"Русь в IX - начале XII века".
методическая разработка по истории (6 класс)
Содержание урока «Русь в IX - начале XII века» полностью соответствует теме. Урок методически выдержан. Гармонично, логично и точно подобраны все задания, работающие на общую идею урока. На протяжении всего урока ведется оценочная деятельность. Урок характеризуется доступностью, наглядностью. Разные виды работы с классом обеспечивают постоянную смену видов деятельности учащихся. Соблюдаются здоровьсберегающие технологии. Созданы условия для формирования знаний на творческом уровне.
Урок имеет большое воспитательное значение. Подобранный материал повышает интерес у учащихся к истории, развивает логическое мышление и интеллектуальный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Благодарновская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка
урока по истории
«Русь в IX - начале XII века».
для учащихся 5 класса
Составила: Журмухамбетова М.Б.
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории,
МБОУ «Благодарновская СОШ» Оренбургская область
Тюльганского района с. Благодарное
2022 г
Урок- Тема: «Русь в IX - начале XII века».
Цель: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по теме «Древняя Русь».
Задачи урока:
Образовательная: повторить и закрепить у обучающихся знания исторических фактов, имен, терминов по теме «Древняя Русь», способствовать расширению исторической эрудиции, развитию интереса к предмету; Развивающая: продолжить формирование умения оперировать историческими знаниями, развития логического мышления, коммуникативного умения при работе в группе или команде; Воспитательная: продолжить формирование уважительного отношения к культурному наследию прошлого; укреплять дружбу и взаимопомощь обучающихся на основе общего дела и сопереживания за свою команду.
Универсальные учебные действия
Личностные:
• Формирование внутренней позиции школьника
Регулятивные:
• Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
• Поиск и устранение причин возникших трудностей.
• Постановка учебной задачи, определение последовательности действий
Познавательные:
- Поиск и выделение необходимой информации
- Осмысление прочитанной или услышанной информации
- Извлечение необходимой информации
- Определение основной и второстепенной информации
- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- Уметь полно и точно выражать свои мысли
- Выделять главное
- Ориентироваться в информационном потоке
Тип урока - систематизации и обобщения знаний. Форма урока - повторительно обобщающая беседа + элементы практической работы. Методы обучения: частично-поисковый или эвристический метод, метод обобщающего повторения, метод решения задач, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций). Оборудование урока: презентация, карта «Киевская Русь в IX-XII вв», иллюстрированный материал: древо древнерусских князей, политическая система древнерусского государства в XI-XII веках, раннефеодальная монархия, иллюстрации древнерусских жилищ и костюмов.
Основные даты: VIII-IX вв. расселение славян; первая половина IX в. - образование государства Руси; 988 г. - крещение Руси; 1072 г – «Правда Ярославичей»; 1097 г - Любический съезд. Основные термины и понятия: славяне, вервь, община, князь, подати, полюдье, общественный строй, феодализм, власть.
Ход урока:
«Откуда есть пошла русская земля, кто стал в
Киеве первый княжить, и как русская земля
стала развиваться» Нестор.
- Орг. момент:
Вступительное слово учителя: сегодня у нас последний урок по теме «Русь в IX – первой половине XII в.» Что мы обычно делаем на таком уроке? (повторяем, обобщаем, систематизируем знания, играем, проводим конкурсы и т. п.) Как назовем наш урок? Что нам нужно повторить? (Имена, даты и события, понятия и т. д.)
- Ребята, я попрошу вас подойти ко мне поближе, пожалуйста. Протяните ко мне левую руку, а правую руку положите на плечо своему однокласснику стоящему справа от вас. Что я сделала? (Собрала вокруг себя).
- Точно такой же процесс происходил в истории нашей страны в IХ – Х веках. Как называется этот период истории России? (Собирание земель). Вокруг какого города шло объединение земель? (Киев) Результат объединения земель- государство Русь.
- Спасибо, ребята, можете занять свои места.
Мотивационно – целевой этап:
Вступление учителя:
-Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля...
Чтение эпиграфа
- В каком своем великом произведении монах Нестор написал эти строки?
(«Повесть временных лет»)
- Какие вопросы содержит в себе эпиграф?
1. Откуда есть пошла русская земля?
2. Кто стал в Киеве первый княжить?
3. И как русская земля стала развиваться?)
