Урок в 7 классе "Смутное время"
план-конспект урока по истории (7 класс)
4 ноября наша страна празднует День народного единства. Этот день занимает особое место в истории нашего государства так как оно связано со страшным событием которое получило в истории название - Смута.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Смутное время - урок в 7 классе | 36.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории России 7 класс « Смутное время».
Учебник .Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт.
Введение.
4 ноября наша страна празднует День народного единства. Этот день занимает особое место в истории нашего государства так как, связано со страшным событием которое получило в истории название - Смута
Благодаря стойкости и самоотверженности наш народ отстоял свою независимость. Ведь все тяжесть этих событий легла на плечи простого народа. Но всегда, вопреки сложной ситуации в котором находилось наше государство, русские люди находили в себе силы выстоять и победить. В 1612 году, впервые в истории нашего государства именно народ сплоченно выступил на защиту свободы и суверенитета своей страны.
Это были трудные времена польской интервенции. Шведы захватили Новгород. Управление страной было полностью утрачено. В этих условиях нижегородский староста Кузьма Минин призвал народ к освобождению Родины. Командование ополчением возглавил опытный военачальник князь Дмитрий Пожарский. Весной 1612 года выступило народное ополчение чтобы освободить свое государство от польских интервентов. Наши люди защищали свое государство.
Патриотическое движение народа увенчалось победой. В русском государстве восстанавливалась власть. В феврале 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова нового царя
Подвиг русского народа навсегда увековечен в памяти. Был открыт памятник Минину и Пожарскому в 1816 году в Москве. Теперь каждый год
4 ноября наша страна отмечает праздник День народного единства
Дидактическая цель разработки:
Изучить сущность и особенности Смутного времени в России начала XVII века, основные его характеристики, содержание, действующих лиц, его цели и результаты, а также подвиг народа при освобождении Москвы от поляков.
Задачи:
1. Повторить, систематизировать, проанализировать ключевые моменты изученного материала;
2. Развивающие: содействовать развитию мышления, познавательного интереса, воли и настойчивости в решении проблемных задач;
3. Воспитательные: формировать мировоззренческую позицию событий Смутного времени; воспитывать нравственные качества личности, патриотизм, гражданственность, активную жизненную позицию учащихся через эмоциональное восприятие оценки событий прошлого.
Предметные –
знать: определение, признаки и причины Смуты; основные события.
Уметь: определять место и роль основных событий Смуты; объяснять причины Смуты; давать оценку происходящим событиям; анализировать результаты политических действий; высказывать своё мнение о политических деятелях периода Смуты.
Личностные – проявлять интерес к изучению темы, формируют собственную позицию относительно происходящих событий и действующих исторических лиц.
Метапредметные – овладеть умением работать с учебной и дополнительной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план ответа, формулировать и обосновывать выводы), работать с современными источниками информации
Методическая разработка темы »Смута» предназначена для учащихся 7 классов. Она составлена на основе авторской программы по Истории России для общеобразовательных учреждений, автор И.Л. Андреев, И.Н. Федоров, И.В. Амосова
Полученные знания пригодятся школьникам не только на уроке истории, но и на уроках литературы так как определяется высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Умение видеть проблемы – это свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что события Смуты имеют большое воспитательное значение, учит детей справедливости, патриотизму, гуманности. Так как на изучение данной темы отводиться мало времени, а материал очень сложный для изучения я предлагаю маршрутную игру для закрепления полученных знаний на уроке.
Технологическая карта урока «Начало Смуты. Самозванец на престоле»
Цель урока: Раскрыть причины начала Смуты и появления самозванцев в России;
показать неустойчивость власти периода Смутного времени;
Задачи урока:
Личностные: Формирование потребности к самовыражению и самореализации через оценку деятельности исторических личностей, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. Развитие навыков сотрудничества.
Метапредметные: Планирование путей достижения цели.
Принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Формулирование и обоснование собственной точки зрения.
Использование адекватных языковых средств для выражения чувств и мыслей.
Предметные :знать определение, признаки и причины Смуты; основные события.
