сценарий внеклассного мероприятия коДню народного единства 03.11.2022
методическая разработка по истории (10 класс)
внеклассное патриотическое мероприятие с участием студентов первого курса ко Дню народного единства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_ko_dnyu_narodnogo_edinstva_03_11_22.docx | 39.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сахалинский индустриальный техникум»
Сахалинская область, город Оха, ноябрь 2022 года
Разработала: Дворникова Алексанра Юрьевна, преподаватель истории, обществознания
Сценарий внеклассного мероприятия,
посвященного Дню народного единства.
Цели урока
воспитательная - воспитание патриотических чувств, уважения к героическим и трагическим страницам истории, гражданской позиции, национального самосознания у обучающихся;
образовательная - дать представление об истории создания государственного праздника Дня народного единства, о возрождении традиций и роли православной веры для единения российского народа; повышение информационной компетенции обучающихся по русской истории и культуре;
развивающая – способствовать развитию основных умений, навыков логического мышления в работе с источниками, умению выделять главное, систематизировать полученные данные, умению работать в команде и вести дискуссию.
методическая- показать технологию проведения урока с реализацией личностно-ориентированных элементов для оптимального усвоения материала.
методы обучения- проблемный, словесно-наглядный, репродуктивный, личностно-ориентированный.
Межпредметные связи: история, обществознание, право, литература, социология, философия.
Оборудование – проектор, экран, компьютер для показа кино и презентации; звуковые колонки для прослушивания аудиозаписей; раздаточный материал для работы на местах; иллюстративный (наглядный) материал на стендах; ручки, листочки для записей; видеокамера или фотоаппарат для фиксирования хода мероприятия.
На доске выписаны основные термины урока:
История, Культура, Патриотизм, Единство народа, Гражданское общество, Конституция, Государственные символы
На доске написан эпиграф к уроку: Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
(из Гимна РФ)
- Ход мероприятия.
(Звучит песня «Широка страна моя родная!» 3 мин.).
Преподаватель:
Добрый день, уважаемые студенты, педагоги, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем внеклассном мероприятии, посвященном государственному празднику Дню народного единства, который отмечается в нашей стране с 4 ноября 2005 года.
Мы сегодня все будем участвовать в открытом внеклассном мероприятии вместе со студентами группы № 17.
Наше мероприятие будет условно состоять из двух частей:
часть 1 – всё о Празднике, часть 2 - практическая работа.
Выходят двое ведущих.
1 Ведущий ( Сербинович Даниил)
Все мы, живущие в нашей стране - россияне, но Россия – многонациональное государство, у нас насчитывается около 180 национальностей и малых народностей.
День народного единства призван напомнить всем нам, что мы - россияне, - являемся единым народом с общей исторической судьбой .
Преподаватель:
В Конституции РФ, принятой в 1993 году так и сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями»….и т.д.
2 Ведущий ( Воинов Давид )
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла поправки в ФЗ «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из поправок было введение нового праздника День народного единства. В проекте закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Преподаватель:
В нашем техникуме вы учитесь не только своей будущей профессии, но и учитесь ещё и быть гражданами своей страны… Достойным гражданином может стать только тот, кто любит и знает историю и культуру своей страны.
Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить один из важнейших периодов в истории нашей страны – периода Смутного времени и борьбы русского народа за своё будущее. А еще мы собрались, чтобы поговорить о культурных основах нашего российского общества, вспомнить великих наших соотечественников, служивших во все времена на благо нашей Родине..
1 Ведущий ( Сербинович Даниил)
В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. У русского народа таким переломных моментов было несколько за всю историю, но в начале XVII века, возник период длиной в 15 лет под названием «Смутное время».
3 Ведущий (Зверев Клим)
После смерти Ивана Грозного московский трон зашатался. Глубокий кризис охватил страну. Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы - в стране бушевал голод, роптал народ, воинство, казачество, боярство….
И, как говорят в народе, беда не приходит одна; появляются самозванцы – Лжедмитрии, которых поддерживали поляки.
2 Ведущий ( Воинов Давид )
Бояре предложили посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: “Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!” Вот тогда и наступил конец терпению русского народа !!!
Преподаватель: Как же выстояла Москва в то тяжёлое время?
Проигрывается фрагмент к/ф «Минин и Пожарский»
о жизни Москвы 1611-1612 годов (5 мин.)
На экране слайд с изображением памятника Минину и Пожарскому
1 Ведущий ( Сербинович Даниил)
Кузьма Минин, нижегородский торговец мясом, сентябре 1611 года обратился к нижегородцам с предложением - пожертвовать все свои накопления для борьбы с польскими интервентами. И он сам подал пример, отдав свое имущество в казну создававшегося народного ополчения.