- Мы должны были ответить на три главных основных вопроса, которые заключены в нашем эпиграфе. Вот и выясним сегодня, как мы с вами можем ответить на эти вопросы.
Проблемный вопрос: Какие позиции занимало государство Русь в современном ему мире? В IХ – ХII вв. Русь была частью единого европейского политического и экономического пространства. Как можно доказать этот вывод? Какие стороны деятельности правителей Руси следует рассмотреть?
План 1. Политическая карта Европы в IX-XI веках. 2. Отношения Руси с Византийской империей. 3. Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы. 4. Отношения с кочевниками и странами Востока. 5. Русь в международной торговле.
6. Культура Древней Руси.
- Актуализация знаний
Работа с картой:
- Покажите на карте государство Киевская Русь. - Покажите на карте торговые пути из Руси в страны Западной Европы, Востока. - С какими странами Русь вела торговлю?
| Беседа по вопросам: |
Задание № 1. Установите соответствие между князьями и их деятельностью. С 2-3 Задание № 2. Расшифруйте шифр С 4-5 Задание № 3. Исключите лишнее понятие. Объясните почему? С 6 Историческая разминка «Дальше, дальше …»
- Назовите имя князя, крестившего Русь? (Владимир)
- Автор «Повести временных лет» (Нестор)
- Самый древний и распространенный вид обуви на Руси (лапти)
- Первый русский митрополит, автор «Слова о законе и благодати» (Иларион)
- Земельное владение, передаваемое по наследству (вотчина)
- Самые бесправные члены общества Киевской Руси (холопы)
- Что называли уроками в Киевской Руси? (размер дани)
- Азбука Киевской Руси, которую стали использовать после принятия христианства (кириллица)
- Первый русский письменный сборник законов («Русская правда» или «Правда Ярослава»)
- Что объединяет все эти имена: Перун, Хорос, Даждьбог, Стрибог? (языческие боги Киевской Руси)
- Первые русские святые (Борис и Глеб)
- Какое племя наказала княгиня Ольга за смерть Игоря? (древлян)
- На этом материале писались летописи Киевской Руси (пергамент)
- Люди, живущие и работающие у господина на определенных условиях, заключавшие об этом договор (рядовичи)
- Именно ее за заботу о порядке в земле Русской летопись назвала «мудрейшей из всех человек» (княгиня Ольга)
- Самый распространенный строительный материал в древней Руси (дерево)
- Место сбора дани со второй половины 10 века (погост)
- Что их всех объединяет: хазары, печенеги, половцы? (племена кочевников, с которыми воевала Русь)
- Религия древних славян (язычество).
- Народное собрание свободных граждан (вече)
- Старинный доспех воина в виде рубашки из железных пластин (кольчуга)
- Кто убил братьев-князей Бориса и Глеба? (Святополк Окаянный)
- Почему Киев назвали Киевом? (основатель Кий)
- Каково происхождение древнерусского слова «закуп»? (от «купа» - долг)
«Разгадайте путаницу» (Приложение 1)
Переставьте буквы, и у вас получится слово:
1. Тюркские племена, ставшие угрозой для южных границ Руси в X века – «НИГЕЕПЕЧ» _____________________________________
2. Несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования – «ТАСЯНИИД»
_____________________________________
3. Мировая религия, ставшая государственной на Руси – «ТРОВСИНИТСАХ»
_____________________________________
4. Киевский князь, получивший прозвища Святой и Красное солнышко – «ЛИВИМРАД»
_____________________________________
5. Процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами – «ЛОВЯТГОР»
_____________________________________
6. Мелкое ручное производство промышленных изделий – «ЛЕМОРЕС»
______________________________________
7. Ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска – «НУРАДИЖ»
_______________________________________
8. Организация власти, управляющая обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность, называется– «САВУТДОРСАГ»
Конкурс «Культура Древней Руси» (Приложение 2)
- Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке (Фреска)
- Искусство постройки деревянных зданий (Деревянное зодчество)
- Поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей (Былина)
- Ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянный на металлическую поверхность (Скань)
- Как называлось литературное произведение, написанное киевским митрополитом Илларионом? («Слово о Законе и Благодати»)
- Небольшие, изящные картинки, иллюстрирующие текст книги называются (Миниатюры)
- Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
- Как называется литературное описание жизни людей, причисленных к лику святых? (Житие)
- Какой каменный храм был заложен князем Владимиром в 989 году? (Десятинная церковь Успения Богородицы)
- Как называются картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков? (Мозаика)
- Сложная ювелирная техника, когда узор напаивали из мельчайших шариков-зернышек? (Зернь)
Задание №4 С 6-7
Исключите лишнее понятие. Объясните, почему?
