления современных событий.

ОРГАНИЗАЦИЯ

УРОКА

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

1

Организационный этап.

  • Учитель — А какой он, Амур?
    — А Амур — он такой, —
    Не по нраву ему тишина и покой.
    Как начнет шевелить за волною волну —
    Зазевался — и мерь, как топор, глубину.
    Разольется без края, бушует вода —
    И деревням беда,
    И посевам беда.
    Будто банку консервную, сплющит кунгас,
    Смоет остров — и новый намоет за час.
    — Так за что же любить-то его, если так?
    — Как за что? Ты ж не видел Амура, чудак!
    Каждый год, как весной отгремят якоря,
    Он — дорога просторная к дальним морям.
    Он у нас работяга — любой караван
    Донесет на ладонях своих в океан.
    Это он подсказал, извиваясь меж гор,
    Мастерицам-нанайкам на платья узор.
    И недаром идет в Приамурье молва,
    Что в глазах у девчат от него синева.
    А упрямство и сила его — ничего:
    Мы характером, знаешь,
    Ведь тоже в него.
  • Наволочкин Н.

Слушают учителя.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Активизирует познавательный интерес.

В истории страны, как в зеркале, отражается судьба ее городов, деревень и сел. Чем больше изучаешь историю предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей.

Сегодня на уроке мы постараемся проследить историю нашей области в 17 веке.

Формулируют тему, отвечают на вопросы

Фронтальная

3

.

Организация учебной деятельности

Актуализация знаний.

Беседа Работа с картой Где находиться наша область

Покажите ее на карте на доске

  • Сколько лет Амур принадлежит России
  • 2023-1858=165

Чем знаменита наша область на весь мир ?

Но есть еще город - крепость , одно поселение на Амуре. Албазино, вот о нем и пойдет сегодня речь.

Но что же было раньше

Какие коренные народы проживали и проживают по сегодняшний день на территории дальневосточного региона,

это нанайцы, маньчжуры, ульчи, негидальцы, нивхи, эвенки, а также орочи и удэгейцы, живущие преимущественно в Амурской области, Хабаровском крае, Приморье и на побережье Татарского пролива.

чем они занимились, посмотрите на картинки и охарактеризуйте занятия коренных жителей,

на ленте времени отмечаем когда они тут жили

«Кто такие землепроходцы?» Напиши 3 – 5 ключевых слов на тему:

«ЗЕМЛЕПРОХОДЕЦ».

Первые русские путешественники до черной реки, какие же имена имел Амур

Москвитин, Поярков, Хабаров как добирались , что тут делали

Куда они стремиться и зачем? Открытие новых земель – дело рискованное и непростое. Путь за Урал пришлось прокладывать не одно десятилетие – без карт и проторённых троп, наощупь. Первыми о богатых землях на берегах Амура узнали казаки, отправившиеся из Томска к реке Алдан в 1636 году. Они поехали туда, чтобы получить ясак. Так тогда называли налог, который брали с народов Сибири, как правило, пушниной.

Как же амур тогда называли ?

Кто же дошел первым?

Иван Юрьевич Москвитин.
Именно ему пленный тунгус рассказал, «Что есть серебреная гора на Омуре»

Проверить, насколько правдивы истории, отправился Пётр Головин с 70-ю людьми, но вернулся ни с чем.

После него попытку добраться до Амура уже в 40х годах. предпринял Василий Поярков. Прошел вдоль всего Амура , до охотского моря. Серебра нет ,но земли плодородны, леса богаты соболем

Через несколько лет к властям обратился Ерофей Хабаров с инициативой отправиться в неведомые земли

Албазинская археологическая экспедиция совершила и неожиданное открытие. Так, во время поисков следов Спасского монастыря совместно с сотрудниками АмГУ был обнаружен Ангайский могильник аборигенов Приамурья эпохи Средневековья — дауров. Ученые воплотили идею о воссоздании облика албазинца XVII века методом антропологической реконструкции черепа. Работой занимался антрополог Денис Пежемский.