Уметь: определять место и роль основных событий Смуты; объяснять причины Смуты; давать оценку происходящим событиям; анализировать результаты политических действий; высказывать своё мнение о политических деятелях периода Смуты.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | Планируемые результаты |
I.Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу: приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учащихся | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего места | 1-2 мин | Обучающиеся мотивируются . |
II. Актуализация знаний.
| Формулирование темы урока. Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока. Кто из вас знает, что это за праздник? Кто знает какова история его возникновения?
Сегодня на уроке мы будем говорить о периоде русской истории который принято называть « Смутой»
Эпиграфом урока послужат слова Н.Макиавелли «Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого…» Факты истории Смутного времени оцениваются неоднозначно. Споры вызывают и название периода, и причины начала Смутного времени. | Отвечают на вопросы
Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
Отвечают, что это День народного единства, освобождение от иностранных интервентов, конец Смуты).
Слайд №1
| Познавательные- пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Коммуникативные- слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания
Регулятивные- принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
5-7 мин | Обучающиеся включаются в работу. Самостоятельно работают. |
III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Цель. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи
|
В исторической науке нет точного определения Смуты. Долгое время этот период называли лихолетьем. В толковом словаре В.И. Даля «смута» означает возмущение, восстание, мятеж, общее неповиновение, крамола, раздор меж народом и властью. Тревога. Дрязги, наушничество, наговоры . Из предложенных исторических источников выберете те определения которые раскрывают полное содержание термина « Смута» Какие черты были присущи историческому периоду, носящему название «Смутное время»? Давайте из всего сказанного сформулируем и запишем определение «Смута». СМУТА- период борьбы за власть, сопровождающийся сменой династий, интервенцией и другими потрясениями.) Сейчас давайте обратимся к стихотворению К.Бальмонта В глухие дни Бориса Годунова, Два солнца по утрам светило с неба, На улицах иссохшие скелеты Гроба, отяжелевшие от гнили, Так видит Смуту поэт. Исследователи Смутного времени подчеркивали, что в событиях начала XVII в. переплелись противоречивые интересы и устремления: политические, экономические, социальные, национальные. А нам с вами придется выдвинуть свою точку зрения каковы же причины смуты. Класс делиться на 3 группы. 1 группа выделяет – Экономические причины 2 группа выделяет –Политические причины 3 группа выделяет- Социальные причины
Но это уже не могло остановить нараставшее с каждым днем недовольство царем. Именно в это время по Москве поползли слухи, будто в Угличе погиб не сын Грозного Дмитрий, а другой мальчик. Сам же Дмитрий жив, вот-вот появится на Руси и облегчит жизнь народу. В это время на политической арене появляется фигура Лжедмитрия 1-первый самозванец.
А почему появилась необходимость появления самозванца? Проблемный вопрос урока: МОГ ЛИ ЛЖЕДМИТРИЙ 1 КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ИЗМЕНИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ В СТРАНЕ? Личность Лжедмитрия постоянно вызывала споры среди исследователей. Но большинство русских исторических источников свидетельствуют об одном: Лжедмитрий I – это беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев. Обратимся к источнику. Открываем учебник страница 91-92 вам приведен отрывок из «Лекций по русской истории« С.Ф. Платонова Вопросы к учащимся: 1. Какие черты Лжедмитрия как политика и человека указывали на его низкое, незнатное происхождение? 2. Что повлияло на решение Марины Мнишек заключить союз с Лжедмитрием 1? Стал ли самозванец европейцем? Мы выяснили с вами какими качествами обладал Лжедмитрий 1. Ребята скажите мне какое событие поставило последнюю точку в борьбе Годунова и Лжедмитрия 1 за власть? Теперь по работаем с картой: 1 Какой путь из Речи Посполитой в Москву короткий? #1050;акой путь выбирает Лжедмитрий? #1055;роследите основной путь Лжедмитрия назовите основные пункты?
В июне 1605 года Лжедмитрий 1 вступил в столицу и занял престол
| Высказывают свои предположения. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении
Работа в парах
По - разному формулируют проблему. Записывают в тетрадь тему, проблему урока
Слайд №2
Слайд № 3
Дети рассуждаю и делают вывод.
