Проект "Школа юного олимпиадника"
проект по истории
Олимпиады школьников с каждым годом становятся все более популярными, вовлекая в свою орбиту значительное число учащихся. Особенностью современного этапа олимпиадного движения является становление его новой функции - создание льготных условий для поступления в высшие учебные заведения тех учащихся, которые стали победителями высоких уровней (всероссийского, регионального этапа) этих состязаний. Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosenko_ev.docx | 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Школа юного олимпиадника» Косенко Е.В., учителя истории и обществознания ГБОУ НАО «СШ п. Искателей»
Актуальность. Олимпиады школьников с каждым годом становятся все более популярными, вовлекая в свою орбиту значительное число учащихся. Особенностью современного этапа олимпиадного движения является становление его новой функции - создание льготных условий для поступления в высшие учебные заведения тех учащихся, которые стали победителями высоких уровней (всероссийского, регионального этапа) этих состязаний. Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.
Для того чтобы определить актуальность введения проекта по повышению интереса к олимпиадам по истории и обществознанию в 2020-2021 учебном году мы обратились к статистическим данным участия в таких олимпиадах:
Учебный год | Предмет | Кол-во участников |
2020-2021 | История (5-11 кл.) | 23 |
Обществознание (5-11 кл.) | 36 | |
Право (9-11 кл.) | 8 |
Приведенные данные наглядно показывают нам низкий уровень заинтересованности у учащихся нашей школы в олимпиадах по истории и обществознанию. Таким образом, мы убедились, что проект по подготовке учащихся к олимпиадам является актуальным.
Цель проекта заключается в обеспечении оптимальных условий для выявления одаренных учащихся и стимулирования их интеллектуальной и познавательной деятельности для последующего участия в олимпиадах, конкурсах и конференциях.
Задачи проекта:
- Развитие познавательной активности учащихся
- Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла
- Выявление уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла
- Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления
- Формирование творческой активности обучающихся
- Развитие способности к нахождению аналогий
- Учить работать командой (группой)
- Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.
Используемые педагогические технологии:
1. Проблемное обучение. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.
2. Исследовательские и проектные технологии. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.
3. Личностно-ориентированный подход. На подготовительном этапе работы я разрабатываю задания и даю информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий.
Система подготовки участников олимпиад состоит из нескольких элементов:
— базовая школьная подготовка по предмету;
— подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (факультативы, элективы, индивидуальные и групповые дополнительные занятия);
— самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
— целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по предмету (проведение интенсивов и тренингов).
Формы работы:
- проведение групповых и индивидуальных занятий: выполнение заданий олимпиадного уровня прошлых лет, выполнение посильных заданий самостоятельно с последующей проверкой во внеурочное время.
- решение правовых, исторических, экономических задач;
- создание исследований и проектов на уроках и во внеурочное время (в рамках курса «Индивидуальный проект» либо самостоятельно): включение в проекты, разрабатываемые учениками, теоретических и практических моментов, необходимых для углублённого изучения истории и обществознанию (Приложение 1);
- совместные походы в музей, на концерты, выставки;
- чтение разнообразной литературы (научно-популярной, публицистической, художественной) и затем ее обсуждение;
Планируемые результаты:
- формирование системы работы с одаренными учащимися;
- формирование положительной мотивации к учению у учащихся;
- творческая самореализация учащихся;
- совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
Примерное календарно-тематическое планирование по подготовке к олимпиаде по истории
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | дата | |
По плану | фактически | |||
1 | Введение. Решение тестов по истории России | 1 | ||
2-3 | Знакомство с историческими терминами. Решение заданий с их использованием. | 2 | ||
4-5 | Портретная галерея. | 2 | ||
5-6 | Составление схем с использованием исторических терминов. | 2 | ||
7-8 | Составление схем разных типов, по истории | 2 | ||
9 | Знакомство с написанием исторического эссе. Анализ образцов. | 1 | ||
10 | Разбор структуры эссе. | 1 | ||
11-12 | Отработка умений по введению в эссе исторических терминов. | 2 | ||
13-14 | Правильность написания вступления и заключения в эссе. | 2 | ||
15-16 | Работа с историческими документами (анализ) | 2 | ||
17 | Решение заданий на соответствие фактов | 1 | ||
18 | Решение заданий по типу вставить пропущенные слова | 1 | ||
19 | Решение заданий по выявлению различных и общих признаков | 1 | ||
20 | Решение заданий на восстановление хронологии | 1 | ||
21-22 | Решение логических заданий | 2 | ||
23 | Решение олимпиадных работ различного уровня | 1 | ||
24-25 | Практическая работа. Решение заданий повышенной сложности | 2 |
Комплексным эффектом от реализации мероприятий явился значительный уровень познавательного и интеллектуального развития учащихся-участников олимпиад, овладение школьниками ключевыми компетенциями и метапредметными умениями, положительная динамика личностного роста. Количество участников олимпиад по истории, обществознанию и праву в нашей школе возросло, а также увеличилась результативность (возросло количество призеров и победителей). В таблице ниже представлены данные о количестве участников в олимпиадах на 2021-2022, 2022-2023 учебные годы.
