Рабочая программа по предмету "История Отечества" 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс)

Борисова Юлия Александровна

Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.

         Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":

формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;

развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.

Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным недоразвитием.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Мичуринска Тамбовской области

РАССМОТРЕНО                                                                                   на заседании ШМО учителей предметников

Протокол от 28.08.2023 №1                                                                                                          

Руководитель МО                          

__________/ Попова Т.Б. /                                  

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________/ Трухина Т.Б./

30.08.2023

УТВЕРЖДАЮ        

Директор школы

 ________ / КострикинаН.И./                          

Приказ от 01.09. 2023 №100  

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«История Отечества»

для 7 класса

на 2023-2024 учебный год

                                                               Составитель программы:

                                                                                Борисова Ю.А.

                                                                   

Мичуринск-2023

Пояснительная записка

            Адаптированная  рабочая программа составлена на основе следующих нормативных правовых актов:

  1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”;
  3. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта       образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении  санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  5. «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2028 гг,  вариант 1», утвержденной приказом директора от 24.05.2023 №56;
  6. Учебного плана МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска на 2023-2024 учебный год, утвержденного директором школы, приказ №63 от 25.05.2023 г.
  7. Положения об адаптированной рабочей программе учебных предметов (коррекционных курсов/ курсов внеурочной деятельности), утвержденного директором школы, приказ № 62 от 25.05.2023 г.

Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.

             Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":

формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;

развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.

Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным недоразвитием.

             Основные задачи изучения предмета:

  • овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
  • формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
  • формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
  • формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
  • усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
  • формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
  • формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
  • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
  • воспитание гражданственности и толерантности;
  • коррекция и развитие познавательных психических процессов.

 Общая характеристика учебного предмета

             В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа. Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XVII века. Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. Кроме того, в программу включены региональные компоненты исторического образования – история Тамбовской области. На данных уроках особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую. При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат. Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Для реализации программного содержания используется учебник: «История Отечества» 7 класс: учеб. для общеобразоват. организациий, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018.

Программа составлена с учетом реальных возможностей обучающихся. Система учебных заданий и в учебниках способствует активизации познавательной деятельности умственно отсталых детей, формированию у них общеучебных умений. В учебниках реализован принцип связи обучения с жизнью и имеющимся опытом детей, что важно для осуществления компетентностного подхода в обучении.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

             Предмет «История Отечества» входит в обязательную часть предметной области «Человек и общество». На изучение предмета  выделяется в 7 классе  68  часов (2 часа в неделю).

               В основу разработки данной рабочей программы  заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Планируемые результаты

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты   образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам   относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3)сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

8)принятие и освоение социальной роли обучающегося;

9)сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;

12)сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты   включают:

Уровни овладения предметными результатами.

Достаточный уровень

Учащиеся должны знать:

- Какие исторические даты называются точными, приблизительными;

-Когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

-Кто руководил основными сражениями.

Учащиеся должны уметь: 

- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

- Пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;

- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;

- Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме.

Минимальный уровень

Учащиеся должны знать: 

- когда произошли события от Крещения Руси до Куликовской битвы (с помощью вопросов учителя);

- кто руководил основными сражениями (с помощью учителя).

Учащиеся должны уметь:

 - Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

 - Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану (с помощью учителя);

 - Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

 - Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат (с помощью вопросов);

 - Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме (с помощью учителя).

Содержание программы

Введение: Что изучает история. 

Древняя Русь: Происхождение славян. Славяне и соседние народы. Облик славян и черты их характера. Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян. Обобщение по теме: Древняя Русь»

Древнерусское государство: Как  возникло Древнерусское государство. Об Аскольде, Дире и их походах в Византию. Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945). Княгиня Ольга отомстила древлянам. Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. Обобщение по теме: «Древнерусское государство»

Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства: Сыновья  князя Святослава. Князь Владимир Красное Солнышко. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054). Распад Руси на отдельные княжества в XII (12) веке. Ростово-Суздальское княжество в XII (12) веке. Обобщение по теме: «Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства»

Русь в борьбе с завоевателями: Образование монгольского государства. Нашествие монголов на Русь. Новгородский князь Александр Невский (1236-1263). Объединение русских земель против Золотой Орды. Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Наследники Дмитрия Донского. Обобщение по теме: «Русь в борьбе с завоевателями».

