"Русь в IX - начале XII века".
методическая разработка по истории (6 класс)

Журмухамбетова Малика Биркалиевна

Содержание урока  «Русь в IX - начале XII века»   полностью соответствует теме. Урок методически выдержан. Гармонично, логично и точно подобраны все задания, работающие на общую идею урока.  На протяжении всего урока ведется оценочная деятельность. Урок характеризуется доступностью, наглядностью. Разные виды работы с классом обеспечивают постоянную смену видов деятельности учащихся. Соблюдаются здоровьсберегающие технологии. Созданы условия для формирования знаний на творческом уровне.

Урок имеет большое воспитательное значение. Подобранный материал повышает интерес у учащихся к истории, развивает логическое мышление и интеллектуальный уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                  Благодарновская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка

урока по истории

 «Русь в IX - начале XII века».                                                                                                                      

для учащихся 5 класса

           

Составила: Журмухамбетова М.Б.

                                                                 учитель истории и обществознания

                                                            высшей квалификационной категории,

МБОУ «Благодарновская СОШ»                                                                             Оренбургская область

                                                                                   Тюльганского района                        с. Благодарное

2022 г

Урок-                                                                                                                                                        Тема: «Русь в IX - начале XII века».                                                                                                                      

Цель: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

 Задачи урока:        

Образовательная: повторить и закрепить у обучающихся знания исторических фактов, имен, терминов по теме «Древняя Русь», способствовать расширению исторической эрудиции, развитию интереса к предмету;                                                                                                                                                                            Развивающая: продолжить формирование умения оперировать историческими знаниями, развития логического мышления, коммуникативного умения при работе в группе или команде;                                                                                                                                 Воспитательная: продолжить формирование уважительного отношения к культурному наследию прошлого; укреплять дружбу и взаимопомощь обучающихся на основе общего дела и сопереживания за свою команду.                                          

Универсальные учебные действия        

Личностные:

•        Формирование внутренней позиции школьника

Регулятивные:        

•        Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

•        Поиск и устранение причин возникших трудностей.

•        Постановка учебной задачи, определение последовательности действий

Познавательные:        

  • Поиск и выделение необходимой информации
  • Осмысление прочитанной или услышанной информации
  • Извлечение необходимой информации
  • Определение основной и второстепенной информации
  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:        

  • Уметь  полно и точно выражать свои мысли
  • Выделять главное
  • Ориентироваться в информационном потоке

Тип урока - систематизации и обобщения знаний.                                                        Форма урока - повторительно обобщающая беседа + элементы практической работы.                                                                                                                               Методы обучения: частично-поисковый или эвристический метод, метод обобщающего повторения, метод решения задач, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций).                                                   Оборудование урока: презентация, карта «Киевская Русь в IX-XII вв»,                 иллюстрированный материал: древо древнерусских князей,                             политическая система древнерусского государства в XI-XII веках, раннефеодальная монархия, иллюстрации древнерусских жилищ и костюмов.  

Основные даты: VIII-IX вв. расселение славян; первая половина IX в. - образование государства Руси; 988 г. - крещение Руси; 1072 г  – «Правда Ярославичей»; 1097 г - Любический съезд.                                                                 Основные термины и понятия: славяне, вервь, община, князь, подати, полюдье, общественный строй, феодализм, власть.

Ход урока:

  «Откуда есть пошла русская земля, кто стал в

                                                                                               Киеве первый княжить, и как русская земля

                                                                                               стала развиваться» Нестор.

                                                                                                                         

  1. Орг. момент:

Вступительное слово учителя: сегодня у нас последний урок по теме «Русь в IX – первой половине  XII в.»  Что мы обычно делаем на таком уроке? (повторяем, обобщаем, систематизируем знания, играем, проводим конкурсы и т. п.) Как назовем наш урок?  Что нам нужно повторить?  (Имена, даты и события, понятия и т. д.)

- Ребята, я попрошу вас подойти ко мне  поближе, пожалуйста. Протяните ко мне левую руку, а правую руку положите на плечо своему однокласснику стоящему справа от вас. Что я сделала? (Собрала вокруг себя).

- Точно такой же процесс происходил в истории нашей страны в IХ – Х веках. Как называется этот период истории России? (Собирание земель). Вокруг какого города шло объединение земель? (Киев) Результат объединения земель- государство Русь.

- Спасибо, ребята, можете занять свои места.

Мотивационно – целевой этап: 

Вступление учителя:

     -Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля...

Чтение эпиграфа

- В каком своем великом произведении монах Нестор написал эти строки?

 («Повесть временных лет»)

- Какие вопросы содержит в себе эпиграф?

1. Откуда есть пошла русская земля?

 2. Кто стал в Киеве первый княжить?