3 Ведущий (Зверев Клим)
Минин настоял на том, чтобы нижегородцы приняли решение: каждый был обязан отдать пятую часть своего имущества на содержание войска, уклонившиеся от взноса денег, должны быть наказаны. “Не пощадим жизни своей и имущества для избавления Москвы. Умрем за Русь святую!”- призывал он нижегородцев.
2 Ведущий ( Воинов Давид )
Руководителем второго народного ополчения был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Он из семьи обедневших князей Стародубских. Принимал участие в подавлении восстания И. Болотникова. Умело организовал борьбу с гетманом Ходкевичем, шедшим в Москву выручать поляков, укрывшихся за стенами Кремля и Китай – города. Народ поднялся на борьбу с поляками. Во главе народного войска стал князь Дмитрий Пожарский. Ополчение двинулось на Москву, в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду
1 Ведущий ( Сербинович Даниил)
И поляки были изгнаны из Москвы. Когда настали мирные времена, новый царь, избранный в 1613 году Михаил Романов, щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – в самом сердце России.
На экране слайд с изображением памятника Сусанину
3 Ведущий (Зверев Клим)
Избрание молодого нового царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности. В это время Сигизмунд отправил польский отряд в костромские леса, где вынужден был скрываться молодой русский царь, для его захвата. Вблизи убежища враги захватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина и требовали, чтобы он тайно провёл их к убежищу Михаила. Как верный сын Отечества, Сусанин решил лучше погибнуть, чем предательством спасти жизнь. Он увёл поляков в другую сторону, в глухой лес.
Преподаватель :
В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, была прислана Казанская икона Пресвятой Богородицы. 4 ноября, отмечается церковный праздник Казанской иконы Божией Матери, которая, как гласит предание, помогла ополченцам победить врагов. В 1710 году Пётр I распорядился перевезти икону в новую столицу – Санкт-Петербург – и теперь она находится в Казанском соборе.
2. Практическая часть урока начнется с просмотра
видеоролика на стихи Влада Маленко «Русские маяки» (6 мин)
ЧАЙ НАШ КРЕПКО ЗАВАРЕН,
Вечен звёзд - Хоровод:
Пушкин, Толстой, Гагарин-
Двинули ВРЕМЯ вперёд.
Сильнее любых орудий,
С распахнутой дверью -ДОМ.
Россия, - Широкие люди,
Идущие узким путём.
Кисти достойной Рублёвской,
Есенина - Светлых слов,
Жуков и Циолковский, Гамзатов и Королёв.
На Духовном ОЛИМПЕ,
Рядом с небом большим:
Скобелев и Столыпин, Шолохов и Шукшин..
Всех МАЯКОВ, колодцев
Не сосчитать во век..
Глинка и Ломоносов,
Будущий -ими рек.
Истене, к изголовью, Россия несёт Урок
И отвечает Любовью на удар и упрёк.
Сердце выше обиды,
У основы основ:
Шестакович, Свиридов, Павлов и Пирогов.
Вечно от перегрузки,
Стрелки часов скрипят,
Вертится Глобус Русский,
Люди в домах не спят.
Сталина нет...Покровский,чтоб победить врагов,
Конев и Рокоссовский,Карбышев и Чуйков-
Это наша дорога,среди звёзд и крестов:
Достоевский и Гоголь, Менделеев, Попов.
С рек отряхнув сонливость,истины виражи,..
Россия, - и есть СПРАВЕДЛИВОСТЬ,
ЛЕКАРСТВО от всякой лжи.
Сквозь туман Петроградский,
Всем дождям вопреки,
Видел в небе Вернандский - Русские Маяки.
С каждой секундой Веха
Ставни откроет, а там :
Станиславский и Чехов, Тютчев и Мандельштам.
Небо в руках держали,чтоб человек не спал,-
Лермонтов и Державин, Дягелев и Шагал.
С нами: Иосиф Бродский, Левитан и Серов,
Пастернак и Высоцкий, Жуков и Васнецов.
Память утроит силы,
Звёзды горят во мгле -
Это и есть Россия, в небе и на земле.
Владивосток и Выборг, Питер и Таганрог...
Россия сделала ВЫБОР
И этот выбор - БОГ.
Дальний Восток и Тула, Керчь и Калининград...
Космос дрожит от гула,
Наши ветра звенят.
Облака дождевые вымоют небосвод,
Павшие и Живые,- это ОДИН народ.
В космос открыты ставни,
Все МЫ - ловцы ИДЕЙ...
НАШЕ ВРЕМЯ НАСТАЛО,
ВРЕМЯ,- «НОВЫХ ЛЮДЕЙ»!.