Запись в тетрадь
Слайд №3
Работа с документами в группах
Ответы учащихся:
1 группа Экономические: Хозяйственное разорение страны в результате Ливонской войны и опричнины. - Голод 1601-1603 гг. (только в Москве от голода погибло 127 тыс. чел.) 2 группа Политические: Династический кризис в связи с пресечением династии Рюриковичей и избранием Земским собором 1598 г. царем Бориса Годунова. 3 группа Социальные: Ухудшение положения крестьян: увеличение повинностей, отмена “заповедных лет” и введение “урочных лет” Дети отвечают: 1 Недовольны были политикой которую проводил Годунов 2. Голод 1601-1603 3 Аристократия не могла примириться с тем, что престол занял не знатный по происхождению человек Слайд № 4
Слайд № 5
Дети отвечают: ; Он не умел держать себя сообразно своему царскому сану, не признавал необходимость этикета, не спал после обеда, не посещал храмы, не знал латыни #1055;овлияло то, что после женитьбы она могла вместе с ним управлять государством. Но европейцем самозванец так и не стал, но проявил любовь к Польше.
В середине апреля 1605 скончался Б.Годунов
Работа с картой
Дети отвечают
| 5-7 мин
Познавательные- анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Коммуникативные-осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответыобучающихся Регулятивные- исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
| Обучающиеся активно работают . Применяют приобретённые навыки на практике. Анализируют , сравнивают. Обобщают. Отвечают на главные вопросы параграфа. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
| Теперь на основе текста учебника стр. 88-89 ответьте на вопросы: 1. Почему Лжедмитрий так легко смог провести народ? 2. Что сделал самозванец в первые годы своего правления? #1055;очему же москвичи не приняли нового царя? #1052;ог ли Лжедмитрий оправдать надежды всех слоев населения? #1055;очему московская аристократия перестала поддерживать после его прихода к власти? 17 мая 1606 заговорщиками был убит Лжедмитрий1 .Был провозглашен новый царь Василий Шуйский (1606-1610) |
Отвечают на вопросы
| Познавательные- анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
Коммуникативные- осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы обучающихся. Участвуют в обсуждении содержания материала. Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные- исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
| |
| Сообщение ученика « Василий Шуйский» Вопрос к классу: 1 Существует точка зрения, что власть Василия Шуйского была менее признаваема народом, чем власть Годунова .На чем основана эта точка зрения? |
Дети отвечают
| ||
V. Первичное закрепление Выражение решения проблемы.
10 мин |
Итак, вернемся кпроблемному вопросу который был нами сформулирован в начале урока. На основе полученных знаний на уроке ответьте мне пожалуйста
МОГ ЛИ ЛЖЕДМИТРИЙ 1 КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ИЗМЕНИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ В СТРАНЕ?
|
Дети рассуждают по проблемному вопросу
Возможно мог так как большая часть народа Верила в доброго и справедливого правителя которого в тот период не хватало России Но в дальнейшем время показало, что Лжедмитрий не оправдал надежды людей. Для Московской аристократии он был марионеткой в борьбе с Годуновым ( которая не желала признавать безродного боярина)
| Познавательные- выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Коммуникативные- рефлексия своих действий
Регулятивные- осуществляют пошаговый контроль по результату | |
VI. Рефлексия Цель. Домашнее задание. | А сумел ли удержать власть Василий Шуйский вы узнаете на следующем уроке Рефлексия Составить синквейн со словом смута 1 строчка-3 глагола 2 строчка-2 прилагательных 3 строчка-3-4 слов существительных 4 строчка- вывод |
|
| |
| Дом задание параграф 12 вопрос 3 страница 91 |
|
|
Приложение № 1
Выберите наиболее точное определение которое раскрывает понятие « Смута» и подчеркните самое важное на ваш взгляд
С.М. Соловьев считал Смуту результатом падения народной нравственности и борьбы казачества как антигосударственной силы против прогрессивных государственных порядков. К.С. Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, затронувшее интересы влиятельных людей, которые боролись за власть после пресечения династии Рюриковичей.