3. И как русская земля стала развиваться?)

- Мы должны были ответить на три главных основных вопроса, которые заключены в нашем эпиграфе. Вот и выясним сегодня, как мы с вами можем ответить на эти вопросы.

Проблемный вопрос: Какие позиции занимало государство Русь в современном ему мире?                                                                                                           В IХ – ХII вв. Русь была частью единого европейского политического и экономического пространства. Как можно доказать этот вывод?                                      Какие стороны деятельности правителей Руси следует рассмотреть?

                                      План                                                                                                                                              1. Политическая карта Европы в IX-XI веках.                                                                              2. Отношения Руси с Византийской империей.                                                                               3. Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы.                          4. Отношения с кочевниками и странами Востока.                                                                                                               5. Русь в международной торговле.

6. Культура Древней Руси.

  1. Актуализация знаний

Работа с картой:  

- Покажите на карте государство Киевская Русь.                                                                                                                             - Покажите на карте торговые пути из Руси в страны Западной Европы, Востока.                                                                                                                                                       - С какими странами Русь вела торговлю?

 

Беседа по вопросам:
- В чём состояли особенности устройства общества в Древней Руси?
- Кто играл ведущую роль в Древней Руси в общественных отношениях?
Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?
- Почему в Западной Европе Русь иногда называли «страной городов»? 

Задание № 1. Установите соответствие между князьями и их деятельностью. С 2-3                                                                                                                                         Задание № 2. Расшифруйте шифр С 4-5                                                                           Задание № 3. Исключите лишнее понятие. Объясните почему? С 6                     Историческая разминка «Дальше, дальше …»

  1. Назовите имя князя, крестившего Русь? (Владимир)
  2. Автор «Повести временных лет» (Нестор)
  3. Самый древний и распространенный вид обуви на Руси (лапти)
  4. Первый русский митрополит, автор «Слова о законе и благодати» (Иларион)
  5. Земельное владение, передаваемое по наследству (вотчина)
  6. Самые бесправные члены общества Киевской Руси (холопы)
  7. Что называли уроками в Киевской Руси? (размер дани)
  8. Азбука Киевской Руси, которую стали использовать после принятия христианства (кириллица)
  9. Первый русский письменный сборник законов («Русская правда» или «Правда Ярослава»)
  10. Что объединяет все эти имена: Перун, Хорос, Даждьбог, Стрибог? (языческие боги Киевской Руси)
  11. Первые русские святые (Борис и Глеб)
  12. Какое племя наказала княгиня Ольга за смерть Игоря? (древлян)
  13. На этом материале писались летописи Киевской Руси (пергамент)
  14. Люди, живущие и работающие у господина на определенных условиях, заключавшие об этом договор (рядовичи)
  15. Именно ее за заботу о порядке в земле Русской летопись назвала «мудрейшей из всех человек» (княгиня Ольга)
  16. Самый распространенный строительный материал в древней Руси (дерево)
  17. Место сбора дани со второй половины 10 века (погост)
  18. Что их всех объединяет: хазары, печенеги, половцы? (племена кочевников, с которыми воевала Русь)
  19. Религия древних славян (язычество).
  20. Народное собрание свободных граждан (вече)
  21. Старинный доспех воина в виде рубашки из железных пластин (кольчуга)
  22. Кто убил братьев-князей Бориса и Глеба? (Святополк Окаянный)
  23. Почему Киев назвали Киевом? (основатель Кий)
  24. Каково происхождение древнерусского слова «закуп»? (от «купа» - долг)

 «Разгадайте путаницу» (Приложение 1)

Переставьте буквы, и у вас получится слово:

1. Тюркские племена, ставшие угрозой для южных границ Руси в X века – «НИГЕЕПЕЧ»        _____________________________________

2. Несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования – «ТАСЯНИИД»

_____________________________________

3. Мировая религия, ставшая государственной на Руси – «ТРОВСИНИТСАХ»

        _____________________________________

4. Киевский князь, получивший прозвища Святой и Красное солнышко – «ЛИВИМРАД»

_____________________________________

5. Процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами – «ЛОВЯТГОР»

_____________________________________

6. Мелкое ручное производство промышленных изделий – «ЛЕМОРЕС»

______________________________________

7. Ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска – «НУРАДИЖ»

_______________________________________

8. Организация власти, управляющая обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность, называется– «САВУТДОРСАГ»

Конкурс  «Культура Древней Руси» (Приложение 2)

  1. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке (Фреска)
  2. Искусство постройки деревянных зданий (Деревянное зодчество)
  3. Поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей (Былина)
  4. Ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянный на металлическую поверхность (Скань)
  5. Как называлось литературное произведение, написанное киевским митрополитом Илларионом? («Слово о Законе и Благодати»)
  6. Небольшие, изящные картинки, иллюстрирующие текст книги называются (Миниатюры)
  7. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
  8. Как называется литературное описание жизни людей, причисленных к лику святых? (Житие)
  9. Какой каменный храм был заложен князем Владимиром в 989 году? (Десятинная церковь Успения Богородицы)
  10. Как называются картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков? (Мозаика)
  11. Сложная ювелирная техника, когда узор напаивали из мельчайших шариков-зернышек? (Зернь)

Задание №4 С 6-7

Исключите лишнее понятие. Объясните, почему?