Задание 1: выбрать фото названных в видеоролике деятелей русской культуры, науки, искусства; выписать в таблицу имена и род занятий этих знаменитостей. (Приложение 1)
Задание 2: звучит голос Левитана от 22 июня 1941 года, сегодня мы часто повторяем фразу: «Победа будет за нами!» мы знаем, что так и случилось уже в Великой Отечественной войне... Давайте вспомним знаменитые фразы, которые нам сохранила наша историческая память (Приложение 2).
Задание 3: рассмотреть карту с «Коллективным портретом России»; ответить устно на вопросы на оборотной стороне (Приложение 3).
Заключение
Преподаватель:
Как мы сегодня убедились: «Наша сила – в единстве и согласии».
Обращаясь памятью к нашей истории и культуре, мы черпаем в них силы духовные и понимаем, что нашу Родину надо беречь и защищать.
Победа, которую одержал русский народ в тяжёлые периоды нашей истории – это не только победа над внешним врагом, но и над внутренней слабостью и разобщённостью.
Сегодня мы живем в особенное историческое время, мы продолжаем бороться за сохранение права нашего народа на собственную историю и культуру, за будущее нашего Отечества, в состав которого недавно вошли новые субъекты с жителями, говорящими по-русски. Я говорю о территориях Донбасса. «Своих не бросаем!» - мы теперь говорим эту фразу часто, идёт СВО. От нашего народа в очередной раз в истории требуется небывалое единение…
Хочется в этой связи вспомнить слова нашего Президента :
« Особой страницей ратной летописи Отечества, имеющей огромный смысл, является борьба с неонацизмом, защита жителей Восточной Украины, которых приговорили к уничтожению лишь за то, что они хотят говорить на родном языке, развивать свою культуру и традиции, беречь духовные ценности. Настоящими героями нашего времени, не допустившими откровенный геноцид, стали ополченцы, добровольцы и военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации!» (из речи 30.09.2022 г)
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословлённая молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, сёла, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
Звучит песня «Я- русский!», исп. В. Дронов, 2 мин.
Приложение 1
К поэме «Русские маяки»
№ п/п | Фамилия Имя | Чем знаменит /род занятий |
Приложение 2
- «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина»
(Брестская Крепость, 20 июля 1941)
- «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» (политрук Василий Клочков, ноябрь 1941, битва за Москву)
- «За Волгой земли для нас нет!»
(снайпер Василий Зайцев, декабрь 1942, Сталинградская битва)
- «Я честью и Родиной не торгую!»
(генерал Дмитрий Карбышев, 1943, немецкий концлагерь для военнопленных)
- «Никто не забыт, ничто не забыто!»
(Ольга Берггольц, о подвиге ленинградцев в Блокаде, слова выбиты на мраморе Пискаревского мемориала)
Приложение 3
- Кто из представленных личностей являлись правителями (руководителями) нашего государства?
- Кто из представленных личностей привел русских людей на Куликовскую битву?
- Кто из представленных личностей был во главе Ополчения в 1612 году?
- Кто из представленных личностей прославился, как непобедимый русский генерал екатерининского времени?
- Кто из представленных личностей победил Наполеона?
- Кто из представленных личностей был самым знаменитым адмиралом Крымской войны 1853-1856 гг.?
- Кто из представленных личностей был самым знаменитым генералом русской армии в 1 Мировой войне ?
- Кто из представленных личностей был самым легендарным командиром Красной Армии в годы Гражданской войны?
- Кто из представленных личностей стали «генералами Победы» во 2 Мировой войне (Великой Отечественной войне)?
- Кто из представленных личностей называли «маршалом Победы»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "День народного единства"
Архив содержит материалы для проведения мероприятия по теме "День народного единства" : сценарий и презентацию Power Point....
Сценарий общешкольного мероприятия. День народного Единства.
Цель данного мероприятия.Популяризировать праздник народного Единства России, развивать чувство патриотизма, прививать устойчивый интерес к истоии , расширить кругозор, дополнить маиериал ...
Презентация к внеклассному мероприятию "День народного единства"
Презентация к внеклассному мероприятию "День народного единства". Викторина...
внеклассное мероприятие "День народного единства"
Данный материал направлен на формирование у учащихся чувства сопричастности с историей России. В доступной форме рассказывается об истоках праздника "День народного единства" и символах российской гос...
Сценарий внеклассного мероприятия "День народного единства"
Вашему вниманию предлагается сценарий мероприятия, в ходе которого возможно прикоснуться к нашему героическому прошлому, перенестись на четыре века назад. Ведущие праздника расскажут о событиях Смутно...
Внеклассное мероприятие"День народного единства"
Внеклассное мероприятие"День народного единства". Викторина с презентацией....
Сценарий внеклассного мероприятия День народного единства
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню народного единства для седьмых и восьмых классов. Основная цель мероприятия - показать необходимость помнить историю своего Отечества. И...