Н.И. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, показывая, что в ней повинны все слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию. В.О. Ключевский изучал в основном социальные аспекты Смуты. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости из-за борьбы всех его слоев за лучшее для себя соотношение между обязанностями и привилегиями. С.Ф. Платонов тоже не рассматривал социальный кризис как причину и сущность Смуты. Он не считал определяющей для понимания этих явлений борьбу внутри господствующего сословия русского общества.
.В.Н. Татищев искал причины "Смуты" в "безумной распре знатных шляхетских родов". В то же время он первым высказал мысль, что "великая беда" начала XVII века была следствием законов Бориса Годунова, сделавших невольными крестьян и холопов. Наблюдение Татищева заложило основы научной концепции "Смуты".
Дворянский историограф Н.М. Карамзин не видел закономерности в народных выступлениях начала XVII в. и утверждал, что в то время "разврат" затронул все слои общества - "от черни до вельможного сана". По мнению Н.М. Карамзина, в наибольшей мере "Смута" была вызвана вмешательством иноземных врагов России.
Н.И. Костомаров подчеркивал, что казачество сыграло положительную роль в защите границ, но бунты казаков, поднявших "кровавое знамя переворота Русской земли вверх дном", имели одни отрицательные последствия, мешая "успеху развития русской общественной жизни".
В.О. Ключевский впервые разработал цельную концепцию "смутного времени" как порождения сложного социального кризиса. Поводом к "Смуте", писал В.О. Ключевский, явилось пресечение династии Калиты, но ее подлинные причины коренились в самом строе государства, в неравномерном распределении государственных повинностей, порождавшем социальную рознь.
Приложение №2
«Играл царевич Дмитрий ножиком, и тут на царевича пришла опять та ж черная болезнь, и бросило его о землю, и тут царевич сам себя ножиком поколол в горло, и било его долго, да тут его и не стало»
(Примечание: Царевич Дмитрий – младший последний сын Ивана Грозного, наследник Российского престола)
«Дело розыскное 1591 г. про убийство царевича Дмитрия Ивановича на Угличе»
«Начался в Москве среди бояр мятеж, потому что многие захотели на царство… И оттого началось во всех людях великое смятение»
Пискаревский летописец
«Гражданская война была порождена в первую очередь глубоким социальным кризисом, возникшим на почве ломки старой социальной структуры и становления крепостного права»
Р.Г. Скрынников, историк.
«В наибольшей мере Смута вызвана вмешательством папской власти и польского короля, желавших подчинить себе Русское государство».
Н.И. Костомаров, историк.
«В 1601 г. начался тот великий голод, который продлился три года…В продолжение этих трех лет совершались вещи столь чудовищные, что выглядят невероятными… Словом, это был столь великий голод, что, не считая тех, кто умер в других городах России, в городе Москве умерли от голода более 120 тыс. человек».
Жак Маржерет.
Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин… выбежали до нынешнего году за пять лет… тех беглых крестьян… сыскивати. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с женами и с детьми возити их назад, где кто жил… (Из «Указа о беглых крестьянах» 1597 г)
Заполнение таблицы у доски рабочими группами.
Причины Смуты
Экономические | Социальные | Политические |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – дидактическая игра. Времена года. Модель сезона.
Урок технологии по данной теме может проводиться для учащихся 6-х классов в ходе изучения подраздела «Конструирование и моделирование юбки» после изучения тем «Конструирование юбки», «Моде...
Урок по теме "Времена года"
Район: Алькеевский...
Разработка урока по теме "Времена года", 3 класс
Разработка урока по теме "Времена года", 3 класс...
Урок по теме "Времена года"
урок по теме "Времена года" - 4 класс...
План-конспект урока английского языка "Времена года. Погода."
Аннотация урока английского языкапо теме «Seasons and the weather» Урок английского языка по теме «Seasons and the weather» разработан по учебнику Happy English. ru для 5 кла...
Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).
Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....
Урок английского языка "Времена года" урок в 3 классе
Пояснительная записка.Урок в 3 классе «Любимое время года» является обобщающим уроком по теме «Времена» года. Выбор темы урока обусловлен возрастными интересами учащихся и соответствует учебной ...