Предмет | Количество участников | |
2021-2022 уч. год | 2022-2023 уч. год | |
История (5-11 кл.) | 33 | 50 |
Обществознание (5-11 кл.) | 57 | 58 |
Право (9-11 кл.) | 23 | 29 |
В ходе проекта автором был разработан список интернет-ресурсов и книг, полезных для подготовки к олимпиадам по истории, праву и обществознанию (Приложение 2)
На основе проведённых мероприятий и полученных результатов можно сделать вывод об актуальности, своевременности и эффективности реализации Проекта «Школа юного олимпиадника».
Приложения
Приложение 1
Перед Вами таблица с представлением проектов и исследований, которые проводились под руководством Косенко Е.В. в период 2014-2023 гг.
Год | Название исследования/проекта |
2014 | История развития костюма для фигурного катания |
2016 | Миссия «ЭкзоМарс» |
2017 | Исследование проб воды из водоемов п. Искателей |
2017 | Отражение повседневной действительности ненецкого народа в сказках и легендах |
2017 | Развитие политического абсентеизма в России и НАО на примере выборов федерального значения |
2018 | Наказы избирателей в истории НАО (1930-начало 1990-х гг.) |
2019 | Жизнь и деятельность Михаила Семеновича Ардалина (к 90-летию со дня рождения) |
2019 | Деятельность Нарьян-Марской нефтегазоразведочной экспедиции глубокого бурения № 5 и ее роль в развитии геологии НАО (к 45-летию поселка Искателей) |
2020 | Экскурсия по достопримечательностям поселка Искателей «Легенды Искателей» |
2020 | Краеведческая познавательная игра «НАОлото» |
2020 | Жизнь и деятельность Михаила Семеновича Ардалина (дополненное исследование) |
2020 | Создание театральной маски из папье-маше |
2020 | Школьное образование в Ненецком автономном округе: перспективы развития на примере «ГБОУ НАО СШ п. Искателей» |
2020 | Бактерии вокруг нас |
2021 | Макет Бородинской битвы |
2022/2023 | История Северного военизированного отряда на территории НАО |
2022/2023 | Овсянников О.В. и его вклад в археологическое изучение Заполярья |
2022/2023 | Экскурсия по достопримечательностям поселка Искателей «Легенды Искателей» (дополненная) |
2022/2023 | Подростковая преступность в Нарьян-Маре |
Приложение 2
Полезные ссылки, книги для подготовки к олимпиадам:
- История Книги
1) Верт Н. История советского государства. Современное исследование французского историка, посвященное XX веку в России. Всё изложено очень подробно и структурированно, что помогает разобраться даже в самых сложных хитросплетениях истории прошедшего столетия.
2) Александров В. Н. История русского искусства. Этот увесистый томик объединяет в себе отлично написанную фактологическую и теоретическую часть с качественными цветными иллюстрациями достаточно крупного размера. Такое сочетание позволяет наглядно познакомиться с памятниками культуры без отрыва от исторического контекста. 3) 10 лайфхаков по истории от трехкратного победителя всероссийской олимпиады →
4) Трехтомник по истории России под ред. Л. В. Милова (история России с древнейших времен до конца XVII в., история России XVIII-XIX веков, история России ХХ-начала XXI века). Фундаментальный труд многих ученых, который позволит вникнуть в суть процессов, происходящих в России на протяжении всей её истории. Книга дает читателю возможность перейти от простого перечисления фактов к их осмыслению, выявлению закономерностей и даже теоретическим обоснованиям. Очень важный труд для глубокого понимания истории России.
5) Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах. В этой книге максимально наглядно изложена информация об основных направлениях развития русской истории, фактах, явлениях и наиболее значимых личностях. Такой формат очень удобен для повторения и закрепления материала, а благодаря мягкой обложке и небольшому весу книгу удобно брать с собой куда бы то ни было.
- Аудио лекции, ссылки:
1) Аудио версия «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Такой вариант представления трудов Карамзина позволяет познакомиться с полным текстом произведения, и при этом даёт возможность усваивать информацию в любом месте и в любое время. Кроме того, подключается ассоциативная память: ваш мозг будет связывать услышанное с конкретным местом, в котором вы в тот момент находились. Такая связь зачастую помогает вспомнить нужную информацию быстрее.