Задание № 5. С 8
Используя все предложенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Напишите эти понятия.

Был ли выход у удельных князей помириться?   Для решения этой

проблемы,  князья  стали  собираться  на  съезды.

Был ли выход у удельных князей помириться?   Для решения этой

проблемы,  князья  стали  собираться  на  съезды.

Предполагаемый  ответ  обучающихся:  «Родовой

принцип наследования».

Скажите, что же такое «Лествичная» система передачи власти.                               Речь учителя: А всегда ли он работал этот принцип на Руси?  

Был ли выход у удельных князей помирится? ( 1097 съезд в Любече)

Задание №6. С 9
Определите, что было раньше?

Задание № 7. С 10-11  Соотнесите имя правителя и его деяния.

Задание № 8. С 12-13                                                                                                        Расположите в порядке иерархии элементы политической системы Древнерусского государства в 9- 12 веке.

Задание № 9. С 14-15                                                                                                        Что изображено на иллюстрациях?

  1. Закрепление.  

Готовимся к ВПР.                                                                                                           1. Задание на знание исторических терминов:                                                           Соотнеси термин и определение:

А) Дань

1. Размер дани

Б) Полюдье

2. Место сбора дани

В) Погост

3. Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин

Г) Вече

4.Выплата определённой части дохода и продуктов в пользу князя

Д) Мозаика

5. Объезд князя с дружиной подвластной территории с целью сбора дани

Е) Уроки

6. Народное собрание

Ж) Бояре

7. Простые свободные жители Руси

З) Люди

8. Изображение из цветных камушков и стекла

И) Смерды

9. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

К) Фреска

10. Свободные крестьяне в Древней Руси

2.Задание на знание исторических документов:

Соотнеси содержание документа и его название:

А) «Повесть временных лет»

1. «Если убьет свободный человек свободного, то [за него имеют право] мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого...»

Б) «Правда Ярослава»

2. «Если закуп убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд.»

В) «Устав» Владимира Мономаха

3. «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля»

  1. Подведение итогов:

Итак, сегодня мы рассмотрели с вами очень сложную и большую тему.                                        А теперь пришло время подвести итоги.                                                                                                                - Как считаете, смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в самом начале урока? Какие позиции занимало государство Русь в современном ему мире?

Выставление оценок за работу на уроке.

Учитель: - Ребята, вы успешно справились с задачей, вы восстановили неизвестные страницы истории Древней Руси. Это позволит вам по новому взглянуть на события, которые произошли более тысячи лет тому назад.

Рефлексия. Сегодня на уроке мне открылись:

Три самых важных имени:

Три самых важных события:

Три самых важных чувства:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века" конспект и презентация

Разработка урока и презентация  проста в применении и помогает обучающимся лучше разобраться в не совсем  простой теме....

6 класс контрольная работа по теме "Русь в середине XII -начале XIII века".

контрольная работа по теме может быть использована на заверщающем этапе урока повторениея обощения и систематизации знаний по данной теме...

Зачетный лист по истории «Русь в IX –начале XII века»

Зачетный лист разработан для учащихся 10 класса с целью повторения материала по теме «Русь в IX –начале XII века». В работу включено задание для повторения дат по Всемирной исто...

Тест по истории для 6 класса на тему: «Русь в середине XII – начале XIII века».

Тестовые задания составлены для повторения главы 3 учебник 6 класса по истории авторов Андреева,Фёдорова....

Кроссворд по теме "Русь в середине XII – начале XIII века" для 6 класса

Кроссворд по теме «Русь в середине XII – начале XIII века»К учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С. Токаревой А.Я. История России, 6 класс (параграфы 12 – 14)[...

Повторение "Русь в середине XII – начале XIII веков".

Представлены задания , способствующие формированию у учащихся УУД при изучении истории. Предложены задания на знание хронологии, исторических фактов,работу с фактами, работу с историческими источникам...

Проверочная работа для 6 класса по истории России. Тема "Русь в IХ веке — начале XIII века"

Проверочная работа по истории России соответствует содержанию и структуре учебника «История России. 6 класс» под редакцией А. В. Торкунова (издательство «Просвещение»). Проверо...