Доклад "Мой прадедушка- участник ВОВ" Ласточкин Альберт
творческая работа учащихся по истории (9 класс)

Дамшаева Людмила Кимовна

Все дальше уходят годы Великой Отечественной войны, но в памяти нашей будут живы подвиг и мужество наших родных, поэтому наша задача -Помнить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lastochkin_a.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

ХХХ научно-практическая конференция школьников

«Шаг в будущее»

секция (история)

Тема: «Мой прадед – участник Великой Отечественной войны»

                                                                                                          Автор: Ласточкин Альберт,  9 «Д» класс

                                                                                Научный руководитель: Дамшаева Людмила Кимовна

                                                                                           

Улан-Удэ

2023 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. ………. .3

Основная часть……………………………………………………………………  ……….5

Глава I . Мирная жизнь……………………………………………………………...6

Глава II. Война в жизни Щегельского Александра Владимировича

Глава III.  « Никто не забыт, ничто не забыто»…………………………………....7

Заключительная часть

Результаты исследования...........................................................................................8

Выводы………………………………………………………………………………9

Список используемой литературы…………………………..............................................10

3

Введение

Актуальность. Все дальше уходят грозные годы Великой Отечественной войны. Но тем не менее, в памяти народной живы и долго будут жить трудные годы военного лихолетья, массовый героизм, мужество защитников Родины, радость Победы и вместе с тем горестные чувства утраты на полях сражений родных и близких, друзей и товарищей. Они не щадили своих сил и самой жизни, это они в неимоверно трудных условиях, честно исполняя свой солдатский и гражданский долг, сделали все, чтобы разгромить врага. Память о войне волнует всех, так как нет семьи, которая не принесла бы жертв во имя свободы и независимости Родины, потому что в каждом доме бережно хранят воспоминания о личной причастности к Великой Победе.

 Минувшая война, сказалась на всей нашей огромной стране,  на Бурятии, и, в частности, на моей семье. Каждый человек должен знать свою историю, гордиться подвигами своих прадедов, брать с них пример, чтобы быть достойным гражданином и патриотом России. Мы, современные дети, не можем до конца представить, что пережили наши деды, бабушки, прадеды в те тяжелые годы. И поэтому, мы не имеем права забывать о ней, о далекой истории нашей Родины. Очень важно сохранить память о каждом ветеране. Те немногочисленные фотографии семейного архива, реликвии позволяют прикоснуться к истории моей семьи в годы Великой Отечественной войне. Поэтому, мы считаем, что данная тема является актуальной.

Цель моей работы является изучение боевого пути участника Великой Отечественной войны, Щегельского Александра Владимировича, моего прадеда. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • собрать информацию о моем прадеде, участнике Великой Отечественной войны, провести интервьюирование родственников;
  • изучить имеющиеся в домашнем архиве документы;
  • выяснить и проследить военную и трудовую биографию моего прадеда, Щегельского Александра Владимировича;
  • рассказать об удостоенных наградах моего прадеда.
  • понять силу этого человека, которая позволила ему выстоять в нечеловечески трудных условиях

4

        Объект исследования - Великая Отечественная  война

        Предмет исследования: боевой путь моего прадеда, участника  Великой Отечественной войны.

        Методы работы: 1) изучение документов, архивных материалов; 2) анализ информации, полученной в результате исследования; 3) беседы с детьми, внуками прадеда; 4) чтение художественной литературы; 5) работа с учителем

        Аннотация научной работы:

В работе представлены результаты чтения художественной литературы о Великой Отечественной войне, изучение семейного архива. На примере семейных архивных документов, доказана значимость и актуальность необходимости знать историю своей семьи в годы Великой Отечественной войны, так как прадед был прямым участником истории своей страны.

        Гипотеза: Если каждый из нас с детских лет будет интересоваться историей своих предков, то мы будем передавать эту информацию из поколения в поколение, и тем самым, проявлять интерес к изучению истории своей семьи.

        Практическая значимость работы состоит:

  1. в воспитании уважения к предшествующим поколениям
  2. работу можно использовать на внеклассных мероприятиях, классных часах, посвященных ВОВ, уроках истории Бурятии.

5

Основная часть. Великая Отечественная война в истории моей семьи

Глава I. Мирная жизнь

Первым этапом моей исследовательской работы стало составление исторической справки о моем прадедушке. Нужно отметить, что данная работа была очень интересной и познавательной, мне помогала мама и бабушка.