2) Олимпиады по всем предметам https://easyen.ru/index/olimpiady_po_vsem_predmetam/0- 18?utm_source=file&utm_medium=olimpiady
4) Сайт московского центра Интернет-образования: проекты учащихся, конкурсы по истории, олимпиады http://som.fio.ru/items
5) Тренажер для подготовки к Олимпиаде http://www.abitura.com/tournaments/man/man_history.html
- Видеоматериалы:
1) Серия документальных фильмов «Великая Война». 18 серий, длительностью около 50 минут каждая, детально знакомят зрителя с ходом Великой Отечественной войны. В фильмах много отсылок к реальным документам, воспоминаниям очевидцев, присутствуют кадры из хроники того времени. Все боевые действия разбираются с привязкой к карте, что поможет подтянуть историческую географию.
2) Лекции Государственного Исторического музея. Видеолекторий – это серия роликов, посвященных не только историческим эпохам и государственным деятелям, но и уникальным экспонатам музея, которые являются прекрасным историческим источником. Знакомство с ними значительно расширит ваш исторический кругозор.
3) Лекторий «Исторические субботы» предоставляет возможность посетить очные лекции, расписание известно на месяц вперед, а ведут их выдающиеся исследователи и учёные.
4) Раздел «История» на портале Постнаука. Здесь вы найдете емкие видео-ролики по различными периодами российской истории. Очень удобно искать лекции от конкретных специалистов, так, например, Игорь Христофоров познакомит вас с особенностями отмены крепостного права в России, а Аркадий Тарасов расскажет о Средневековой Руси. Обратите внимание на раздел «Книги», где представлено множество подборок в стиле «5 книг о…».
5) Раздел «История России» на портале Arzamas. Курсы обычно сочетают в себе видеолекции, текстовые материалы и мини-тесты. Названия и темы курсов достаточно небанальны, затрагивают непривычные стороны истории. Отличная подача вкупе с интересным содержанием делают Arzamas золотой серединой между информативно полезным досугом и приятным процессом обучения.
Обществознание Книги:
1) Головня А. И., Чистяков Н. М. Теория государства и права. Краткий курс лекций, где авторы рассматривают вопросы теории государства и права с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной учебной практики.
2) Марченко М. Н. Теория государства и права. Учебник рассчитан на студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция». В нем рассматриваются вопросы, касающиеся государства и права переходного типа, принципа разделения властей, соотношения международного и национального права и другие.
3) Иванов С. И. Основы экономической теории. Учебник для учеников старших классов знакомит читателей с основами рыночной экономики.
4) Власьевич Ю. Е. Сборник задач по экономике. Учебное пособие. В нем можно найти тесты, упражнения, задачи по разделам «Общие проблемы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика». Подходит для самостоятельной работы, потому что к вопросам и задачам даются комментированные ответы и решения.
6) Видяпин В. И., Добрынина А. И. Учебник по экономической теории. В книге подробно рассмотрен процесс формирования рыночной экономики России.
7) Лейст О. Э. История политических и правовых учений. Автор описывает развитие и обоснование идей демократии и прав личности, рассматривает критику тоталитарных и деспотических режимов и проблемы соотношения социальных и общечеловеческих начал в учениях о праве и государстве.
8) Зотов А. Ф., Миронов В. В., Разин А. В. Философия. В учебнике хорошо описаны философские теории XX века, освещены основные разделы современного философского знания. Для тех, кто уже подумывает об аспирантуре, будет полезно почитать главы по философии науки и техники.
9) Школкина И. Н. Курс лекций по классической и неклассической философии. В нем вы найдете историю восточной, западной и русской философии с древнейших времен и до XX века включительно.
10) Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы. Подробно описаны структура и полномочия правоохранительных органов.
-Интернет-ресурсы:
1) Правовые материалы Консультант Плюс. Актуальные и востребованные документы по вопросам права.
2) ВОШ по обществоведению: https://olimpiada.ru/activity/85
3) Региональные этапы ВОШ https://olimpiada.ru/article/750
4) Курсы по философии: «Основы философии: о чём спорят философы сегодня» на «Курсере».
5) Федеральный портал «Российское образование». https://clck.yandex.ru/redir/
6) Задания школьного и муниципального этапов олимпиад разных лет https://clck.yandex.ru/redir/n
7) Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» http://ecsocman.hse.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Типология туризма во взаимосвязи с физической культурой при подготовке "олимпиадников"
Типология туризма во взаимосвязи с физической культурой при подготовке "олимпиадников"...
Современная подготовка юных спортсменов. Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов .
Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективнос...
Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные техники»
Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные т...
Сборник заданий для олимпиадников
Данный сборник составлен на основании заданий, которые предлагались автором - составителем для использования в разные годы на районном турнире смекалистых....
Как подготовить олимпиадника по информатике?
Данная статья содержит общие рекомендации при подготовке к ВОШ по информатике...
Как подготовить олимпиадника по информатике?
Данная статья содержит общие рекомендации и приемы при подготовке к ВсОШ по информатике...