Единое Московское государство: Русь в XVI век. Царь Иван Грозный (1533-1584). Войны Ивана Грозного. Россия после Ивана Грозного. Воцарение Династии Романовых. Обобщение по теме: «Единое Московское государство». Итоговое контрольное тестирование. Анализ итогового контрольного тестирования.

Тематическое планирование

№ п/п

Разделы,

темы

Кол-во часов

Раздел 1. Введение. Древняя Русь

14

1

Что изучает история.

1

2-3

Происхождение славян.

2

4-5

Славяне и соседние народы.

2

6-7

Облик славян и черты их характера.

2

8-10

Хозяйство и уклад жизни восточных славян.

3

11-13

Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.

3

14

Обобщение по теме: Древняя Русь»

1

Раздел 2. Древнерусское государство

12

15-17

Как  возникло Древнерусское государство.

3

18-20

Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.

3

21-22

Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945).

2

23

Как княгиня Ольга отомстила древлянам.

1

24-25

Сын князя Игоря и Ольги – Святослав.

2

26

Обобщение по теме: «Древнерусское государство».

1

Раздел 3. Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства

14

27-29

Сыновья  князя Святослава.

3

30-31

Князь Владимир Красное Солнышко.

2

32-33

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054).

2

34-35

Русь после смерти Ярослава Мудрого.

2

36-37

Распад Руси на отдельные княжества в XII (12) веке.

2

38-39

Ростово-Суздальское княжество в XII (12) веке.

2

40

Обобщение по теме: «Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства»

1

Раздел 4. Русь в борьбе с завоевателями

13

41-42

Образование монгольского государства.

2

43-45

Нашествие монголов на Русь.

3

46-47

Новгородский князь Александр Невский (1236-1263).

2

48-50

Объединение русских земель против Золотой Орды.

3

51-52

Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389).

2

53-54

Наследники Дмитрия Донского.

2

55

Обобщение по теме: «Русь в борьбе с завоевателями».

1

Раздел 5. Единое Московское государство.

17

56

Русь в XVI век. Царь Иван Грозный (1533-1584).

1

57

Войны Ивана Грозного.

1

58-60

Россия после Ивана Грозного.

3

61-63

Воцарение Династии Романовых.

3

64

Обобщение по теме: «Единое Московское государство».

1

65

Итоговое контрольное тестирование.

1

66

Анализ итогового контрольного тестирования.

1

67

Беседа на тему: «Какие из изученных событий и исторических персонажей мне запомнились больше всего».

1

68

Краеведческая экскурсия по историческому центру города.

1

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

  1. учебник: «История Отечества» 7 класс: учеб. для общеобразоват. организациий, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018.;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Компьютер;
  4. Экран.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету

 «История Отечества».

Данная рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» разработана для обучающихся 7 класса на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП УО, вариант 1).

Основная цель изучения данного предмета "История Отечества":

формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.

При изучении предмета «История Отечества» для детей с нарушением интеллекта осуществляется сосредоточение на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» - в конце года.

Формы промежуточной аттестации – итоговое контрольное тестирование.

Согласно программе и учебному плану ОУ количество учебных часов по предмету –2 часа в неделю, в год – 68 часов.

Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование для 7 класса

на 2023-2024 учебный год

                 

№  урока

Наименование  темы, разделов

Дата

Кол–во  часов

План

Факт

Раздел 1. Введение. Древняя Русь

Что изучает история.

04.09.2023

1

Происхождение славян.