Сабля рождает власть

  • Манжуры что бы лишить русских экономической базы, стали переселять дауров в китай. А Хабарова за его жестокий нрав отозвали с этих земель, без права возврата

Манжуры готовятся к войне

Албазинское сидение1686-1689

800 албазинцев, против многотысячной армии

Нерчинский договор

  • Разрушение русских крепостей и острогов
  • Амур под властью династии Цин
  • Запустение земель , коренные народы продолжают жить на этой земле
  • Торговые отношения с двумя государствами развиваются очень хорошо

170 лет спустя на Амур вновь пришли русские. Крепость русского духа вновь приведет эти земли к России. 1858 год подписания айгуньского мирного договора с Китаем.

Граница прошла по реке черного дракона.

  • Порабоаем с картой области . их имена остались на карте. Чьи имена увековечены на карте Амурской области
  • Давайте найдем их на карте
  • Покажем путь В.Поярокова
  • Ерофея Хабарова

Найдем п.Албазино, Ерофей Павлович, Поярково и Москвитино

Индивидуально отвечают на вопросы.

Ведут расчет, отвечают на вопросы

Ответы детей

Природа была неотделима от жизни этих народов.

  • Распространены домашние ремёсла - изготовление лыж, лодок, нарт, утвари из дерева, посуды (корытца, туеса), подстилок из берёсты, обработка кости, кожи, плетение циновок, корзин, кузнечное дело.

Землепроходцы – русские люди, путешествия которых в 16—17 вв. привели к крупнейшим географическим открытиям в Сибири, на Дальнем Востоке и в омывающих их морских прибрежных водах. В большинстве это были «служилые» - казаки разных рангов

Зачитывают

Дамур - 'большая река'

Амур – черная река

монгольское Хара-Мурэн – "чёрная вода",

китай. Хэйхэ "чёрная река", или Хэйлунцзян "река чёрного

дракона",

Шунгал, Омур

Посмотрите на результат его деятельности

Давайте посмотрим на модель воссоздания албазинского быта,

Один из детей нажимает на ссылку и переходим на онлайн площадку музея.

Скажите каков быт был у албазинцев?

  • Албазино в 1682 году получил государственный статус – центр уезда. Вошел в нерчинское воеводсство . Талбузин стал воеводой. Создана печать и герб. Стали распространять свою деятельность.
  • что изображено на гербе и почему?

  • 1684 г.от 5 до 10 тыс. манжур осадили Албазино.
  • Им противостояли 350 защитников острога
  • Отправлено пополнение из Енисейска , но не успели

Как вы думаете почему русские оставили Албазино?

И зачем стали восстанавливать разрушенную крепость?

Герои Албазино , кто они и что защишали. Чем закончилась их противостояние .

дата Нерчинского договора 1689г. и символ дракона . земли принадлежат империи Цин. Но так и не увидели массового заселения этих территорий китайцами.

Работа со слайдами призентации

Работа с картой

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

групповая

4

Итог урока.

Рефлексия

Мы потомки переселенцев. И хочется верить, что мы будем ценить и беречь то что нам досталось по наследству.

Напоминает алгоритм составления синквейна. Тема Албазино.

Сейчас я предлагаю вам прочитать начало предложения и закончить, вспомнив о том, какие знания получили на уроке. Сегодня на уроке …

  • Я знал это
  • Было новое
  • Расскажу семье

Всем желаю доброго дня и хорошего настроения!

Составляют синквейн.

1 строка – Албазино

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырех слов

5 строка – «смысловой синоним»

.

Групповая

.

Список источников

  1. Албазино. История освоения Дальнего востока. Амурская область и Китай ;t=484s
  2. ПОДВИГИ АЛБАЗИНА: ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У ДРЕВНЕЙ СТОЛИЦЫ ПРИАМУРЬЯ

  3. Село Албазино — первая столица Приамурья

  4. Из истории Албазинского острога

  5. Албазино. История Албазинского острога. Амурская область

  6. Албазинские скаски, документальный фильм, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России в лицах (русские князья)

Презентацияк дополнительному учебному занятию по истории России....

Итоговый тест по истории России "Образование единого Русского государства" 1 вариант с ответами

Итоговый тест по истории России «Образование единого Русского государства в 14-15 веках» 10 класс1 вариант. Часть А.1.Самое крупное произведение о Куликовской битве:«Задонщина»«Житие Михаила Чер...

контрольный тест по истории и культуре Санкт-Петербурга "Крепости нашего края"

Контрольный тест рассчитан на усвоение и ассимеляцию тематики крепостей Ленинградской области с IX-XVI ВЕКА....

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».

Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...