Мой прадед, Щегельский Александр Владимирович , 1915 года рождения, родился в Хоринском районе. Его отец, Владимир Николаевич и мать, Мария Андреевна были зажиточными крестьянами, так как поголовье скота их доходило до 500 голов. Их семья так и жила, занимаясь хозяйством, не зная горя, как вдруг началось раскулачивание, вследствие чего всю их скотину забрали и самих хозяев тоже. Поэтому их дети, а их было 3, остались сиротами при живых родителях. «Мне тогда было лет 11-12, мы остались одни без крыши над головой, не знали, куда увезли наших родителей. Сестра Наташа рано вышла замуж, чтобы как-то облегчить свою жизнь. Нам приходилось жить то у одних, то у других, иногда в летнее время приходилось ночевать под деревом или в овраге, укрываясь от ветра. Так в скитаниях и лишениях, прошли два года» - вспоминал уже потом, Александр Владимирович. Это были сложные времена, но мы старались и поддерживали друг друга всегда, помогали старшей сестре Наташе, очень много работали — вспоминал прадед.  Но как потом мы выяснили, неожиданно в 1941 году отец прадедушки скоропостижно скончался. . И уже в 1942 году по решению комиссии, Александр Владимирович был направлен на курсы в воздушно-десантные войска. Это школа находилась в Саратовской области. Так начался боевой путь моего прадедушки, Александра Владимировича.

        

Если завтра война, если враг нападет,

Если темная сила нагрянет,-

Как один человек. Весь советский народ,

За свободную Родину Встанет!

6

Глава II. Война в жизни Щегельского Александра Владимировича

Все те трудности, которая преподнесла, жизнь моему прадеду  сформировали в нем  такие качества как, твердость характера, самодисциплину, стойкость.  Именно эти качества были и замечены  начальством. И вскоре после 6 месяцев за успехи в учебе, Александру Владимировичу присвоили звание сержанта и оставили при школе обучать новобранцев.

А в 1943 году во время Курской битвы группу воздушных десантников, в составе которой был и мой прадедушка, бросили в тыл врага.  Они должны были по боевому заданию взрывать мосты и железные дороги, тем самым лишая вражескую армию подкрепления. После этого, произошли изменения. В связи с ликвидацией II-ой гвардейской воздушно-десантной бригады, всех бойцов отправили на фронт в качестве пехотинцев.[1]

В жестоких боях советские войска город за городом освобождали от фашистских захватчиков.  Моему прадеду  много раз приходилось смотреть смерти в лицо. «Война есть война, - говорил бывший фронтовик. – Получишь приказ «В бой!» и идешь в атаку, преодолевая все страхи. Там некогда думать о смерти».  

Как поется в песне, Александр Владимирович  прошел пол-Европы: Болгарию, Чехословакию, Венгрию, Австрию, Югословакию и Германию. Он был участником встречи союзных войск на р. Эльба. В послевоенное время, мой прадедушка  за чашкой чая, вспоминал дружеские объятия с американскими, английскими и французскими солдатами. У него до последних дней в жизни оставались в памяти эпизоды войны, например, он говорил, что 9 мая он встретил в столице Австрии - Вене. «Трудно передать словами, то, что мы испытывали в тот момент, - рассказывал он, - мы смеялись и плакали, обнимались и целовались».

А потом, выполняя интернациональный долг, целый год принимал участие в восстановлении разрушенных городов, линии электропередач и связи. И только в конце в 1946 года он был демобилизован. Но дорога домой, оказалось, долгой, так как были многочисленные проверки на наличие оружия, сверка документов.  И только лишь в январе 1947 года он прибыл на родину.

Годы войны навсегда оставили след в его жизни, но тем не менее, он смог пережить эту войну, оставить в прошлом все ужасы сороковых годов. И после  он  с головой окунулся в мирную трудовую жизнь. Занимал пост председателя Хоринского сомонного совета, потом был инспектором собеса. Также он трудился в системе заготовительной конторы

7

охотоведом-организатором, лесником в Хоринском лесхозе, монтером электросвязи и последние 8 лет перед уходом на заслуженный отдых работал в совете электрификации района.

Что касается семьи, то он в 1948 году женился и с Марией Петровной  вырастили 6 детей. Сейчас растут внуки и правнуки.

За военные подвиги отмечен многими наградами: Орден Славы I и II степени, орден Отечественной войны II степени, медали «за отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» и «За взятие Вены»; юбилейные медали: 30, 50, 60, 70 лет Советской Армии и Военно-морского флота, медаль Г.К. Жукова[2].