Задание № 5. С 8
Используя все предложенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Напишите эти понятия.
Был ли выход у удельных князей помириться? Для решения этой
проблемы, князья стали собираться на съезды.
Был ли выход у удельных князей помириться? Для решения этой
проблемы, князья стали собираться на съезды.
Предполагаемый ответ обучающихся: «Родовой
принцип наследования».
Скажите, что же такое «Лествичная» система передачи власти. Речь учителя: А всегда ли он работал этот принцип на Руси?
Был ли выход у удельных князей помирится? ( 1097 съезд в Любече)
Задание №6. С 9
Определите, что было раньше?
Задание № 7. С 10-11 Соотнесите имя правителя и его деяния.
Задание № 8. С 12-13 Расположите в порядке иерархии элементы политической системы Древнерусского государства в 9- 12 веке.
Задание № 9. С 14-15 Что изображено на иллюстрациях?
- Закрепление.
Готовимся к ВПР. 1. Задание на знание исторических терминов: Соотнеси термин и определение:
А) Дань | 1. Размер дани |
Б) Полюдье | 2. Место сбора дани |
В) Погост | 3. Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин |
Г) Вече | 4.Выплата определённой части дохода и продуктов в пользу князя |
Д) Мозаика | 5. Объезд князя с дружиной подвластной территории с целью сбора дани |
Е) Уроки | 6. Народное собрание |
Ж) Бояре | 7. Простые свободные жители Руси |
З) Люди | 8. Изображение из цветных камушков и стекла |
И) Смерды | 9. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке |
К) Фреска | 10. Свободные крестьяне в Древней Руси |
2.Задание на знание исторических документов:
Соотнеси содержание документа и его название:
А) «Повесть временных лет» | 1. «Если убьет свободный человек свободного, то [за него имеют право] мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого...» |
Б) «Правда Ярослава» | 2. «Если закуп убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд.» |
В) «Устав» Владимира Мономаха | 3. «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля» |
- Подведение итогов:
Итак, сегодня мы рассмотрели с вами очень сложную и большую тему. А теперь пришло время подвести итоги. - Как считаете, смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в самом начале урока? Какие позиции занимало государство Русь в современном ему мире?
Выставление оценок за работу на уроке.
Учитель: - Ребята, вы успешно справились с задачей, вы восстановили неизвестные страницы истории Древней Руси. Это позволит вам по новому взглянуть на события, которые произошли более тысячи лет тому назад.
Рефлексия. Сегодня на уроке мне открылись:
Три самых важных имени:
Три самых важных события:
Три самых важных чувства:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века" конспект и презентация
Разработка урока и презентация проста в применении и помогает обучающимся лучше разобраться в не совсем простой теме....
6 класс контрольная работа по теме "Русь в середине XII -начале XIII века".
контрольная работа по теме может быть использована на заверщающем этапе урока повторениея обощения и систематизации знаний по данной теме...
Зачетный лист по истории «Русь в IX –начале XII века»
Зачетный лист разработан для учащихся 10 класса с целью повторения материала по теме «Русь в IX –начале XII века». В работу включено задание для повторения дат по Всемирной исто...
Тест по истории для 6 класса на тему: «Русь в середине XII – начале XIII века».
Тестовые задания составлены для повторения главы 3 учебник 6 класса по истории авторов Андреева,Фёдорова....
Кроссворд по теме "Русь в середине XII – начале XIII века" для 6 класса
Кроссворд по теме «Русь в середине XII – начале XIII века»К учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С. Токаревой А.Я. История России, 6 класс (параграфы 12 – 14)[...
Повторение "Русь в середине XII – начале XIII веков".
Представлены задания , способствующие формированию у учащихся УУД при изучении истории. Предложены задания на знание хронологии, исторических фактов,работу с фактами, работу с историческими источникам...
Проверочная работа для 6 класса по истории России. Тема "Русь в IХ веке — начале XIII века"
Проверочная работа по истории России соответствует содержанию и структуре учебника «История России. 6 класс» под редакцией А. В. Торкунова (издательство «Просвещение»). Проверо...