08.09.2023

1

Происхождение славян.

11.09.2023

1

Славяне и соседние народы.

15.09.2023

1

Славяне и соседние народы.

18.09.2023

1

Облик славян и черты их характера.

22.09.2023

1

Облик славян и черты их характера.

25.09.2023

1

Хозяйство и уклад жизни восточных славян.

29.09.2023

1

Хозяйство и уклад жизни восточных славян.

02.10.2023

1

Хозяйство и уклад жизни восточных славян.

06.10.2023

1

Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.

09.10.2023

1

Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.

13.10.2023

1

Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.

16.10.2023

1

Обобщение по теме: Древняя Русь»

20.10.2023

1

Раздел 2. Древнерусское государство

Как  возникло Древнерусское государство.

23.10.2023

1

Как  возникло Древнерусское государство.

27.10.2023

1

Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.

10.11.2023

1

Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.

13.11.2023

1

Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.

17.11.2023

1

Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945).

20.11.2023

1

Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945).

24.11.2023

1

Как княгиня Ольга отомстила древлянам.

27.11.2023

1

Сын князя Игоря и Ольги – Святослав.

01.12.2023

1

Сын князя Игоря и Ольги – Святослав.

04.12.2023

1

Обобщение по теме: «Древнерусское государство».

08.12.2023

1

Раздел 3. Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства

Сыновья  князя Святослава.

11.12.2023

1

Сыновья  князя Святослава.

15.12.2023

1

Сыновья  князя Святослава.

18.12.2023

1

Князь Владимир Красное Солнышко.

22.12.2023

1

Князь Владимир Красное Солнышко.

25.12.2023

1

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054).

29.12.2023

1

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054).

12.01.2024

1

Русь после смерти Ярослава Мудрого.

15.01.2024

1

Русь после смерти Ярослава Мудрого.

19.01.2024

1

Распад Руси на отдельные княжества в XII (12) веке.

22.01.2024

1

Распад Руси на отдельные княжества в XII (12) веке.

26.01.2024

1

Ростово-Суздальское княжество в XII (12) веке.

29.01.2024

1

Ростово-Суздальское княжество в XII (12) веке.

02.02.2024

1

Обобщение по теме: «Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства»

05.02.2024

1

Раздел 4. Русь в борьбе с завоевателями

Образование монгольского государства.

09.02.2024

1

Образование монгольского государства.

12.02.2024

1

Нашествие монголов на Русь.

16.02.2024

1

Нашествие монголов на Русь.

19.02.2024

1

Новгородский князь Александр Невский (1236-1263).

26.02.2024

1

Новгородский князь Александр Невский (1236-1263).

01.03.2024

1

Объединение русских земель против Золотой Орды.

04.03.2024

1

Объединение русских земель против Золотой Орды.

11.03.2024

1

Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389).

15.03.2024

1

Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389).

18.03.2024

1

Наследники Дмитрия Донского.

22.03.2024

1

Наследники Дмитрия Донского.

01.04.2024

1

Обобщение по теме: «Русь в борьбе с завоевателями».

05.04.2024

1

Раздел 5. Единое Московское государство.

Русь в XVI век. Царь Иван Грозный (1533-1584).

08.04.2024

1

Войны Ивана Грозного.

12.04.2024

1

Россия после Ивана Грозного.

15.04.2024

1

Россия после Ивана Грозного.

19.04.2024

1

Россия после Ивана Грозного.

22.04.2024

1

Воцарение Династии Романовых.

26.04.2024

1

Воцарение Династии Романовых.

03.05.2024

1

Обобщение по теме: «Единое Московское государство».

06.05.2024

1

Итоговое контрольное тестирование.

13.05.2024

1

Анализ итогового контрольного тестирования.

17.05.2024

1

Беседа на тему: «Какие из изученных событий и исторических персонажей мне запомнились больше всего».

20.05.2024

1

Краеведческая экскурсия по историческому центру города.

24.05.2024

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...