8

Результаты исследования

Поисковая работа показывает, что о многих погибших воинах на сегодняшний день осталось мало информации. Например, в моем классе учатся 35 учеников, не все знают о причастности своих родственников к этой Победе. У каждого своя причина, кто-то даже не интересовался никогда этим, а у кого-то, к сожалению, уже нет в живых ближайших родственников, которые могли бы рассказать, а большинство потомков просто потеряло достоверные сведения о жизни фронтовиков. Поэтому результаты данной работы могут быть использованы при проведении уроков Памяти, при  написании «Книги памяти», также при проведении мероприятий по увековечиванию памяти павших на этой войне, а также для развития военно-патриотического воспитания у подрастающего поколения. Ведь ныне живущие не имеют права забывать о лишениях грозных сороковых. Книга Памяти – это наш святой долг перед будущими поколениями.

9

Заключение

 В завершении моего исследования я поняла, что насколько сближает совместная работа еще более сближает родных людей. Исследуя историю моей семьи, через призму истории моей страны ближе и понятнее становятся события далеких военных лет. Мне кажется, что история складывается из малых крупиц, судеб простых людей, порою забытых. Жизненный путь моего прадеда был весьма сложным. Но он достойно прошел всю войну и вернулся домой живым и невредимым. А это уже большое счастье. Он не прятался за спины других, наравне со всеми защищал свою Родину. И награды служат тому доказательством.

Даже вернувшись со службы домой, мой прадедушка продолжал оставаться примером для всех. До последних дней своей жизни он трудился во благо своей Родины. Всю жизнь он был заботливым отцом, верным мужем, любимым дедом и гордостью своей малой Родины.

Его  жизнь – отражение непростых событий ХХ века в истории России. Она ярко показывает жизнь большинства советских граждан. И я хочу сказать спасибо ему и миллионам других людей, которые несмотря на тяжелое время войны, боролись за наше счастливое будущее. Я горжусь им и поэтому я хочу, чтобы память о нем была вечной. К сожалению, на данный момент, личность его  мало изучена и многие факты его жизни неизвестны … и поэтому, моя задача и задача его потомков – сделать так, чтобы о нем знали не только его семья, но по крайней мере, его земляки. Нам родственникам и органам власти, которые непосредственно занимаются изучением истории и популяризацией среди подрастающего поколения патриотизма, нужно тесно сотрудничать, поднимать все архивные документы, проводить различные мероприятия, чтобы лучше донести до потомков все события войны. Ведь это самое малое, что мы можем сделать для них - помнить, гордиться и отдавать дань погибшим…и жить, радуясь каждому дню, потому что наши деды, прадеды обеспечили нам это светлое мирное небо. Каждый человек должен знать всю историю, гордиться подвигами своих прадедов, брать с них пример, чтобы быть достойным гражданином и патриотом России.

10

Список использованной литературы:

  1. Базаржапов Владимир Батомункуевич. Трудовой подвиг тыла [Текст]/ В. Б. Базаржапов. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2000. — 160 с.
  2. Сборник документов под редакцией А.А. Бадиева «Бурятия в годы ВОВ»
  3. Семейный архив
  4. Цыренов, Даши Мункуевич. Наши земляки — Герои Советского Союза
  5. Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. » (Электронный ресурс)- Режим доступа: http://podvignaroda.mil.ru/


    [1]
  1. Базаржапов, Владимир Батомункуевич. Трудовой подвиг тыла [Текст]/ В. Б. Базаржапов. — Улан-Удэ : Бурятское книжное издательство, 2000. — 160 с
    [2]
  1. Цыренов, Даши Мункуевич. Наши земляки — Герои Советского Союза

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сочинение «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»

Сочинение «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны» написала ученица 4 класса Шайдулина Евгения о своем прадедушке — капитане Кретове Иване Ивановиче по воспоминания своей бабушки Шайдул...

Мой прадедушка участник Великой Отечественной войны

Мой прадедушка участник Великой Отечественной войны...

Мой прадедушка - участник Великой Отечественной войны.

Рассказ о прадедушке Рябове Александре Алексеевиче, участнике Великой Отечественной войны, ученицы 3 класса Кокшаровой Дарины....

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мой прадедушка Михаил Фёдорович Кириллов – участник войны.

          Презентацию «Мой прадедушка Михаил Фёдорович Кириллов – участник  войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Ксения Костылева....

Проект «МОИ ПРАДЕДУШКИ, УЧАСТНИКИ ВОВ» Воспитанник: Михальченко Игорь (Подготовительная к школе группа «Подсолнушек») Воспитатель: Калитина Е.Н МДОУ"Детский сад 5 г. Вольска Саратовской области"

Рассказ воспитанника Михальченко Игоря ( подготовительная к школе группа) МДОУ "Десткий сад 5 г. Вольска Саратовской области"  воспитатель: Калитина Е. Н о своих прадедах, в рамках прое...